Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I 8 Сурдологическая и неврологическая помощь детям с КИ




Нес дети с КИ находятся на учете у сурдолога в местном сурдологическом и- пи» мчи кабинете, как дети с нарушением слуха. Пороги слуха детей на не.in тированном ухе у них обычно соответствуют 4 степени тугоухости илиглухоте. Такие же пороги слуха они имеют на имплантированном ухе при выключенном или неисправном КИ, незаряженных батареях. При нормально работающем и правильно настроенном КИ пороги слуха обычно составляют 25-40 дБ. Сурдолог осуществляет контроль состояния слуха детей с КИ. Если ребенок продолжает носить слуховой аппарат на не имплантированном ухе, он также контролирует правильность его настройки, состояние вкладыша.

В случае наличия у ребенка воспалительных явлений в среднем ухе сурдолог или ЛОР-врач оказывают необходимое традиционное лечение, исключая все виды физиотерапии, кроме КУФ. Сурдолог поддерживает связь со специалистами центра кохлеарной имплантации по вопросам лечения и реабилитации. В работе сурдолога с дегьми с КИ важная роль отводится также предотвращению у ребенка возникновению воспалительных явлений в носоглотке, могущих быть причиной отитов. Это, в свою очередь, может привести к осложнениям, критичным для работы КИ.

У многих детей с КИ, потерявших слух вследствие воздействия патологических факторов в перинатальный период, а также нейроинфекций, имеются дополнительные проблемы с нервной системой (перинатальная энцефалопатия, нарушения внимания, гиперкинез, моторные расстройства и др.), влияющие на процесс реабилитации. В таких случаях важно, чтобы ребенок получал квалифицированную помощь психоневролога.

3.6. Техническое сопровождение детей с кохлеарным имплантом

КИ является сложным дорогостоящим устройством, и дети с КИ нуждаются в постоянном техническом сопровождении. Родители должны оберегать КИ от механических повреждений, объяснить необходимость бережного отношения к КИ ребенку.

1.97. Родители детей должны следить за тем, чтобы КИ всегда имел нормально работающие элементы питания. КИ имеют специальный (обычно световой и звуковой) индикатор разрядки батарей. Как правило, после индикации разрядки батарей КИ еще некоторое время работает, но передаваемые им сигналы при этом имеют меньший уровень и воспринимаются как более тихие, снижается разборчивость речи. Родители должны постоянно иметь запасной комплект«сн||ых элементов питания для замены разрядившихся. При индикации разрядки " |ц||кП их необходимо заменить. Дети старшего дошкольного и школьного возраста

imno сами заменяют и заряжают элементы питания КИ.

11пиболее типичные проблемы, связанные с технической эксплуатацией КИ - неисправных или изношенных элементов внешней части КИ (кабели,

1.98. ишмкхцие микрофон с процессором или блоком питания, микрофон или пр'Щч i ор). При воздействии электростатического разряда возможна потеря профамм м и цюНкн процессора КИ. В этом случае необходимо перепрограммировать.1.||1'ч ор КИ. Эти проблемы обычно решают специалисты центра, в котором была -I операция и настройка процессора КИ.

i рок использования имплантированной части КИ теоретически неограничен, к мини» неизвестен, поскольку первые пациенты, использующие промышленно "I •«итдимые КИ, были имплантированы около 25 лет назад. Обычно фирмы

не.............. дают гарантию на имш1антировшшую часть КИ до 10 лет. Случаи

.. к и внутренней (имплантированной) час ти КИ редки. Как правило, это

1.99. ■I Hi. чпдит вследствие механического повреждения (удар по голове на стороне

I...... КИ). Вследствие нарушения правил эксплуатации возможно

I....... магнита внутренней части КИ (к нему крепится радиопередатчик

«и iim M мпсти на коже головы). Это может произойти в результате пребывания i.. iimi и сильном магнитном поле - например, при проведении ЯМР. В этих случаях I. чип. нуждается в реоперации и замене имплантированной части КИ.

1.100. I Кохпеарный имплант и FM - системы (системы «учитель-ученик»)

I In восприятие речи ребенком с КИ влияет уровень окружающего шума, I ■ "типе между ребенком и говорящим, уровень реверберации помещения. Эти! и |и.1 нпжны и для восприятия речи нормальнослытащим ребенком, но у детей с н i(ин нигм слуха, в том числе с КИ, это влияние более значительно.

Ищнриятие речи ребенком в естественных условиях происходит на фоне I 'mux шумов. Это речь окружающих людей (не обращенная к ребенку), шум

....... различных устройств (вентиляция, вода в водопроводе, телевизор), шум

111.11.|| и многое другое. Do время индивидуального занятия ребенок находится на расстоянии 1 м от педагога или мамы. Это оптимальные условия для восприятия речи. Во время групповых занятий, в классе и естественных ситуациях общения это расстояние больше. При этом громкость воспринимаемой ребенком речи падает на 6 дБ с удвоением этого расстояния. Если на расстоянии 1 м от ребенка громкость речи 60 дБ, то на расстоянии 2 м - 54 дБ, 4 м - 48 дБ, 8 м - 42 дБ. Кроме того, громкость звука уменьшается, если говорящий или ребенок во время общения стоят не лицом к друг другу, а спиной. При такой фомкосги речи многие согласные звучат неразборчиво.

Кроме того, в помещении звук, достигающий поверхности стен, потолка частично ими поглощается, а частично отражается. Соотношение поглощенной и отраженной энергии в помещении зависит от материала и конструкции поверхностей стен и потолка. Стены, покрытые коврами или норисгыми материалами, хорошо поглощают звук. Гладкие твердые поверхности, например стеньг классов, кабинетов, школьная доска, лучше его отражают. В помещении благодаря высокой скорости распрос гранения звука звук успевает отразиться от стен за сотые доли секунды и поэтому отражается несколько раз. Эти повторяющиеся отражения являются причиной реверберации - продолжения звучания звука после его окончания. При этом отраженный звук накладывается на исходящий звук, маскируя и искажая его и затрудняя его восприятие. Это особенно влияет на восприятие речи, т.к. речь представляет собой последовательность сигналов. У слова из трех слогов последний слог слышится одновременно с отражением второго слога и более слабым отражением первого слова, что делает речь практически неразборчивой. И даже нормально слышащий ребенок с затруднением понимает речь других людей в помещении с сильной реверберацией. Реверберация искажает и восприятие говорящим своей собственной речи.

