Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления и задачи модернизации педагогического образования




1. Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов

1.1. Создание системы прогнозирования изменения потребности в педагогических кадрах с учетом имеющегося кадрового потенциала и перспектив развития системы образования.

1.2. Создание системы регулирования трудоустройства и закрепления выпускников вузов в общеобразовательных учреждениях.

1.3. Преодоление отставания материально-технической базы и ресурсно-информационного обеспечения педагогических образовательных учреждений от уровня современных требований.

1.4. Поддержка учебных и учебно-научных педагогических комплексов, обеспечивающих непрерывность педагогического образования.

1.5. Разработка системы взаимодействия государственных органов управления образованием и педагогических образовательных учреждений разного уровня внутри субъектов федерации и федеральных округов в целях обеспечения доступности и повышения качества педагогического образования.

1.6. Создание и внедрение современных средств контроля качества образования на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического образования.

1.7. Оптимизация структуры управления, в том числе в субъектах Российской Федерации, педагогическим образованием в целях эффективного решения задач модернизации образования.

1.8. Обеспечение мониторинга системы педагогического образования и хода ее модернизации.

2. Совершенствование содержания и форм подготовки педагогов

2.1. Приведение квалификационных требований к педагогическим работникам в соответствие с задачами модернизации образования.

2.2. Корректировка содержания подготовки учителей с учетом обновления содержания и технологий общего образования, в первую очередь по физической культуре, дисциплинам социально-гуманитарного блока, иностранному языку.

2.3. Корректировка содержания и форм подготовки учителей начальных классов с учетом вариативных программ и введения раннего изучения иностранного языка, информационных и коммуникационных технологий.
2.4. Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для обеспечения профильного обучения в старшей школе.

2.5. Обучение педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

2.6. Разработка системы подготовки кадров к педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде.

2.7. Разработка и апробация в образовательных учреждениях современных моделей практической подготовки студентов.

2.8. Обновление форм и методов подготовки студентов к реализации задач воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов.

2.9. Разработка подходов к теоретической и практической подготовке педагогических кадров для работы в малокомплектной сельской школе в условиях обновления структуры и содержания общего образования.

2.10. Разработка содержания дополнительного профессионального образования (стажировка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации), обеспечивающего включение действующих педагогических кадров в решении задач модернизации общего образования.

2.11. Разработка и реализация эффективных форм дополнительного профессионального образования, в том числе на основе интерактивных методов и обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

2.12. Разработка и апробация современного содержания и новых форм повышения квалификации работников педагогических образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в целях подготовки к решению задач модернизации образования.

3. Научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования

3.1. Обновление государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального педагогического образования с целью обеспечения преемственности уровней и ступеней образования и усиления его практической направленности.

3.2. Обновление Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего профессионального образования в части педагогического образования с учетом перспективных потребностей системы образования, общества и государства.

3.3. Уточнение перечня специализаций, профилей подготовки, магистерских программ и дополнительных профессиональных образовательных программ педагогического профиля, направленных на подготовку кадров для опережающего решения актуальных задач модернизации образования.

3.4. Разработка согласованных требований к содержанию и качеству психолого-педагогической и предметной подготовки с учетом специфики уровней и ступеней педагогического образования.

3.5. Проведение исследований для определения приоритетных научных направлений в педагогике, психологии и методиках преподавания предметов в целях координации научной работы и повышения эффективности использования научного потенциала системы педагогического образования.

3.6. Реализация мер по поддержке и стимулированию перспективных фундаментальных и прикладных научных исследований, развитию сложившихся научных школ и приоритетных научных направлений в системе педагогического образования.

3.7. Разработка и апробация новых методик практической подготовки педагогов по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности, социального сиротства, а также психолого-педагогической поддержки личности и семьи.

3.8. Усиление фундаментальной подготовки педагогов, формирование их способности к исследовательской деятельности в психолого-педагогической и предметной сфере.

3.9. Подготовка педагогов к использованию новых средств измерения качества обучения.

3.10. Разработка нового поколения учебников по психолого-педагогической и предметной подготовке для системы педагогического образования.

