Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование бюджетов подразделений.




Составление бюджетов подразделений является ключевой задачей, предназначенной для формализации плановых показателей, утверждаемых руководством. Согласно разработанной структуре бюджета и определения полномочий и ответственности участников бюджетного процесса, формируется общий бюджет предприятия, и на его основе составляются бюджеты подразделений.

Как правило, бюджет структурных подразделений состоит из доходной и расходной части, определяющих развитие конкретных направлений деятельности и затрат на их осуществление.

В зависимости от организационной структуры предприятия, а также принятой структуры управления используются следующие методы управления бюджетированием.

Директивный метод предполагает, что формирование бюджета по всем структурным подразделениям и по предприятию в целом осуществляется сверху вниз (top-down), то есть руководство предприятия намечает целевые программы и доводит до своих структурных подразделений (цехов, хозяйств, служб) основные количественные показатели (не только финансового характера). Иными словами, дирекция предприятия контролирует ход выполнения доведенных показателей, помогает решить возникающие проблемы, оказывает помощь в формировании портфеля заказов, в обеспеченности сырьем, материалами и т.п.

Управленческий метод основан на другом подходе — снизу вверх (bottom-up), то есть основные параметры своего развития формирует само структурное подразделение и доводит их руководству предприятия, которое обобщает полученную информацию и на ее базе формирует план по предприятию в целом.

Как при директивном, так и при управленческом методе имеют место многократное уточнение, согласование и корректировка плана по многим показателям. В связи с этим ряд предприятий использует так называемый смешанный, или комбинированный, подход. Суть его состоит в том, что руководство предприятия доводит до структурных подразделений основную целевую задачу подразделения и весьма ограниченное количество показателей, а способы достижения поставленной цели, конкретизацию методов решения отдельных задач берет на себя структурное подразделение. Руководство предприятия контролирует процесс выполнения поставленной цели и вмешивается только в случае возникновения критической ситуации. Обязательства по выполнению плана полностью возлагаются на структурное подразделение.

 

 

Планирование налоговых выплат по направлениям платежей и видам деятельности.

 

План по налогам является важной статьей расходов предприятия независимо от того включаются ли они в себестоимость или нет.

Налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации к федеральным налогам относят:

 

