Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интерпретация результатов теста — средние данные по возрастным группам (цит. по Я. Воробейник, 2004)




 

  Возраст, лет  
устойчивости От 18 до 29 От 30 до 44 От 45 до 54 От 55 до 64
Отлично 0,5 2,0 1,8 1,3
Хорошо 6,8 6,0 5,7 5,2
Удовлетворитель­но (по Коухену) 14,2 13,0 12,6 11,9
Плохо 24,2 23,3 22,6 21,9
Очень плохо 34,2 33,0 23,3 31,8

2. Как изменился уровень вашего постоянного стресса за последние три месяца учебы? (Отметьте V.)

 

Значительно уменьшился Незначительно уменьшился Не изме­нился Незначительно возрос Значительно увеличился

3. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой? (Оцените по 10-балльной шкале признаки.)

3.1. Ощущение беспомощности, невозможности справиться с про­
блемами. _

3.2. Невозможность избавиться от посторонних мыслей. _

3.3. Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внима­
ния. _

3.4. Раздражительность, обидчивость. _

3.5. Плохое настроение, депрессия. _

1 Авторская разработка.


208 Приложения


Приложение 1. Тесты 209


 


Краткие сведения о себе: Ф. И. О. Пол

3.6. Страх, тревога. _

3.7. Потеря уверенности, снижение самооценки. _

3.8. Спешка, ощущение постоянной нехватки времени. _

3.9. Плохой сон. _

 

3.10. Нарушение социальных контактов, проблемы в общении.

3.11. Учащенное сердцебиение, боли в сердце. _

3.12. Затрудненное дыхание. _

3.13. Проблемы с желудочно-кишечным трактом. _

 

3.14. Напряжение или дрожание мышц. _

3.15. Головные боли. _

3.16. Низкая работоспособность, повышенная утомляемость.

3.17. Иное (напишите сами и оцените):__________________

4. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (Отметьте V.) ^ алкоголь; _ 4- сигареты; _ •Ф- наркотики; _ 4* телевизор; _

•Ф- вкусная еда; _

^ перерыв в работе или учебе; _

4- сон; _

А общение с друзьями или любимым человеком; _

^ поддержка или совет родителей; _

•Ф- секс; _

•Ф- прогулки на свежем воздухе; _

•Ф- хобби; _

«Ф- физическая активность;

•Ф- иное:______________________________________.

5. Насколько сильно вы волнуетесь перед экзаменами (оцените по
10-балльной системе)? _

6. Какие признаки экзаменационного стресса вы отмечали у себя?
(Отметьте V.)

 

6.1. Учащенное сердцебиение. _

6.2. Сухость во рту. _

6.3. Затрудненное дыхание. _


 

6.4. Скованность, дрожание мышц.

6.5. Головные или иные боли. _

6.6. Иное (напишите, что):_______

7. Как вы снимаете предэкзаменационное волнение?
7.1.

7.2. 7.3.

Возраст (лет)
. Курс

Факультет

Результаты теста

(По данным анализа студентов 1-3 курса гуманитарных направле­ний.)

 

№ п/п Среднее значение № п/п Среднее значение № п/п Среднее значение № п/п Среднее значение
1.1 4,8 1.9 2,7 3.1 4,0 3.9 3,9
1.2 3,4 1.10 3,1 3.2 4,7 3.10 2,6
1.3 4,1 1.11 з;з 3.3 3,8 3.11 2,6
1.4 5,0 1.12 2,5 3.4 3,5 3.12 2,1
1.5 5,0 1.13 3,3 3.5 4,4 3.13 3,2
1.6 3,4 1.14 3,6 3.6 3,8 3.14 2,8
1.7 3,6 1.15 5,3 3.7 2,9 3.15 4,9
1.8 3,6     3.8 4,5 3.16 5,0

Средний показатель экзаменационного волнения (п. 5) — 6,0 ± 0,35 балла.

Умеете ли вы быть счастливым?1

У каждого в жизни есть моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, ина­че и быть не может... И все же тайно завидуешь людям, которые, по

Источник: Антистрессовая защита. Воронеж, 1999.


