Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование структурной перестройки АПК




 

Опыт развития многих стран Запада показывает, что объективно существующие недостатки свободного рынка устраняются и сглаживаются путем государственного вмешательства в рыночные отношения. Необходимость государственного регулирования в рыночных условиях объясняется следующими обстоятельствами:

1. По мере развития производительных сил усиливается взаимозависимость, взаимосвязанность всех отраслей производства. Специализация, рост концентрации приводят к тому, что во многих отраслях начинают доминировать несколько крупных производителей, фактически удовлетворяющих основную часть общественной потребности в продукции данной отрасли, что ограничивает развитие конкуренции. Сигналы рынка, формируемые под влиянием текущей ситуации, могут формировать неверную ориентацию у частного производителя, в результате чего периодически возникают кризисные ситуации «перегрева» экономики, последующего спада, депрессии, медленного оживления. При этом резко ухудшается положение значительной части трудящихся, разоряется множество мелких и средних производителей, уничтожается часть материального богатства, происходит падение производителя. Экономика, где рынок является единственным регулятором, не в состоянии избавиться от кризисов. В конечном счете, кризисы становятся столь сильными и разрушительными, что или экономическая система должна реформироваться в направлении резкого усиления государственного регулирования, или экономика, основанная на частной собственности, потерпит крах.

2. При насыщении потребности рост производства (продуктов питания, в частности) приводит к резкому снижению цен и, как результат, к разорению производителей. Это вынуждает государство содействовать стабилизации цен.

3. Рынок как саморегулирующаяся система содержит действительно мощные стимулы саморазвития, главным двигателем которых является конкуренция. Однако рынок обеспечивает надежную связь спроса и предложения, производства и потребления, непрерывность воспроизводственных процессов только в условиях свободной конкуренции. Последняя подверглась разрушению еще в XIX в. под влиянием концентрации производства и капитала. Очевидно, что более высокая эффективность крупного производства порождает тенденцию к монополизации, и, следовательно, возникает ограничение конкуренции, тормоз, угроза рыночному механизму, ибо любая монополия препятствует предпринимательской деятельности. Поэтому создание и сохранение конкурентной среды в экономике, противодействие монополистическим тенденциям – одна из главных причин (но не единственная) государственного вмешательства в экономические процессы.

4. Под влиянием чисто рыночного механизма не происходит сбалансирование спроса и предложения, и этот дисбаланс выражается в усилении инфляции, деньги теряют свои традиционные функции средства платежа, формы сбережений и средства инвестиций. Действительно, спрос на продовольствие, особенно на базовые продукты питания, в странах с низким жизненным уровнем (Россия) является малоэластичным, а по некоторым видам – вообще неэластичным. Эластичность поставок сельского хозяйства относительно цен при расстройстве денежного обращения и неразвитости рыночной структуры довольно низка. Эластичность цен на продовольствие, затраты на которое составляют основную часть в структуре затрат населения, при сокращении поставок продовольствия чрезвычайно высока и носит, по существу, взрывной характер. Вмешательство государства для поддержания необходимого сбалансирования в этом случае необходимо, и прежде всего в области денежного обращения как важнейшего элемента решения продовольственной проблемы.

5. Без вмешательства государства в издержках производства производителей не будут учтены потери, наносимые окружающей среде, возможности получения образования, «коллективные блага», которые не могут потребляться индивидуально, по крайней мере, в некоторой части (оборона, космические исследования, фундаментальная наука и т.д.). Здесь сфера рыночного регулирования также должна дополняться государственным.

6. Создание рынка – чисто предпринимательская задача, и это должно быть, прежде всего, осознанно самим государством. Чтобы спрос и предложение в товарном производстве находились в необходимом равновесии, предотвращающем как избыток, так и недостаток товарных масс, должна существовать специально выделенная координирующая деятельность. Действительно, экономические реформы в любом государстве происходят при направляющей, контролирующей и координирующей роли государства, т.е. являются объектом государственного регулирования. В частности, в России это поддержание процессов воспроизводства и создания рынка, например через программы приватизации, крупные перераспределительные программы при решении социальных проблем и т. д. Кроме того, органы государственной власти должны реагировать на инициативы носителей экономических интересов (крупных фирм, союзов предпринимателей, политических партий). Поэтому в реальной современной действительности невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо, о каком бы государстве ни шла речь.

7. Рыночные регуляторы слабо влияют на решение макроэкономических задач, поэтому роль государства в этой сфере первостепенна.

8. Наличие обширного государственного сектора в экономике (например, естественных монополий), необходимо для существования государства как такового, также требует государственного регулирования.

Таким образом, необходимость государственного регулирования рыночной экономики не может быть основана действием какого-либо одного фактора, так как переход к рынку охватывает довольно длительный период, в течение которого государство должно весомо противостоять многим негативным процессам этого сложного периода. При этом рыночные механизмы действуют благотворно на экономику, т.е. способствуют ее развитию, а не разрушению при относительно стабильных, близких к равновесным состояниях. При необходимости резких структурных изменений сам по себе рынок может дать и неверную ориентацию, не учитывающую тех или иных последствий. Поэтому опыт западных стран показывает, что при нарушении предпосылок стационарности государства самым решительным образом вмешиваются в рыночные процессы.