Вид налога   Налогооблагаемая база Порядок включения в себестоимость Пояснения по применению
1. Налог на добавленную стоимость Выручка от реализации товаров, работ, услуг, передачи имущественных прав, полученная налогоплательщиком в денежной или натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Выручка в иност-ранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату оплаты.   Исключается из выручки до расчетов и вычитания себестоимости (таким образом, в расходы и себестоимость не включается).   Доходы от посред- нических операций определяются как сумма вознаграж- дения (торговая на- ценка, % комиссии и т.д.). Налоговый период — месяц, но если выручка в месяц менее 2 млн рублей, то — квартал. Налоговая ставка— 18%, по некоторым продовольственным товарам — 10%. Сумма к уплате определяется как сумма начисленная минус сумма выпла- ченная поставщикам продукции и услуг.
2. Акцизы Подакцизные товары: - спирт и спиртосодержащая продукция; - пиво; - табачные изделия; - автомобили; - бензин и моторное масло. Сумма акциза предъявляется розничному предприятию для оплаты (в счет- фактуре указывается) и включается в цену товара (сумма акциза относится у налогоплательщика на расходы и себестоимость). Акцизные сборы выплачивает производитель подакцизных товаров по факту их реализации оптовым или розничным предприятием. Налоговый период— месяц. Ставка дифференцирована по видам товаров на единицу продукции в натуральном выражении (на 1 литр и т.д.) и также адвалорные ставки (в %).
3. Налог на доходы физических лиц Доходы физических лиц, включая оплату труда, дивиденды, страховые выплаты, оплату за использование личного транспорта, от сдачи в аренду имущества и другие выплаты в натуральной форме: оплата организацией товаров, питания, обучения, услуг в интересах налогоплательщика- физического лица (кроме сумм единовременной материальной помощи).   В себестоимость включаются сумма доходов физических лиц, включая налог на доходы, кроме дивидендов, которые выплачиваются из чистой прибыли и других выплат социального характера.   Налог на доходы физических лиц исчисляет и перечисляет организация, в которой работник получает оплату за свою работу, услуги. Налоговый период— календарный год. Из налогооблагаемой базы производят стандартные налоговые вычеты: профессиональные, социальные. Налоговая ставка— 13%. Повышенные (пониженные) налоговые ставки устанавливаются для дивидендов, выигрышей и других доходов (ст. 234 НК РФ).
4. Единый социальный налог Выплаты и иные вознаграждения, начисленные налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и правовым договорам, за выполненные работы (услуги). Включается в полном объеме в себестоимость как расходы на оплату труда.   Налог исчисляется и выплачивается организацией, в которой работник получается оплату. Налоговый период— календарный год. Отчетные периоды по кварталам нарастающим итогом. Ставки налога- 2б,2% с сумм по оплате труда и иных выплат. Для индивидуальных предпринимателей— основная ставка- 10%.
5. Налог на прибыль организаций   Прибыль как полученные доходы уменьшенная на величину произведенных расходов, включаемых в себестоимость, операционные, коммерческие, внереализационные расходы. Прибыль до налогообложения определяется расчетно в соответствии с главой 25 НК РФ. Отдельно определяются доходы и расходы от игорного бизнеса. Выплачивается из прибыли до налогообложения (балансовой прибыли). Налоговый период— календарный год. Отчетные периоды- по кварталам нарастающим итогом. Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение 10 лет. Ставка налога— 24%, в т.ч. в федеральный бюджет — 6,5%, 17,5- 13,5% - в бюджеты субъектов РФ.
6. Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов Объекты животного и водного мира, изъятые из сферы их обитания на основе лицензии. Оплачивается при получении лицензии и включается в себестоимость. Установлены ставки, сбора в рублях за одно животное или 1 тонну водных ресурсов.
7. Водный налог Объем забора воды или использование водных объектов (акватории). Включается в затраты и себестоимость (если использование водных ресурсов необходимо для основной деятельности). Налоговые ставки установлены в рублях за 1 тыс. куб или за 1 м используемой акватории.
8. Государствен- ные пошлины За совершение юриди- чески значимых дейст- вий при обращении в суды, к нотариусу и т.д. Включаются в затраты (внереализа- ционные). Ставки устанавлива- ются в зависимости от иска, вида обра- щения.
Региональные налоги:
Виды регионального налога Объект налогообложения Система применения
1. Транспортный налог Автотранспорт и другие самоходные машины, самолеты, теплоходы, катера и другие. Налоговая ставка в рублях дифференцирована в зави- симости от мощности дви- гателя. Налоговым периодом приз- нается календарный год.
2. Налог на игорный бизнес Объектами налогообложения являются игорный стол, игровой автомат, касса тота- лизатора.   Каждый объект налогообло- жения подлежит регистра-ции в налоговом органе. Налоговым периодом явля- ется календарный месяц. Налоговая ставка устанав- ливается субъектами РФ в пределах определенных НК РФ.
3. Налог на имущество организаций Объектом налогообложения является движимое и недви- жимое имущество, учиты- ваемое на балансе в качестве объектов основных средств (среднегодовая стоимость) по остаточной стоимости. Налоговым периодом явля- ется календарный год. Налоговая ставка устанавли- вается субъектами РФ и не может превышать 2,2%.  
Местные налоги:
Земельный налог Земельные участки, распо- ложенные в пределах муни- ципального образования. Налоговая база определяет- ся как кадастровая стои- мость земельных участков. Ставка налога зависит от категории земельного участ- ка и не может превьппать 0,3% или 1,5%.
           

 

При упрощенной системе налогообложения предприятие освобождается (ст. 346 НК РФ) от обязанности по уплате налога на прибыль, налога на имуществою. Кроме того, они не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Кроме того, применение этой системы ИП предусматривает их освобождение от уплаты налога на доходы физич.лиц.