Эффективно улучшить восприятие речи педагога в классе или группе детского сада у ребенка с КИ могут FM-систсмы (системы «учитель-ученик»). Эти системы во всем мире уже давно широко используются в школах детьми со слуховыми аппаратами. Сейчас они помогают и детям с КИ.

Система состоит из 2-х частей: I Ьлок педагога - включает миниатюрный микрофон, который крепится на одежде педагога, и небольшой (размером с карманный слуховой аппарат) радиопередатчик.

! 1»лок ученика - включает радиоприемник (размером с карманный слуховой аппарат), присоединяемый к процессору КИ с помощью специального разъема.

Ьлагодаря этой системе голос педагога поступает прямо в процессор КИ. При • i t по речь не маскируется окружающими шумами и отраженными звуками, и не >и> • 1мс гея. несмотря на большое расстояние между ребенком и учителем, и даже им чи I с ль говорит, повернувшись к доске (спиной к ребенку). ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показывает наш многолетний опыт и опыт зарубежных специалистов, кохлеарная имплантация, безусловно, является высокоэффективным методом реабилитации глухих детей и детей с большими потерями слуха. Эффективность кохлеарной имплантации в целом у детей в существенной мере зависит от организации послеоперационной слухоречевой реабилитации. При отсутствии адекватной слухо-речевой реабилитации ребенок не способен овладеть речью, несмотря на то, что с помощью КИ он будет слышать даже тихие звуки. Известны случаи отказа подростков использовать КИ, так как вследствие неправильной организации занятий по развитию слухоречевых навыков ребенок не научился пользоваться появившимся слухом для развития понимания речи окружающих людей и различения звуков окружающей среды.

При правильной организации слухоречевой реабилитации большинство Iюзднооглохших детей, потерявших слух после овладения речью, через месяц после подключения процессора КИ восстанавливают способность понимать речь на слухо- зрительной основе в большинстве коммуникативных ситуаций. В течение года их способность воспринимать речь на слух улучшается, многие из них через 3-6 месяцев могут разговаривать по телефону. Такие дети учатся в массовой школе, но нуждаются в дополнительных занятиях по русскому языку.

У детей с врожденной глухотой слухо-речевая реабилитация занимает значительно больше времени. Развитие слуховых механизмов анализа окружающих звуков и речи, как звуковых сигналов, у детей этой группы происходит в течение 6-12 мес. Но слухоречсвая реабилитация в целом, как развитие способности понимать устную речь и говорить занимает у таких детей 3-5 лет и более. 11ри этом уровень развития понимания устной речи и собственной речи у отдельных детей может сильно различаться от практически нормального уровня до ограниченного отдельными бытовыми словами и фразами. Это зависит от многих факторов, один из ведущих из них - возраст имплантации. Чем в более раннем возрасте проведена имплантация, тем лучше результаты.

Успешная послеоперационная реабилитация детей с КИ требует взаимодействия сурдопедагога, аудиолога, логопеда, сурдолога, психоневролога, • мчишн и центра, в котором проводилась операция кохлеарной имплантации,

... мочение и настройка процессора КИ, и где дети проходят регулярные курсы

Iм Щи цитации. По существу, имплантированные пациенты сохраняют связь с центром >■ к и мне всей жизни, в виду необходимости решения вопросов, определяемых к!» пикетами эксплуатации КИ (настройка процессора, замена поврежденных «I. I. ниш. шмена на более современные модели КИ), проблемами слухо-речсвой

I... им I иции. социальными проблемами.

о ншко основная работа ложится на плечи местных специалистов, которые н|-|.<||*1но1 реабилитационные мероприятия в соответствии с рекомендациями It M1' (никни Центра кохлеарной имплантации. Важнейшую роль в успешной

Hi.. циннии детей с КИ играют их родители и близкие. Их обучение навыкам

|NHt> и i lyxa, речи у детей с КИ, психологическая и социальная поддержка

........ одним из существенных компонентов всей системы послеоперационной

|№Я||ИЯИТЙ1|ИИ. 76

Литература

1.101. Базаров В.Г., Кравчук Л.А., Карамзина JI.A. и др. Кохлеарная имплантация // Журн. ушн., нос. и горл, бол.- 1993,- N 2.- С. 6-15.

1.102. Богомильский М.Р., Ремизов А.Н. Кохлеарная имплантация. - М.: Медицина, 1986.- 176 с.

1.103. Королева И.В., Пудов В.И., Жукова О.С. Кохлеарная имплантация - новое направление реабилитации глухих детей//Дефектология,- 2001,- № 1. - С. 17-26.

1.104. Королева И.В., Пудов В.И., Зонтова О.В. Реабилитация постлингвальных детей и взрослыхе кохлеарными имплантами//Дефектология.- 2001. -№ 5. -С. 21-35.

1.105. Королева И.В. Реабилитация детей с кохлеарными имплантами. - СПб, 2004,- 44 с.

1.106. Королева И.В. Психолого-педагогическая реабилитация глухих школьников после кохлеарной имплантации// Специальное (коррекционное) образование Ленинградской области на службе отечественной сурдопедагогики.- С-Пб., 2004, С.63-68.

1.107. Королева И.В., Жукова О.С., Зонтова О.В. Особенности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста//Дефектология.- 2002.-j V» 3.-С.25-38.

1.108. Королева И.В Прогноз эффективности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у дегей младшего возраста // Дефектология.- 2002.-№4.-С.28-40

1.109. Кохлеарная имплантация. Учебн. пособ.(составитель-Таварткиладзе Г.А.).- М.,2000.-81 с.

Ю.Огородникова Е.А., Королева И.В., Люблинская В.В. и др. Использование компьютерных

программ в процессе слухоречевой реабилитации пациентов с кохлеарными// Актуальные вопросы логопатологии. Сб. статей. -2004, СПб. -С.73-77.

11.Таварткиладзе Г.А. Белянцев И.А. Фроленков Г.И. и др. Показания к кохлеарной имплантации // Метод, рекоменд. N95/209.- М., 1995.- 24 с.

