Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы подтверждения соответствия




СЕРТИФИКАЦИЯ.

Определение сертификации:

Действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Термины и определения в области сертификации:

Подтверждение соответствия - процедура, результатом которой является

документальное свидетельство (сертификация соответствия или декларация), удостоверяющее, что продукция соответствует установленным требованиям.

ЦЕЛИ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ

Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

— удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандар­там, условиям договоров;

— содействия приобретателям в компетентном выборе продук­ции, работ, услуг;

—повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

—создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуще­ствления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

ПРИНЦИПЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ

1. Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов, доступности информации о порядке осуществления подтверждения;

—соответствия заинтересованным лицам;

—недопустимости применения обязательного подтверждения со­ответствия к объектам, в отношении которых не установлены тре­бования технических регламентов;

—установления перечня форм и схем обязательного подтверж­дения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

—уменьшения сроков осуществления обязательного подтверж­дения соответствия и затрат заявителя;

—недопустимости принуждения к осуществлению доброволь­ного подтверждения соответствия, в том числе в определенной сис­теме добровольной сертификации;

—защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осу­ществлении подтверждения соответствия;

—недопустимости подмены обязательного подтверждения соот­ветствия добровольной сертификацией.

2. Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется
равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов произ­водства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилиза­ции, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполните­лями, продавцами, приобретателями.

 

Сертификация продукции (далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Система сертификации — совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.

Система сертификации однородной продукции — система сертификации, распространяющаяся на виды продукции, объединенные по признакам общности назначения, характера требований, общими правилами и процедурами сертификации.

Центральный орган системы сертификации — орган, возглавляющий систему сертификации или систему сертификации однородной продукции.

Орган по сертификации — организация, проводящая сертификацию определенной продукции.

 

Испытательная лаборатория (испытательный центр) — лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции (далее — испытательная лаборатории

Сертификат соответствия (далее — сертификат) — документ выданный по правилам системы сертификации, удостоверяющий что должным образом идентифицированная продукция соответствует установленным требованиям. На этапе решения по сертификации происходит либо оформление сертификата соответствия, либо отказ в выдаче сертификата соответсвия.

Декларация о соответствии — документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) на основе имеющихся у него документов удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям.

Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Аккредитация органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) — процедура, посредством которой аккредитующий орган официально признает компетентность органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) выполнять конкретные работы в определенной области сертификации или испытаний.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией — контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.

Заявитель — изготовитель, продавец, исполнитель, обратившиеся с заявкой на проведение работ по подтверждению соответствия.

Эксперт по сертификации — лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.

Схема сертификации — форма сертификации, определяющая совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательства соответствия продукции установленным требованиям.

Идентификация продукции — процедура, посредством которой устанавливается тождественность представленной на сертификат продукции ее наименованию и другим характерным признакам, позволяющим однозначно соотнести сертифицированную продуби с выданным на нее сертификатом соответствия.

 

Цели сертификации:

· защита потребителя от недобросовестного изготовителя;

· контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества;

· подтверждение качества, заявленное изготовителем;

· содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

· содействие экспорту и повышение конкурентоспособности;

· создание условий для деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей на едином товарном рынке Р.Ф., а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

 

Объекты сертификации: продукция и услуги.

Законодательная база: «О сертификации продукции и услуг» (1993г.), «О техническом регулировании» (2002г.), «О защите прав потребителей» (более 80 актов), указы президента, постановления Госстандарта, нормативные акты министерств и ведомств.

Нормативно-методическая база сертификации включает:

• совокупность нормативных документов, на соответствие требованиям которых
проводится сертификация объектов, а также введение в сертификацию документов,
устанавливающих методы и средства подтверждения соответствия;

• комплекс организационно-методических документов, определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации (серия правил по сертификации и комментариев к ним).

Принципы сертификации.

• Объективность, достоверность, независимость информации от изготовителя и потребителя;

• Открытость информации о результатах сертификации;

• Гармонизация правил и рекомендаций с международными нормами;

• Конфиденциальность информации, если составляет коммерческую тайну.

Право заявителя выбирать орган по сертификации.

Исключение - дискриминации по отношению к иностранным заявителям.

 

Типовая структура системы сертификации:

Рис. 1. Типовая структура сертификации

Национальный орган по сертификации — Госстандарт России осу­ществляет свою деятельность как национальный орган по сертифи­кации на основе прав, обязанностей и ответственности, предусмот­ренных действующим законодательством Российской Федерации, и как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию и проведение работ по обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами России.