Упрощенная система налогообложения применяется, если по итогам 9 месяцев доходы не превысили 15 млн рублей (с учетом коэффициента дефлятора) и если стоимость основных средств и нематериальных амортизируемых активов, не превышает 100 млн рублей, а среднегодовая численность раб-ков не превышает 100ч-к.

Объектом налогообложения могут быть или доходы (от реализации, внереализационные), или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговые ставки при налогообложении дохода — 6%, при налогообложении дохода, уменьшенного на расходы — 15%.

*Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (оказание бытовых услуг, розничная торговля в магазинах с площадью менее 150 кв.м; предприятия общественного питания < 150 кв.м; услуги по временному проживанию с площадью < 500 кв.м) предполагает определение вмененного дохода (потенциально возможного дохода налогоплательщика, рассчитанного с учетом совокупности условий, базовой доходности, корректирующих коэффициентов). Налоговая ставка — 15% величины вмененного дохода.

При планировании величины налоговых выплат необходимо, во-первых, провести мероприятия по оптимизации налоговых выплат за счет выбора адекватной системы налогообложения и соответствующей учетной политики, во-вторых, обеспечить организацию налогового учета, с оптимальным формированием налогооблагаемой базы.

Итогом проведения плановых расчетов и учетной политике могут быть:

- прямое воздействие на налогооблагаемую базу

- косвенное воздействие на налоговую базу

Завершается планирование налоговых выплат разработкой системы налогового учета.

.

 

Планирование численности различных категорий работников предприятий в зависимости от вида деятельности, объема работ, фондовооруженности труда.

1.Численность и профессиональный состав работников (1 план или раздел)

Расчет производится в сл последовательности: в начале определяется числ-ть производственного и обслуживающего персонала, вспомогательного, административно-управленческого (инженерный либо аутсорсинг).

Производственный персонал рассчитывается на основе плановой производственной программы и производительности труда:

, где

Пп – производственный персонал

Пр – производительность труда.

Производительность труда определяется на основе уровня механизации и автоматизации производственных процессов, коэффициента текучести кадров, организации производства, труда и мотивации персонала.

1% фондовооружённости → 1,1% производительности труда.

1% текучести кадров → 0,3% производительности труда (ведёт к изменению на 0,3%).

Обслуживающий персонал. Его численность зависит от класса предприятия, применяемых форм и методов обслуживания, норм обслуживания, организации труда и мотивации персонала.

Вспомогательный персонал. Его численность определяется из объёма вспомогательных работ, нормы выработки. Она не должна превышать 5-10% от общего числа работников производственного персонала.

Административно-управленческий аппарат. Его численность определяется с учётом:

ü Объёма и вида деятельности

ü Норма управляемости (5-10 человек на 1 управленца со сложными функциями и до 20 человек – при стандартных функциях).

ü Организация структуры управления

ü Жизненного цикла предприятия.

Численность этих работников должна составлять не более 20% от общей численности работников предприятия.

Планирование численности и состава работников заканчивается действиями:

œ Сравнение запланированных показателей со сложившейся структурой и определение потребности в дополнительных работниках по их квалификации и профессиональным требованиям (сокращение)

œ Разработка штатного расписания в разрезе структурного подразделения

œ Утверждение должностной инструкции, в т.ч. по новым штатным единицам

œ Анализ кадрового потенциала и его соответствие предъявляемым требованиям

œ Взаимосвязь с внешними источниками по подбору кадров

œ Оценка кандидатов на вакантную должность

œ Текущая периодическая аттестация персонала.

13.Програмно-целевое планирование, его значение в решении наиболее важных проблем в развитии сферы услуг.

Программно-целевое планирование – метод управления экономическим и социальным развитием объекта управления с помощью разработки и реализации специфических плановых документов комплексно-целевых программ (КЦП).

Программно-целевое планирование

= комплексная целевая программа (КЦП)

представляет собой директивный и адресный документ, увязывающий по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий и заданий, направленных на решение наиболее важной проблемы. Основным методом разработки программы является программно-целевой метод, который решает наиболее важные проблемы. Особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов.

