Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восстановление слухоречевого восприятия




Поскольку у постлингвальных или позднооглохших детей языковая система и собственная речь уже сформированы, то послеоперационная реабилитация, кроме настройки процессора КИ, у них, в основном включает восстановление слухового восприятия окружающих звуков и речи с КИ.

Речевые сигналы, передаваемые КИ, значительно искажены и отличаются от тех, которые хранятся в памяти позднооглохшего ребенка. Это определяет основные задачи программы слухо-речевого тренинга:

1.54. научить ребенка находить соответствие между звуковыми образами звуков речи и слов, передаваемых КИ, с теми, которые хранятся в его памяти;

1.55. научить ребенка выделять в новых образах звуков речи акустические корреляты

дифференциальных признаков фонем - «звонкость-глухость», место и способ артикуляции и др.

накопить в памяти ребенка новые звуковые образы звуков речи, слов, фраз, звуков окружающей среды.

Занятия по развитию слухо-рсчсвого восприятия начинаются сразу после первой настройки КИ. В первый день проводятся 2 занятия продолжительностью по 30 мин. с перерывом 2-4 часа для адаптации и коррекции настройки речевого процессора. Как показала наша практика, оптимальная длительность курса слухо- речевой реабилитации для ПЛП составляет 3-4 недели. В первые две недели желательно проводить 2 занятия (по 45-60 мин.) в день с разными педагогами, далее - 1-2 занятия в день. За этот период удается в достаточной степени восстановить слуховое восприятие и достичь стабильных значений параметров настройки процессора КИ, необходимых для хорошей разборчивости воспринимаемой речи и ее восприятия в различных коммуникативных ситуациях, провести коррекцию имеющихся нарушений речи. Исключением являются дети, потерявшие слух после менингита, и дети с ушным шумом, у которых способность воспринимать речь восстанавливается медленнее.

Тренинг развития слухо-рсчсвого восприятия с КИ у ПЛИ включает

1.56. Тренинг обнаружения, различения и узнавания неречевых (бытовых) звуков окружающей среды (задания 1-6 проводятся с 1-го занятия).

1.57. Тренинг узнавания слов с разной слоговой структурой (одно-, двух-, трехсложные слова, цифры) в закрытом (ограниченном) выборе.

1.58. Тренинг различения разных признаков неречевых и речевых звуков (количество звуков, длинный-короткий, громкий-тихий).

1.59. Тренинг различения и узнавания звуков музыкальных инструментов, звучащих игрушек.

1.60. Тренинг различения и узнавания изолированных низко- и высокочастотных звуков речи (изолированные фонемы [а], [и], [у], [с], [ш] и др.).

1.61. Тренинг узнавания слов с одинаковой слоговой структурой (трех-, двух- или односложных) и с разным\одинаковым положением ударного слога (многосложные слова) в закрытом выборе.

1.62. Тренинг восприятия надсегментных характеристик речевых сигналов (число слогов, положение ударного слога, положение выделенного слова во фразе, интонация предложения) (задания 7-10 проводятся со 2-го занятия).

1.63. Тренинг различения и узнавания изолированных гласных, а также гласных в составе слогов типа СГ' в контексте различных согласных.

1.64. Тренинг узнавания слов в слитной речи при закрытом выборе.

Ю.Тренинг узнавания слов с одинаковой слоговой структурой (трех-, двух- или односложных), отличающихся гласными\согласными при закрытом выборе (с 3-го занятия).

1.64. Тренинг различения и узнавания изолированных согласных, а также согласных в составе слогов типа согласный-гласный, гласный - согласный - гласный (с 3-го занятия).

1.64. Тренинг узнавания слов с разной слоговой структурой при открытом выборе (задания 13-18 проводятся с 4-го занятия).

1.64. Тренинг узнавания односложных слов при открытом выборе.

1.64. Тренинг различения фонетических характеристик (гласный-согласный, звонкость-глухость, место образования, сонорность, мягкость-твердость) в слогах и словах.

1.64. Тренинг различения слов в предложениях с хорошо предсказуемым последним словом в открытом выборе.

1.64. Тренинг восприятия просодической информации в речи (вопросительная\ловествовагельная\восклицательная интонация, положение смыслового ударения, эмоциональное состояние говорящего, определение мужских и женских голосов)

1.64. Тренинг понимания знакомых вопросов.