210 Приложения


Приложение 1. Тесты 211


 


 


крайней мере внешне, всегда выглядят довольными собой и не рас­страиваются по пустякам.

А к какой категории людей принадлежите вы? Умеете ли быть счастливым?

На каждый вопрос выберите один из трех ответов.

1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью, приходите ли
вы к выводу, что:

а) все было скорее плохо, чем хорошо;

б) было скорее хорошо, чем плохо;

в) все было отлично.

2. В конце дня обыкновенно:

а) недовольны собой;

б) считаете, что день мог бы пройти и лучше;

в) отходите ко сну с чувством удовлетворения.

3. Когда смотрите в зеркало, думаете:

а) «О, Боже, время беспощадно!»;

б) «А что, совсем еще неплохо!»;

в) «Все прекрасно!»

4. Если узнаете о крупном выигрыше кого-то из знакомых, думаете:

а) «Ну мне-то никогда не повезет!»;

б) «А, черт! Почему же не я?»;

в) «Однажды так повезет и мне!»

5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком-либо происше­
ствии, говорите себе:

а) «Вот так однажды будет и со мной!»;

б) «К счастью, меня эта беда миновала!»;

в) «Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!» и начинаете
думать о чем-то хорошем.

6. Когда пробуждаетесь утром, чаще всего:

а) ни о чем не хочется думать;

б) взвешиваете, что день грядущий вам готовит;

в) довольны, что начался новый день, и ожидаете от жизни прият­
ных сюрпризов.

7. Думаете о ваших приятелях:


а) «Они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы»;

б) «Конечно, у них есть недостатки, но в целом они вполне тер­
пимы»;

в) «Прекрасные люди!»

8. Сравнивая себя с другими, находите, что:
а «Меня недооценивают»;

б) «Я не хуже остальных»;

в) «Я замечательный человек!»

9. Если ваш вес увеличился на три-четыре килограмма:

а) впадаете в панику;

б) считаете, что в этом нет ничего особенного;

в) тут же переходите на диету и усиленно занимаетесь физиче­
скими упражнениями.

10. Если вы угнетены:

а) клянете судьбу;

б) знаете, что плохое настроение пройдет;

в) стараетесь развлечься.

Каждый ответ: а — 0 очков; 6 — 1 очко; в — 2 очка.

Интерпретация

17-20 очков. Вы достаточно счастливый человек, что прямо не ве­рится, что такое возможно! Радуетесь жизни, не обращаете вни­мания на неприятности и житейские невзгоды. Человек вы жиз­нерадостный, нравитесь окружающим своим оптимизмом, но... не слишком ли поверхностно и легковесно относитесь ко всему про­исходящему? Может быть, немного трезвости и скепсиса вам не повредят?

13-16 очков. Наверное, вы «оптимально» счастливый человек, и ра­дости в вашей жизни явно больше, чем печали. Вы храбры, хлад­нокровны, у вас трезвый склад ума и легкий характер. Не пани­куете, сталкиваясь с трудностями, трезво и& оцениваете. Окружа­ющим с вами удобно. Вам можно позавидовать!

8-12 очков. Счастье и несчастье для вас выражаются известной фор­мулой «50/50». Если хотите склонить чашу весов в свою пользу, старайтесь не пасовать перед трудностями, встречайте их стоиче­ски, опирайтесь на друзей, не оставляйте их в беде.


212 Приложения


Приложение 1. Тесты 213


 


0-7 очков. Вы привыкли смотреть на все сквозь черные очки, счита­ете, что судьба уготовила вам участь человека невезучего, и даже иногда бравируете этим. А стоит ли? Старайтесь больше времени проводить в обществе веселых, оптимистически настроенных лю­дей. Добавьте ярких красок и положительных эмоций в свою жизнь. Она дана вам на время, проведите ее так, чтобы вам можно было позавидовать! Это зависит только от вас.