Центральный орган по сертификации осуществляет свою дея­тельность в соответствии с функциями, установленными Зако­ном "О сертификации продукции и услуг" и Правилами Госстан­дарта России, на основе Правил организует разработку систем (правил, порядков) сертификации однородной продукции и в соответствии с этим выполняет следующие основные функции в пределах своей компетенции:

• устанавливает процедуры сертификации в соответствии с действующим законодательством, требованиями системы серти­фикации ГОСТ Р, правилами Госстандарта России;

• организует разработку и подготовку к утверждению систем (пра­вил, порядков) сертификации однородной продукции, осуществ­ляет руководство и координацию работ данного направления;

• участвует в работах по актуализации и совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сер­тификация в системах (правилах, порядках). В качестве федерально­го органа исполнительной власти проводит работы по нормативно­му обеспечению работ по сертификации, в том числе: организует разработку и утверждает федеральные требования (правила, нор­мы) по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации оборудования, устанавливает в необходимых случаях единство требований, предусматриваемых в указанных правилах и нормах, с учетом пригодности их для целей сертификации;

• рассматривает и согласовывает проекты стандартов, другие нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации подконтрольного обо­рудования;

• участвует в разработке и согласовании международных пра­вил, норм и стандартов, устанавливающих требования по безо­пасности, определяет порядок введения их в действие, устанав­ливает при необходимости дополнительные требования;

• представляет на государственную регистрацию в Госстандарт России системы (правила, порядки) сертификации однородной продукции;

• разрабатывает перспективные направления работ по серти­фикации, осуществляемых в соответствии с общими правилами и системами (правилами, порядками) сертификации конкретных объектов;

• подготавливает предложения по номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации, утверждаемой Госстандартом России (в том числе по фонду соответствующих нормативных документов, требованиям которых она должна соответствовать);

• участвует в аккредитации органов по сертификации и испы­тательных лабораторий (центров), в проведении инспекционного контроля за их деятельностью и правильностью проведения сер­тификации;

• координирует деятельность органов по сертификации и ис­пытательных лабораторий (центров), в том числе входящих в си­стемы (правила, порядки), а при отсутствии органа по сертифи­кации выполняет его функции;

• ведет учет органов по сертификации и испытательных лабо­раторий (центров), в том числе входящих в системы (правила, порядки), выданных (аннулированных) сертификатов и лицен­зий на использование знака соответствия, обеспечивает инфор­мацией о них, а также о процедурах сертификации систем (пра­вил, порядков);

• готовит предложения по признанию зарубежных сертифика­тов, знаков соответствия и результатов испытаний;

• организует и координирует работы по формированию раци­онального состава систем (правил, порядков) сертификации од­нородных групп продукции, сетей органов по сертификации, ис­пытательных лабораторий (центров) и др.;

• в соответствии с установленными Госстандартом России пра­вилами ведения государственной регистрации при проведении работ по сертификации и аккредитации ведет Реестр участников и объектов сертификации и представляет в Госстандарт России информацию в установленном порядке;

• рассматривает апелляции, касающиеся действий органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), участву­ющих в системах (правилах, порядках);

• формирует Совет по сертификации в области потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ (далее — Совет по сертификации), действующий при центральном органе по сертификации, утверждает его состав и организует его работу;

• взаимодействует с заинтересованными органами надзора и контроля по вопросам разработки систем (правил, порядков) сер­тификации и аккредитации.

Орган по сертификации — орган, проводящий сертификацию соответствия. Он создается на базе организаций, имеющих статус юридического лица и являющихся третьей стороной, т. е. незави­симых от производителя и потребителя. К основным функциям органа по сертификации относятся:

• формирование (комплектация) и актуализация фонда нор­мативных документов, используемых при сертификации однород­ной продукции;

• разработка и ведение организационно-методических докумен­тов данной системы сертификации;

• прием и рассмотрение заявок на сертификацию, а также апел­ляций, подготовка решений по ним и взаимодействие с заявите­лями при проведении сертификации;

определение по каждой конкретной заявке испытательной лаборатории и органа по проверке производств, если она предусмотрена схемой сертификации, организация на основе взаимо­действия с ними испытаний и проверки производства;

