Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод технико-экономических расчётов




Риски, их классификация,прогнозирование рисков, методы снижения исков.

Риски – возможность потерь или негативных последствий принимаемых решений.

По рискам, по которым можно сократить потери, разрабатываются мероприятия по снижению последствий их наступления. Для обеспечения адекватного подхода к выработке мер по снижению рисков, формированию условий их предотвращения надо провести классификацию рисков по направлениям:

1. Место возникновения рисков:

a ) Внешняя среда:

· Неустойчивость спроса и его колебания от сезона, климатических условий и других факторов.

· Изменение поведения конкурентов и появления новых альтернативных услуг.

· Изменение нормативно-правовой базы функционирования предприятия, (сертификация, изменение налоговой ставки).

· Повышение тарифов на коммунальные услуги, на другие условия сторонних организаций.

· Политическая и экономическая нестабильность, другие негативные явления, касающиеся безопасности потребителей услуг.

· Неустойчивость банковской и кредитной систем.

b)Риски, связанные с недостаточным внутренним ресурсным потенциалом, надежностью и мобильностью его функционирования:

· Недостаток инвестиционного ресурса для модернизации предприятия, что снижает надежность, комфортность, безопасность эксплуатации.

· Квалификационный и профессиональный состав работников не в состоянии обеспечить в установленные сроки качественную реализации мероприятий плана.

· Объем наличных денег не обеспечивает плановый оборот предприятия. Всегда должно хватать оборотных средств, коэффициент ликвидности > 2

· Технические возможности и техника не обеспечивают запланированного вида услуги по качественным параметрам.

· Несбалансированная ликвидность и невыполнение обязательств по платежам ведут к штрафным и другим санкциям.

с) риски, связанные с операциями по купле-продаже товаров:

 

· Неплатежи партнеров или задержка выполнения договорных обязательств.

· Инфляционные процессы выше плановых, что приводит к необходимости увеличения наличности в обороте.

· Прибыльность по реализованным товарам и услугам ниже из-за увеличения затрат и недополучения доходов.

· Вложенные средства в акции сторонних акций не дают запланированных доходов

· Цена на товар и услуги сторонних организаций выше запланированных

Для более детальной формализации рисков и определения степени их влияния на будущие результаты проводится дополнительная классификация рисков:

1. По управляемости:

a. управляемые, (как правило внутренние) по которым разрабатываются мероприятия по их снижению с расчётом затрат;

b. неуправляемые, учитываемые в плановых расчётах как непреодолимые трудности и ограничение в развитии. При этом выделяются резервные средства для компенсации потерь при наступлении событий этих рисков.

2. По степени вероятности наступления рисков:

a. Маловероятные (до 5% - стихийные бедствия);

b. Средней степени вероятности (5-25 % - изменение поведения конкурентов);

c. Высокий уровень вероятности (>25% - коммерческие риски).

3. По уровню влияния на формирование устойчивых тенденций:

a. Кратковременные, учитываемые в тактическом и оперативном плане с разработкой мер по предотвращению или снижению таких рисков;

b. Долговременные, учитываемые в среднесрочных и долгосрочных планах с помощью корректировки концепции развития и адаптации предприятия к изменяющимся условиям.

Каждому риску по вероятности его возникновения и влияния на результаты деятельности присваивается весовой коэффициент:

,

где Вр – коэффициент вероятности наступления риска;

Пр – коэффициент потерь от наступления риска.

В последнем при планировании целесообразно рассчитывать:

- возможные потери от возникновения рисков;

- предусмотреть мероприятия по снижению потерь;

- осуществить страхование рисковых событий с увязкой с возможными потерями. (пожар, порча груза при перевозке, несчастный случай на работе пр.)

Планирование системы уменьшения рисков включает:

1. Распределение риска между участниками предпринимательского проекта или сделки;

2. Формирование системы гарантий и резервов;

3. Применение адекватных потребностям предприятия форм заключения договорных отношений, обеспечивающих компенсацию потерь от наступления рисковой ситуации.

 

Планирование как подсистема управления деятельностью предприятия.

Управление предприятием можно рассматривать как систему организационно-управленческих функций, среди которых планирование занимает центральное место.

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации, которые определяются именно в рамках функций (прогнозирования-планирования). Планирование тесно связано со всеми подсистемами.

Планирование как процесс выполняет в системе управления ряд функций, т.е. управленческий цикл начинается с процесса П.

ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ:

1. Планирование

2. Формирование услуг реализации, включая мотивацию

3. Ресурсное обеспечение

4. Управленческие действия по реализации плана, достижению цели

5. Контроль

В системе управления П выполняет следующие функции:

1) Формализует и описывает процессы будущего развития предприятия с расчетом альтернативных вариантов изменения внешней среды и способов наиболее оптимальной адаптации предприятия к этим изменениям.