Шкала саллооиенки тревоги Иунга1

Шкала самооценки тревоги, разработанная Цунгом, является инстру­ментом для измерения стрессоустойчивости и тревоги.

Пять пунктов оценивают аффективные симптомы, остальные 15 -соматические.

 

        Значи- Большую
№ п/п   Очень редко Редко тельную часть часть вре­мени или
        времени постоянно
  Чувствую себя более нервным        
  и тревожным, чем обычно        
  Испытываю чувство страха со-        
  вершенно без причины        
  Легко огорчаюсь или впадаю        
  в панику        
  У меня ошушение, что я не могу.        
  собраться и взять себя в руки        
  У меня ошушение полного бла-        
  гополучия, я чувствую, что со        
  мной не случится ничего плохого        
  Мои руки и ноги дрожат и тря-        
  сутся        
  У меня бывают головные боли,        
  боли в шее и спине        
  Чувствую разбитость и быстро     3.  
  устаю        

Г. Нош погта! 1§ апх1е1;у? СиггеШ; сопсер1;5 (героП). КаЬтагоо, М1:11р]оЬп Сот-рапу, 1980.


 

        Значи- Большую
  Очень Редко тельную часть вре-
п/п   редко   часть мени или
        времени постоянно
  Я спокоен, могу сидеть спо-        
  койно без особых усилий        
  У меня бывает ошушение уча-        
  щенного сердиебиения        
  У меня бывают приступы голо-        
  вокружения        
  У меня бывают приступы сла-        
  бости        
  Я дышу свободно        
  Ошушение онемения и покалы-        
  вания в пальцах рук и ног        
  Боли в желудке и диспепсиче-        
  ские расстройства        
  Частые позывы на мочеиспус-        
  кание        
  Мои руки обычно сухие и теп-        
  лые        
  Мое лицо горит и краснеет        
  Я легко засыпаю и сплю глубо-        
  ким и освежаюшим сном        
  Меня мучают ночные кошмары        

Ниже приводятся средние показатели тревожности по шкале са­мооценки Цунга у здоровых людей и в группах пациентов с соматиче­скими и невротическими расстройствами.

 

Группа испытуемых Тревожность по шкале Иунга
Группа здоровых испытуемых 31,1 ±1,3
Больные невротическими расстройствами 51,5±1,7
Больные с соматической патологией 41,5±1,0

 


214 Приложения


Приложение 1. Тесты 215


 


Тест личностной тревожности (Спилбергера)1

Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и выберите соответствующую цифру справа в зависи­мости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

 

№ п/п Предложения Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
  Я испытываю удовлетворение        
  Я быстро устаю        
  Я легко могу заплакать        
  Я хотел бы быть таким же счаст­ливым, как и другие        
  Бывает, что я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решение        
  Я чувствую себя бодрым        
  Я спокоен, хладнокровен и соб­ран        
  Ожидание трудностей очень тре­вожит меня        
  Я слишком переживаю из-за пус­тяков        
  Я вполне счастлив        
  Я принимаю все близко к сердцу        
  Мне не хватает уверенности в себе        
  Я чувствую себя в безопасности        
  Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей        
  У меня бывает хандра        
  Я бываю доволен        
  Всякие пустяки отвлекают и вол­нуют меня        

 

 

№ п/п Предложения Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
  Я так сильно переживаю свои        
  разочарования, что потом не мо-        
  гу о них забыть        
  Я уравновешенный человек        
  Меня охватывает сильное беспо-        
  койство, когда я думаю о своих        
  делах и заботах.        

Подсчет количества балов производится следующим образом.

Из суммы ответов на вопросы 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20 вычитается сумма ответов на вопросы 1, 6, 7, 10, 13, 16,19. К получен­ной разности прибавляется цифра 35.

Считается, что суммарный результат по шкале Спилбергера пока­зывает: до 35 баллов — низкий уровень тревожности; от 35 до 55 бал­лов — средний уровень тревожности; свыше 55 баллов — высокий уро­вень тревожности. У мужчин средние показатели личностной тревож­ности меньше, чем у женщин (37,7 ± 1,3 и 43,1 ± 1,2 соответственно).