1.64. Тренинг различения слов в предложениях с плохо предсказуемым последним словом в открытом выборе (с 7-го занятия).

1.64. Тренинг восприятия слитной речи в ситуации открытого выбора (с 8-го занятия).

1.64. Трешшг узнавания слов с разной слоговой структурой (одно-, двух-, трехсложные) в закрытом выборе в условиях внепшего шума (20-25 задания с 10-го

анятия).

1.1. Тренинг узнавания слов с одинаковой слоговой структурой (трехсложные, двухсложные, односложные) в закрытом выборе в шумах.

1.2. Тренинг узнавания слов в слитной речи (предложения) в закрытом выборе в шумах.

1.3. Тренинг понимания знакомых вопросов в шумах.

1.4. Тренинг восприятия речи по телефону.

1.5. Тренинг локализации источника звука в пространстве.

Восстановление слухового восприятия с помощью КИ начинают с простых заданий, переходя последовательно к более сложным.

Самос простое задание - это обнаружить есть звук или нет. В этом задании ребенку предъявляют разные неречевые и речевые звуки, разной громкости, частоты и с разного расстояния. Ребенок должен сказать, слышит он этот звук или нет. Узнать этот звук от него не требуется.

Второе задание но сложности - это умение различать два звука. Для этого ребенку предъявляются два слова (или два неречевых звука, иди две фонемы). Ребенок должен сказать, какое слово он услышал. Это задание ребенок может выполнять, даже если он узнает только одно слово. Например, при предъявлении слов «дом» и «машина» ребенок хорошо узнает слово «машина». Когда же ему предъявляют слово «дом», то он не слышит его четко, но он точно слышит, что это не «машина» и отвечает правильно.

Третье задание по сложности - это умение узнавать звуки (неречевые и речевые) в ситуации закрытого (ограниченного) выбора. В этой ситуации ребенок знает, какие именно сигналы (слова, слоги, предложения, фонемы, неречевые звуки) ему будуг предъявляться. При этом список этих сигналов (или набор картинок) лежит на столе перед ребенком. Отвечая, ребенок показывает услышанное слово (звук, предложение и т.д.) в списке, лежащем перед ним или повторяет его. В таких заданиях ребенок может узнать слово, даже если слышит его не четко, исключая те, на которые то, что он слышит непохоже. При этом он должен постараться угадать, на какое слово, из лежащих перед ним в списке, похоже услышанное слово. Минимальное число сигналов, которое может предъявляться в

том задании - 3. Увеличение числа сигналов усложняет задание.

В качестве сигналов в этом задании можно предъявлять предложения. По сравнению с изолированными словами это более сложное задание, т.к. на начальном этапе пациента с КИ очень медленно анализируют речь и не успевают узнавать слова в слитной речи.

Все эти задания начинаются с предъявления сигаалов слухо-зрителыю - ребенок видит лицо педагога, который указывает, какое слово из списка он произносит или видит предметы, которые издают звуки. После этого сигналы (звуки, слова, предложения) предъявляются только на слух.

В отличие ог:>пио в заданиях с открытым выбором ребенок не знает, какие именно сигналы ему будут предъявляться и не может их предугадать. Поэтому он может полагаться только на свое умение слышать. Эти задания проводятся, когда ребенок достаточно хорошо будет выполнять задания по узнаванию речи в закрытом выборе из 10-12 слов.

Первое занятие начинается с восстановления способности обнаруживать различные неречевые и речевые звуки, выявлять разницу в их звучании и опознавать их. Для этой цели ребенку предлагают прослушивать разные бытовые звуки, в том числе, неречевые звуки, издаваемые человеком (шаги, скрип двери, бренчание ложки в стакане, звонок телефона, шуршание бумаги, свист, стук барабана, звук струи воды, кашель, сморкание и пр.), звуки музыкальных инструментов (барабан, дудка, свисток, трещотка, ксилофон и др.). При этом используют реальные ситуации и предметы с предварительным привлечением внимания ребенка к источнику звука.

На этом же занятии неречевые звуки, а также звуки речи, используют для восстановления способности различать определенные характеристики звуковых сигналов: '"громкий-тихий", "один-много", "длинный-короткий", "высокий-низкий".

