Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таким образом, возможность проведения тех или иных активных операций определяется структурой пассивов кредитной организации.




Банковский продукт

– это конкретный способ, каким банк оказывает или готов оказывать ту или иную услугу нуждающемуся в ней клиенту, то есть упорядоченный, внутренне согласованный и, как правило, документально оформленный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных действий (процедур), составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников банка (конкретных его подразделений) с обслуживаемым клиентом, единую и завершенную технологию обслуживания клиента.

Банковская операция

– практические действия (упорядоченная, внутренне согласованная совокупность действий) работников банка в процессе обслуживания клиента (оказания ему конкретной услуги), направленные на заключение сделок и их исполнение, форма воплощения в действительность банковского продукта.

Банковская услуга

результат банковской операции, то есть итог или полезный эффект банковской операции (целенаправленной трудовой деятельности сотрудников банка), состоящий в удовлетворении заявленной клиентом потребности (в кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке-продаже ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.).

Банковские услуги носят коммерческий характер и имеют рыночную цену, предоставляются клиентам на платной основе (за вознаграждение в виде процента, комиссии и т.п.). Функционирование банков в сфере денежного обращения определяет специфические особенности банковских услуг.

Свойства банковских услуг:

  • абстрактность;
  Абстрактность банковских услуг можно понимать как неосязаемость и сложность восприятия. Банковские услуги нельзя увидеть, потрогать или как-то иначе воспринять человеческими органами чувств. Причина этого заключается в том, что услуги, как таковые не имеют материальной субстанции.
  • несохраняемость;
  В отличие от отраслей материального производства, где продукт приобретает конкретную товарную форму, банковские услуги не могут храниться, их нельзя складировать, а, следовательно, и производить про запас. Эта характеристика важна, если принять во внимание непостоянство спроса на банковские услуги. Объем спроса на них постоянно меняется и может быть различен как в разные дни недели, так и в разное время суток.
  • денежный характер;
  Оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах. Ко всему, что связано с деньгами, люди обычно относятся с особенным вниманием. Это ставит деятельность банка в зависимость от доверия клиентов и требует усилий, направленных на укрепление этого доверия.
  • непостоянство качества;
  Хотя многие банки предлагают клиентам сходный или даже одинаковый набор услуг, тем не менее абсолютной идентичности эти услуги не достигают. Прежде всего, это относится к неавтоматизированным услугам, которые предполагают интенсивное общение клиентов с банковскими сотрудниками, имеющими разный уровень технических и коммуникационных навыков, по-разному относящихся к работе. Более того, один и тот же сотрудник может демонстрировать неодинаковый уровень обслуживания в зависимости от ситуации, настроения, самочувствия и т.д. С внедрением средств автоматизации значение этой характеристики несколько снижается: банковский автомат оказывает услуги всем клиентам одинаково, независимо от времени дня, длины очереди, поведения или внешнего вида потребителя. Непостоянство качества автоматизированных услуг возникает в основном в связи с различиями используемых банками технологий.
  • протяженность во времени;
  Оказание большинства банковских услуг обладает протяженностью во времени. Как правило, сделка предполагает не однократный приход клиента в банк, а более или менее длительные отношения (открытие счета, получение кредита, абонирование сейфа и т.д.) Протяженность банковского обслуживания во времени, как и денежный характер услуг, придает особое значение доверию клиента к банку. Так, например, при открытии счета клиент доверяет банку свои деньги и вступает в сделку, течение которой он не контролирует.
  • договорной характер;
  Оказание большинства банковских услуг предполагает заключение между их продавцом и покупателем гражданско-правовых договоров. Это часто вызывает необходимость обстоятельного разъяснения клиенту содержания банковских услуг и договорных условий их оказания.
  • неотделимость услуги от источника;
  Услуга не существует отдельно от того, кто ее оказывает, в отличие от товара, который в материальном виде существует независимо от его источника. Источниками услуг могут быть люди или машины. Традиционно банковские услуги оказывались банковскими служащими, имеющими соответствующую квалификацию. По мере роста уровня технического оснащения современных банков, источником банковских услуг все более становятся машины, у клиентов появилась возможность отдавать распоряжения банку через электронные каналы (банкоматы, модемная связь). Однако персональный контакт и сейчас остается необходимым условием для получения многих банковских услуг, в основном – сложных, индивидуализированных, требующих высокой квалификации. Автоматизация охватывает в основном стандартизированные услуги.
  • часть банковских услуг не является монополией только кредитных организаций и может выполняться другими организациями, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций.
  Как уже говорилось в теме 1, осуществляемые кредитными организациями сделки, не включенные в перечень банковских операций, не являются монополией только кредитных организаций. То есть ряд услуг, которые кредитные организации оказывают своим клиентам, может предоставляться различными организациями, не являющимися кредитными. И наоборот, кредитные организации могут выполнять операции, не относящиеся к банковским, например, операции с ценными бумагами. Это вызвано тем, что на рынке банковских услуг существует серьезная конкуренция. Снижение возможности роста прибыли от лицензируемых банковских операций вынуждает банки искать новые источники доходов путем развития других, нетрадиционных для банков услуг.