12.Электродное протезирование слуха.-Л.: Наука, 1984,- 215 с.

1.109. Cochlear implants for young children. Eds. McCormic В., Archbold S., Sheppard S. - London:WhurT Publishers, 1994,- 230 p.

1.109. Cochlear implant rehabilitation in children and adults. Ed D.Allum.- London: Wliurr Publishers, 1995.-325 p.

1.109. Pujol C., Amat T. Adolescents and the cochlear implant. In: Cochlear implant rehabilitation in children and adults. Ed D.Allum. 1995. P.216-231.

1.109. 'Iavartkiladi:c G.A., Mironova E.V., Borovleva R.A. ct all. Therapevtic concepts for training co­chlear implant patients who have good preoperative language skills. In: Cochlear implant rehabilitation in children and adults. Ed D.Allum., 1995.- P.232-243.

Wilson B.S., Finley C.C., Lawson D.T. et all. Better speech recognition with cochlear implants //Nature. -199i.-N 352.- P.236-238.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Примерный речевой материал дла развития слухоречевого восприятия у позднооглохших детей и ранооглохших детей, постоянно использовавших слуховой

аппарат

СТУЛ ЛОДКА МАШИНА  
СЕРГЕЙ ЛЕНА АНТОНИНА (имена ребенка и членов i
ПРИВЕТ СПАСИБО ДО СВИДАНИЯ
ПОКА СТОЙ ПОЖАЛУЙСТА
ХЛЕБ ЛОШАДЬ ТЕЛЕФОН  
ТОРТ МАЛЬЧИК ТАРЕЛКА  
ФЛАГ ДЯДЯ ДЕВОЧКА  
СТУЛ РУЧКА АППАРАТ  
ДОМ АПЕЛЬСИН КРЕМ БОТИНКИ
ГЛАЗ РИСОВАТЬ НОС ВЕЛОСИПЕД
СТОЛ МАШИНА ЛИСТ ТАРЕЛКА
ГРИБ ПУГОВИЦА ЗУБ БОРОДА
СПАТЬ КУШАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ
ПИТЬ ГУЛЯТЬ РИСОВАТЬ  

Узпавапне слов в закрытом списке с опорой на елого-ритмическую структуру и 'мантическу связь между словами.

ПИТЬ ЧАШКА ФАРА КОЛЕСО
ДВЕРЬ ОТКРЫВАТЬ ЗОНТ ЛУЖА
СТУК ПАЛКА ГУДОК ПАРОВОЗ
ПИСК МЫШКА ГРОМ ГРОЗА
СОК СТАКАН СУП ЛОЖКА
СПАТЬ ПОДУШКА НОГИ ТАПОЧКИ
РУКИ ВАРЕЖКИ ПОЛ МЫТЬ
ШКОЛА УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ ПИАНИНО
ЛЕС ГУЛЯТЬ ЧИТАТЬ ГАЗЕТА
СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР ЕСТЬ МОРОЖЕНОЕ
ЖАРИТЬ КАРТОШКА ИГРАТЬ КОМПЬЮТЕР
ЛЕГО СОБИРАТЬ МУЗЫКА ТАНЦЕВАТЬ
УРОК УЧИТЕЛЬНИЦА КАРТЫ ВЫИГРАТЬ
КУШАТЬ КОНФЕТА СОБАКА ЛАЕТ
МАШИНА ЕДЕТ МАМА ЗОВЕТ

Узнавание отдельных звуков речи

А-У А-И У-И А - Ш У - Ш А-С И - С Ш - С

А-У-Ш А-У-И А-Ш-С А-И-С А-У-И-Ш-С

Узнаванне односложных слов в закрытом выборе

НОС ДЫМ ШАР ГОСТЬ ПЛАЧ

СЛОН БАК КЛЮЧ МИР НОЖ

ЗАЛ ТИГР КРОТ ЗВУК ЛЮК

ЧАС ГРИБ РАК ДОЖДЬ КРУГ

г узнавания изолированных слов и слов в предложении {сначала слива предъявляются изолированно, а затеи слитно)

КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?  
МЕНЯ ЗОВУТ МАРИНА  
СКОЛЬКО ТЕБЕ ЛЕТ?  
МНЕ ОДИННАДЦАТЬ ЛЕТ  
У ТЕБЯ ЕСТЬ БРАТ?  
У МЕНЯ ЕСТЬ СЕСТРА  
МОЕГО БРАТА ЗОВУТ КИРИЛЛ
ЧТО ТЫ ЛЮБИШЬ ДЕЛАТЬ?
Я ЛЮБЛЮ ИГРАТЬ В КОМПЬЮТЕР
ЧТО У ТЕБЯ ВИСИТ НА УХЕ?
МНЕ СДЕЛАЛИ ОПЕРАЦИЮ ИМПЛАНТАЦИИ
МНЕ ВСТАВИЛИ ИМПЛАНТ В УХО
ТЕПЕРЬ Я БУДУ СЛЫШАТЬ
МНЕ НУЖНО УЧИТЬСЯ СЛУШАТЬ
ГДЕ ТЫ УЧИШЬСЯ?  
Я УЧУСЬ В ШКОЛЕ  
КАКИЕ УРОКИ УЧАТ В ШКОЛЕ?
В ШКОЛЕ Я УЧУ МАТЕМАТИКУ ПИСЬМО
У ТЕБЯ ЕСТЬ ДРУЗЬЯ В ШКОЛЕ?
У МЕНЯ ЕСТЬ ДРУГ САША
МЫ С НИМ БЕГАЕМ НА ПЕРЕМЕНЕ
       
       
КАК ЗОВУТ ТВОЮ УЧИТЕЛЬНИЦУ?
МОЮ УЧИТЕЛЬНИЦУ ЗОВУТ ЕКАТЕРИНА ОЛЕГОВНА
ОНА ЗАНИМАЕТСЯ СО МНОЙ ДОМА
УЧИТЕЛЬНИЦ А УЧИТ МЕНЯ ПИСАТЬ
ОНА УЧИТ МЕНЯ СЧИТАТЬ
МЫ ЧИТАЕМ С НЕЙ КНИГИ
       
КАК ЗОВУТ ТВОЮ МАМУ?
МОЮ МАМУ ЗОВУТ СВЕТА
МОЯ МАМА КРАСИВАЯ И УМНАЯ
МАМА ОЧЕНЬ ВЕСЕЛАЯ  
Я ЛЮБЛЮ МАМУ  
МАМА ЛЮБИТ МЕНЯ И КИРИЛЛА
МАМА ЛЮБИТ ПАПУ  
МЫ ВСЕ ЛЮБИМ МАМУ
       
МАМА СО МНОЙ МНОГО ЗАНИМАЕТСЯ
МЫ ЧИТАЕМ С НЕЙ КНИГИ
МАМА ГОТОВИТ ЕДУ УБИРАЕТ
Я ПОМОГАЮ МАМЕ ДОМА
КАК ТЫ ПОМОГАЕШЬ МАМЕ?

