Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ибн Батта ал-Укбари. Истолкование и разъяснение основ сунны




Ибн Батта ал-Укбари — мусульманский богослов, X в.

Сунной считается подражать [примеру] посланника Аллаха, следовать его делу, держаться его верного руководства, посту­пать, как поступал он, быть достойным его дела...

...Он запретил рискованную продажу; продажу того, чем не владеешь, продажу того, чего у тебя нет; выставление двух ус­ловий при продаже. Он запретил бить по морде верховое жи­вотное, ставить на ней клеймо, плевать в лицо человеку; женщи­не — отказывать в ложе мужу своему; мужчине — говорить о том, что он сделает, обещать и не выполнить; рассказывать о секрете своего брата; быть расточительным и скупым; печалить­ся по мирской жизни и радоваться ей.

Потакать жене своей, [желающей] ходить на свадьбы, на оп­лакивания покойника и в баню, потакать ей в ее страстях. Он сказал: «Кто повинуется жене своей во всем, чего она желает, того она столкнет в Огонь лицом». [Он запретил] потакать ей в непослушании родителям [мужа], в разрушении его родствен­ных уз и в прекращении вспомоществования брату его по Алла­ху. Он сказал: «Не соглашайтесь с ними, идите верным путем, и Он благословит вас». Он запретил причинять им вред, совер­шать над ними насилие, велел быть справедливым и разделять поровну между ними.

Он запретил обижать соседа, поносить родословную, зло­словить и клеветать; ругать рабов и бить их. Он велел кормить их тем, что ест [хозяин], и одевать их в то, что он носит; не воз­лагать на них работу, которую они не в силах выполнить: про­щать им, даже если бы они совершали семьдесят проступков за день.

...Среди запретов его: человеку вставать перед кем-либо, кроме как перед отцом, ученым или справедливым имамом.

...Он сказал: «Возвеличивающий мирского человека как бы воз­величивает идола». Он сказал: «Кто вошел к мирскому человеку и унизился пред ним, вера того убыла на треть».

2. Ответьте на вопросы задания

 

Практическая работа №7

Развитие феодальных отношений на Руси

Цель работы: Показать спецификуразвития феодальных отношений на Руси

Вопросы и задания

1. Прочитайте текст 1 («Государство и экономика»).

2. Ответьте на вопросы:

а) Соглас­ны ли вы с мнением Ф. Броделя о том, что в России государство было больше похоже на восточную деспотию, чем на западную модель?

б) Докажите свою точку зрения. Каковы были функции го­сударственной власти в России по отношению к экономике?

в) К каким результатам это приводило?

3. Прочитайте текст 2 («Причины закрепощения крестьян»).

4. Ответьте на вопросы:

а) Какие причины закрепощения крестьян называет Ф. Бродель?

б) Почему процесс закрепощения был связан с экстенсивным развитием России? Каковы были последствия столь позднего (с точки зрения развития феодальных отношений) усиления феодальной зависимости крестьянства?

Ход работы:

1.Прочитайте текст 1

2 Ответьте на вопросы

3. Прочитайте текст 2

4. Ответьте на вопросы

 

Ф. Бродель, Время мира (1979) Государство и экономика

Желая того или нет, но Россия выбрала скорее Восток, чем Запад. В России государство стояло, как утес среди моря. Все замыкалось на его всемогуществе, на его самовластии как по отношению к городам, так и по отношению к церкви, или к массе крестьян (которые принадлежали прежде царю, а потом уже барину), или к вотчинникам и помещикам. Сверх всего го­сударство присвоило себе контроль над важнейшими видами обмена: оно монополизировало соляную торговлю, торговлю поташем, водкой, пивом, медами, пушниной, табаком, а по­зднее и кофе. Зерновой рынок хорошо функционировал в наци­ональном масштабе, но на экспорт зерна требовалось разреше­ние царя.

Правда, что касалось дел государственных, то каждый на­живался за их счет в свое удовольствие Контрабандная тор­говля была нескончаемой Но контрабанда, воровство, непо­виновение закону не были исключительно уделом России, и, ка­ким бы ни был их вес, они не ограничивали решающим образом царский произвол Здесь мы оказываемся за пределами поли­тического климата Запада Доказательство тому — организация гостей, крупных купцов, которых, как и в других странах, торгов­ля вела к богатству, но которые были поставлены в зависимость от государства. Их было двадцать или тридцать — состоявших на царской службе, наделенных одновременно и громадными привилегиями, и громадной ответственностью На них пооче­редно возлагались сбор налогов, управление астраханской или архангельской таможнями, внешняя торговля. За выполнение всех этих задач они отвечали собственной головой и своим иму­ществом. Зато их состояния бывали порой колоссальными Но функции гостей сойдут на нет с воцарением Петра Великого Ревнивая и предусмотрительная царская власть в конечном счете сохранила самостоятельную торговую жизнь, которая ох­ватывала всю территорию и участвовала в ее экономическом развитии.

Причины закрепощения крестьян

В России главным действующим лицом было государство Все зависело от его нужд, его задач и от огромной тяжести про­шлой истории Иван Грозный, основавший и вылепивший новое Московское государство, не имел иного выбора, кроме как уст­ранить старую аристократию, а чтобы иметь в своем распоря­жении войско и администрацию, создал новое служилое дво­рянство, помещиков, которым жаловались в пожизненное вла­дение земли, конфискованные у старой знати или же новые и пустынные земли в южных степях Главной проблемой было удержать человека, который был редок, а не землю, которой бы­ло в избытке сверх всякой меры

И именно это было причиной, которая в конечном счете навязала крепостничество и будет его отягощать Царь усмирил свое дворянство Но дворянству этому надо жить Если крестьяне оставят его ради освоения вновь завоеванных земель, как оно будет существовать? Крестьянская по­движность ставила под угрозу основы феодального общества, тогда как политика государства стремилась это общество укре­пить, чтобы сделать из него орудие, пригодное служить госу­дарству.

Практическая работа №8.

Исследование проблемы власти в эпоху Ивана Грозного

Цель работы: Исследование проблемы власти в эпоху Ивана Грозного

Вопросы и задания.

1. Прочитайте тексты 1 и 2

2. Ответьте на следующие вопросы:

а) Почему для Ивана Грозного от­сутствие сильной единоличной власти равнозначно произволу? Что в исторической жизни России XV—XVI вв. могло привести к таким выводам?

б) Видел ли Иван Грозный в обществе силу, с ко­торой надо считаться и которой можно довериться?

в) С чем был связан деспотизм царя — с особенностями его характера или с его представлением о своей роли как главы государства? Что по этому поводу думал князь А. Курбский?

г) Сделайте вывод об эпохе Ивана Грозного с позиций современного человека.

Ход работы:

1.Прочитайте текст 1 и 2

2 Ответьте на вопросы

3. Сделайте вывод

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...