 

В связи с многообразием выполняемых кредитными организациями банковских операций не существует единых правил их осуществления. Кроме того, каждая кредитная организация разрабатывает собственные правила осуществления конкретных банковских операций в соответствии с действующим законодательством и ведомственными нормативно-правовыми актами. Обычно они закрепляются во внутрибанковских документах, утверждаемых уполномоченными органами кредитной организации. Тем не менее, все документы, определяющие правила осуществления банковских операций, должны предусматривать:

  • построение отношений с деловыми партнерами на взаимном доверии и уважении;
  • документальное оформление принимаемых договорных и иных обязательств, вытекающих из деловых отношений или обусловленных ими;
  • сохранение банковской тайны по счетам и вкладам клиентов;
  • взимание платы за предоставляемые услуги, соразмерной их объему и сложности, а также средним ценам на аналогичные услуги, установившиеся на банковском рынке;
  • ежедневное отражение всех проводимых операций по счетам бухгалтерского учета.

Все осуществляемые кредитными организациями банковские операции и сделки можно классифицировать по различным критериям.

В связи с многообразием выполняемых кредитными организациями банковских операций не существует единых правил их осуществления. Кроме того, каждая кредитная организация разрабатывает собственные правила осуществления конкретных банковских операций в соответствии с действующим законодательством и ведомственными нормативно-правовыми актами. Обычно они закрепляются во внутрибанковских документах, утверждаемых уполномоченными органами кредитной организации. Тем не менее, все документы, определяющие правила осуществления банковских операций, должны предусматривать:

  • построение отношений с деловыми партнерами на взаимном доверии и уважении;
  • документальное оформление принимаемых договорных и иных обязательств, вытекающих из деловых отношений или обусловленных ими;
  • сохранение банковской тайны по счетам и вкладам клиентов;
  • взимание платы за предоставляемые услуги, соразмерной их объему и сложности, а также средним ценам на аналогичные услуги, установившиеся на банковском рынке;
  • ежедневное отражение всех проводимых операций по счетам бухгалтерского учета.

Все осуществляемые кредитными организациями банковские операции и сделки можно классифицировать по различным критериям.

В связи с многообразием выполняемых кредитными организациями банковских операций не существует единых правил их осуществления. Кроме того, каждая кредитная организация разрабатывает собственные правила осуществления конкретных банковских операций в соответствии с действующим законодательством и ведомственными нормативно-правовыми актами. Обычно они закрепляются во внутрибанковских документах, утверждаемых уполномоченными органами кредитной организации. Тем не менее, все документы, определяющие правила осуществления банковских операций, должны предусматривать:

  • построение отношений с деловыми партнерами на взаимном доверии и уважении;
  • документальное оформление принимаемых договорных и иных обязательств, вытекающих из деловых отношений или обусловленных ими;
  • сохранение банковской тайны по счетам и вкладам клиентов;
  • взимание платы за предоставляемые услуги, соразмерной их объему и сложности, а также средним ценам на аналогичные услуги, установившиеся на банковском рынке;
  • ежедневное отражение всех проводимых операций по счетам бухгалтерского учета.