• оформление и выдача сертификата соответствия, его регис­трация в Государственном реестре системы;

• признание зарубежных сертификатов и иных свидетельств соответствия и доведение принятых решений до сведения заяви­телей;

• организация с привлечением территориальных органов Гос­стандарта России инспекционного контроля продукции;

• отмена или приостановление действия выданных сертифи­катов и знаков соответствия;

• участие в разработке корректирующих мероприятий для про­дукции. Принятие оперативных мер по информации о нарушении требований по сертификации;

• ведение реестра сертифицированной продукции и подготов­ка для публикации информации о результатах сертификации;

• ведение текущей финансовой деятельности и делопроизвод­ства;

• организация повышения квалификации и аттестации персо­нала;,

• взаимодействие с изготовителем по своевременной серти­фикации продукции при изменении требований стандартов.

Организация, претендующая на право работать в качестве органа по сертификации, должна пройти процедуру аккредита­ции. Порядок и требования аккредитации устанавливаются в нор­мативных документах Госстандарта и документах системы серти­фикации.

Все заявители должны иметь беспрепятственный доступ к ин­формации об услугах органа по сертификации. Процедуры, с по­мощью которых указанный орган осуществляет свою деятельность, не должны иметь дискриминационного характера. Орган по сер­тификации должен обеспечивать конфиденциальность информа­ции, составляющей коммерческую тайну.

Испытательная лаборатория осуществляет испытания конк­ретной продукции или конкретные виды испытаний и выдает про­токолы испытаний для целей сертификации. Следует отметить, что системы сертификации услуг и систем качества не предпола­гают участия испытательных лабораторий в процессе сертифика­ции. Всю практическую деятельность по оценке соответствия в них осуществляет орган по сертификации.

Основные требования, предъявляемые к испытательным ла­бораториям: независимость, беспристрастность, неприкосновенность и техническая компетентность. Независимость определяется статусом третьего лица. Беспристрастность выражается в деятель­ности при проведении испытаний, принятии решений по их ре­зультатам и оформлении протоколов испытаний. Неприкосновен­ность заключается в том, что испытательные лаборатории и их персонал не должны подвергаться коммерческому, финансово­му, административному или другому давлению, способному ока­зывать влияние на выводы или оценки. Техническая компетент­ность подтверждается соответствующей структурой организации, процедурами управления, наличием квалифицированного персо­нала, помещений и оборудования для испытаний, нормативных документов на методы испытаний и процедуры, включая доку­менты системы обеспечения качества.

Соответствие требованиям проверяется при аккредитации ис­пытательных лабораторий. Система сертификации предусматри­вает допуск к испытаниям продукции только аккредитованных лабораторий.

Совет по сертификации формируется центральным органом по сертификации по каждому направлению техники на основе доб­ровольного участия из представителей непосредственно централь­ного органа по сертификации, Госстандарта России, министерств и ведомств, органов по сертификации, испытательных лаборато­рий (центров), изготовителей сертифицируемой продукции и дру­гих заинтересованных надзорных организаций, а также предста­вителей общественных организаций.

Совет по сертификации выполняет следующие основные фун­кции:

• разрабатывает предложения по формированию единой по­литики сертификации продукции для потенциально опасных про­мышленных производств, объектов и работ;

• подготавливает рекомендации по структуре и составу орга­низуемых сетей участников сертификации, оптимизации органи­зационно-методического и нормативно-технического обеспечения работ;

• анализирует функционирование систем (правил, порядков), подготавливает рекомендации по их совершенствованию и содей­ствует их реализации;

• рассматривает проекты стандартов и другие нормативные документы, проекты программ работ по сертификации и аккре­дитации;

• разрабатывает предложения по повышению эффективности работ в области сертификации курируемой продукции;

• содействует распространению информации об общих направ­лениях деятельности участников систем (правил, порядков), их состоянии и развитии.

Совет по сертификации не может вмешиваться в деятельность других участников, осуществляющих свою деятельность в соответ­ствии с утвержденными и введенными в действие в установленном порядке системами (правилами, порядками) сертификации. Функ­ции Совета по сертификации устанавливаются соответствующим По­ложением и утверждаются Центральным органом по сертификации.