Тренинг восприятия речи начинается с различения и узнавания изолированных слов и звуков речи в ситуации закрытого выбора. Сначала предъявляют 3 слова. 11редварительно ребенку предъявляют эти сигналы слухо-зрительно - ребенок видит лицо педагога, который указывает, какое слово из списка он произносит. Если ребенок не может узнать слово, надо попросить его постараться угадать, на какое

слово из лежащих перед ним слов похоже услышанное слово. Некоторые дети отвечают, только когда они уверены в ответе. А для развития восприятия важно, чтобы они учились принимать решение о сигнале (например, слове) даже при наличии частичной информации. Это один из основных принципов обработки информации мозгом. Если ребенок узнает все 3 слова, число слов увеличивают до 6, 9, 12. В число первых слов также должны входить имя ребенка, слова «мама», «папа», «бабушка», имена членов семьи. Дети, как правило, уже способны справиться с этим заданием, а осознание ими того, что они уже понимают слова, очень вдохновляет их и родителей.

Первые 1-2 дня дети могут сообщать, что они слышат речь с некоторой задержкой. При этом у них возникает впечатление, что звук голоса отстает от артикуляции. В течение 2-3 дней ребенок перестает замечать это несоответствие.

На первом занятии предлагается также различать (при парном сравнении) и узнавать (при выборе из 3-х и более) акустически сильно отличающиеся длительные звуки речи, например, [а], [у], [ш], [с]). Начинают с 2-х сигналов, по мере выполнения задания для разных пар звуков, число сигналов постепенно увеличивают.

В заданиях с закрытым выбором на первых занятиях речевой материал сначала предъявляется несколько раз со зрительным подкреплением. Затем то же задание выполняется без зрительного подкрепления только на слух. Если ребенок делает ошибки, то необходимо вернуться к аудио-визуальному способу подачи материала, а затем продолжить без зрительного подкрепления. По мере восстановления слухоречсвого восприятия с КИ речевой материал можно предъявлять сразу только на слух. Сначала педагог произносит речевой материал в более медленном темпе и с четкой артикуляцией. При достижении устойчивого правильного узнавания материала, произносимого в медленном темпе, материал предъявляется с быстрым темпом произнесения.

Каждое занягие должно заканчиваться заданием, которое ребенок уже хорошо выполняет. Это поддерживает у него положительный настрой. Такой алгоритм используется при работе с разным речевым материалом. Педагог должен предварительно подобрать речевой материал и иметь напечатанные списки с разным числом сигналов разного типа (изолированные фонемы; группы фонем с общими фонсморазличителъными признаками; слоги; слова с разной и одинаковой слоговойтруктурой; пары слов, различающиеся одной фонемой; односложные слова; предложения с хорошо предсказуемым и плохо предсказуемым составом слов; вопросы; тексты - Приложение 1).

При работе с подростками и детьми очень важно подобрать речевой материал, соответствующий возрасту ребенка и его интересам. Этот материал должен быть также разнообразным по темам, лингвистическому составу и пр.

Для домашних занятий можно рекомендовать также прослушивание песен, которые ребенок знал до потери слуха. Хотя КИ в определенной степени искажает мелодию песен, их ритмический рисунок передается точно, и многие дети любят слушать любимые песни, узнавая их текст.

В заданиях с открытым выбором на первых занятиях также сначала используют аудио-визуальный способ предъявления материала. Затем предъявляют сигналы только на слух. Если ребенок не понял сказанное слово (или фразу), его повторяют. Если он не понял и в этом случае, то следует объяснить ребенку, что было сказано, написав это слово или показав соответствующую картинку. После этого необходимо снова повторит!, это слово несколько раз, так чтобы ребенок воспринял его только на слух. Если ребенок назвал какое-то другое слово вместо предъявленного, то надо по очереди произнести эти два слова, давая ребенку возможность сравнить звучания этих двух слов, почувствовать разницу в их звучании.

При тренировке понимания слитной речи используется чтение коротких занимательных текстов (100-200 слов), при этом обучающийся должен повторять предложения, читаемые педагогом. Если обучающийся не понял какое-либо слово, то педагог повторяет предложение или его часть, приводит слова - синонимы и т.д., добиваясь узнавания этого слова ребенком. При затруднении узнавания слова его можно написать и показать ребенку. При этом можно использовать также другой подход: ребенок сначала самостоятельно читает текст, а затем педагог предъявляет предложения только на слух.