2) Снижает риск потерь от неблагоприятных условий внешней среды за счет формирования различных мер и действий при наступлении этих условий.

3) Учитывает специфику сезонных колебаний и обеспечивает меры по снижению потерь от этих колебаний.

4) Формирует условия действенного контроля и оценку последствий принимаемых решений за счет конкретизации, формализации и четкого представления оптимального развития предприятия.

4. Разделы и показатели плана издержек, порядок и методы их обоснования.

Затраты – это денежные и материальные траты, выраженные в денежной форме в определенный период времени для осуществления хозяйственной деятельности.

Затраты признаются расходами в целях налогообложения, т.е. включать в себестоимость или нет.

Себестоимость – это денежное выражение затрат, которые признаются расходами в целях налогообложения.

Различают: полную себестоимость, в которой учитываются прямые, косвенные и накладные затраты; и производственные – прямые и косвенные.

Себестоимость может быть общая – для всего производства и на единицу продукции или услуг.

В планировании используются категории издержки.

Издержки – затраты собственных ресурсов предприятия.(сырье не включает издержки)

 

Затраты делятся на себестоимость и издержки, себестоимость включает сырье, издержки – реклама, из прибыли, собственных ресурсов.

Реклама, включенная в себестоимость = 1% от оборота

т/о = 3 млн р.

1%= 30 тыс р – себестоимость на рекламу

Затраты на рекламу – 50 тыс р. – издержки

20 тыс р – из чистой прибыли

 

При определении уровня издержек обращения на плановый период учитывают следующие факторы: рост объема товарооборота и изменение его структуры, изменение розничных цен на книжную продукцию, уровень производительности труда, внедрение прогрессивных методов продажи товаров и обслуживания покупателей и другие.

Затраты живого и овеществленного труда выраженные в денежной форме, необходимые предприятию для выполнения его функций в процессе общественного разделения труда, называются издержками.

Издержки, как экон. показатель - это совокупность денежных ср-в п/п, вложенных в хоз. операции п/п.

Издержки исчисляются в абсолютном и относительном выражении. Абсолютный показатель - это сумма издержек в рублях, а относительный показатель - это уровень издержек. Он может рассчитываться как отношение суммы издержек к товарообороту (обороту) или другой базе (показателю) выраженное в процентах.

 

Планирование издержек осуществляется раздельно по условно – постоянным и условно – переменным расходам.

Условно-постоянные – зависят от объема

y = a+bx – оборот

a – усл.-постоянные

b – уровень усл-переменных

 

 

Планирование условно-постоянных затрат осуществляется по статьям и вначале по сумме исходя из нормативов и договоров.

Планирование условно-переменных затрат осуществляется вначале по уровню, т.е. обосновывается изменение уровня планов в году по сравнению с отчетом.

План. Оборот * план. уровень усл-перем затрат / 100 * 15% = сумма усл.пер затрат

 

Далее определяется общая сумма всех затрат

сумма усл.пер затрат + сумма усл.пост затрат / сумму издержек обращения (ИО)

 

Далее мы сравниваем плановый уровень издержек с макс.доступным

Макс.доступный уровень издержек = уровень валового дохода/ уровень рент-ти продаж

 

Затем осуществляется расчет и планирование по статьям., т е амортизация и з/п.

 

Планирование затрат себестоимости целесообразно организовывать по след.правилам.

1) согласованность и единообразие отнесения затрат на той или иной вид деятельности по планировании, учете, контроле.

2) Отнесение затрат на себестоимость по мере их производства и реализации

3) Определение состава затрат прямым и косвенным методом по единой амортизации

При планировании себестоимости нбх учитывать внешние нормы и нормативы, а также мотивацию сотрудников по оптимизации затрат.

 

При планировании себестоимости по видам деятельности и услуг целесообразно провести следующие расчеты:

1) определяется возможный объем реализации той или иной услуги.

2) Определяется расчетный уровень рентабельности, предполагая, что все подразделения и все виды продукции обеспечивает уровень рентабельности

3) Исходя из того определяется план прибыли по видам продукции и услуг

4) По опыту прошлых лет определяется доли накладных расходов в общем объеме затрат. Они распределяются по видам услуг пропорционально объему деятельности.

5) Сравнивается рассчитанные технико-экономическим методом сумма затрат, относимых на тот или иной вид услуг с предельно допустимой производственной себестоимостью.

Если сумма затрат выше предельнодопустимых, то разрабатываются меры по оптимизации затрат и их снижению в абсолютном и относительном значении.