3.11. Создание федеральных комплектов учебно-методической литературы, в том числе на электронных носителях, для педагогических направлений и специальностей.

3.12. Создание комплекта программ и учебно-методических пособий для подготовки педагогов к решению задач воспитания.

3.13. Разработка учебно-методических комплектов для системы дополнительного профессионального образования, направленных на решение задач модернизации общего образования.

Эффективность педагогического образования сегодня существенно снижается из-за того, что остается нерешенным ряд проблем:

• недостаточная координация между объемом выпуска педагогов и потребностями общеобразовательной школы;

• несоответствие содержания и форм подготовки педагогов современным запросам школы, особенно в части психолого-педагогических дисциплин;

• недостаточная практическая подготовка выпускников;

• неготовность учителя к использованию в учебном процессе современных информационных коммуникационных технологий;

• неготовность педагогов к решению проблем внедрения изучения иностранных языков и информатики в начальной школе;

• низкий уровень готовности выпускников к обеспечению условий сохранения здоровья детей в школе;

• не налажена подготовка учителей для специфических условий сельской малокомплектной школы;

• недостаточная обеспеченность педагогических учебных заведений качественной учебной литературой и школьными учебниками;

• недостаточное обеспечение преемственности подготовки педагогов в высших и средних профессиональных педагогических учебных заведениях, отсутствие единства системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей;

• недостаточная ориентированность профессорско-преподавательского состава в проблемах модернизации образования в стране.

Требуется организовать переподготовку и повышение квалификации действующих учителей, а также профессорско-преподавательского состава педвузов в связи с введением профильного обучения в старших классах, новых предметов в начальной школе.

Особо отмечалась неотложная необходимость разработки комплекса мер, направленных на закрепление молодых учителей в школе, — повышение статуса профессии учителя, улучшение его материального положения.

Следует отметить, что в связи с реформированием образования остро встали проблемы кадрового обеспечения образовательных учреждений. Решение поставленных задач, в частности, введение профильного обучения на старшей ступени школы, изменение содержания социально-экономического, гуманитарного блока дисциплин, введение новых предметов в начальной школе, использование современных педагогических систем и технологий требует высококвалифицированных кадров, в связи с этим повышению квалификации и переподготовки кадров отводится особая роль.

Одной из важных задач реализации программы является обеспечение новых подходов к функционированию методических служб в муниципальных органах управления образованием субъектов Российской Федерации. В настоящее время создана рабочая группа по организационно-методическому и нормативно-правовому обеспечению функционирования методических служб в системе образования Российской Федерации.

Программой модернизации педагогического образования предусмотрено проведение комплекса мер для достижения следующих целей:

• углубления фундаментальной подготовки выпускников, формирования их способности к исследовательской деятельности, к работе в условиях реального многообразия программ и учебников, к решению задач профильного обучения;

• целевой подготовки педагогических кадров к решению задач воспитания, оказания психолого-педагогической поддержки личности и семьи;

• овладения современными формами и методами обучения, информационными и компьютерными технологиями, новыми методами оценивания результатов обучения;

• преодоления отставания материально-технической базы и ресурсного обеспечения педагогических учебных заведений от уровня современных требований; целевой поставки оборудования и компьютеров для педагогических учебных заведений;

• развития современных форм организации педагогической практики;

• подготовки специалистов к обучению младших школьников иностранному языку и компьютерным технологиям;

• подготовки специалистов к работе в сельских, в том числе малокомплектных школах;

• обеспечения образовательных учреждений учебниками и учебными пособиями нового поколения, в том числе полным комплектом учебно-методической литературы, использующейся в школе;

• обновления перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего профессионального образования, профессиональных образовательных программ дополнительного образования в области педагогического образования;

• корректировки государственных образовательных стандартов и примерных программ психолого-педагогической и предметной подготовки педагогов;

• обеспечения эффективности и современного качества переподготовки и повышения квалификации работающих учителей, профессорско-преподавательского состава педагогических и профессионально-педагогических вузов, училищ и колледжей и профессиональной деятельности в условиях модернизации образования;

• создания системы долгосрочного прогнозирования изменения потребности в педагогических кадрах с учетом кадрового резерва и перспектив развития общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...