Важнейшую роль в восстановлении восприятия речи с помощью КИ играют занятия по развитию способности узнавать отдельные звуки речи, т.к. это определяет разборчивость речи. Вследствие особенностей кодирования акустической информации КИ отдельные звуки речи претерпевают существенные изменения. Для

го чтобы ребенок научился хорошо узнавать отдельные фонемы, используются несколько типов упражнений:

1.1. различение фонем при парном сравнении (при изолированном предъявлении, в составе слогов в окружении разных звуков речи, слов). Начинают с гласных звуков. (Приложение 1);

1.2. узнавание фонем при выборе из 3, 4, 5 и более (при изолированном предъявлении, в составе слогов в окружении разных звуков речи);

1.3. различение и выделение дифференциальных признаков (звонкость-глухость, мягкость-твердость, место образования, гласный- согласный, назальный- неназальный и др.); Ого упражнение особенно эффективно, т.к. способствует быстрому развитию умения различать отдельные фонемы. Наибольшую трудность представляет различение взрывных согласных, отличающихся местом образования /б-д-г/, /п-т-к/.

1.4. умение обнаруживать наличие-отсутствие звука в слове и определять его позицию в слове;

1.5. определения корректного и некорректного произношения фонемы в слове и др. В результате у большинства детей, использующих КИ с быстрой стратегией

кодирования, удается достичь 90-95% фонемной разборчивости в слогах.

Кохлсарная имплантация обычно проводится на одно ухо. При таком монауралыюм восприятии локализация звука в пространстве является непростой задачей для ПЛП. Для развития этой способности необходимы специальные занятия по локализации источников неречевых сигналов и речи, что улучшает ориентацию ребенка в пространстве и адаптацию в меняющейся акустической среде. Однако следует иметь в виду, что даже после гренировки, способность ребенка определять положение звука в пространстве с одним КИ ограничена, особенно в направлении «сперсди-сзади» и в шумной обстановке (на улице, в шумном помещении). Как правило, ребенок сначала обнаруживает звук, начинает искать его источник, поворачивая голову в разные стороны, параллельно опознает звуковой образ (например, речь или гудок машины) и, прежде всего, по ситуации определяет, откуда идет звуковой сигнал.

Поскольку речевые сигналы, передаваемые КИ, искажены, то для их обработктям требуется больше времени. Поэтому дети с КИ, особенно в первый год использования КИ, значительно медленнее понимают сказанное, им требуется несколько раз повторить, прежде чем они поймут услышанную речь. В связи с этим в процессе слухоречевой работы с ребенком необходимо предъявлять для опознавания речевой материал (слова, фразы), произнося его с разной скоростью - сначала чуть медленнее, с четкой артикуляцией, а затем, после того как ребенок точно повторил услышанное - в более быстром темпе.

Необходимо также проводи ть упражнения по развитию способное™ различать голоса людей. Сначала голоса разных людей звучат для ребенка одинаково, но постепенно этот навык развивается, хотя он будет делать это хуже, чем нормально слышащий ребенок. Начинать лучше с того, что, предъявляя ребенку речевой материал, нужно иногда произносить слова более высоким или более низким голосом. Ребенок должен при этом отметить изменение высоты голоса. Можно также привлечь родителей к этому упражнению. Они вместе с педагогом произносят по очереди в случайном порядке слова или предложения (уже проработанные), а ребенок должен узнать, кто это сказал. Используются также аудиозаписи с мужскими, женскими, детскими голосами. Родители проводят такие упражнения и дома. В процессе этих занятий у ребенка восстанавливается способность различать мужские- женские-детскис голоса, способность различать знакомые голоса. Это способность важна и для восприятия речи одного диктора на фоне нескольких говорящих человек.