Все осуществляемые кредитными организациями банковские операции и сделки можно классифицировать по различным критериям.

Например:

  • по функциональному назначению;
По функциональному назначению можно выделить следующие виды операций, выполняемых кредитными организациями: o депозитные; o кредитные; o расчетные; o кассовые; o эмиссионные; o инвестиционные и другие
  • в зависимости от способа формирования и размещения ресурсов;
В зависимости от способа формирования и размещения ресурсов банковские операции принято подразделять на активные и пассивные. С помощью пассивных операций (депозитных, эмиссионных и др.) кредитные организации формируют свои ресурсы. Осуществляя активные операции (кредитные, инвестиционные и др.), кредитные организации размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы (привлеченные и собственные) с целью получения дохода либо обеспечения своего функционирования. В отдельную (третью) группу можно выделить посреднические операции кредитных организаций, как операции, не относящиеся ни к активным, ни к пассивным, поскольку совершаются они за счет средств клиентов, а не за счет ресурсов кредитной организации, которыми она распоряжается по своему усмотрению. Кроме того, некоторые посреднические операции (гарантийные, консультационные и др.) могут совершаться без непосредственного использования денежных ресурсов.
  • по субъектам отношений;
По субъектам отношений банковские операции и сделки подразделяются на осуществляемые с юридическими и физическими лицами. Промежуточное положение здесь занимают банковские услуги гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, которые в настоящее время часто выделяются в третью группу. В числе услуг, предоставляемых юридическим лицам обычно отдельно выделяются межбанковские операции.
  • в зависимости от платы за предоставление услуг;
В зависимости от платы за предоставление услуг банковские операции и сделки подразделяются на платные и бесплатные. Это, однако, не означает, что какой-то определенный тип услуг полностью является платным либо бесплатным, поскольку каждый банк самостоятельно устанавливает плату за свои услуги. Так, например, в целях привлечения клиентов и увеличения оборотов по их счетам банк может не устанавливать плату за проведение расчетных операций. Отдельные банки могут устанавливать плату за обслуживание банковских счетов клиентов за определенный период в твердой сумме либо в зависимости от объема оборотов по ним. Банком может также устанавливаться плата за каждый проведенный платеж. При этом какой бы вид оплаты за проведение расчетных операций банк не установил, он должен четко определить его в договоре банковского счета. По отношению к плате за услуги могут быть применены и другие, более детальные признаки классификации банковских операций. Нередко выделяются банковские операции, приносящие и не приносящие банковский доход, дорогостоящие и дешевые. Так, на банковские услуги, требующие больших затрат труда, устанавливается более высокая цена. Большинство активных операций позволяет кредитной организации получить доход, в то время как его пассивные операции, как правило, предполагают расходы в виде платы за привлеченные ресурсы.
  • в зависимости от связи с движением материального продукта;
В зависимости от связи с движением материального продукта банковские операции и сделки могут быть направлены на оказание клиентам услуг, связанных с его движением, и чистых услуг. Поскольку кредитные организации обслуживают, главным образом, движение материального продукта, создавая тем самым новую дополнительную стоимость, их основная часть, бесспорно, относится к первому виду услуг. Чистые услуги предоставляются организациям, не занятым непосредственно материальным производством, а также отдельным гражданам для удовлетворения их личных потребностей.
  • по времени возникновения.
По времени возникновения банковские операции и сделки подразделяются на традиционные (классические) и нетрадиционные (новые). К традиционным операциям относятся те из них, которые исторически сложились в процессе длительной эволюции банковского дела (депозитные, кредитные, расчетные, кассовые). Нетрадиционные операции – это операции, которые в силу ряда причин (конкуренции, научно-технического прогресса и др.) появились за последние годы в арсенале кредитных учреждений (форфейтинговые, лизинговые, консалтинговые и др.). Возможны и другие критерии в формировании классификации банковских услуг. Классификация банковских операций важна с точки зрения анализа деятельности банка, принятия правильных управленческих решений. Формирование экономически обоснованной банковской политики требует большой аналитической работы: необходимо проанализировать по каждому виду банковских операций и услуг спрос и предложение в данном регионе, выяснить круг клиентов реальных и потенциальных, сопоставить возможности банка с потребностями клиентов, определить наиболее и наименее доходные операции, определить круг новых операций, которые необходимо освоить в будущем, определить, какие изменения следует внести в действующие условия предоставления услуг и т.п. Российские банки, также как и большинство банков других стран, согласно банковскому законодательству являются универсальными – они имеют право осуществлять все операции, предусмотренные законом и лицензией. Но даже в странах, банковская система которых построена на принципе специализации, банки стремятся к универсализации своей деятельности, комплексному банковскому обслуживанию своих клиентов. Тенденция к универсализации является одной из характерных особенностей современного банковского дела. Однако универсализация не предполагает распыления средств. Она эффективна лишь при наличии крупного банковского капитала, поэтому мелкие и средние банки не могут быть универсальными, для них характерна специализация на наиболее эффективных направлениях деятельности.  