План по издержкам производства предусматривает планирова­ние: а)снижения издержек производства за счет влияния технико-экономических факторов; б)себестоимости валовой, товарной и реализуемой продукции; себестоимости отдельных видов продукции. План по издержкам составляется на основе плана производства и реализации продукции, внедрения достижений науки и техники и других разделов плана.

Виды издержек Производ­ств. издержки подразделяют на следующие виды: а) постоянные (затраты производства, величина которых остается постоянной при измене­нии объема производства продукции (арендная пла­та, рентные платежи, страховые взносы, заработная плата адми­нистративно-управленческих работников, амортизационные от­числения на здания, сооружения, специальное оборудование и специальную технологическую оснастку).Величина постоян­ных издержек не зависит от объема производства и является обя­зательной для оплаты в плановом периоде) и переменные (затраты производства, величина которых зависит от изменения объема производства продукции (затраты на сырье, материа­лы, топливо, электроэнергию, заработную плату производствен­ных рабочих)— по степени зависимости их величины от объема производства; б) валовые=пост.+ Перем.(общие) и средние, те на ед продукции (удельные) — согласно принятой единицы измерения. Предельные издержки позволяют определить величину до­полнит. затрат на производство еще одной еди­ницы продукции. Издержки производства и обращения классифицируются по различным признакам: явные и неявные издержки; предельные; альтернативные; в зависимости от функций, выполняемых предприятием; по видам затрат; материальные и нематериальные; постоянные и переменные; по товарным группам; прямые и косвенные; по статьям и др..

Методы планирование издержек. Планирование издержек предприятия питания можно прово­дить двумя путями: методом прямой и обратной калькуляции; от общего к частному; от частного к общему. Прямая калькуляция — подсчет всех затрат исходя из целей, возможностей, ресурсов, эффективности их использования.

При обратном методе предприятия питания в первую оче­редь определяют максимально допустимый средний уровень из­держек производства и обращения для обеспечения получения прибыли и выполнения целей предприятия.

При планировании издержек производства и обращения пред­приятием питания могут использоваться различные методы: экономико-статистические; экономико-математические; технико-экономических расчетов; расчетно-аналитический и др. Наиболее точным является метод технико-экономических рас­четов. Его суть состоит в том, что планирование издержек про­изводится прямым расчетом по статьям расходов. При этом ис­пользуются различные нормативы затрат, нормы, ставки, тарифы.

Затем суммы издержек по статьям суммируются и определяет­ся общая величина издержек по предприятию. Рассмотрим этот метод планирования более подробно (по статьям).

Статья 1. Расходы на перевозки сырья и товаров всеми видами транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, расходы по экспедированию, стоимость хранения груза на складах автотранспортных организаций.

Расходы по централизованной доставке сырья и товаров пла­нируются исходя из товарооборота по покупным ценам и тарифам, который определяется в процентах к стоимости завозимого сырья и товаров. Если величина поставки указана в натуральных показа­телях (тоннах), стоимость подлежащих поставке сырья и товаров определяется исходя из средней цены за 1 т и тарифа.

Статья 2. Расходы на оплату труда планируются исходя из прогнозируемой средней зарплаты и прогнозируемой численности.

Другим методом определения расходов на оплату труда может быть способ на основе штатного расписания. При этом к фонду зара­ботной платы, исчисленному согласно штатному расписанию, при­бавляется переменная часть фонда заработной платы, которая опре­деляется в процентах к постоянной части заработной платы или к другому стоимостному показателю (прибыль, товарооборот и др.).

Статья 3. Расходы на аренду и содержание зданий, соору­жений, помещения или инвентаря включают в себя расходы на аренду и содержание.

Расходы на аренду планируются исходя из арендуемой площа­ди и ставок арендной платы. Сумма арендной платы определяется умножением размера арендуемой площади на ставку арендной платы за 1 м2.

Расходы на содержание планируют по следующим элементам: отопление; освещение; водоснабжение; уборка примыкающих тер­риторий; проверка и клеймение весоизмерительных приборов; ох­рана, не состоящая в штате предприятия; сигнализация; расходы по вывозу мусора; возмещение арендатору, согласно договору, части эксплуатационных и коммунальных расходов (например, на содержание в чистоте дворов жилых домов).

Статья 4. Амортизация основных средств рассчитывается исходя из норм амортизации и стоимости основных фондов.

Самый простой способ амортизации — сделать равномерные отчисления на протяжении всего периода использования основ­ных средств.

Статья 5. Отчисления и затраты на ремонт основных средств планируют с учетом объема ремонтных работ.

