Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудовое обучение, профориентация в учреждениях для лиц с умственной отсталостью, система поддерживаемого трудоустройства.




При профориентации и, в частности, при подборе соответствующего вида трудовой деятельности необходимо учитывать не только выраженность интеллектуальных нарушений, но и тип дефекта психики.

Успешность профессиональной, как и всякой другой, деятельности определяется не только уровнем развития интеллекта, но и степенью мотивированности, эмоциональными реакциями, возможностью волевого контроля поведения, личностными проявлениями, энергетическим потенциалом и рядом клинико-социальных данных, которые определяются типом психического дефекта [9].

Наиболее благоприятный трудовой прогноз отмечается у лиц с легкой степенью умственной отсталости и с основным типом дефекта психики. Их отличает эмоциональная устойчивость, уравновешенность и отсутствие сопутствующих заболеваний. Они проявляют высокие возможности восприятия, высокую концентрацию внимания, хорошую работоспособность. У них легко формируются общественно ценные потребности и интересы, навыки адекватного поведения и отношения к жизненным обстоятельствам. В период обучения они нуждаются в руководстве и помощи. Трудовые навыки у них формируются постепенно, но по мере освоения несложных профессий и видов физического труда (с умеренным, а в некоторых случаях даже значительным физическим напряжением), они хорошо адаптируются к условиям обычного производства и могут работать в течение нормированного рабочего дня с полной нагрузкой, легко приспосабливаясь к необходимости длительной работы стоя.

При трудоустройстве лица с легкой степенью умственной отсталости и с основным типом дефекта психики признаются трудоспособными, могут выполнять ручные, швейные, сапожные, мелкие слесарные, столярные, плотничные работы, а также подсобный труд на производстве. Наиболее оптимальной для них является групповая форма организации труда (звено, бригада) с участием здоровых работников. В этих случаях положительное влияние оказывает рабочая группа, создающая условия для взаимопонимания, выработки адекватных трудовых навыков, стимулирования интереса к труду. Трудовая адаптация лиц с легкой степенью интеллектуальной недостаточности и с основным типом дефекта психики бывает затруднена только при длительном отрыве от трудовой деятельности в связи с обострением болезни, также при отсутствии трудовых навыков вследствие неправильного воспитания. В этих случаях целесообразной формой трудовой деятельности являются особо созданные условия как этап реабилитации.

В целях облегчения трудовой адаптации им рекомендуется выполнение однообразных трудовых операций, не требующих быстрого переключения внимания и самостоятельного планирования. В результате выполнения привычных действий происходит формирование трудового стереотипа, использование которого облегчает процесс трудового приспособления.

Прогноз трудоспособности у лиц с умственной отсталостью, имеющих эмоционально-волевые нарушения. Психопатоподобный вариант указанного дефекта характеризуется неуравновешенностью, легкостью возникновения аффектов, отсутствием эмоциональной зрелости, что затрудняет социально-трудовое приспособление этих лиц и своевременное формирование у них трудовых навыков. Специфической особенностью их умственной деятельности является нарушение активного внимания, недостаточная способность к концентрации, быстрая истощаемость волевого усилия. Профессиональные навыки у них вырабатываются довольно быстро, но они неустойчивы. Особенно в начале трудовой адаптации они требуют руководства деятельностью и индивидуального подхода с учетом их склонностей к определенному виду труда. Также в начале трудовой адаптации у них часто ухудшается состояние, сильнее проявляются психические нарушения. Это приводит к тому, что многие лица с психопатоподобным типом дефекта чаще всего не работают, несмотря на легкую степень умственной отсталости. Оптимальной при эмоционально-волевых нарушениях в структуре дефекта (психопатоподобный вариант) является индивидуальная форма организации труда. Она предусматривает работу в отдельном помещении или небольшом коллективе на изолированных участках, подбор видов труда, обеспечивающих свободный темп деятельности, со сменой рабочих приемов: работа на вспомогательных участках, по сборке галантерейных изделий, изготовление и роспись сувениров, искусственных цветов, плетение матов, корзин, работа клепальщика, упаковщика, уборщика, дворника, на переборке овощей, на подсобных работах, в надомном производстве и др.