Пассивные операции. Ресурсы банка: их структура и характеристика. Субординированный кредит (заем) и порядок его отнесения к собственным или привлеченным средствам банка. Структура привлеченных денежных средств банка. Общепринятые в банковской практике пропорции между собственными и привлеченными средствами банка и направлениями их использования

Определение банка [1] как учреждения, которое аккумулирует свободные денежные средства и размещает их на возвратной основе, уже предполагает наличие в его деятельности активных и пассивных операций.

Пассивные операции

– это операции, в результате ведения которых увеличиваются денежные ресурсы (собственные и привлеченные), которыми кредитная организация реально располагает и может распоряжаться.

Исторически пассивные операции играли первичную и определяющую роль по отношению к активным, так как для осуществления активных операций необходимым условием является достаточность ресурсов. Работа в пределах реально имеющихся ресурсов является первым и основополагающим принципом деятельности кредитных организаций [2]. Этот принцип подразумевает не только количественное соответствие между имеющимися ресурсами и направлениями их вложения, но и соответствие характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов.

Прежде всего, это относится к срокам обязательств и требований кредитных организаций. Если банк привлекает средства, главным образом, на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные кредиты, то его способность своевременно расплачиваться по своим обязательствам (т.е. его ликвидность [3]) оказывается под угрозой.

Для обеспечения самоокупаемости и получения прибыли кредитная организация должна добиваться согласования цены привлечения ресурсов и доходности их размещения. Привлечение дорогостоящих ресурсов предполагает наличие у кредитной организации высокодоходных направлений их размещения, в противном случае у нее возникнут убытки от основной деятельности.

Таким образом, возможность проведения тех или иных активных операций определяется структурой пассивов кредитной организации.

Все ресурсы кредитной организации по способу образования подразделяются на:

  • собственные средства (капитал);
  • привлеченные (заемные) средства.

Структура банковских ресурсов по отдельным кредитным организациям отличается большим разнообразием. Это зависит от многих факторов, например от:

  • периода функционирования кредитной организации;
  • состава операций, предусмотренного банковской лицензией;
  • состава клиентов;
  • политики в области кредитования;
  • активности на финансовых рынках;
  • состояния самого рынка банковских ресурсов.

Рассмотрим структуру ресурсов десяти российских банков по данным публикуемой отчетности на 01.10.2003 (см. табл.):

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...