Статья 6. Износ санитарной одежды, столового белья, ма­лоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой по­суды и приборов планируется с учетом действующего порядка списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов и ин­вентаря. При приобретении малоценных и быстроизнашивающих­ся предметов, срок службы которых не выходит за пределы про­гнозируемого периода, на данную статью относится их полная стоимость. Если же продолжительность функционирования таких предметов выходит за пределы прогнозируемого периода, на дан­ную статью относится 50 % их стоимости.

Статья 7. Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд планируются исходя из количества обо­рудования для приготовления пищи, его мощности и действую­щих тарифов на газ, электроэнергию.

Статья 8. Расходы на хранение, подработку, подсортиров­ку и упаковку товаров включают в себя: расходы на содержание холодильного оборудования и его тех­ническое обслуживание; плату за временное хранение сырья и товаров на складах сто­ронних организаций; расходы на содержание льдохранилищ; стоимость льда; расходы на дезинфекцию и дератизацию; расходы на создание условий для хранения сырья и товаров (га­зовая среда, искусственное охлаждение, активная вентиляция и др.); стоимость материалов, используемых при фасовке, упаковке товаров (пакеты, оберточная бумага, шпагат и др.).

Статья 9. Расходы на торговую рекламу планируются исхо­дя из плана рекламных мероприятий.

При планировании расходов на рекламу учитывают стоимость различных рекламных мероприятий, а также стоимость изготовления рекламных стендов, указателей; рекламу в средствах массовой информации.

Статья 10. Проценты за пользование кредитом и займами предусматриваются в том случае, если предприятие планирует воспользоваться краткосрочными кредитами банка. При расчете заемных средств исходят из величины кредитуемого товарооборо­та по себестоимости и общей потребности в оборотных средствах. Величина заемных средств определяется как разница между об­щей потребностью и наличием собственных оборотных средств. Расходы по данной статье рассчитываются умножением потреб­ности в заемных средствах на ставку банковского процента за кре­дит.

Статья 11. Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации планируются по среднему уровню, сло­жившемуся за предшествующий период. Сюда относят потери от боя при транспортировке, хранении и реализации некоторых това­ров; суммы потерь от недостач, хищений товаров в случае неуста­новления виновных, если это не стало результатом ненадлежащего учета и хранения материальных ценностей.

Статья 12. Расходы на тару учитываются за вычетом дохо­дов по операциям с тарой. Их величина определяется исходя из сложившегося уровня расходов по этой статье.

Статья 13. Отчисления на социальные нужды включают в себя отчисления в фонд социальной защиты и фонд содействия занятости и планируются по нормативам соответственно 35 и 1 % от прогнозируемой величины фонда заработной платы.

Статья 14. Налоги, отчисления и сборы, включаемые в из­держки, планируются отдельно по каждому налогу и отчислению по установленным нормативам.

Статья 15. На статью издержек "прочие расходы " относят все затраты, не учтенные выше, которые необходимо произвести пред­приятию в прогнозируемом периоде. Эти расходы также планиру­ются исходя из тарифов, нормативов. Постоянные затраты планиру­ются по сумме, а переменные — по уровню (в % к товарообороту).

На указанную статью относят: плата медицинским учреждениям за медосмотр; расходы на ведение кассового хозяйства, инкассацию выручки; расходы на приобретение канцелярских принадлежностей; стоимость подписки газет, журналов; оплату консультаций, аудиторских услуг, вычислительных услуг; оплату услуг связи.

Общая сумма расходов определяется путём суммирования расходов по статьям.

5.Методы и последовательность планирования деятельности предприятий

Методы П. – это способ проведения плановых расчетов, порядок и алгоритм обоснования плановых показателей.

В зависимости от главных целей или основных подходов используемой ис­ходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения и со­гласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования:

Балансовый метод

В основе лежит принцип равенства направлений и объёмов использования ресурсов с источниками их поступления.

Нормативный метод

Предполагает использование плановых расчётов абсолютных и относительных норм и нормативов.

Нормативы по степени обязательности:

œ Директивные (налоговые выплаты);

œ Рекомендательные (нормы расхода материалов).

Метод экстраполяции

Предполагает определение будущего состояния предприятия на основе сложившихся в прошлом и настоящем темпов и пропорций.

Метод технико-экономических расчётов

Предполагает проводить обоснование плановых показателей на основе утверждённого алгоритма. Метод используется, если показатели имеют определённую стабильность во времени и формируют базовые условия функционирования предприятия.

Программно-целевой метод

Используется при обосновании целевых программ, а также в стратегии планирования.

Метод экспертной оценки

Базируется на рациональных доводах экспертов при высоком уровне неопределенности внешней среды и использовании косвенных данных о развитии объекта планирования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...