Мин эконом развития РФ приказом от 7.06.2003г №170 утвердил типовой макет программы экономического и социального развития субъектов РФ. Отличительными особенностями программы как планового документа является:

1) Программа решает наиболее важную приоритетную проблему, которая четко очерчена и локализована;

2) Цели, задачи и мероприятия проги конкретизированы под проблему;

3) Мероприятия и выделенные для их реализации ресурсы носят адресный характер;

4) Прога обеспечивается ресурсами в приоритетном порядке;

5) Проги носят межотраслевой и межрегиональный характер, не привязаны к возможностям конкретных предприятий и их объединений;

6) Проги носят эпизодический характер и их необходимость отпадает при решении проблемы.

Этапы разработки программ:

ПЦП – метод управления экономического и социального развития объекта управ-ия с помощью разработки и реализации специфич. плановых документов комлексно-целевых программ(КЦП)

КЦП - представляет собой директивный и адресный документ, увязывающий по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий и заданий, направленных на решение наиболее важной проблемы, эффективными путями в установленные сроки.

Мин эконом развития РФ приказом от 7.06.2003г №170 утвердил типовой макет программы экономического и социального развития субъектов РФ. Отличительными особенностями программы является:

7) Программа решает наиболее важную приоритетную проблему, которая четко очерчена и локализована;

8) Цели, задачи и мероприятия проги конкретизированы под проблему;

9) Мероприятия и выделенные для их реализации ресурсы носят адресный характер;

10) Прога обеспечивается ресурсами в приоритетном порядке;

11) Проги носят локальный характер и с решением проблемы программа завершается.

12) Проги могут не совпадать с плановыми периодами

Этапы разработки программ:

1. Оценка существующего состояния сферы услуг, ее развитие на перспективу на основе экстрополяции сложившихся в настоящем и прошлом темпов и пропорций.

2. Разработка модели идеального состояния сферы услуг по отраслям и сферам деятельности с точки зрения оптимального удовлетворения потребностей и конкурентоспособности с учетом внешних угроз

3. Сопоставление возможного и идеального развития сферы услуг и определение разрыва между этими показателями. Описание проблемы под программную разработку.

4. Определение целей, задач и наиболее важных мероприятий, решающих постоянную программную проблему

5. Разработка вариантов решения проблемы и обоснование необходимых экономич.и структурных преобразований в т.ч. и нормативного характера

6. Определение необходимых ресурсов д/реализации программы и оценка существующей ресурсной базы с учетом возможности реализации программных мероприятий

7. Увязка потребностей и возможностей ресурсного обеспечения прог-мы и опр-ие оптимального ресурсного потенциала

8. Разработка макета проги и обоснование конкретных мероприятий, заданий, сроков их осуществления, необходимых ресурсов.

9. Оформление проги как документа

10. Сопоставление возможных и необходимых ресурсов для реализации проги по номенклатуре, объему, качеству и формирование условий по первоочередному обеспечению проги необходимыми ресурсами и расчет эффективности проги. И уточнение проги

11. Согласование программных заданий с исполнителями, уточнение и разукрупнение основных показателей, состояние графика выполнения работ.

12. Утверждение проги как директивного документа и организация доведения заданий проги до исполнителей, определение системы отчетности.

13. Организация реализации проги и контроль за ходом ее реализации.

         
4 5 6
  9 10    
               

КЦП – комплексная целевая программа

1 – задания и мероприятия программы, 2 – срок осуществления, 3 – исполнитель и заказчик, 7 – объем финансирования, 4 – необходимый, 5 – выделенные фин.ресурсы, 6 – заемные, 8 – эффективность, 9 – из бюджета, 10 – собственные

В окончательном виде прога как документ включает следующие разделы:

1. паспорт проги – все параметры развития

2. основные проблемы, решаемые в проге

3. цели, задачи и основные мероприятия проги

4. система программных заданий и мероприятий

5. объемы и источники финансирования

6. эффективность программных мероприятий

7. комплекс мер по совершенствованию внешней и внутренней нормативной базы

8. механизм управления проги

9. система отчетности и контроля.