Научно-методический центр создается при Центральном орга­не, как правило, на базе одного из органов по сертификации и осуществляет следующие основные функции:

• проводит системные исследования и разрабатывает научно обоснованные предложения по составу и структуре объектов сер­тификации;

• ведет и актуализирует фонд нормативно-технического обес­печения работ по сертификации поднадзорной продукции;

• участвует в работе комиссий по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), аттеста­ции экспертов;

• проводит научные исследования и разрабатывает предложе­ния по совершенствованию методики и практики работ по серти­фикации продукции, в том числе по совершенствованию Правил и разработке на их основе, при необходимости, комплекса руко­водящих документов;

• обобщает информацию участников работ и ведет реестр сер­тифицированных объектов, подготавливает на ее основе необходи­мые данные для Государственного реестра Госстандарта России;

• принимает участие в разработке программ обучения, подго­товке и аттестации экспертов;

• анализирует и обобщает информацию по объектам сертифи­кации и аккредитации и ведет автоматизированный банк данных, ориентированный на обеспечение регулирующих и управляющих функций;

• разрабатывает методические рекомендации технико-эконо­мического анализа и оценки эффективности проводимых работ по сертификации с учетом международного опыта;

• подготавливает практические рекомендации для централь­ного органа по указанным выше направлениям.

Функции научно-методического центра устанавливаются со­ответствующим Положением и утверждаются центральным орга­ном по сертификации.

Комиссия по апелляциям формируется центральным органом по сертификации для рассмотрения жалоб и решения спорных воп­росов, возникших при проведении сертификации, из представи­телей непосредственно центрального органа по сертификации, Госстандарта России, соответствующих министерств и ведомств, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), изготовителей сертифицируемой продукции и заинтересованных надзорных органов, а также представителей общественных орга­низаций. Комиссия в установленный конкретными системами (пра­вилами, порядками) срок рассматривает апелляцию и извещает подателя апелляции о принятом решении.

Заявители сертификации (изготовители, исполнители, продавцы):

• направляют заявку на проведение сертификации, в соответ­ствии с правилами системы представляют продукцию, норматив­ную, техническую и другую документацию, необходимую для проведения сертификации;

• обеспечивают соответствие реализуемой продукции требова­ниям нормативных документов;

• маркируют сертифицированную продукцию знаком соответствия в порядке, установленном правилами системы сертификации;

• указывают в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым она должна соответствовать, обеспечивают доведение этой ин­формации до потребителя;

• применяют сертификат и знак соответствия, руководствуясь законодательными актами Российской Федерации и правилами системы;

• обеспечивают беспрепятственное выполнение своих полномо­чий должностными лицами органа по сертификации продукции, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией;

• приостанавливают или прекращают реализацию продукции (подлежащей обязательной сертификации), если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, по истечении срока действия сертифика­та, в случае приостановки его действия или отмены решением органа по сертификации;

• извещают орган по сертификации об изменениях, внесен­ных в техническую документацию и в технологический процесс производства сертифицированной продукции, если эти измене­ния влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.

Система сертификации должна предусматривать свободный до­ступ изготовителям, потребителям, общественным организациям, органам по сертификации, испытательным лабораториям, а также всем другим заинтересованным предприятиям, организа­циям и отдельным лицам к информации о ее деятельности, в том числе о правилах, участниках, результатах аккредитации и серти­фикации. Должна также обеспечиваться конфиденциальность ин­формации, составляющей коммерческую тайну.

Системы сертификации продукции:

Законом Российской Федерации «О сертификации товаров и услуг» предусматривается, что непосредственная деятельность по сертификации конкретных видов продукции осуществляется в рамках соответствующих систем сертификации.

К настоящему времени Госстандарт России зарегистрировал множество систем обязательной сертификации, возглавляемых различными федеральными органами исполнительной власти, например, такими, как Госстандарт России, Департамент воздушного транспорта Минтранса России, Министерство путей сообщения, Мини­стерство транспорта России и др. Сокращенный перечень самостоятельных систем обязательной сертификации приведен в табл. 1.