Лица с умеренной умственной отсталостью, чертами торпидности в эмоционально-волевой сфере или со сложным типом дефекта имеют наименее благоприятный прогноз трудоспособности. Особенности нарушений психической деятельности снижают их возможности к адаптации и препятствуют формированию устойчивого трудового стереотипа. К неблагоприятным показателям в данном случае относят: психомоторную заторможенность, значительное расстройство памяти и внимания, отсутствие интереса к какой-либо деятельности.

При грубых очаговых неврологических проявлениях трудовая адаптация затруднена не только в связи с выраженностью интеллектуальной недостаточности, но и с неуравновешенностью, повышенной возбудимостью, конфликтностью. Из-за недоразвития моторики крайне затруднено освоение элементарных трудовых операций. В период трудовой адаптации требуется постоянная помощь, активизирующее воздействие и контроль, необходимы многократные разъяснения смысла работы, наглядные повторения трудовых операций. В этот период работа может осуществляться не систематически, без проявления интереса к своим обязанностям и заработку. В процессе труда отмечается некоторая активизация психомоторной деятельности и повышение работоспособности.

Лица с умеренной умственной отсталостью с торпидным и сложным типом дефекта, как правило, нетрудоспособны в обычных производственных условиях. Адаптация их к труду возможна только в особо созданных, преимущественно надомных, условиях при выполнении отдельных элементарных операций физического труда под наблюдением родственников.

Выбор профессий и сфер трудовой деятельности должен осуществляться на основании следующих нормативных документов:

1. «Перечень медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков по профессиям, общим для всех отраслей народного хозяйства, машиностроения, судостроения, приборостроения и других связанных с ними производств» [16].

2. «Перечень профессий, по которым организуется обучение детей и подростков с недостатками в умственном и физическом развитии» [19].

3. «Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентноспособными на региональных рынках труда» [17].

Уровень профессиональной подготовки может быть рекомендован в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности.

Для лиц с умеренной умственной отсталостью в условиях стационара или учреждений дневного пребывания профессиональная подготовка может заключается в освоении:

отдельных трудовых и профессиональных навыков;

определенного вида работ;

функциональных обязанностей по специальности в полном объеме.

Обучение предваряется оценкой уровня социальной адаптации, подготовленности к освоению необходимых навыков, подбором профессии, проведением трудовых проб.

Для тех, кто не готов к освоению профессиональных навыков (не развиты такие качества и функции, как мелкая моторика рук, координация движений, кожная чувствительность, глазомер, внимание, аккуратность, самоконтроль), но выбрал профиль обучения, можно рекомендовать предварительную подготовку по вводному курсу (см. прил. 4).

Вводный курс предполагает решение следующих задач: сообщение профессиональной информации, общее ознакомление со специальностью;

формирование простейших навыков; проведение трудовых проб.

В вводном курсе воспитанники знакомятся с основными видами деятельности по специальности, ролью и значением данного вида работ в жизни человека и в народном хозяйстве.

В результате освоения данного курса воспитанники должны иметь общее представление о специальности, уметь выполнять основные операции на низшем уровне (с подсказкой и при контроле мастера). При освоении и отработке общих умений и навыков осуществляется профессиональная проба, которая сводится к тому, что педагог выявляет уровень готовности каждого из воспитанников к освоению специальности: определяется состояние крупной и мелкой моторики, способность выполнять заданную последовательность работ с необходимым качеством, составлять план деятельности, контролировать себя в процессе работы и выполнять основные операции.

Методика обучения включает различные методы и формы работы: экскурсии, практические занятия, беседы, направленные на формирование готовности к профессиональному обучению.

Педагог по завершении вводного курса делает вывод о возможности профессиональной подготовки по данной специальности для каждого воспитанника.

