Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реформа постсоветского периода.




Все большее отставание в производительности труда и по другим важным показателям развития сельского хозяйства требовало перехода от жестко централизованной системы управления к регулированию деятельности предприятий экономическими рычагами. В связи с этим в 1992 г. началась в стране очередная аграрная реформа. Первым ее актом послужила либерализация цен (без должной подготовки законодательной базы, проведения организационных и иных мероприятий). Особенность этапа – резкий переход от централизованной системы управления экономикой почти к полному самоустранению государства от выполнения функций по управлению сельским хозяйством и другими отраслями. В итоге это привело к самому сильному спаду производства за всю историю страны: к 1997 г. объемы производства ряда основных видов продукции уменьшились на 30-70%, в 1,5-2 раза сократилась доля России в мировом производстве зерна, сахарной свеклы, молока, мяса, яиц.

Требование оказать поддержку сельскому хозяйству руководством страны воспринимается как стремление селян обеспечить себе льготные условия хозяйствования. Между тем опыт США и других развитых стран говорит о том, что субсидии селу нельзя рассматривать как обыкновенную помощь. В сущности, они являются инструментом регулирования межотраслевых пропорций, соблюдение которых – общепризнанное условие нормального функционирования экономики.

В целях концентрированного изложения аграрные реформы в России представлены в таблице 2.

Влияние методов государственного управления на сельскую экономику начиная с середины XVI века реформы царского периода в большинстве своем приводили к ужесточению административно-репрессивных методов управления крестьянством. В результате, сельская экономика постоянно находилась в состоянии угнетения. Первые же меры по демократизации управления деревней, принятые в начале XIX века Александром 1, дали положительные результаты.


 

Таблица 2. Краткие сведения об аграрных реформах в России

Начало Инициатор Суть реформы, структура управления Итоги реформирования
         
  до XVI в. Родовые общины Форма хозяйствования — семейная, родовая или соседская община. Их члены имеют постоянные наделы. Община обладает высокой самостоятельностью. Управляет ею глава семьи или старейшина рода. Деятельность общин не регламентирована законом. Вместе с тем члены общин руководствуются традициями. Каждая крестьянская семья трудится на себя, поэтому отношение к работе ответственное. Результаты труда — удовлетворительные.
  1551г. Иван IV (Иван Грозный) Форма хозяйствования — община. Введены уравнительные переделы земли. Орган самоуправления общиной приобретает черты низового органа царской администрации. Управляет общиной выборный староста. Правом голоса наделены «тягловые» крестьяне. Положение крестьян ухудшается. Постепенно снижается роль крестьян в общинном самоуправлении. Растет влияние государства на дела общины.
  1649г. Алексей Михайлович Решением Земского собора в 1649 году введено крепостное право. Крестьяне переданы в собственность тех, на чьих землях они проживают. Угнетение крестьян приобретает крайние формы. Вводятся 4–5 дневная барщина, подушная подать. Это приводит к многочисленным бунтам, бегству крестьян на окраины России и в другие страны.
  1861г. Александр II Отменено крепостное право. Форма хозяйствования — сельская община. Крестьяне не имеют постоянных наделов. Однако это позволяет наделять землей новых молодых членов общин. Высшим органом управления общиной становится собрание глав крестьянских дворов, который избирает старосту. Для контроля за деятельностью старосты введен орган «Совет стариков». С 1864 года (после Земской реформы) уездные и губернские земства оказывают общинам финансовую помощь. Земские кассы оказывают кредитную помощь крестьянам. Активно начали развиваться сельская экономика и социальная сфера. Размеры вкладываемых в деревню средств ежегодно росли и к 1913 году составили 253 826 тыс. руб. Из них примерно 25 % и 18 % соответственно было израсходовано на развитие медицины и образования. Остальные средства направлялись на развитие экономики. Подъем сельской экономики, прежде всего, был вызван отменой крепостного права и первым шагом государства в направлении развития экономических методов управления (путем оказания крестьянам кредитной помощи).
  1906г. П.А. Столыпин Крестьяне освобождаются от выкупных платежей, наделяются правом выхода из общины на хутора и отруба. Вышедшим оказывается финансовая помощь Земельным Банком. Крестьяне покупают земли. Проводится переселенческая политика. Большая часть крестьян остается в общинах (общины в СССР существовали до 1927 г.). Управление общиной сохраняется в прежнем виде. Все больше крестьян начало хозяйствовать самостоятельно. Но около 65% выделившихся крестьян продают свои земли. Переселенческая политика (основной регион переселения — Сибирь) в существенной мере решила проблему малоземелья, а создание Земельного Банка — проблему финансирования. Экономика начала развиваться высокими темпами.
  1919г. В.И. Ленин Формы хозяйствования — крестьянские хозяйства и общины. Вводится продразверстка. Сельское хозяйство не развивается. Многие крестьяне принимают участие в Гражданской войне. Оставшиеся в деревне крестьяне запуганы грабежами.
         