Таблица 1. Российские системы обязательной сертификации

Название системы Регистрационный номер
Положение о Системе сертификации ГОСТР РОСС RU 0001.010001 Госстандарт России
Система сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации РОСС RU 0001.01ATOO Межгосударст­венный авиационный комитет
Система сертификации на воздушном транспорте РОСС RU 0001.01AT01 Департамент воздушного транспорта Минтранса России
Система сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности РОСС RU 0001.01ББОО ГУ Государствен­ной противопожарной службы МВД России
Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации РОСС RU 0001.01ЖТОО Министерство путей сообщения Российской Федерации
Федеральная система сертификации космической техники научного и народ­нохозяйственного значения РОСС RU 0001.01 ТОО Российское кос­мическое агентство
Система сертификации безопасности взрывоопасных производств РОСС RU 0001.01БВОО Госкомоборон­пром России
Система сертификации морских граж­данских судов РОСС RU 0001.01МФОО Служба Морского Флота Минтранса РФ
Система сертификации «Электросвязь» РОСС RU 0001.01ЭСОО Управление дел Минсвязи России
Региональная система сертификации Услуг общественного питания в Москве РОСС RU 0001.01ПОО Департамент потребительского рынка

 

Самой крупной системой обязательной сертификации являет Система сертификации ГОСТ Р, разработанная Госстандартом России. В Систему сертификации ГОСТ Р входят порядка 40 систем сертификации однородной продукции и услуг, около 900 аккредитованных органов по сертификации и около 2000 испытательных лабораторий. В Системе сертификации ГОСТ Р за рубежом аккредитовано 4 органа по сертификации и несколько испытательных лабораторий. Наличие этих органов по сертификации и испытательных лабораторий способствует процессу сертификации продукции, ввозимой на территорию РФ из-за рубежа.

Схемы сертификации продукции:

Схемы сертификации продукции, применяемые в Российской Федерации, разработанные с учетом рекомендаций ИСО/МЭК, приведены в табл. 2.

Таблица 2. Схемы сертификации продукции

Номер схемы Испытания 1 аккреди­тованных испытательных лабораториях и другие способы доказательства соответствия Проверка производства (системы качества) Инспекционный контроль Сертифицированной продукции (системы качества, производства)
  Испытание типа - -
То же Анализ состояния производства -
  «» - Испытания образцов, взятых у продавца
«» Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у изготовителя.
  «» - Испытания образцов, взятых у изготовителя
За «» Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у изготовителя.
  Испытание типа   Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя
То же Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя
  «» Сертификация производства или сертификация системы качества Контроль сертифи­цированной системы качества (производства). Испытания образцов
  Рассмотрение дек­ларации о соответствии (с прилагаемыми документами) Сертификация систем качества Контроль сертифи­цированной системы качества (производства)
  Испытание партии    
  Испытание каждого образца    
  Рассмотрение дек­ларации о соответствии (с прилагаемыми документами)    
То же Анализ состояния производства  
  «»   Испытания образцов, взятых у изготовителя и у продавца
10а «» Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у изготовителя и у продавца. Анализ состояния производства

Из таблицы видно, что в качестве способов доказательства используют: испытание типа, проверку производства, инспекционный контроль и рассмотрение декларации о соответствии (с прилагаемыми документами).

Один или совокупность нескольких способов доказательства определяют содержание схемы определенного номера.

Содержание способов доказательства сводится к следующему.

Испытание типа, т. е. испытание одного или нескольких образцов, являющихся ее типовыми представителями. В схеме 7 производится испытание партии продукции, которая отбирается с использованием метода статистического контроля, а в схеме 8 испытанию подвергается каждая единица продукции, т. е. имеет место ужесточение контроля испытаний при переходе от схемы 1 к схеме 8.

Проверка производства применяется тогда, когда для объективной оценки качества недостаточно испытаний, а необходим анализ технологического процесса для оценки стабильности качества продукции. Этот способ доказательства является главным для оценки производства скоропортящейся продукции, так как сроки годности продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в ИЛ.

Наиболее высокая надежность проверки производства достигается при сертификации системы качества (схемы 5 и 6).

Инспекционный контроль (ИК) предусмотрен в большинстве схем. ИК проводят после выдачи сертификата. Он может проводиться в форме испытания образцов (схемы 2, 2а, 3, За, 4, 4а) либо в форме контроля сертифицированной системы качества (производства).

Рассмотрение заявки-декларации - это способ доказательства, который представляет первая сторона-изготовитель. Заимствован и введен из практики сертификации в ЕС. Способ заключается в том, что руководитель предприятия представляет в орган по сертификации заявку-декларацию с приложением к ней протоколов испытаний, а также информации об организации на предприятии контроля качества продукции. Этот способ находит применение при сертификации продукции зарубежных изготовителей, имеющих высокую репутацию на рынке, а также при сертификации продукции малых предприятий, продукции, например, фермеров и т. п., таким образом:

Испытание типа: 1, 1а, 2, 2а, 3, 3а, 4, 4а, 5.