Профессиональная подготовка по конкретной специальности может проводиться в тех же учреждениях с присвоением воспитанникам, освоившим программу на должном уровне, соответствующей квалификации по окончании обучения.

Для лиц с умственной отсталостью до сих пор не были разработаны программы профессиональной подготовки, обучение по которым завершалось бы присвоением квалификационного разряда и трудоустройством. Введение государственных стандартов профессиональной подготовки, практики лицензирования и проведения экспертизы образовательных программ также вызвало необходимость разработки такой программы в соответствии с государственными требованиями. Большой опыт реабилитации, практической подготовки и трудоустройства лиц с умственной отсталостью по данным профессиям, накопленный психоневрологическими интернатами, подтверждает целесообразность и возможность такой подготовки. В настоящее время разработаны и прошли апробацию программы профессиональной подготовки по следующим специальностям: маляр строительный, облицовщик-плиточник, обувщик по ремонту обуви, овощевод защищенного грунта, переплетчик ручного переплета, рабочий по уходу за животными, швея [25] (см. прил. 3). Программы разработаны на основе требований профессиональных характеристик по специальностям для 1–2 (в ряде случаев 3) разрядов с учетом стандарта начальной профессиональной подготовки по профессиям. Программы рассчитаны на трехгодичный курс обучения с ежегодной производственной практикой в течение двух недель.

К профессиональной подготовке допускаются лица, не имеющие противопоказаний для обучения и трудоустройства по этой специальности и успешно усвоившие вводный курс, а также имеющие высокий уровень социальной адаптации.

Содержание программ не предполагает освоения сложных и квалифицированных видов работ и включает кроме специальных знаний и умений элементы общетехнической подготовки: основы охраны и безопасности труда, основы этики производственных отношений и коммуникации, основы трудового права в рамках знаний, необходимых для трудоустройства в условиях специализированного учреждения, а в некоторых случаях и для открытого трудоустройства. Важным элементом обучения является усвоение основной профессиональной терминологии. Темы по основам безопасности труда и производственных отношений выделены в отдельный раздел программы, но изучаются в течение всего курса обучения. Далее приводится содержание этого раздела.

Основы безопасности труда, производственных отношений и социальной адаптации на рабочем месте:

1. Рабочее место. Трудовые функции. Рабочая норма. Планирование своей работы. Самоконтроль при выполнении трудовых функций. Умение увидеть свои ошибки и исправить их.

2. Охрана и безопасность труда. Охрана труда и техника безопасности на производстве. Безопасная работа на станках. Пожарная безопасность. Организация рабочего места. Основы гигиены труда, производственной санитарии, личной гигиены. Бытовые условия. Рабочая одежда. Подбор и подготовка рабочей одежды, защита лица и рук, уход за руками и лицом. Действия в условиях аварийной ситуации и несчастного случая.

3. Социально-средовая ориентировка. Ориентировка в городе. Варианты пути на работу. Чрезвычайные ситуации. Правила уличного движения. Поведение в транспорте, на улице. Умение обратиться к людям за помощью. Правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми.

4. Основы этики производственных отношений и коммуникации. Разделение труда. Работа в бригаде. Соблюдение трудовой дисциплины. Руководитель, бригадир и подчиненный. Выполнение производственных заданий. Трудовые отношения и деловое общение. Адаптация в трудовом коллективе. Умение вступать в контакты. Общение в разных трудовых и жизненных ситуациях. Конфликты и выход из них. Правила культуры и вежливости. Контроль своего поведения. Дисциплинированность. Вредные привычки.

5. Основы трудового права. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Перерыв на обед. Другие перерывы во время работы. Трудовая дисциплина. Заработная плата. Материальная ответственность. Нормы труда. Гарантии и льготы.

Учебные программы предусматривают усвоение знаний на первом-втором уровнях усвоения (показ картинки соответствующей данному понятию, выбор картинки из нескольких предложенных, выбор варианта ответа). Формирование навыков осуществляется на уровне повторения сначала с подсказкой и помощью, а затем самостоятельно.