Средние показатели личностной тревожности по Спилбергеру в группах пациентов с соматическими и невротическими расстройства­ми составляли:

 

Группа испытуемых Личностная тревожность
Больные невротическими расстройствами 58,513,1
Больные с соматической патологией 52,9 ±1,6
Группа здоровых испытуемых (контроль) 46,2 ±1,4

Опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС)1

Инструкция. Внимательно прочитайте вопросы. При положительном ответе на вопрос попытайтесь оценить интенсивность возникающей эмоции по 10-балльной шкале. При отрицательном ответе обведите цифру «1».


 


1 Источник: Марищук В. Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. М, 1984.


1 Источник: Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И. Психофизиологические и клинические ас­пекты страха, тревоги и фобий. Воронеж, 1998.


216 Приложения


Приложение 1. Тесты 217


 


 


1. Можно ли сказать, что некоторые животные (например, пауки,
змеи) вызывают у вас беспокойство?

123456789 10

2. Боитесь ли вы темноты?

123456789 10

3. Беспокоит ли вас возможность болезненных изменений в вашем
психическом состоянии?

123456789 10

4. Насколько сильно вас беспокоит возможность болезни близких
людей?

123456789 10

5. Боитесь ли вы оказаться жертвой преступного нападения на город-

ских улицах?

123456789 10

6. Испытываете ли вы неприятные ощущения (учащение дыхания,
сердцебиения и пр.) во время вызова на «ковер» к начальству?

123456789 10

7. Страшат ли вас возможные изменения в личной жизни (ухудше­
ние взаимоотношений с близким человеком, неверность супруга,
развод и т. п.), которые могут произойти в будущем?

123456789 10

8. Знаком ли вам страх ответственности (принятия ответственных
решений)?

123456789 10

9. Пугает ли вас перспектива неизбежной старости?

123456789 10

10. Возникает ли у вас чувство страха при нарушении ритма сердца
или болевых ощущениях в нем?

123456789 10

11. Насколько вас страшит перспектива бедности?

123456789 10

12. Пугает ли вас неопределенность будущего?

123456789 10

13. Испытываете ли вы страх сильной физической боли?

123456789 10


14. Тревожит ли вас возможность войны?

123456789 10

15. Часто ли посещает вас страх смерти?

123456789 10

16. Возникают ли у вас неприятные ощущения, когда вы находитесь
в замкнутых пространствах (лифт, закрытая комната)?

123456789 10

17. Боитесь ли вы высоты?

123 4 56789 10

18. Боитесь ли вы глубины?

123456789 10

19. Боитесь ли вы, что в случае болезни близких людей в вашей жиз­
ни произойдут неблагоприятные изменения?

20. Испытываете ли вы повторяющийся страх заболеть каким-либо
заболеванием?

123456789 10

21. Испытываете ли вы какие-либо страхи, связанные с половой
функцией?

123456789 10

22. Знаком ли вам страх самоубийства?

123456789 10

23. Испытываете ли вы страх перед публичными выступлениями?

123456789 10

24. Посещает ли вас чувство тревоги из-за агрессивного поведения по
отношению к своим близким (желания избить, нанести поврежде­
ния, убить и т. п.)?

123456789 10

Интерпретация

Результаты теста оцениваются как по отдельным шкалам, так и по сумме всех набранных баллов по 24 шкалам (интегральный показа­тель страхов личности).

Выраженность страхов, определяемая по опроснику ОАС.


