Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Земельная реформа в сельской местности и результаты земельных преобразований в аграрном секторе экономики России




 

Земельная реформа – преобразование земельных отношений, т.е. отношений между людьми по поводу владения, пользования и распоряжения землями.

В России в дореформенный (советский) период вся земля на­ходилась в государственной собственности, при этом граждане, предприятия являлись лишь пользователями земли. Основным содержанием современной земельной реформы явилось создание множественности форм собственности и землепользования. Ос­новное внимание при этом уделялось вопросам передачи государ­ственных земель в частную собственность.

Наиболее важное направление земельной реформы в России – это земельная реформа в аграрном секторе экономики. Начало земельной реформы в сельском хозяйстве можно отнести к 1990-1991 гг. В этот период были приняты первые законы по реформированию земельных отношений – законы РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О земельной реформе».

За этим последовало начало приватизации земли в колхозах и совхозах и создание крестьянских (фермерских) хозяйств с переда­чей им в собственность земельных участков. В 1992-1993 гг. прошла массовая приватизация колхозов и совхозов. Затем до конца 1990-х гг. последовало дальнейшее развитие основных направлений земельной реформы. В 2001-2002 гг. начался новый этап в реформировании земельных отношений в аграрном секторе экономики. В эти годы были приняты новый Земельный кодекс РФ и Закон РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Этот этап земельной реформы продолжается до настоящего времени. Он свя­зан с распространением развитых форм земельного оборота.

Главной целью аграрной земельной реформы являлось изме­нение отношений собственности на землю. С этой целью предполагалось решить две главные задачи: повысить эффективность сельскохозяйственного произ­водства и осуществить социально справедливое перераспределение земельных ресурсов.

Основными направлениями аграрной земельной реформы явля­лись:

• приватизация земель колхозов и совхозов;

• наделение землей крестьянских (фермерских) хозяйств;

• наделение землей хозяйств населения;

• переход к системе платного землевладения и землепользова­ния;

• создание основ функционирования земельного рынка.

Эти направления осуществлялись на основе ряда принципов. К ним относятся:

• бесплатная в пределах норм передача земельных участков в собственность гражданам;

• передача сельскохозяйственных земель в собственность граж­данам, занятым в сельскохозяйственном производстве или проживающим в сельской местности;

• сохранение целевого назначения земель;

• сочетание передачи бывших государственных земель гражда­нам в собственность и владение, а также в пользование.

Особенностью приватизации в России является то, что в част­ную собственность передавалось имущество, за исключением зем­ли. В результате приватизации в несельскохозяйственном секторе экономики приватизированные предприятия стали пользователя­ми государственных земель, на которых эти предприятия располо­жены. При этом предприятия получили право выкупать в собствен­ность или арендовать эти земли.

В сельскохозяйственном секторе экономики использовался особый механизм приватизации. Имущество колхозов и совхозов передавалось в собственность работникам этих хозяйств, которые одновременно становились соучредителями вновь создаваемых предприятий. Земля, которую обрабатывали колхозы и совхозы, передавалась в коллективно-долевую собственность работникам и пенсионерам этих хозяйств. Таким образом, реорганизованные предприятия стали использовать землю, которая находилась в кол­лективно-долевой собственности. При этом соучредителями пред­приятий и собственниками земли были почти одни и те же лица. На начальном этапе реформы эти люди, как правило, являлись также работниками реорганизованного предприятия.

За колхозами и совхозами была закреплена значительная часть земель сельских территорий. В состав этих земель входили сель­скохозяйственные угодья, земли под постройками, внутрихозяй­ственными дорогами, лесами и многолетними насаждениями, водными объектами, другие земли.

Сельскохозяйственные угодья передавались в общую (коллек­тивно-долевую) собственность работникам колхозов и совхозов. Часть сельскохозяйственных угодий оставалась в государственной собственности и передавалась в фонды перераспределения земель. Земли этих фондов использовались для наделения землей фермерских хозяйств, хозяйств населения, других целей. Земельные участки под хозяйственными постройками реорганизованные предприятия могли бесплатно получить в собственность. Другие земли, которые были ранее закреплены за колхозами и совхозами, передавались в муниципальную и государственную собственность. Часть этих земель в дальнейшем передавалась в пользование или аренду сельскохозяйственным предприятиям.

Право выделения земельного участка в счет земельных долей для ведения крестьянского фермерского хозяйства было признано еще в Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», принятом в 1990 г. Предполагалось, что данное право позволит изменить структуру сельского хозяйства и сформирует слой фермеров. Воз­можность выхода из колхоза, совхоза с земельным участком поз­волила многим фермерам создать свои хозяйства. Но этого было недостаточно для быстрого развития фермерского уклада.