Усвоение основных тем программы завершается проверочными работами, а все обучение – производственной практикой и квалификационным экзаменом. Воспитанникам, успешно завершившим обучение и сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство о присвоении соответствующего разряда по специальности. Также им важно обладать высоким уровнем социальной адаптации, воспитанию этих качеств помогает усвоение курса «Социальная адаптация», представленного в следующей главе.

Основными методами, используемыми в процессе профессиональной подготовки лиц с умственной отсталостью, являются наглядно-практические, включающие ситуационное обучение, ролевые и деловые игры, поощрение, погружение в материально-практическую среду, практические работы, вводный и текущий инструктаж, экскурсии, многократное повторение и практическое закрепление, освоение одного и того же материала под разным углом зрения различными методами и приемами.

Количество часов на каждую тему конкретизируется в зависимости от особенностей учебной группы (класса). Кроме того, педагог сам определяет конкретное содержание тем и методы и приемы обучения.

На базе специальных (коррекционных) школ VIII вида, имеющих реабилитационные классы и отделения постшкольного сопровождения, организуется профильная подготовка по таким направлениям, как кулинария, обслуживающий труд, столярное дело, швейное дело, флористика, картонажно-переплетное дело.

Лица с легкой умственной отсталостью могут освоить более широкий круг специальностей в условиях профессиональных училищ как специализированных, так и общего типа Министерства труда РФ, а также непосредственно в коррекционных школах.

В специальных (коррекционных) школах VIII вида с 10-, 11-и 12-летним сроком обучения осуществляется предпрофессиональная и профессиональная подготовка с присвоением квалификационного разряда воспитанникам, успешно сдавшим выпускные экзамены. При этом возникают трудности в проведении итоговой аттестации и присвоении квалификационного разряда. Апробированный путь решения этой проблемы: заключение договоров с профессиональными училищами по организации трудового обучения, профессиональной подготовки, проведению итоговой аттестации и трудоустройства [1,11].

В настоящее время профессиональные училища общего типа (такой опыт имеется во многих городах) осуществляют обучение лиц с легкой умственной отсталостью, организуя специализированные группы и специализированные отделения с учетом рекомендаций бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) к профессиональной подготовке.

Образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с целью создания максимально благоприятных условий для профессионального обучения, реабилитации и адаптации подростков с нарушениями в умственном или физическом развитии в среде сверстников, не имеющих отклонений.

Содержание и организация образовательного процесса ориентированы на расширение возможностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повышении трудовой, физической и общекультурной подготовки и регламентируется учебными планами и программами, разрабатываемыми образовательным учреждением самостоятельно, с учетом медицинских рекомендаций на основе государственных образовательных стандартов начального профессионального образования.

Учебная нагрузка обучающихся не превышает 34 часов в неделю. Время работы на производственной практике не превышает продолжительность рабочего времени, установленного законодательством о труде и медицинскими рекомендациями по соответствующим профессиям с учетом состояния здоровья обучаемых.

В целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей детей при организации учебного процесса обеспечивается:

координация усилий специалистов различных профилей по выявлению и учету нуждающихся в специализированной помощи;

изучение личности, выявление способностей, резервных возможностей для выбора оптимальной учебной программы и комплекса сопровождающих мероприятий;

интегрированное обучение с различным уровнем физического и умственного развития;

коррекция отклонений в развитии и разработка системы работы по осуществлению лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий;

общее развитие с раскрытием потенциальных возможностей.

Разработка учебного плана для профессиональной подготовки рабочих из числа лиц с легкой умственной отсталостью в учебных заведениях профессионального образования Министерства образования РФ и Министерства труда и социального развития РФ включает в себя три этапа:

1) моделирование учебного плана;

2) составление типового учебного плана по специальностям в соответствии с перечнем;

3) разработка учебного плана для конкретного учебного заведения.