218 Приложения


 


Приложение 1. Тесты 219


 


 

№ п/п Содержание страха Среднее значение Ранг страха
  Страх пауков и змей 4,85±0,19  
  Страх темноты 2,87±0,15  
  Страх сумасшествия 4,1010,21  
  Страх болезни близких людей 7,5610,15  
  Страх преступности 5,07±0,20  
  Страх начальства 4,68±0,17  
  Страх изменений в личной жизни 4,70±0,20  
  Страх ответственности 4,15±0,16  
  Страх старости 4,2010,21  
  Страх за сердие 4,70±0,18  
  Страх бедности 5,00±0,21  
  Страх перед будущим 5,11±0,16  
  Страх физической боли 4,93±0,19  
  Страх войны 5,57±0,22  
  Страх смерти 3,04±0,17  
  Боязнь замкнутых пространств 2,47±0,15  
  Страх высоты 3,92±0,18  
  Страх глубины 3,73±0,19  
  Страх перед негативными последствиями болезней близких людей 6,43±0,22  
  Страх заболеть каким-либо заболеванием 4,2310,20  
  Страхи, связанные с половой функцией 2,49±0,14  
  Страх самоубийства 1,89±0,13  
  Страх перед публичными выступлениями 4,21 ±0,1 7  
  Страх агрессии по отношению к близким 3,33±0,19  

В группе здоровых испытуемых средний интегральный показа­тель страхов (ИПС), вычисляемый по опроснику ОАО, для мужчин равнялся 77,9±4,7 балла, для женщин — 104,0±2,5 балла (р<0,001).

Тест на профессиональный стресс1

1. Какой характер носят большинство ваших проблем? (Оцените каждый раздел по 10-бальной шкале.)

 

а) Объективный (внешний по отноше­нию к фирме) Источник стресса — плохие законы, чинов­ники, конкуренты, на­логовая инспекция и пр. б) Внутрифирменный Источник проблем — руководители, подчи­ненные, коллеги, ста­рое оборудование, недостаток финансо­вых средств и пр. в) Психологический (субъективный) Чаше всего источник стресса заключен в моем отношении к проблемам или связан с трудностью их успешного разрешения.
баллов баллов баллов

2. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последний год? (Отметьте V.)

 

Значительно уменьшился Незначительно уменьшился Не изме­нился Незначитель­но возрос Значительно увеличился

3. Владеете ли вы какими-то специальными приемами снятия стрес­сов (аутотренингом, медитацией, дыхательными упражнениями, мышечной релаксацией)?

 

Да, владею Немного умею Нет Нет, но хотел (а) бы научиться

4. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (Отметьте V.)

^ сон,

•Ф- общение с друзьями,

^ общение с членами семьи,

•Ф- алкоголь,

<> курение,

4* еда,

•Ф- перерыв в работе,

1 Авторская разработка.


220 Приложения


Приложение 1. Тесты 221


 


<> секс,

«Ф- хобби (уточните, какое:______________________________

•Ф- физическая активность (уточните, какая:_________

•Ф- иное_____________________________________.

5. Как ваш организм чаще реагирует на стрессы? (Отметьте V.)

•Ф- головной болью, повышением артериального давления, сердце­биением;

4- мышечным напряжением; •Ф- затрудненностью дыхания;

-Ф* нарушением нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта;

•Ф- расстройством сна и нервной системы;

•Ф- эмоциональными срывами (депрессией, ощущением безнадеж­ности, раздражительностью, гневом и пр.); •Ф- упадком сил, потерей энергии, апатией;

«Ф- снижением защитных сил организма, частыми простудными заболеваниями.

6. Каковы, на ваш взгляд, основные источники стресса, связанного
с «человеческим фактором» в вашей работе? (Оцените стресс по
10-балльной шкале.) Если какой-то фактор отсутствует, поставьте
прочерк.

 

№п/п Стресс-факторы Уровень стресса
  Подчиненные (если есть)  
  Руководство (если есть)  
  Партнеры  
  Конкуренты  
  Клиенты  
  Чиновники  
  Проверяющие органы  

7. Как бы вы могли оценить вклад отдельных источников стресса в общую картину? (Оцените каждый по 10-балльной системе.)