Для тренировки восприяти» речи на фоне помех можно использовать аудиозаписи с зашумленным речевым материалом, восприятие речи на фоне музыки или включенного радио, а также разговор по телефону. При этом начинать также следует с восприятия в ситуации закрытого (ограниченного) списка, т.е. когда ребенок знает, какие именно сигналы ему будут предъявляться (при беседе по телефону нужно заранее написать текст диалога). Тренировка восприятия речи в шумах является важным этапом работы, поскольку ПЛП испытывают трудности восприятия в шумных условиях даже после длительного ношения КИ. Это обусловлено меньшей информационной избыточностью и, соответственно, помехоустойчивостью речевых сигналов, передаваемых КИ, а также нарушением нейтральных слуховых процессов у части ПЛП. В процессе таких занятий с ребенком и родителями обсуждаютсяроблемы восприятия речи в шумных условиях, приемы успешной реализации коммуникации с помощью альтернативных стратегий, способствующие психологической стабилизации ребенка в трудных ситуациях.

Следует помнить, что процесс слушания и восприятия речи с КИ требует от ребенка большого напряжения и энергии. Кроме того, у многих детей, потерявших слух после нейроинфскций, имеются различные неврологические нарушения (астения нервной системы), центральные расстройства слуха (нарушения слуховой памяти, внимания). Поэтому в первое время дети на занятиях быстро устают. В связи с этим в процессе занятия важно слухоречевую работу перемежать с другими видами коррекционной работы, опирающимися в большей степени на другие анализаторы.

Как правило, после 3-4 недель интенсивных занятий по развитию восприятия речи с КИ центре кохлеарной имплантации, позднооглохшие дети понимают речь в большинстве коммуникативных ситуаций. Однако, скорость обработки речи с КИ у них еще недостаточная, и ребенок нуждается в продолжении занятий с сурдопедагогом по месту жительства 1-2 раза в неделю в течение нескольких месяцев. Ребенок также нуждается в дополнительных занятиях по русскому языку. При этом на протяжении всего процесса слухо-речевой реабилитации родители ребенка активно участвуют в процессе слухо-речевой реабилитации - они ежедневно занимаются с ребенком по заданиям сурдопедагога.

Коррекция нарушений произношения и голоса

Если интервал времени между потерей слуха и кохлеарной имплантацией, в течение которого отсутствовала акустическая обратная связь, был большим, то у ПЛП происходят изменения звуковой стороны собственной речи. Это выражается в нарушении произношения отдельных звуков речи и ее просодических характеристик, голосовых расстройствах, нарушении контроля участия ротового и носового резонаторов (носовой отгенок голоса) и др. Эти нарушения выявляются при предоперационном педагогическом обследовании у пациента. Частично они самопроизвольно исчезают по мере появления у пациента акустической обратной связи. Если эти нарушения устойчиво сохраняются, то, начиная с 10-12-го занятия, педагог (логопед, фонопед, сурдопедагог) может начинать систематическую работу по коррекции этих нарушений. У части детей расстройства звукопроизносительнороны речи обусловлены наличием сопутствующих у него специфических расстройств речи (дизартрия, дислапия, дисфония). Эти расстройства могут быть как врожденными, так и приобретенными вследствие вызвавшей потерю слуха мсйроинфекции. Наличие таких расстройств и их причина выявляются но данным анамнеза, результатам сурдологопедического обследования и консультации психоневролога. В этих случаях ребенок нуждается в систематических занятиях с использованием соответствующих логопедических и фонопедических методов работы.

Психологическая помощь ребенку и его близким.

Роль родителей и близких ребенка.

Постлингвально оглохшие дети и подростки вследствие эмоциональной нестабильности нуждаются в значительной психологической поддержке. Эта работа начинается еще на предоперационном этапе и включает формирование у ребенка мотивации к проведению имплантации, адекватных ожиданий от се результатов. Важно также сформировать у него настрой на занятия и активный тренинг слухового восприятия в интервалах между занятиями, ознакомить ребенка и его близких с особенностями и некоторыми ограничениями восприятия речи с помощью КИ, а также навыками компенсации этих ограничений. Для этого проводятся беседы с ребенком и его близкими, совместный просмотр видеозаписей пациентов, уже прошедших реабилитацию, организуются встречи с ними.

У подростков нередко возникают эстетические проблемы, связанные с ношением КИ. Для некоторых из них является полной неожиданностью, что КИ имеет внешнюю часть, которая видна окружающим. В связи с этим важно подвести ребенка к выводу, что для него важнее слышать, чем ходить без устройства, которое ему поможет слышать. Обсудить с ребенком, как можно спрятать устройство под прической, рассказать, как это делают другие ребята, как быстро они привыкают к нему.