  1922г. В.И. Ленин Формы хозяйствования — крестьянские хозяйства, общины. В 1922 г. вводится нэп. Продразверстка заменяется Продналогом. Он меньше предыдущего и устанавливается заранее, с учетом зажиточности крестьян. В 1923 г. продналог заменяется денежным налогом. Сельское хозяйство, разрушенное гражданской войной и продразверсткой, восстанавливается. Экономика развивается высокими темпами. В период нэпа (1922–1928гг.) среднегодовые темпы прироста объемов продукции в сопоставимых ценах составили 13,4 %.
  1929г. И.В. Сталин Начало массовой коллективизации. Функции управления от местных советов передаются руководству коллективных хозяйств. Самостоятельный выход из колхозов запрещается. Постепенно восстанавливаются принципы продразверстки. Несмотря на рост уровня механизации, среднегодовой объем производства продукции в сопоставимых ценах в 1929–1940 гг. снизился на 9,1 % по сравнению с периодом 1926–1928 гг. В 1946–1953 гг. среднегодовой прирост производства — 4,1 %.
  1953г. Н.С. Хрущев Формы хозяйствования — колхозы и совхозы. Признана необходимость развития хозрасчета и товарно–денежных отношений. Несколько увеличены права хозяйств, повышены заготовительные цены, изменена система налогообложения колхозов. Первые 5 лет (1954–1958) темпы роста производства увеличились более, чем в 2 раза и составили почти 8,7 % (1946–1953 гг. — около 4,1 %). В последующем наблюдается относительный застой в сельском хозяйстве.
  1965г. Л.И. Брежнев Несколько увеличены полномочия хозяйств, повышены закупочные цены (снижен диспаритет цен), созданы более благоприятные условия для хозрасчета. Первые 5 лет (1966–1970) среднегодовой прирост составил 6,2%. В последующие 10 лет темпы прироста снизились до 1,6 %.
  1982г. Ю.В. Андропов, М.С. Горбачев Приняты меры по совершенствованию методов управления (повышению трудовой, хозяйственной и финансовой дисциплины, развитию хозрасчета) Повышены закупочные цены, упрощена система планирования закупок, создан Госагропром СССР. Выросла самостоятельность хозяйств, начала разрушаться система жесткого планирования производства сверху. Крестьяне получили право выхода из сельхозпредприятий для создания фермерских хозяйств. Первые 2 года (1982–1983) темпы прироста выросли почти в 7 раз и составили 11.1 %. В 1983– 1985 гг. темпы прироста снизились до 0,3 %. С 1986 г. начинается новый подъем в сельской экономике. Прирост производства к уровню 1985 года составил 11,1 млрд руб., или 5,3 %. На 11,1 % выросла урожайность зерновых, а надой молока — на 5,9 %. В последующие годы реформы эти показатели росли медленнее или падали.
  1992г. Б.Н. Ельцин Принят Гражданский Кодекс, предусматривающий многообразие форм хозяйствования. Земля и имущество хозяйств переданы крестьянам в собственность. Хозяйствующие субъекты получили полную самостоятельность. Либерализованы цены, что увеличило их диспаритет. Стимулируется экспорт сырья и энергоносителей, импорт продуктов питания. Состояние сельской экономики ухудшается. Сокращение объемов производства по основным видам продукции в натуральном исчислении достигло 30–70 %. Крестьяне и коллективные хозяйства разоряются, так как нет условий для эффективного хозяйствования (дороговизна ресурсов, острая конкуренция со стороны зарубежных производителей, поборы и т.д.).

Особенно наглядно это проявилось после отмены крепостного права, когда государство стало применять экономические методы в сочетании с демократизацией собственности и управления (передачей земли в собственность крестьянам, развитием общинного самоуправления).

1. Продразверстка (1919-1921 гг.) привела к разорению деревни (методы управления – административно-репрессивные).

2. Продналог (1921-1929 гг.) существенно оживил сельскую экономику: в 1922–1928 гг. среднегодовой прирост производства в сопоставимых ценах составил около 13,4 %. Это самые высокие темпы развития сельского хозяйства в истории России (методы управления – экономические).

3. Коллективизация (1929-1940 гг.), несмотря на рост уровня механизации, ухудшила положение дел в сельской экономике. За указанные годы среднегодовой объем производства сельхозпродукции в сопоставимых ценах составил всего 60,0 млрд рублей, что на 9,1 % ниже, чем в 1926-1928 гг. (методы управления – административные и административно-репрессивные).

4. Реформа 1953 г. (1953-1964 гг.). В 1954-1958 гг. среднегодовой прирост производства в сопоставимых ценах составил почти 8,7 %, что в 2.1 раза выше, чем в 1946-1953 гг. (методы управления – административно-экономические). В последующем, с переходом на административные методы, в сельском хозяйстве наблюдается относительный застой.

5. Реформа 1965 г. (1965-1982 гг.) повторила судьбу предыдущей. В 1966-1970 гг. использование экономических методов управления (хозрасчета) дало среднегодовой прирост производства 6,2%. В последующие годы, с возвратом к административным методам, прирост снизился до 1,6%.

6. Реформа 1982 г. (1982-1991 гг.). В 1982-1983 гг., когда получили реальное развитие такие экономические методы управления, как аренда и подряд, среднегодовой прирост производства в сопоставимых ценах составил 11,1 %. Затем, в результате ограничения самостоятельности предприятий и внутрихозяйственных коллективов, то есть возврата к административным методам, этот показатель снизился до 0,3 %.

7. Реформа постсоветского периода (1992г.) формально предоставила предприятиям полную самостоятельность. В сущности же федеральный центр отказался от выполнения функции регулирования межотраслевых пропорций. Практикуемая им экспортно-импортная политика тормозит развитие собственного производства. В итоге процесс его свертывания продолжается 6 лет. Методы государственного управления носят репрессивно-экономический характер (завуалированная форма административно-репрессивных методов).

Таким образом, уровень развития сельской экономики, прежде всего, зависит от методов государственного управления. Каждая реформа, основанная на экономических методах, сопровождается ростом эффективности производства. Недостаточное развитие отрасли является следствием того, что система государственного управления отраслью строится на административных, административно-репрессивных или репрессивно-экономических методах. Следовательно, резервы хозяйственного управления имеют вторичную природу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...