 

Предложения с предсказуемым концом

1.1. In дороге слет машина.

1.2. чищу зубы щеткой.

II читяю интересную книгу.

И in и lyiuui в дверь.

Ни уимце идет дождь.

Н 1 шипи) цветы в вазу.

•II п * уч. ни стул.

н ml.ll пинул в окно.

| «юцн* на улице хорошая погода.

IU iicfi» сиетит солнце.

и. н и ипчнпается в понедельник.

II ч, и г пнеят картины.

и, 1.т.их распустились почки. I, фин нл пмсоком каблуке. Нцмн к рис и г ногти. Пйни.мщрщ юлевизор. Мни ьумиются в реке.

ч.. Ill" II» телефону.

м | - *v ftvMni-y ножницами. N си I ун ложкой. И н'Чу ни самолете.

III..! IINIIlrr СТИХИ.

М нгчшки! ни млшинке. V н«||«и уншк 1срежки tin *piir him дорога И«!1|. III! И1 I i иидкий торт. i i >и\1 d im идоиигая змея. IlilllMlllH HMIIHJI лскирство. 1нч и imhhhiich нп санках и лыжах..

Предложения с непредсказуемым концом

По дороге едет велосипед. Я чищу зубы пальцем. Я читаю интересную тетрадку. Я постучал но столу. На улице идет петух. Я ставлю цветы в карман. Я сажусь в лодку. Я выглянул во двор. Сегодня на улице хороший снег. На небе светит фонарь. Неделя начинается завтра. В музее висят объявления

На деревьях распустились сережки. Туфли на высокой платформе. Мама красит лыжи. Папа смотрит спектакль. Дети купаются в болоте. Я звоню по почте. Мальчик режет бумагу палкой. Я ем суп вилкой. Мальчик летит на ковре.

Поэт пишет историю. Я печатаю на столе. У меня в ушах цветы. Это железная телега. Мальчик ест сладкий огурец. Его укусила ядовитая муха. Больной выпил лимонад. Зимой катаются на велосипеде.

ТРЕНИРОВКА УЗНАВАНИЯ ГЛАСНЫХ

л-У

НА - БУ ПА - ПУ ША - 111У МА - МУ РА-РУ

ШУМ-САД КУСТ-ГАЗ РУЛЬ-ТАЗ ШАР-КОСГЬ

ЧАС - ЗУБ СУП - МАЗЬ РУБЛЬ - ЗАЛ

РАМА-РУЧКА КАША-СУМКА ПАСТА - КРУЖКА

ГА-ГИ ТА - ТИ ЗА - ЗИ НА - НИ ЛА-ЛИ СА-СИ ЛИСТ-САД ПИСК-ГАЗ ГРИБ-ТАЗ ШАР-ПИЛ

ЧАС - ШИЛ БИЛ - МАЗЬ НИЗ - ЗАЛ

РАМА-РИММА КАША - ВИЛКА ПАСТА - КНИГА

У-И

ДУ - ДИ КУ - КИ МУ - МИ ФУ - ФИ ЛА-ЛИ СА-СИ ТУ - ТИ ЛИСТ - КУСТ ПИСК -СТУК ГРИБ - КРУГ ДРУГ - ПИЛ ЖУК - ШИЛ БИЛ -ШУМ НИЗ - ЗУБ