Большинство подростков волнует возможность заниматься спортом и другими формами активности, которыми занимаются их сверстники. Они должны знать, что после имплантации им можно заниматься физкультурой и различными видами спорта, исключая те, при которых возможны удары но голове.

Как правило, у детей завышены ожидания результатов, и после первого включения возникает временное разочарование. Важно подготовить их к новым звуковым ощущениям, которые в первое время сильно отличаются от привычных, хринимых в памяти образов. Эта подготовка проводится перед операцией, во время первого включения процессора и на первых занятиях.

После подключения процессора КИ родители должны присутствовать на занятиях с сурдопедагогом. В перерывах между занятиями в течение для ото должны заниматься развитием слухоречевого восприятия с КИ по заданиям сурдопедагога. Во время занятий сурдопедагог должен привлекать родителей для выполнения некоторых заданий, чтобы проверить правильно ли они выполняют эти задания дома, обращая внимание родителей на ключевые момента упражнений. При этом важно объяснит родителям, что эти занятия в первое время, особенно у детей, потерявших слух вследствие нейроинфекций. могут вызывать у ребенка быстрое утомление. Родители должны следовать за возможностями ребенка. В таких случаях эти занятия должны быть короткими, но проводить их 3-5 раз в день.

У детей менее развиты компенсаторные стратегии, позволяющие им преодолевать трудности восприятия речи с помощью КИ в шумных условиях, что требует дополнительных занятий по тренировке восприятия зашумленной речи и развитая умения использовать компенсаторные навыки (общаться, видя лицо говорящего, садиться на первую парту в школе и др.).

Некоторые дети к моменту имплантации уже учатся в специализированном детском учреждении для глухих детей, и тогда после имплантации они возвращаются в массовую школу, а это требует психологической адаптации, дополнительных занятий для овладения школьной программой. Для облегчения ребенком восприятия материала на уроке и овладения программой родители должны накануне брать у педагогов материал, который будет рассматриваться на уроках на следующий день, и прорабатывать его с ребенком. Это облегчит ему понимание учителя в классе.

Увеличение учебной нагрузки, определенные трудности восприятия речи в реальных шумных условиях классного помещения, возможные расстройства центральной нервной системы (у детей оглохших после менингита, других вирусннг1|роннфскций, травм мозга), наличие центральных слуховых расстройств (фулности запоминания материала) у части ПЛП приводят к повышенной уюмляемости, раздражительности и др., что требует помощи невропатолога и

ш ихолога.

Ребенок и его родители должны знать, как пользоваться КИ, рейдировать I кг жимы его работы. Они должны помнить о трудностях восприятия речи с КИ в шумных условиях, больших помещениях с реверберацией (кинотеатры, театры и др.). Родители ребенка должны сообщить педагогам в школе об особенностях восприятия |кчи при использовании КИ и оптимальных условиях для речевосприятия, необходимости дополнительных занятий по русскому языку, трудностях при написании диктантов.

3.3. Слухоречевая реабилитация маленьких детей с кохлеарным имплантом, потерявших слух до овладения речью

При реабилитации маленьких детей с КИ необходимо осознавать, что КИ будет приносить максимальную пользу для ребенка только, если: КИ хорошо работает и ребенок постоянно его носит;

1.65. КИ правильно настроен;

1.66. созданы хорошие условия для восприятия звуков, поскольку дети с КИ испытывают трудности при обучении слушать в шумных помещениях;

1.67. есть возможность слушать разные неречевые и речевые звуки;

1.68. созданы условия для развития соответствующих коммуникативных навыков в различных ситуациях общения (взрослый/ребенок, ребенок/ребенок, взрослый/дети);

1.69. у ребенка появляется положительный опыт в развитии навыков слушать и общаться;

1.70. в процесс реабилитации вовлечены все люди, заботящиеся о ребенке: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники, учителя и др.