 

Проверка производства (анализ состояния производства): 1а, 2а, 3а, 4а, 9а, 10а.

 

Рассмотрение декларации о соответствии: 6, 9, 9а, 10, 10а.

 

Сертификация производства или сертификация системы качества: 5, 6 – наибольшая надежность проверки.

 

Испытание партии: 7.

 

Испытание каждого образца: 8.

 

Инспекционный контроль: 2, 2а, 3, 3а, 4, 4а, 5, 6, 10, 10а.

 

Область применения и содержание схем сертификации, приведенных в табл. 2, сводится к следующему.

Схема 1 ограничивается испытанием в аккредитованной лаборатории типа, т. е. типового образца, взятого из партии товара. Схема применяется для изделий сложной конструкции.

Схема 1а включает дополнительно к схеме 1 анализ (оценку) состояния производства.

Схема 2 усложняется, так как помимо испытания образца, после чего заявитель

получает сертификат соответствия, в ней предусмотрен инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, находящейся в торговле. Для этого образцы отбираются в торговых организациях и подвергаются испытаниям в лаборатории.

Схема 2а содержит дополнение к схеме 2 — анализ (оценку) состояния производства до выдачи сертификата.

Схема 3 предусматривает испытание образца, а после выдачи сертификата — инспекционный контроль путем испытания образца, отбираемого на складе готовой продукции предприятия-изготовителя перед отправкой потребителю. Образец подвергается испытанию в лаборатории.

Схема За предусматривает испытание типа и анализ (оценку) состояния производства до выдачи сертификата, а также инспекционный контроль по схеме 3.

Схема 4 состоит в испытании типового образца, как в предыдущих схемах, с усложненным инспекционным контролем: образцы для контрольных испытаний отбираются как со склада изготовителя, так и у продавца.

Схема 4а в дополнение к схеме 4 включает анализ состояния производства до выдачи сертификата соответствия на продукцию.

Схема 5 самая сложная. Она включает испытание типового образца, проверку производства путем сертификации системы обеспечения качества, либо сертификацию самого производства, более строгий инспекционный контроль, который проводится в двух формах: как испытание образцов сертифицированной продукции, отобранных у продавца и у изготовителя и, в дополнение к этому, — как проверка стабильности условий производства и действующей системы управления качеством.

Схема 6 подтверждает выгодность для предприятия иметь сертификат на систему качества. Дело в том, что эта схема заключается в оценке на предприятии действующей системы качества органом по сертификации, но если сертификат на систему качества предприятие уже имеет, ему достаточно представить заявление-декларацию. Заявление-декларация регистрируется в органе по сертификации и служит основанием для получения лицензии на использование знака соответствия.

Схема 7 заключается в испытании партии товара. Это значит, что от партии товара, изготовленной предприятием, отбирается по установленным правилам средняя проба (выборка), которая проходит испытания в лаборатории с последующей процедурой выдачи сертификата. Инспекционный контроль не проводится.

Схема 8 состоит из испытания каждого изделия, изготовленного предприятием, в испытательной лаборатории и дальнейшего принятия решения, органом по сертификации о выдаче сертификата

Схема 9-10а опирается на заявление-декларацию изготовителя с последующим инспекционным контролем за сертифицируемой продукцией. Такой принцип сертификации подходит для небольших предприятий и товаров, выпускаемых малыми партиями. В отдельных случаях предусматривается анализ состояния производства. За­явление-декларацию подписывает руководитель предприятия, прилагает протокол испытаний продукции на предприятии, информацию о надежности системы контроля качества ее при производстве.

Документы рассматривает орган по сертификации однородной продукции, который принимает решение о возможности признания заявления-декларации и выдаче сертификата соответствия.

Обязательная сертификация. Обязательной сертификации в соответствии с «Номенклатурой продукции и услуг, подлежащей обязательной сертификации» подвергаются: товары, услуги, если на них законом или в установленном порядке (стандартами) установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращения причинения вреда имуществу потребителя, товары машиностроительного комплекса, электротехнические и бытовые товары; сельскохозяйственная продукция; пищевая, товары лёгкой промышленности; медицинская техника, сырье и деревообработка, ветеринария...

Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции.

ГОСТ Р – система обязательной сертификации.

Услуги:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...