ВИЛКА - РУЧКА К11ИГА - С^МКА МИСКА - КРУЖКА

ЛИ1Ш -КУЛДК БИЛЕТ-ШУМЕТЬ ТРУСЫ-ЛИМОН

А-У-И

БА-ЬУ-БИ Г1А-ПУ-ПИ ЗА-ЗИ-ЗУ МА-МУ-МИ

РА-РУ-РИ СА- СУ - СИ ВА-ВУ- ВИ

ШУМ - САД - ШИЛ КУСТ - ГАЗ - ГРИБ

РУЛЬ - ТАЗ - ЛИСТ ШАР - КОСТЬ - ПИСК

ЧАС - ЗУБ - БИЛ СУП - МАЗЬ - ПИЛ

ВИЛКА - РАМА- РУЧКА КНИГА - КАША - СУМКА

МИСКА - ПАСТА - КРУЖКА КУЗОВ - ТАПКИ - ФИГА

AjJ2

ГА - ГО ТА-ТО ЧА - ЧО НА - НО ЛА-ЛО СА - СО ХА-ХО

ДОМ - САД КОТ - ГАЗ РОТ - ТАЗ ШАР • КОСТЬ

ЧАС - ПОЛ СТОЛ - МАЗЬ НОС - ЗАЛ

ПОЛКА-РАМА КАША-ЛОЖКА ПАСТА-ПОПА

ГА-ГЭ ТА-ТЭ ВА-ВЭ НА-НЭ ЛА-ЛЭ СА-СЭ ХА-ХЭ ЖНСТ-ГЛАЗ ШЕСТ-ПАРК

АЧ>-И

ГА-ГО-ГИ ТА-ТО-ТИ ЧА-ЧО-ЧИ НА-НИ-НО ЛА-ЛО-ЛИ

СА СИ СО ХА - ХО - ХИ МА - МО - МИ ВА- ВО -ВИ

ЛИСТ - ДОМ - САД ПИСК -КОТ - Г АЗ

ГРИБ - ГОТ - ТАЗ ШАР - КОСТЬ - ПИЛ

ВИЛКА - ПОЛКА - РАМА КНИГА - КАША - ЛОЖКА

МИСКА - ПАСТА - ПОПА ГОЛОС - ТАПКИ - ФИГА

У-О

ГУ - ГО ТУ-ТО ЧУ - ЧО НУ - НО ЛУ-ЛО СУ - СО ХУ-ХО ГУСЬ-ДУШ ДУБ-ДОЖДЬ ШУМ-СОН ПОСТ-КУСТ

ПУТЬ-ПОСТ ЛОСЬ-МУСС СУК-СОК ЗУБ-ЗОБ

■а i" him, ПОЛКА-БУЛКА ЖУРАВЛЬ-ЖЕЛУДЬ КОЛОТЬ-ШАЛУН

МА • МИ РА - РЯ НА - НЯ ЛА-ЛЯ СА - СЯ ЗА-ЗЯ | mill. I A3 РЯД-ТАЗ ПЯТЬ - ["ЛАЗ | МП Mill о дядя ДАЧА ЗЯБЛИК-ЗАБОР

М<

Ли I I» V KIO МУ - МЮ ФУ - ФЮ ЛУ-ЛЮ СУ - сю I* >\< I МЮЧ-СТУК КРЮК-КРУГ ЖУК-нюх:*Н IIVII. ЛЮСТРА-ЛУЖА КЛУМБА-БРЮКИ

ТУ-ТЮ

Ни

II ГО РЕ-РО НЕ-НО ЛЕ-ЛО СЕ-СО ХЕ-ХО /II III. КОТ-ЛЕС РОТ-ХЛЕБ MEJI-КОСТЬ ШЕРСТЬ-СОК J(I ЦН1 МОЛ КРЕСТ НОС - ВЕС ПЕТЬ-ПОСТ ФЕН - ХОР JИ ИМ НЯ ЛЕНТА - ЛОЖКА ДОМИК-ДЕНЬГИ СОСКА - ЦЕЛЫЙ

Узнавание гласных

'И RlAM MM IM - MOM - МИМ - MEM - МЯМ - МЁМ 1 Ill МАП ПОП ГТЕП ГПОП-ПЁП

IV I И< СИС-СЕС-САС-СЁС-СЮС

I А ПНЧ1 ПИК ПОЛОЖЕНИЯ УДАРНОГО СЛОГА н ЧИСЛА (ЛОГОВ

nil Ml (ИД II. ЧАШКА-СТАКАН ПАЛКА- КРОВАТЬ

МДСЛО-КОС1'£Р HOCQK КРЕСЛО ШДПКА - ЖАЛЕТЬ СИНИЙ - ПИЛИТЬ КРАСНЫЙ - ГУЛЯТЬ РУКА -БУЖА

............ РИСОВАТЬ ТАРЕЛКА - ЛЕСТНИЦА

Щ1М \1 ИШфр ы УЧИТЕЛЬ - ТЕЛЕФОН

Гаиипнг умения различать ритмическу ю структуру слов

•• II ГА - та та - та - ТА ТА-та
и ТА - та ТА - та - та та-ТА
м« I м« МА - ма ма - ма - МА МА - ма
МА м» МА - ма МА - ма - ма ма - МА
йи Па I.A - 6а ба - ба - БА БА-ба
М Пя 1>А 6а БА - ба - ба ба-ЬА
М   МА 6а та - ба - МА БА - ма

бАт 6А - та пАр пЛра

сАд хАта дОм дОма

жУк зУбы стол стОлик

мОст мОстик лИст лИстик

Тренинг различения и опознавания дифференниальных признаков согласных

Различение признака сначала проводится при парном сравнении слогов, затем при предъявлении 2-х пар и более слогов в ситуации закрытого выбора. Список предъявляемого речевого материала лежит перед ребенком. Если ребенок не слышит разницы между парой слогов (одинаковые/разные), то следует перейти к различению другой пары, а к этой паре вернуться позднее. При тренинге начинать со слогов, а затем использовать слова, включать их во фразу и обязательно разбирать значение слов с ребенком, объяснять правила русской орфоэпии.