1.71. Формирование у маленького ребенка с КИ способности использовать речь как средство общения сходно со слабослышащими детьми, эффективно использующими. гуховой аппарат, и нормально слышащими детьми. Оно предполагает: звитие коммуникативных навыков (т.е. способности взаимодействовать с окружающими людьми, используя любые формы общения):

1.72. развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи с помощью КИ,

т.е. развитие способности обнаруживать, различать, опознавать и распознавать неречевые звуковые образы и акустические корреляты разных речевых сигналов - дифференциальных признаков фонем и самих фонем, слогов, слов, фраз; формирование «базы» слуховых образов этих сигналов в памяти);

1.73. развитие языковой способности, т.е. овладение значением множества слов (лексика), их звуковым составом (фонетика), правилами изменения (морфология) и соединения слов в предложении (синтаксис), правилами использования языковых средств для общения (прагматика);

1.74. развитие устной речи, т.е. развитие умения порождать и развивать замысел высказывания, преобразовывать иерархическую структуру замысла в линейную последовательность речевых единиц, и формирования в памяти необходимой для этого информации. Это информация о значении слов, правилах их изменения и соединения в высказывании, правилах их употребления в речи, а также двигательных программах артикуляторных органов, обеспечивающих генерацию речевых сигналов с соответствующими акустическими характеристиками.

У детей в целом, а у маленьких детей особенно, все эти навыки развиваются параллельно и взаимосвязано, поэтому с самого начала работа проводится во всех направлениях. Задачи и приемы послеоперационной реабилитации в существенной мере определяются состоянием речевой функции ребенка.

Слуховое развитие ребенка после кохлеарной имплантации происходит в 2-х ситуациях:

2.20. В естественных условиях, дома, на улице, в гостях и пр. В этих ситуациях слуховое развитие происходит естественно, непроизвольно, интегрально. Здесь ведущая роль принадлежит родителям и то, как активно они будут учас твовать в этом процессе, определяет значительную долю успеха имплантации.

Во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом и родителями. Эти занятия позволяют быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в Коммуникативное развитие

У mjhoihx маленьких детей, поступающих на имплантацию, нередко не i формированы коммуникативные навыки. Это обусловлено, в основном, двумя причинами: наличием сопутствующей патологии нервной системы (гиперкинез, нарушения внимания и др.) и отсутствием опыта систематических занятий с педагогом. При работе с этими детьми необходимо начинать с развития коммуникативных навыков. Работу начинают на предоперационном этапе и п|н)должают после операции до подключения КИ. Она включает развитие донербальных навыков - предшественников языка - контакт «глаза в глаза», совместный взгляд (внимание) ребенка и взрослого на предмет, умение соблюдать очередность при общении, устанавливать связь между звуком и действием. После того как ребенку одели и настроили КИ, он имеет потенциальную возможность использовать слух и необходимо формировать навыки общения с помощью голоса. I Тодход к такому ребенку аналогичен естественному поведению матери со слышащим ребенком. Надо следовать за его взглядом и комментировать то, на что он смотрит, лаже если сначала он не понимает.

Для привлечения внимания ребенка и развития навыков совместной юягельности используются партнерские и параллельные игры (прием у врача, посещение магазина, угощение гостей, параллельное собирание конструкций и т.д.). <)чень эффективно введение «привычной ситуации», интересной для ребенка, когда ребенок может предугадывать каждое последующее действие и реплики участников. В процессе таких игровых занятий у ребенка развиваются совместный с взрослым (педагогом, родителем) взгляд (внимание) на предмет и умение соблюдать очередность при общении. Важно помнить, что маленькие дети реагируют медленно и надо оставлять паузы достаточной длительности между сообщениями, чтобы ребенок шже имел возможность ответить. Необходимо относиться к любой голосовой реакции ребенка (вокализации) как к преднамеренной коммуникации и реагировать на нее так, как это делает мать нормально слышащего ребенка. Многие маленькие дети становятся беспокойными, капризными, быстро утомляются после включения КИ, mi о, по-видимому, обусловлено увеличением сенсорного потока в мозг. Это нужночитывать при организации занятий, которые лучше проводить в утреннее время, когда малыши наиболее активны.

Развитие слухового восприятия неречевых и речевых сигналов с помощью КИ

Занятия по развитию слухового восприятия у ребенка важно начинать на предоперационном этапе и продолжать после операции (через неделю после снятия швов) до включения КИ. Главная цель занятий на этом этапе - подготовка к включению КИ, т.е. выработка условно-рефлекторной двигательной реакции на звук, а при возможности формирование у ребенка представления «тихий-громкий». В процессе этих занятий ребенок также приучается к систематической работе, у него формируется усидчивость, навык прислушивания. В течение всего периода перед операцией и настройкой ребенок должен продолжать носить слуховой аппарат, в том числе и на занятиях. Это очень важно для последующих занятий с ребенком. Если ребенок не носит слуховой аппарат, то в период до имплантации и первого включения КИ тренировку проводят без слухового аппарата с использованием слухового тренажера и громких звуков.