 

14.Расчет и обоснование плановых заданий по фонду заработной платы предприятий для различных категорий работников.

Планирование расходов на оплату труда

В этом плане определяется:

1)фонд оплаты труда по структурным подразделениям и в целом по предприятию

2)средняя з\пл одного работника, ее изменение в сопоставлении с динамикой производительности труда

3)отчисления на з\пл, включая ед соц налог, подоходный налог

 

 

При обосновании фонда оплаты труда (ФОТ) необходимо осуществить расчеты по сл элементам:

1. сумма выплат по тарифным ставкам исходя из штатного расписания, а также размера выплат стимулирующего характера, минимальный размер стимулирующего характера должен составлять не мене 20%

2. з\пл по сдельным расценкам с учетом планового объема работ в ставке за единицу выработки и премиальной ставки, например,

план производства – 3 млн

ставка по оплате (бригадная форма оплаты труда) – 20%, 600 тыс. руб. ФОТ

доплата за качество выпущенной продукции – 10%

итого: 660 тыс. руб.

3. доплаты за работу в ночное время или в праздничные дни

4. сумма оплаты за отпуск или за его компенсацию

5. сумма оплаты за питание сотрудников

6. з\пл за время учебных отпусков

Подоходный налог платится с ФОТ, составляет 13%; расчет единого социального налога включается в расходы на оплату труда – 26,2%. Премии административно-управленческому аппарату многие предприятия выплачивают из чистой прибыли, т.к. это выгоднее.

Планирование фонда заработной платы может осуществляться укрупнен­ными расчетами или более детальным способом.

Фонд заработной платы в целях анализа подразделяется по категориям работников, когда выделяется фонд заработной платы производственного, обслуживающего, административно-управленческого персонала и др. категории работников.

 

При использовании укрупненного способа применяют два метода опреде­ления фонда заработной платы: первый — на основе расчетной численности работников умноженной на уровень их средней заработной платы; второй — по нормативам затрат заработной платы на единицу продукции.

Нормативный фонд заработной платы основных и вспомогательных работ­ников предприятия, занятых на нормированных работах (Фнор), определяется по каждому изделию с последующим суммированием по формуле:

,

Где -планируемая производственная программа по выпуску изделий, шт; - нормативная трудоемкость изделия; - средняя стоимость нормо-часа из расчета действующих на предприятии тарифных сеток и ставок; - нормативные затраты заработной платы на производственную программу (т.е. ), руб.; - коэффициент дополнительной заработной платы; - прогнозируемый предприятием коэффициент роста цен.

 

Фонд заработной платы вспомогательных рабочих-повременщиков, заня­тых на ненормируемых работах, определяется исходя из штатного расписания с учетом планируемого коэффициента дополнительной заработной платы, включающего в себя различные доплаты, надбавки.

Фонд заработной платы руководителей, специалистов, служащих произ­водственных и функциональных подразделений предприятия определяется также исходя из штатного расписания, где содержится перечень наименова­ний должностей и размеры их месячных окладов с учетом планируемого про­цента вознаграждения.

Все средства предприятия, направленные на оплату труда работников образуют фонд заработной платы. Фонд заработной платы рассчитывается в абсолютном выражении (в рублях) и в относительном выражении (в % к товарообороту или обороту предприятия). Данный показатель называется уровнем фонда заработной платы и характеризует размер заработной платы, приходящейся на один рубль товарооборота (оборота) или на один рубль произведенной и реализованной продукции. Для обеспечения эффективного хозяйствования уровень фонда заработной платы должен иметь тенденцию к снижению. Для этого темп роста товарооборота (оборота) должен быть выше темпа роста фонда заработной платы.

Где - уровень фонда заработной платы, %; - фонд заработной платы, руб.; - товарооборот (оборот) предприятия, руб.

15. Информационное обеспечение процесса планирования деятельности предприятий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...