Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функционально-смысловые типы речи




В зависимости от целей монологического высказывания, способа изложения содержания выделяют такие функционально-смысловые типы речи, как описание, повествование, рассуждение. Первые два типа речи предполагают соотношение с миром «вещей» — предметов, последний — с миром понятий, суждений.

Описание

Описание — это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата). Данный тип речи служит для воссоздания мира предметов и установления связей между ними.

Структурную схему описания можно представить следующим образом:

Описание - признак1 + признак2 + признак3...

Цель описания — создать в представлении читателя целостную картину, зафиксировать характерные признаки предмета или лица. В логическом плане описать предмет или явление — значит перечислить его признаки, поэтому для описания важны слова, обозначающие качества, свойства предметов. Перечислять признаки можно в разной последовательности в зависимости от цели высказывания.

Типичная композиция текстов-описаний включает:

· общее представление о предмете;

· отдельные признаки предмета;

· авторскую оценку, вывод, заключение.

Способ связи предложений в тексте – параллельная связь. Первое предложение содержит тему, следующие обозначают признак, свойство предмета речи, характеризуют какую-либо деталь общей картины.

Специфическая особенность описания как типа речи — статичное расположение предметов на одной плоскости, указание на ряд признаков предметов, отнесенных к определенному моменту речи.

С точки зрения объекта описания выделяют следующие типы:

· бытовое,

· портретное,

· интерьерное,

· пейзажное,

· научно-техническое,

· описание положения дел.

Глаголы в описании используются обычно в форме несовершенного вида настоящего и прошедшего времени, характерны составные именные сказуемые. Средства создания цельности и связности текста – однокоренные слова и лексический повтор. Преимущественно используются прилагательные и существительные с оценочным значением. Изобразительно-выразительные средства используются чаще, чем в других типах текстов.

Описание может быть представлено серией назывных предложений.

Итак, описание можно охарактеризовать как некую модель монологического сообщения в виде перечисления признаков предмета (в широком понимании).

Например:

«К западу помещался сплошной лучезарный гарем садовых красавиц. Он сиял и рдел под бросаемыми искоса взглядами солнца и прямо-таки смеялся цветами. Короткая, упругая, ароматная трава пестрела асфоделиями. Было что-то от Востока в очертаниях и листве деревьев – гибких, веселых, прямых, ярких, стройных и грациозных, с корою гладкой, глянцевитой и пестрой. Все как бы пронизывало ощущение полноты жизни и радости; и хотя с небес не слетало ни дуновения, но все колыхалось – всюду порхали бабочки, подобные крылатым тюльпанам.

Другую, восточную часть острова окутывала чернейшая тень. Там царил суровый, но прекрасный и покойный сумрак. Все деревья были темного цвета; они печально клонились, свиваясь в мрачные, торжественные и призрачные очертания, наводящие на мысли о смертельной скорби и безвременной кончине. Трава была темна, словно хвоя кипариса, и никла в бессилии; там и сям среди нее виднелись маленькие неказистые бугорки, низкие, узкие и не очень длинные, похожие на могилы, хотя и не могилы, и поросшие рутом и розмарином. Тень от деревьев тяжко ложилась на воду, как бы погружаясь на дно и пропитывая мраком ее глубины». (Э. По)

Описания стилистически неоднородны. Наибольшие различия обнаруживаются между описанием художественным и научным. Стиль описания не зависит от объекта описания. Любой предмет можно описывать по-разному в зависимости от цели.

Например, художественное описание:

«Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца». (А.И. Куприн)

научное описание:

«Рассвет – 1. Время суток перед восходом солнца. 2. Окраска, освещение неба над горизонтом в это время суток. 3. Книжн. чего Начало, ранний период чего-либо»

(Толково-энциклопедический словарь)

 

Повествование

Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий; оно раскрывает связанные между собой явления, действия, происходившие в виде некой цепочки событий в прошлом.

Структурную схему повествования можно представить следующим образом:

Повествования = событие' + событие2 + событие..

Типичная композиция повествовательных текстов включает:

· завязку (начало событий);

· развитие действия;

· кульминацию;

· развязку (итог событий).

