Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели тормозной динамичности




Оценочными показателями тормозной динамичности автомобиля служат среднее замедление за период полного торможения и путь автомобиля от начала воздействия водителя на орган управления до остановки, т. е. за время , где – время срабатывания тормозной системы; – время нарастания замедления; – интервал времени, в котором замедление постоянно. Для получения сравнимых результатов эти показатели определяют применительно к экстренному торможению автомобиля на горизонтальной дороге с сухим твердым и ровным покрытием.

Продолжительность периода (см. рисунок 2.1) от начала торможения автомобиля до блокировки задней оси определяется:

(2.1)

где - скорости нарастания тормозных сил, Н/с

Замедление в этом периоде изменяется прямо пропорционально времени

(2.2)

где - масса автомобиля, кг

В конце периода при замедление

(2.3)

Рисунок 2.1 – Тормозная диаграмма автомобиля

Интегрируя выражение (2.2), получаем значения скорости и пути автомобиля в конце первого периода (при ):

(2.4)

(2.5)

где – начальная скорость автомобиля;

- коэффициент, учитывающий скорость нарастания тормозных сил

(2.6)

В большинстве случаев последним членом в формуле (2.5) можно пренебречь, тогда,

(2.7)

Продолжительность периода находим из условия равенства касательной реакции , силе сцепления :

(2.8)

Замедление после начала блокировки колес заднего моста изменяется с течением времени:

(2.9)

где ;

.

Интегрирование этой формулы даёт следующие значения скорости пути для момента блокировки колес переднего моста (при ):

; (2.10)

(2.11)

Пренебрегая последним членом в формуле (2.11) вследствие его малой величины, получаем выражение для пути

. (2.12)

В заключительном периоде торможения, когда колеса обоих мостов заблокированы, сила инерции

, (2.13)

а замедление

. (2.14)

Следовательно, при , замедление в этом периоде также постоянно. Автомобиль движется равнозамедленно, и его скорость равномерно падает от , до нуля:

. (2.15)

Продолжительность третьего периода (при )

. (2.16)

Таким образом, время от начала воздействия водителя на орган управления до остановки автомобиля (время торможения)

. (2.17)

Время от начала возникновения опасной обстановки до остановки автомобиля (остановочное время)

(2.18)

Перемещение автомобиля за время

(2.19)

Тормозной путь автомобиля

(2.20)

где - перемещение автомобиля за время ;

- перемещение автомобиля за время .

Остановочный путь автомобиля

(2.21)

где — перемещение автомобиля за время реакции водителя .

Если у автомобиля блокируются только колеса заднего моста и мощность тормозных механизмов недостаточна для доведения передних колес до юза, то справедливы выражения (2.2)–(2.7) и (2.9)–(2.12). Однако время следует определять не по формуле (2.9), а по выражению:

(2.22)

Замедление на третьем этапе в этом случае

. (2.23)

Величина замедления, определенная по последней формуле, меньше вычисленной по выражению (2.14).

Полученные формулы дают возможность определять скорость, замедление и путь автомобиля в любой момент торможения.

Если известны , и , то тормозной путь можно рассчитать следующим образом.

Предположим, что в течение времени автомобиль движется равнозамедленно с замедлением, равным 0,5 , и найдем скорость, соответствующую началу замедления:

(2.24)

Перемещение автомобиля за время

(2.25)

Перемещение автомобиля за время

(2.26)

Следовательно, полный тормозной путь

(2.27)

Остановочный путь автомобиля

(2.28)

При полном использовании сцепления с дорогой всеми колесами автомобиля замедление определяют по формуле (2.14), тогда остановочный путь

(2.29)

Как указывалось выше, у многих автомобилей достичь одновременной блокировки всех колес не удается как по причинам конструктивного характера, так и вследствие ухудшения эффективности тормозной системы и шин в процессе эксплуатации. Поэтому для приближения результатов расчета к фактическим данным в формулы вводят поправочный коэффициент эффективности торможения. Примерные значения его для сухого асфальто- или цементобетонного покрытия ( = 0,7) даны в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Коэффициент эффективности торможения

Автомобили Без нагрузки С полной нагрузкой
Легковые 1,1 - 1,15 1,15 - 1,2
Грузовые с максимальной массой до 10 т и автобусы длиной до 7,5 м   1,1 - 1,3   1,5 - 1,6
Грузовые с максимальной массой свыше 10 т и автобусы длиной более 7,5 м   1,4 - 1,6   1,6 - 1,8

С учетом коэффициента формулы для замедления, остановочного времени и остановочного пути приобретают следующий вид:

(2.30)

(2.31)

(2.32)

При малом коэффициенте сцепления величина тормозных сил у любого автомобиля достаточна для доведения всех колес до скольжения. Поэтому при следует принимать = 1 для автомобилей всех типов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...