Гармонический - шумовой спектр

АГА-АМА УДУ-УЛУ ОБО-ОМО ЯЖЯ-ЯМЯ ИЗИ-ИМИ

АГА-АНА УДУ-УНУ ОБО-ОНО ЯЖЯ-ЯНЯ ИЗИ-ИЛИ

ABA-AHA УДУ-УНУ ОБО-ОНО ЯЖЯ-ЯНЯ ИЗИ-ИЛИ

ЖУК-ЛУК ЗУБ-МУСС БОК-НОС МАК-БАК ЛКНЬ-ДЕНЬ

ЖУК ПОЛЗЕТ ПО ЗЕМЛЕ - ЛУК РАСТЕТ НА ЗЕМЛЕ - ЛУК ПОЛЗЕТ ПО ЗЕМЛЕ

звонкость - глухость

АГА-АКА УДУ-УТУ ОБО-ОНО ЯЖЯ-ЯШЯ ИЗИ-ИСИ

АВА-АФА УБУ-УПУ ОДО-ОТО ЯГЯ-ЯКЯ ИЖИ-ИШИ

ГУК-КУК БАП-ПАИ ДИТ-ТИТ ГОС-КОС ЖУЛ-ШУЛ

ЗЮК-СЮК ДЯН-ТЯН БЕТ-ПЕТ ГЕН-КЕН ГЮН-ЮОН ЖАР-ШАР ДЕНЬ-ТЕНЬ ДУШ-ТУШ ПАР-БАР ЗУБ-СУП

У МЕНЯ БОЛИТ ЗУБ - У МЕНЯ КИПИТ СУП - У МЕНЯ БОЛИ Т СУП

ма - БА - та

БА - та

МА - та - ма та - МА

ГОСТЬ-КОСТЬ ЗАБОР-ЗАПОР НОСИЛ-ВОЗИЛ ВИДЕТЬ-ФИШКА

ЗОНТ-СОК БОК-ПОЛ БИДОН-БЕТОН ПОТОК-ПОДОЛ БАГАЖ-ПАЛАС

ГАЗ-КВАС КАТАТЬ-КИДАТЬ БЕДА-ПЯТАК ГУДОК-КУСОК

Участие носового резонатора

АНА-АВА АМА-АГА УГУ-УНУ ОДО-ОМО ЯДЯ-ЯНЯ

ЕНЕ-ЕВЕ ЮМЮ-ЮГЮ УЖУ-УНУ ОЗО-ОМО ЯТЯ-ЯНЯ

НАН-ВАВ МАМ-ДАД 1УК-МУМ БОП-НОН НЯН-ДЯТ

Место образования

АГА-АКА АПА-АКА УБУ-УДУ ОДО-ОГО ЯБЯ-ЯГЯ

ЕБЕ-ЕГЕ ЮДЮ-ЮБЮ УПУ-УКУ ОТО-ОПО ЯТЯ-ЯКЯ

ПАП-КАК ГАК-ДАТ ГУК-ДУТ БОП-ДОТ ПЯП-ДЯТУЬкиммч tin lauuu

■ U \ VMA ЛI Л - А ПА - ABA - АФА - АЖА - AXA - АЧА - АСА - APA- ■B.HI, Л ДА ЛЬЛ АЛА-АЗА-ATA-АЦА ^Н|ц.|: >, I 1.1. нымн «у» и «и»)

IMl HI M lllll шмонлцим

> Мч ■ mil? Там диван. - Там диван? ^Btiiiiii Ми пиит? Ты пойдешь в школу. - Ты пойдешь в школу? ^PIM" *i '|и in иго да. - Сегодня хорошая погода?

Тренинг восприятия слитной речи (тексты). Школьный лень.

мни ihhvi • нии».

Мм* IJ wi

И I I.' | " школе в 7 классе.

k if..»» 4 hi 1пн1 в 8 чэсов.

С • - ' -I 1 hi my iyfibi и завтракаю. |(|М| я илу II школу.

III inn начинаются в 9 часов. Mill v line fl уроков.

11 I..... и прихожу домой и обедаю.

И ы «сажусь делать уроки.

И- 1.1 м и mi раю во дворе в футбол. |> I и м «инеем всей семьей.

Hlii. Miii «се смотрим телевизор.

И 11 и. пп it нижусь спать.

В театре.

|. I ни я ходила и reaip на балет.

й | h|i..... и сдала свою куртку.

► III» 111 III номерок. и КИШИМ II Ut II I In ii'imn красивый.

•I мч. null ряд н свое место.

Нш'ннкн inn in снег.

(шн (m hi му (ыкп. и занавес поднялся.

Ни м и" I "I" д| шипение.

I.. пашни/к ««Лебединое озеро». ТРЕНИРОВКА УЗНАВАНИЯ ГЛАСНЫХ

А^

БА-БУ ПА-ПУ ША-ШУ МА-МУ РА-РУ ШУМ-САД КУСТ-ГАЗ РУЛЬ-ТАЗ ШАР-КОСТЬ ЧАС - ЗУБ СУП - МАЗЬ РУБЛЬ - ЗАЛ

РАМА - РУЧКА КАША - СУМКА ПАСТА - КРУЖКА

ГА-ГИ ТА-ТИ ЗА-ЗИ НА - НИ ЛА-ЛИ СА-СИ ЛИСТ-САД ПИСК-ГАЗ ГРИБ-ТАЗ ШАР-ПИЛ

ЧАС - ШИЛ БИЛ - МАЗЬ НИЗ - ЗАЛ

РАМА-РИММА КАША - ВИЛКА ПАСТА - КНИГА

У-И

ДУ - ДИ КУ - КИ МУ - МИ ФУ - ФИ ЛА-ЛИ СА-СИ ТУ - та ЛИСТ - КУСТ ПИСК -СТУК ГРИВ - КРУГ ДРУГ - пил ЖУК - ШИЛ БИЛ -ШУМ НИЗ - ЗУБ

ВИЛКА - РУЧКА KI [ИГА - СУМКА МИСКА - КРУЖКА

ЛЙЦ2 - КУЛАК БИЛЕТ - ШУМЕТЬ ТРУСЫ - ЛИМОН

А-У-И

БА - БУ- БИ ПА - ПУ- ПИ ЗА-ЗИ - ЗУ МА - МУ- МИ

РА-РУ-РИ СА- СУ - СИ ВА-ВУ - ВИ

ШУМ - САД - ШИЛ КУСТ-ГАЗ-ГРИБ

РУЛЬ - ТАЗ - ЛИСТ ШАР - КОСТЬ - ПИСК

ЧАС - ЗУБ - БИЛ СУП - МАЗЬ - ПИЛ

ВИЛКА - РАМА- РУЧКА КНИГА - КАША - СУМКА

МИСКА - ПАСТА - КРУЖКА КУЗОВ - ТАПКИ - ФИГА

ГА - ГО ТА-ТО ЧА - ЧО НА - НО ЛА-ЛО СА - СО ХА-ХО

ДОМ САД КОТ-ГАЗ РОТ-ТАЗ ШАР - КОСТЬ

ЧАС-ПОЛ СТОЛ-МАЗЬ НОС - ЗАЛ

ПОЛКА - РАМА КАША - ЛОЖКА ПАСТА - ПОПА

А-Э

ГА-ГЭ ТА-ТЭ ВА-ВЭ НА-НЭ JIA-ЛЭ СА-СЭ ХА-ХЭ ЖНСТ-ГЛАЗ ШЕСТ-ПАРК

А-Р-И

ГА-ГО-ГИ ТА-ТО-ТИ ЧА-ЧО-ЧИ НА-НИ-НО ЛА-ЛО-ЛИ

СА-СИ - СО ХА-ХО - ХИ МА - МО - МИ ВА- ВО -ВИ

ЛИСТ - ДОМ - САД ПИСК -КОТ - ГАЗ

ГРИБ - РОТ - ТАЗ ШАР - КОСТЬ - ПИЛ

ВИЛКА -1 ЮЛКА - РАМА КНИ1 А - КАША - ЛОЖКА

МИСКА-ПАСТА-ПОПА ГОЛОС - ТАПКИ - ФИГА

У-О

ГУ - ГО ТУ-ТО ЧУ - ЧО НУ - НО ЛУ-ЛО СУ - СО ХУ-ХО ГУСЬ-ДУШ ДУБ-ДОЖДЬ ШУМ-СОН ПОСТ-КУСТ

ПУТЬ-ПОСТ ЛОСЬ-МУСС СУК-СОК ЗУБ-ЗОБУКА-ЛОВИТЬ ПОЛКА-БУЛКА ЖУРАВЛЬ-ЖЕЛУДЬ КОЛОТЬ-ШАЛУН

ля

I А - 1Я МА - МЯ РА - РЯ НА - НЯ ЛА-ЛЯ СА - СЯ ЗА-ЗЯ МЯЧ-САД ГРЯЗЬ-ГАЗ РЯД-ТАЗ ПЯТЬ-ГЛАЗ МАСЛО - МЯСО ДЯДЯ - ДАЧА ЗЯБЛИК - ЗАБОР