При развитии слухового восприятия у ребенка с КИ необходимо сформировать все центральные слуховые механизмы, обеспечивающие возможность воспринимать окружающие звуки и устную речь:

1.75. обнаружение звука (еспЛнет),

1.76. локализация источника звука в пространстве,

1.77. различение 2 звуков (одинаковый\разный),

1.78. оценка разных качеств звуков (громкий\тихий, одиночньтй\прерывистый, длинный\корогкий, высокий\низкий, постоянный\меняющийся и т.д.),

1.79. опознавание неречевых звуков окружающей среды, звуков музыкальных инструментов, игрушек,

1.80. выделение акустических коррелятов различных речевых сигналов (на сегментном

уровне - фонем, слогов, и надсегментном уровне - слов, фраз)

1.81. опознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, групп слов, фраз)

1.82. распознавание различных речевых сигналов (незнакомых ни но содержанию, ни

по звучанию)

После первой настройки КИ ребенок обычно способен слышать только громкищуки (при этом он может это никак не проявлять), но постепенно в результате > шмтации к новым ощущениям, коррекции настройки КИ, обучения достигается иншмический диапазон настройки процессора КИ, позволяющий воспринимать звуки ■ |>глнгй и тихой громкости.

Первое время пока ребенок не научился слушать, реагировать и узнавать окружающие звуки, осознавать слышит он или нет взрослые (родители, близкие, hi мгоги) должны постоянно контролировать работоспособность КИ, заранее прижать аккумуляторы процессора КИ или иметь запасной комплект батареек для lino, чтобы своевременно заменить разрядившиеся элементы питания. Они также цоижны контролировать точность настройки и подбирать уровень усиления, I'fi \лягорами, имеющимися на корпусе процессора КИ, в соответствии с реакциями ребенка в различной звуковой среде. По мере развития слухового восприятия ребенок I им начинает осознавать включен или выключен процессор КИ, сообщать о разрядке < <it гирей, о том, что он плохо слышит. В этом случае необходимо сразу предпринять меры по выяснению и устранению причины нарушения слухового восприятия.

Для правильной настройки процессора КИ важны наблюдения педагога и родителей, которые должен оценивать развитие у ребенка способности обнаруживать шхие низко- и высокочастотные звуки. По мере развития слухового восприятия у ребенка полезным критерием правильности настройки является способность ребенка различать фонемы [а, и, у, с, ш] при парном сравнении и при выборе из 5-ти. (Ъсугствие таких реакций (даже нестабильных) после месяца целенаправленной интенсивной работы может быть показателем неправильной настройки процессора 1.11 и, как следствие, невозможности ребенком различать отдельные звуки речи и >(|н||сктивно использовать слух для развития понимания речи и собственной речи.

Маленькие дети с КИ достаточно быстро обучаются имитировать отдельные туки речи, слова и даже короткие фразы в процессе занятий. При этом в обычной | и hi и они могут плохо реагировать на окружающие звуки. Поэтому гак важно с \moio начала не создать у детей впечатление, что "слушание" - это то, что происходит только в определенное время - на занятиях.

Необходимо стремиться сформировать "естественное" слуховое восприятие с помощью КИ и при этом избежать давления на детей, охотнее использующих зрение, а не слух. Внимание ребенка может бьпъ привлечено к любом> звук)1 окружающей среды, как на улице, так и дома, и надо использовать любую возможность для развития у детей с КИ непроизвольного и произвольного слухового внимания и интереса к звукам. При развитии у маленького ребенка слухового восприятия в естественных ситуациях, важную роль играют родители, с которыми дети проводят большую часть времени.

Родителям надо объяснить, как они могут использовать каждую минуту их обычных дел для развития у ребенка умения слушать и понимать значение разных звуков и речи. На первом занятие необходимо показать родителям, что вокруг ребенка много различных звуков: звук шагов, скрип двери, щелканье выключателя, бренчанье ложки в стакане, звонок телефона и др. Но для того, чтобы ребенок научился их узнавать, нужно постоянно привлекать вним<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...