Адаптация модели учебного плана для профессиональной подготовки лиц с легкой умственной отсталостью в соответствии с особенностями воспитанников и доступной им ступени квалификации по конкретным специальностям осуществлена в Санкт-Петербургском Научно-исследовательском институте экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов [33, 35] на базе модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования, регламентированной стандартом профессионального образования РФ. Этот учебный план предусматривает подготовку в учебных заведениях начального профессионального образования рабочих второй ступени квалификации из числа лиц с легкой умственной отсталостью на базе специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида без получения среднего общего и начального профессионального образования со сроком обучения 1–2 года.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами длительность принятой в модели учебной недели не превышает 34 часов, а с учетом факультативного обучения – 36 часов. Обязательное обучение (раздел А) составляет 34 часа в неделю и включает разделы: общеобразовательная подготовка, профессиональная подготовка, резерв времени на профессиональную подготовку, консультации и экзамены. Производственная практика включена в объем времени на обязательное обучение.

Дополнительное обучение (раздел Б), включающее факультативные предметы (2 часа в неделю за рамками 34-часовой учебной недели), повышает самостоятельность педагогических коллективов в определении содержания обучения.

В раздел «Общеобразовательная подготовка» включаются предметы коррекционной направленности («Лечебная физкультура») и предметы, способствующие социальной адаптации лиц с легкой умственной отсталостью, например, «Человековедение» (подробнее см. гл. 5).

В этот раздел могут быть включены общеобразовательные предметы по профилю специальности. Повышение уровня естественнонаучных знаний также может осуществляться за счет выделенного резерва времени, содержание которого определяется образовательным учреждением и может быть использовано для ликвидации пробелов в знаниях по профессионально значимым общеобразовательным предметам, а также для изучения профильного материала, в том числе в рамках предметов, включенных в профессиональную подготовку.

Раздел «Профессиональная подготовка» делится на три цикла:

1) общетехнический;

2) общепрофессиональный (общеотраслевой);

3) профессиональный.

Содержание общетехнического цикла может включать основы технических дисциплин.

Содержание общепрофессионального (отраслевого) цикла в значительной мере определяется конкретным видом деятельности и отраслью, где данная специальность применяется, что отражается в таких предметах, как материаловедение, охрана труда и др.

Профессиональный цикл формируется по конкретной специальности, поэтому основной курс объединен со специальным. На его базе закладываются основы производственной адаптации воспитанников к условиям производства. Профессиональная подготовка относится к вариативной части профессионального цикла. В модели указывается только его структура – перечень предметов, обеспечивающих подготовку по конкретной специальности без разбивки по часам. В соответствии с особенностями подготовки в регионе и в конкретном учебном заведении может быть расширен перечень предметов, входящих в специальный курс, также должны быть указаны часы на их изучение.

Резерв времени на профессиональную подготовку может быть использован не только для изучения вопросов, актуальных для конкретных специальностей, производства и предприятия, но и для введения (при необходимости) новых предметов.

Учебным заведением определяется перечень свободно посещаемых факультативов. Этот вид обучения может быть использован для формирования национально-регионального компонента (включить, например, историю региона), а также для повышения культуры и общего развития личности.

Проектирование типового учебного плана для конкретной специальности на основе модели означает наполнение курсов и циклов предметами в соответствии с тем производством и видом деятельности, к которой относится данная специальность. Разработка рабочего учебного плана осуществляется учебным заведением. При этом уточняются срок обучения, структура учебного года, календарный график учебного процесса, структура специального курса и количество часов на каждую дисциплину, число учебных дней в неделю (5 или 6), состав факультативных предметов, перечень предметов, выносимых на экзамены, резерв времени, консультации и пр. Профессиональная подготовка лиц с легкой умственной отсталостью заканчивается в учебном заведении выдачей справки о результатах подготовки и присвоением квалификационного разряда с выдачей свидетельства об уровне квалификации по специальности.

Профессиональная подготовка должна сопровождаться мероприятиями медицинской, психологической и социальной реабилитации, коррекционно-педагогической работой в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми в бюро МСЭ (для инвалидов), и индивидуальными маршрутами, разрабатываемыми в учебных заведениях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...