У-Ю

ДУ - ДЮ КУ - КЮ МУ - МЮ ФУ - ФЮ ЛУ-ЛЮ СУ - СЮ ТУ - тю

ЛЮК - КУСТ КЛЮЧ - СТУК КРЮК - КРУГ ЖУК - нюх

ПЬЮТ- ПУТЬ ЛЮСТРА-ЛУЖА КЛУМБА - БРЮКИ

а^Е

1"Е - ГО ТЕ-ТО РЕ-РО НЕ-НО ЛЕ-ЛО СЕ-СО ХЕ-ХО ДОМ-ДЕНЬ КОТ-ЛЕС РОТ-ХЛЕБ МЕЛ-КОСТЬ ШЕРСТЬ-СОК БЛЕСК - СТОЛ ПОЛ - КРЕСТ НОС - ВЕС ПЕТЬ - ПОСТ ФЕН - ХОР ПОЛКА - ПЕСНЯ ЛЕНТА - ЛОЖКА ДОМИК - ДЕНЬГИ СОСКА - ЦЕЛЫЙ

Узнавание гласных

МУМ - МАМ - МЮМ - MOM - МИМ - MEM - МЯМ - МЁМ ПУП-ПЯП-ПИП-ПАП-ПОП ПЕП - гпоп • пЕп

СОС - СУС - СЯС - СИС - СЕС - САС - СЁС - СЮС

РАЗЛИЧЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УДАРНОГО (ЮГА и ЧИСЛА (ЛОГОВ

КНИГА - КРОВАТЬ ЧАШКА-СТАКАН ПАЛКА-КРОВАТЬ

ДЕНЬГИ-БАТОН МДСЛО-КОСТЁР НОСОК КРЕСЛО

ЛОЖКА - КОВЁР ШДПКА - ЖАЛЕТЬ СИНИЙ - ПИЛИТЬ

I иумный - СОЛЩЪ КРАСНЫЙ - ГУЛЯТЬ РУКА -БУЛКА КОМПЬЮТЕР-РИСОВАТЬ ТАРЕЛКА - ЛЕСТНИЦА АППАРАТ-КОНФЕТЫ УЧИТЕЛЬ - ТЕЛЕФОН

Развитие умення разл ичать ритмическую структуру слов

ТА - та - та ТА-та та - та - ТА ТА - та
та - ТА - та ТА-та ТА - та - та та-ТА
МА - ма - ма МА - ма ма - ма - МА МА - ма
ма - МА - ма МА - ма МА - ма - ма ма - МА
БА - ба - ба БА - ба ба - ба - БА БА-ба
ба - БА - ба БА-ба БА-ба - ба ба-ЬА
БА - ма - ба МА - ба та - ба - МА БА - ма

ма - БА - та

БД - та

та - МА

бАт 6А - та пАр пАра

сАд хАта дОм дОма

жУк зУбы стол стОлик

мОст мОстик лИст лИстик

Тренинг различения н опознавания дифференциальных признаков согласных

Различение признака сначала проводится при парном сравнении слогов, затем при предъявлении 2-х пар и более слогов в ситуации закрытого выбора. Список предъявляемого речевого материала лежит перед ребенком. Если ребенок не слышит разницы между парой слогов (одинаковые/разные), то следует перейти к различению другой мары, а к этой паре вернуться позднее. При тренинге начинать со слогов, а затем использовать слова, включать их во фразу и обязательно разбирать значение слов с ребенком, объяснять правила русской орфоэпии.