С развитием земельного законодательства к праву получения земельного участка в счет земельных долей для ведения крестьян­ского (фермерского) хозяйства добавилось право выделения зе­мельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. За счет земельной доли может быть увеличен размер личного подсоб­ного хозяйства до предельных размеров.

Собственники земельных долей имели право сдать в аренду земельную долю. До принятия в 2002 г. Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» сдать земельную долю в аренду можно было без проведения официальной про­цедуры выделения земельного участка. Наиболее распространен­ным был вариант сдачи в аренду земельных долей реорганизован­ному предприятию. При этом очень часто использование предприятиями земельных долей граждан не оформлялось догово­рами аренды. Земля, находящаяся в долевой собственности граж­дан, использовалась предприятием без соответствующего юриди­ческого оформления. Арендная плата носила в основном симво­лический характер.

В процессе реформирования аграрного сектора использовался также вариант распоряжения земельной долей, который состоял во внесении права пользования земельной долей в уставный капи­тал предприятия. В этом случае работники оставались собственни­ками земельных долей, а предприятие – законным пользователем земель.

Для некоторых сельскохозяйственных предприятий действовал особый порядок приватизации. Так, в некоторых предприятиях (государственных племенных и конных заводах, селекционно-гиб­ридных центрах и т.д.), имеющих общегосударственное значение, не допускалось выделения земельных участков, обеспечивающих выполнение основных функций этих предприятий. Не допускалось выделения земельных участков при выходе из хозяйств, располо­женных в городской черте.

Важнейшим результатом реформы является переход от моно­полии государственной собственности на землю к множественнос­ти форм собственности и землепользования. Наряду с государ­ственной (федеральной собственностью и собственностью субъектов Федерации) законодательно закреплены муниципальная и частная собствен­ность, а также права пожизненного наследуемого владения, посто­янного бессрочного пользования, аренды земельных участков.

Значительная часть сельскохозяйственных земель передана в частную собственность. При этом в составе приватизированных земель преобладают земли, переданные в долевую собственность бывшим работникам колхозов и совхозов. Фермеры, граждане, имеющие личное подсобное хозяйство, также являются частными собственниками сельскохозяйственных земель. Незначительная часть приватизированных сельскохозяйственных земель находит­ся в собственности юридических лиц.

До принятия Земельного кодекса РФ в 2001г. и Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в 2002г. частные собственники сельскохозяйственных земель не имели возможности реализовать свое право на землю. Отсутство­вали реальные возможности продажи сельскохозяйственных зе­мельных участков. Это было связано как с пробелами в земельном законодательстве, так и с тем, что местные власти в большинстве регионов препятствовали купле-продаже сельскохозяйственных земель. Собственники земельных долей имели возможность про­давать свои земельные доли, но на них отсутствовал спрос.

В ходе реформы изменилась структура землепользования. Если в дореформенный период пользователями сельскохозяйственных земель были в основном колхозы и совхозы, а также личные под­собные хозяйства граждан, то в результате проведения реформы пользователями земель стали предприятия различных организаци­онно-правовых форм, фермерские хозяйства и хозяйства населе­ния.

Сельскохозяйственные предприятия используют земли, нахо­дящиеся в долевой собственности бывших работников колхозов и совхозов, в государственной и муниципальной собственности, а также земли, находящиеся в частной собственности этих пред­приятий. Площадь собственных земель предприятий составляет менее 1% от площади используемых ими земель. Государственные и муниципальные земли используются на праве постоянного бес­срочного пользования и праве аренды. Земли частных собствен­ников используются на правах аренды, при этом часто без офици­ального оформления арендных отношений.

В землепользовании государственных предприятий преобла­дают государственные и муниципальные земли, а негосударствен­ных предприятий – земли в долевой собственности.

В результате земельных преобразований была введена плат­ность землевладения и землепользования. Собственники – обла­датели прав пожизненного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования – являются плательщиками земельного налога. Пользователи, арендующие государственные и муници­пальные земли, являются плательщиками арендной платы, кото­рую устанавливают соответствующие органы власти. Арендаторы частных земель платят арендную плату собственнику земли.

Начало нового этапа в развитии земельной реформы относится к 2001–2002 гг. В этот период произошли значительные изменения в земельном законодательстве: были приняты Земельный кодекс РФ в 2001г. и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в 2002г. Эти законодательные акты подтвердили право купли-продажи, в том числе сельскохозяйственных земельных участков, а также внесли другие важные изменения в законодательство, которые стимулировали развитие земельных отношений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...