Продовольственный рынок и сельское хозяйство не являются саморегулирующимися секторами хозяйственной системы. Рыночные силы сами по себе не в состоянии создать баланс спроса и предложения. Отсюда – необходимость государственного регулирования продовольственного рынка и сельского хозяйства при весьма значительных затратах со стороны государства. В силу высокой фондоемкости современного сельского хозяйства необходимо государственное вмешательство (в области ценообразования, налогообложения, кредита и т. д.) для поддержания уровня рентабельности и паритета цен.

Под государственным регулированием агропромышленного производства понимается воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. Оно предполагает юридическую, организационную, социально-идеологическую, образовательную и иную деятельность государственных органов, направлено на содействие эффективному функционированию АПК, создание условий для продовольственной безопасности России, повышение общественного благосостояния.

Анализ экономической ситуации в России показывает, что на первом этапе реформы преобладала тенденция уменьшения степени государственного вмешательства в экономические процессы, что отрицательно сказалось на экономическом развитии России. Выбранная без достаточного научного обоснования либерально-монетаристская концепция рынка и «шоковая терапия», осуществляемая с января 1992г. в России, связанная с либерализацией цен, ускоренной приватизацией, децентрализацией, снижением возможностей государства к принуждению, привела к обвальному спаду производства во всех отраслях, острому финансовому кризису, обнищанию большинства населения и негативным явлениям именно потому, что правительство не имело веской позиции по роли государства в переходный период к рынку: уменьшить ли его влияние на экономику или, наоборот, сделать особо жестким; как одновременно решать две взаимосвязанные задачи по созданию рыночной среды и преобразованию функций самого государства. В ходе реформирования народного хозяйства страны должно происходить, во-первых, реформирование всех производственных отношений и, во-вторых, реформирование непосредственно самой системы государственного регулирования. При этом экономические реформы, безусловно, происходят при направляющей и контролирующей роли государства, т.е. являются объектом государственного регулирования.

Развитие рыночных отношений формирует совокупность требований к системе государственного регулирования. В частности:

– недопустимость ослабления рыночных связей и замены рыночных регуляторов государственными;

– влияние на рыночную систему преимущественно экономическими методами и недопустимость воздействия политическими рычагами;

– полная ответственность за действия по регулированию рыночных процессов и постоянный контроль за их реализацией;

– оказание помощи тем сферам и видам деятельности, где в случае непредвиденных форс-мажорных обстоятельств произошла потеря материальных ценностей, основного капитала отдельными субъектами рыночных отношений.

Таким образом, регулирование экономики – это способ управления экономикой, при котором имеются стимулы, сохраняющие движение экономической системы в нужном направлении.

Главной экономической целью государства является стремление к максимизации удовлетворения потребностей, т.е. обеспечение экономического роста, эффективности производства, полной занятости, экономической выгоды и социально-экономической стабильности.

Исходя из целей, можно определить задачи государственного регулирования АПК, в частности: стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

Основные направления государственного регулирования классифицируют по отдельным признакам.

1. По признаку взаимодействия с окружающей средой: регулирование производства; регулирование социальной сферы; регулирование отношений агросервисными отраслями и поставщиками средств производства; регулирование отношений с наемными работниками и т. д.

2. По отраслевому признаку: регулирование рынка зерна; регулирование рынка картофеля, овощей, плодов, ягод, фруктов; регулирование рынка сахара; регулирование рынка мяса и молока и т. д.

3. По организационному признаку: регулирование положения мелких семейных ферм; регулирование положения на рынке крупных корпораций; регулирование деятельности акционерных обществ, производственной кооперации, производственных комплексов и т. д.

4. По территориальному признаку: регулирование сельхозпроизводства в отдельных регионах, в частности в регионах с неблагоприятными природно-климатическими и экономическими условиями и т. д.

5. По характеру финансовых потоков: регулирование цен; регулирование доходов; налоговое регулирование; регулирование кредита; регулирование инвестиций и т.д.

6. По рыночному признаку: регулирование внутреннего спроса; регулирование экспорта; регулирование внутреннего предложения; регулирование импорта.

7. По проблемному признаку: регулирование процессов научно-технического прогресса; регулирование охраны окружающей среды; регулирование контроля качества продукции; регулирование охраны внутреннего рынка и т. д.

8. Смешанный (комбинированный) подход, когда используются одновременно все подходы к регулированию (производственный, продуктовый и т. д.). Примером комбинированного подхода к определению основных направлений государственного регулирования является Федеральный Закон от 19.07.96г. «О государственном регулировании агропромышленного производства». К ним, в частности, отнесены следующие: формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение; защита интересов отечественных производителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства; развитие социальной сферы села; иные направления, определенные законодательством Российской Федерации.

Формы государственного регулирования представляют собой воздействие на производство либо силой приказа, принуждения (административное и правовое регулирование), либо через экономический интерес (экономическое регулирование – прямое и косвенное). С формами государственного регулирования связаны методы регулирования, под которыми понимается совокупность конкретных способов и приемов достижения высокоэффективного функционирования хозяйствующих субъектов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...