Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игра — это творческое повторение




Игра — это творческое повторение

Повторение — еще одна особенность игры. В игре поведенческие элементы, такие, как наклон головы, поднятие лапы, укусы, поклоны повторяются. Дорит Урд Феддерсен-Петерсен (2008) предполагает, что собаки учатся последствиям своего собственного поведения через повторы в игре. Но при этом игровое поведение всегда остается гибким и переменным.

Другими важными аспектами игры являются смена ролей, уравнивание сил и игровые сигналы, отображаемые до и во время игры, которые обозначают действие как игру. В настоящей игре нет победителей и проигравших. В социальных играх роли часто меняются (например, охотник становится жертвой и наоборот). (Aldis 1975, Zimen 1971) В играх также отменяются социальные роли, более статусные особи могут принимать роль «аутсайдера» добровольно. По данным Феддерсен-Петерсен (2008) манера, в которой игроки меняются ролями, отражает индивидуальные характеры собак и их социальные отношения. По этой причине смена ролей чрезвычайно варьируется в парах: в одних происходит редко, а в других регулярно. Однако «победы» не всегда симметричны. (Bauer et al., 2007, 2009; Ward et al., 2008) Например, пожилые собаки менее склонны поддаваться и чаще более агрессивны. Уравнивание сил используется в играх с разнотипными партнерами (различия в росте, размере, возрасте, готовности к игре). (Burghardt 2005, Bekoff & Byers 1998) Для этого более крупная или сильная собака добровольно принимает менее выгодную позицию и не в полной мере использует свои возможности. Такое часто наблюдается в играх взрослых собак и щенков.

Ирбис и Марта. Фото Е. Молодцовой

Игра и не-игра

Тем не менее иногда отличить игру и не-игру достаточно трудно, потому что некоторые характеристики игрового поведения присущи также и другим видам поведения. Новые объекты стимулируют исследовательское поведение и игры с предметами. Игры стимулирует эндогенную систему поощрения с сопутствующим риском развития зависимости. Одной из характерных особенностей игры является повторение, что делает ее схожей со стереотипным (компульсивным) поведением.

От страха через любопытство к игре

Любопытство, исследовательская активность и игра часто идут бок о бок друг с другом. Согласно Гаттерману любопытство состоит из «поисковых актов в основном связанных с движением и манипулированием» и исследовательское поведение является «многофункциональным поведением, которое помогает сориентироваться в своей собственной среде обитания. В отличии от любопытства, исследовательское поведение включает в себя сбор информации без каких-либо значительных манипуляций» (Gattermann 2006). Новые ситуации и объекты сначала вызывают некоторое опасение или страх, потом любопытство и исследовательское поведение и затем иногда игровое поведение. Этот процесс можно наблюдать, когда щенков вводят в новую среду, например, в сад или на площадку для выгула или при обследовании новой игрушки.

Сложно отделить игру и исследовательское поведение, потому что граница размыта и это поведение чередуется. Внезапное неожиданное движение нового объекта может привести к тому, что собака в страхе отбежит или отпрыгнет. Через некоторое время любопытство возьмет верх, и собака может снова приблизится к объекту. Согласно одному исследованию «функция исследовательского поведения может быть в том, чтобы узнать как избежать неприятностей (путем сбора информации), в то время как цель игры — узнать, как выбраться из неприятностей» (Spinka, Newberry & Bekoff 2001). Исследовательское поведение характеризуется осторожностью, и оно исчезает, когда собрано достаточно информации о новом объекте. Игра же наступает после того, как объект исследован, и начинается с изучения, как объект реагирует (катается, скачет, качается) и повторяется несколько раз. Самый простой способ понять разницу — наблюдать насколько напряжено тело собаки и общую тенденцию — приближаться или бежать.

От игры к навязчивому поведению

Навязчивое (стереотипное) поведение определяется как «повторяющееся поведение, в основном постоянное по форме, которое не соответствует окружению, в котором оно происходит, и имеет компульсивный характер» (Gattermann 2006). Животные, которые демонстрируют такое поведение имеют меньшее количество опиодных рецепторов в головном мозге, и животные, которые особенно восприимчивы к компульсивному поведению имеют дефицит дофамина в определенных областях головного мозга (Gansloß er 2007).

Компульсивное поведение помогает собаке справиться со стрессовой ситуацией — из-за недостаточной или избыточной стимуляцией — поскольку повторяющиеся компульсивные движения вызывают высвобождение дофамина. Высвобождение дофамина при повторении также является одним из свойств игры. В игре, однако, собака изменяет поведение: она не выполняет движения точь-в-точь или всегда в одной последовательности. Собака, бегающая по кругу с радостным волнением во время игры, явно отличается от депрессивного компульсивного кружения собаки, запертой в вольере. Когда она видит мяч, собака в игре с нетерпением ожидает совместной деятельности, которой она наслаждается с владельцем. Зависимая собака реагирует на мяч крайним возбуждением, и демонстрирует четкие признаки стресса во время перерывов в игре или при ее завершении. При этом личность человека, кидающего мяч, для нее не так важна. Игра отличается от навязчивого или аддиктивного поведения изменчивостью и гибкостью поведения. Повышенная фиксация на объекте, четкое воспроизведение и заменяемость игрового партнера свидетельствует о начале зависимости.

Ирбис и Марта. Фото Е. Молодцовой

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...