7.1. Проблемы, постоянно возникающие в процессе работы. _

7.2. Сложность и противоречивость законодательства и норма­
тивных инструкций. _


Низкая мотивация сотрудников, их незаинтересованность в конечном результате. _

Отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами, кон­фликты с ними. _

Трудновыполнимое желание держать под контролем ситуа­цию в своем подразделении. _

Непредсказуемость ценовой политики конкурентов, их жест­кие действия на рынке. _ Собственные ошибки и просчеты в работе. _ Нехватка времени. _

Необоснованные требования со стороны чиновников и про­веряющих организаций. _

Несоответствие между затраченными усилиями и реальны­ми результатами. _ I у вас есть руководитель):

Отсутствие должного внимания к нуждам подразделения со стороны руководства. _

Чрезмерный контроль со стороны руководства, необосно­ванное вмешательство в работу. _

 

Совсем не влияют Влияют незначительно Существенно влияют Очень сильно влияют

Краткие сведения о себе:

Пол _ _ Возраст (лет) _ _ Специальность (профессия)______

Стаж работы______

Результаты теста

(По данным анализа факторов стресса у экономистов и бухгалтеров.)

 

№п/п Среднее значение №п/п Среднее значение №п/п Среднее значение
3,8 6.6 5,1 7.7 5,4
  5,7 6.7 5,2 7.8 7,3
4,9 7.1 5,8 7.9 5,9

Продолжение


222 ПриложенияПриложения


Приложение 1. Тесты 223


 


(Окончание)

 

№п/п Среднее значение №п/п Среднее значение №п/п Среднее значение
6.1 2,1 7.2 4,7 7.10 6,0
6.2 6,4 7.3 5,4 7.11 5,1
6.3 3,5 7.4 5,5 7.12 5,8
6.4 5,0 7.5 4,8    
6.5 4,6 7.6 5,3    

Причины стресса в вашей работе1

Тест-вопросник состоит из 26 пунктов, касающихся отдельных сто­рон работы, а также некоторых жизненных ситуаций. Описанные си­туации могут беспокоить вас: редко, иногда, часто. Выберите из трех только один ответ, с которым вы больше согласны. Отметьте свой вы­бор в графе.

 

 

 

№ п/п Ситуации Это беспокоит меня
редко иногда часто
  Значительное превышение обязанностей над правами      
  Ошибки подчиненных и коллег в работе      
  Отсутствие должного внимания к нуждам подразделения со стороны руководящих ин­станций      
  Отсутствие рабочих нормативных докумен­тов. Нечеткие инструкции      
  Слабая техническая база. Отказы оборудова­ния      
  Семейная и бытовая неустроенность      
  Собственные ошибки и просчеты в работе      
  Несправедливость, некорректное отношение со стороны начальника      

1 Источник: Основы эффективного руководства. М., 2000.


 

 

 

№ п/п Ситуации Это беспокоит меня
редко иногда часто
  Низкий уровень знаний, необходимость обу­чения      
  Вызовы к начальству и в вышестоящие ин-станиии      
  Отсутствие в работе действенных материаль­ных стимулов      
  Дополнительная нагрузка, несоответствие выполняемых работ должностным обязанно­стям      
  Постоянные изменения инструший, указа­ний      
  Нарушение трудовой дисциплины сотрудни­ками (коллегами)      
  Халатное отношение сотрудников к своим обязанностям      
  Постановка начальником трудновыполнимых задач      
  Напряженные отношения в коллективе      
  Необходимость отвлекаться и помогать кол­легам. Выполнять их работу      
  Некомпетентность руководителя подразделе­ния      
  Отсутствие нормальных условий, необходи­мых для хорошей работы      
  Плохое делопроизводство, лишняя работа с бумагами      
  Неупорядоченность рабочего дня      
  Низкая зарплата      
  Бытовая неустроенность. Необходимость на работе думать о домашних делах      
  Личный конфликт или напряженность отно­шений с руководителем подразделения      
  Неадекватные реакиии коллег на рабочие указания      

224 Приложения


Приложение 1. Тесты 225


 


Расчет суммарного балла. Сумма ответов «редко»; плюс сумма ответов «иногда», умноженная на 2; плюс сумма ответов «часто», ум­ноженная на 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...