Гармонический - шумовой спектр

АГА - АМА УДУ - УЛУ ОБО - ОМО ЯЖЯ - ЯМЯ ИЗИ-ИМИ

АГА-АНА УДУ-УНУ ОБО-ОНО ЯЖЯ-ЯНЯ ИЗИ-ИЛИ

ABA-AHA УДУ-УНУ ОБО-ОНО ЯЖЯ-ЯНЯ ИЗИ-ИЛИ

ЖУК-ЛУК ЗУБ-МУСС БОК-НОС МАК-БАК ЛЕНЬ-ДЕНЬ

ЖУК ПОЛЗЕТ ПО ЗЕМЛЕ - ЛУК РАСТЕТ НА ЗЕМЛЕ - ЛУК ПОЛЗЕТ ПО ЗЕМЛЕ

звонкость - глухость

АГА-АКА УДУ-УГУ ОБО-ОПО ЯЖЯ-ЯШЯ ИЗИ-ИСИ

АВА-АФА УБУ-УПУ ОДО-ОТО ЯГЯ-ЯКЯ ИЖИ-ИШИ

ГУК-КУК БАП-ПАП ДИТ-ТИТ ГОС-КОС ЖУЛ-ШУЛ

ЗЮК - СЮК ДЯН-ТЯН БЕТ-ПЕТ ГЕН-КЕН ГЮН-КЮН ЖАР - ШАР ДЕНЬ-ТЕНЬ ДУШ-ТУШ ПАР-БАР ЗУБ-СУП

У МЕНЯ БОЛИТ ЗУБ - У МЕНЯ КИПИТ СУП - У МЕНЯ БОЛИТ СУП

ГОСТЬ-КОСТЬ ЗАБОР-ЗАПОР НОСИЛ-ВОЗИЛ ВИДЕТЬ-ФИШКА

ЗОНТ-СОК БОК-ПОЛ БИДОН-БЕТОН ПОТОК-ПОДОЛ БАГАЖ-ПАЛАС

ГАЗ-КВАС КАТАТЬ-КИДАТЬ БЕДА-ПЯТАК ГУДОК-КУСОК

Участие носового резонатора

АНА-АВА АМА-АГА УГУ-УНУ ОДО-ОМО ЯДЯ-ЯНЯ

ЕНЕ-ЕВЕ ЮМЮ-ЮПО УЖУ-УНУ ОЗО-ОМО ЯТЯ-ЯНЯ

НАН-ВАВ МАМ-ДАД ГУК-МУМ БОП-НОН НЯН-ДЯТ

Место образования

АГА-АКА АПА-АКА УБУ-УДУ ОДО-ОГО ЯБЯ-ЯГЯ ЕБЕ-ЕГЕ ЮДЮ-ЮБЮ УПУ-УКУ ОТО-ОПО ЯТЯ-ЯКЯ

ПАП-КАК ГАК-ДАТ ГУК-ДУТ БОП-ДОТ ПЯП-ДЯТ шаванис согласных

ATA - АКА - АМА - АГА - АПА - ABA - АФА - АЖА - АХА - АЧА - АСА - АРА- ЛША - AHA - АДА - АБА - АЛА - АЗА - АТА - АЦА (то же самое с гласными «у» и «и»)

РАЗЛИЧЕНИЕ ИНТОНАЦИИ

')то стол. - Это стол? Там диван. - Там диван?

Это книга. - Это книга? Ты пойдешь в школу. - Ты пойдешь в школу?

Сегодня хорошая погода. - Сегодня хорошая погода?

Тренинг восприятия слитной речи (тексты). Школьный день.

Меня зовут Саша. Мне 12 лет.

Я учусь в школе в 7 классе.

Утром я встаю в 8 часов.

Потом я чищу зубы и завтракаю.

Затем я иду в школу.

Уроки у нас начинаются ы 9 часов.

Обычно у нас б уроков.

После школы я прихожу домой и обедаю.

После обеда я сажусь делать уроки.

Вечером я играю во дворе в футбол.

! 1отом мы ужинаем всей семьей.

Иногда мы все смотрим телевизор.

В 11 часов я ложусь спать.

В театре.

Сегодня я ходила в театр на балет.

В гардеробе я сдала свою куртку.

Мне дали номерок.

Я вошла в зал.

О» очень красивый.

Я нашла свой ряд и свое место.

Наконец погас свет.

Заиграла музыка, и занавес поднялся.

Началось представление.

Балет назывался «Лебединое озеро».

1.110. Любые предметы (порядковый счет)

1.111. Использование различной одежды (самостоятельные умения и навыки, подбирание одежды к различным частям тела, подбор по цвет)')

1.112. Банки из-под лимонада и нива с различными материалами внутри (пуговицы, крупа, гвозди и др.) (различение звуков, угадывание предметов)

1.113. Формочки для печенья и очертания предметов (мелкая моторика, угадывание предметов)

1.114. Большая газета на стене (очертания детского силуэта, обведенные толстым черным маркером) (ребенок ищет характерные черты или опознает силуэт)

1.115. Пиша (форма, размеры, цвета, вкусовые характеристики, материалы)

1.116. Мебель, кухонное оборудование, пиша, коробки, контейнеры (расположение в пространстве, цвета, материалы).

1.117. Журнальные картинки с ситуациями для беседы о мнениях и ощущениях (сколько, где это происходит, что случилось и т.д.)

1.118. Серия картинок в журналах

1.119. Упаковки мыла, наборы коробок, консервные банки, пакеты и средних размеров расчески (противоположные понятия)

1.120. Прищепки для белья, скрепки, ножницы, ножи, пластиковые вилка и ложка, ручка - карандаш, часы наручные - настенные, стакан - чашка, варежка - перчатка, линейка - леточный сантиметр (сходства и различия в использовании)

1.121. Одежда и посуда (различение длинного и короткого, длинные рукава, высокий каблук, низкий каблук, шнурки, брюки, шорты, пряжки)

1.122. Разрезные картинки, сделанные из страниц журналов (приклеить на картон с помощью любых материалов - клей, пластик, липкая бумага). Картинка разрезается на части. На другом картоне может быть сделан контур для более легкого подбора пары.

1.123. Множество вещей, используемых в доме, имеющих сходство по определенным признакам и противопоставляемых по отдельным признакам (цвет, звуки, одинаковая форма, структура, холодный-горячий, жидкий-твердый, порошкообразный)

1.124. Одежда для развития мелкой моторики (пуговицы, молнии, шнурки, кнопки и т.д.)

1.125. Изображения мебели и предметов (распределение по два в доме, геометрические фигуры на рисунке и форма определенной вещи (сопоставление), телефонный диск, шарообразная ручка двери, часы; квадратный стол, окна; холодильник, прямоугольная дверь)

1.126. Катушки, нитки (завязывание, сортировка, складывание, раскладывание по два)

Лоскутки материала (структура ткани, разрезание, эластичность материала)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

M mi...... i и i пмосто ягельной работы родителей с детьми младшего возраста с КИ

Ишерицдцосле включения процессора КИ

i.................... 1и1.1щиигия

I ш1|.....1.Лмаружения. различения и узнавания различных и* 11 ■■«"»|>> «акцией срсды и использования их для к|ин и тмин а иопселмеоной жизни:

t

ytH if ми" НИ ■ > < туков речи по гром кости: А / а ни imiif iik • |уч туков речи по длительное........... ч неречевых и речевых звуков по количеству:

i whim и уляров (хлопков, свистков, фонем, слогов...) | '

11 И Я|>

Месяц

I.. I- h i I II) v туков речи по их ко лнчесгву:П А-ПА / ПА

hi н

i "..... ни слух слов с разным количеством слогов (при

Дн in ' v I - I л и по мерс выполнения - более слов)

....... и ш ипнавание на слух изолированных фонем

I > ■ к миг п.) слух слов с одинаковым количеством слогов и

[

Ними нп'ииммием ударног о слога ___

4 I'm ■ и iciino и» слух односложных слов

!• И "|1иш1 и разли чение на слух коротких фраз

I и I'm игн'шн на ту х фраз

.... роим спухоаой памяти и внимания с использованием

i«iii |д и потения звуков

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...