Последовательность действий, событий передается с помощью глаголов прошедшего времени совершенного вида – именно они позволяют называть последовательные действия. Однако чтобы придать тексту выразительность, в ряду с этими формами могут употребляться глаголы прошедшего времени, подчёркивая длительность действия в сочетании со словом «долго». Глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя (слушателя). Формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают подчеркнуть стремительность, неожиданность того или иного действия. Обычно предложения в повествовании не бывают длинными, не имеют сложной структуры. Отдельные предложения в повествовании связаны цепной связью. В повествовании соблюдается определенный порядок слов в предложении (его так и называют — повествовательным), когда сказуемое стоит после подлежащего и служит цели изображения последовательности действий. Глаголы-сказуемые обычно обозначают конкретное действие.

Повествовательный текст бывает в форме разговорного и художественного стилей.

Например:

«Но еще не успели раздаться аплодисменты, как произошло нечто невероятное, потрясающее. Часы вдруг выскользнули из поднятой руки педагога и с металлическим грохотом провалились в урну.

В тот же момент машина зашипела и защелкала. Подножка вывернулась кверху, скамейка быстро качнулась вверх и вниз, блеснула сталь сомкнувшихся рычагов, мелькнули в воздухе фалды форменного фрака, и вслед за отчетливым, резким ударом по зале пронесся дикий вопль изобретателя». (А.И. Куприн)

В данном примере рассказ представлен в виде цепочки последовательно сменяющих друг друга событий. Развертывание этой событийной цепочки осуществляется прежде всего за счет использования глаголов совершенного вида, обозначающих конкретные действия (аплодисменты не успели разразиться; невероятное произошло; часы выскользнули, провалились; машина зашипела и защелкала; подножка вывернулась и т.д. ). Порядок слов в данном отрывке (следование сказуемого за подлежащим) — повествовательный.

Рассуждение

Рассуждение это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли.

Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете, объекте, поскольку целью рассуждения является углубление наших знаний об окружающем мире.

Цель рассуждения – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть (представить читающему) причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение. Особенность рассуждения как типа текста заключается в том, что в нем используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения.

Рассмотрим основные правила построения рассуждений.

Рассуждение должно содержать: посылку (точно сформулированную основную мысль), основную часть (умозаключения, которые отражают ход мыслей, приводящий к новому суждению) и вывод (который должен соотноситься с посылкой и логически вытекать из всего хода рассуждения). Таким образом, типичная компо зиция текстов-рассуждений включает:

· тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения);

· обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры);

· вывод.

Структурную схему рассуждения можно представить следующим образом:

Рассуждение = тезис + суждение1 + суждение2 + суждение3...+ вывод.

Разновидности рассуждения:

· рассуждение-доказательство (Почему так, а не иначе? Что из этого следует?);

· рассуждение-объяснение (Что это такое? Толкование понятия, объяснение сути явления);

· рассуждение-размышление (Как быть? Что делать? Раздумья над различными жизненными ситуациями).

После тезиса, сформулированного повествовательным предложением, могут стоять вопросы: почему? зачем? что это значит?, переход ко 2 части может начинаться со следующих предложений: И вот почему…, Это значит…, Это можно доказать (объяснить) так…

Последовательность аргументов может быть выражена словами во-первых, во-вторых и т.п., может быть обозначена абзацным членением. В качестве аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты из их произведений, пословицы и поговорки, выражающие народную мудрость, факты, события, примеры из личной жизни и жизни окружающих, промежуточные умозаключения, основанные на причинно-следственных связях. При перечислении аргументов употребляются вводные слова с разным значением (конечно, разумеется, возможно, самое главное, итак, следовательно, подводя итоги и т.п.) Во второй части рассуждения употребляются сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, ибо, поэтому, вследствие того что и т.п., которые могут передавать различные логические отношения (причинно-следственные, условные, целевые и пр.). Вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, итак, следовательно.

Данный тип речи характеризуется наличием абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений. Сказуемые в рассуждениях, как правило, выражены глаголами настоящего постоянного действия (включает, является, даётся).

Рассуждения используются преимущественно в научной и публицистической речи. В художественном стиле тип речи рассуждение чаще всего встречается во внутренней речи персонажей и обычно содержит не все три части схемы рассуждения.

Например:

«Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если бы и принимали за пьяного... Они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударился, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, “меня это не касается” стало чувством привычным?» (Д. Гранин)

Таким образом, к функциональным типам речи, обусловливаемым целью монологического высказывания и способом изложения высказывания, относят описание, повествование и рассуждение. Описание — это словесное изображение какого-либо явления действительности посредством перечисления его характерных признаков. Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий. Рассуждение есть словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...