Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игра или целенаправленная деятельность




Игра или целенаправленная деятельность

Классифицировать деятельность как игру или не игру можно, применив критерии игры Стюарта Брауна (2008). Теория Брауна состоит в том, что если деятельность происходит ради самой деятельности, то это игра. Если же фокус — на достижении конкретной цели (например, победить в соревнованиях, обучение собаки с помощью кликера, интеллектуальные игрушки с извлечением корма вроде мяча с лакомством), то такая активность — не игра. Если человеком или собакой осуществляется более целенаправленная деятельность, то скоро положительный эффект игры исчезает. В одном исследовании в Венгрии владельцам служебных собак (полицейским и пограничникам) было предложено поиграть со своими питомцами. Одна группа дала своим собакам команду играть, постоянно корректировала их и хвалила, когда животные вели себя «правильно». Другая группа взаимодействовала в более свободной и игровой форме. У собак были собраны образцы слюны до и после игр для измерения уровня кортизола. Кортизол является гормоном, который выделяется при стрессе, и таким образом служит индикатором стресса. У первой группы после сеанса игры уровень кортизола был выше, тогда как у второй группы он был ниже. Хотя обе группы владельцев чувствовали, что они играли со своими собаками, и производили схожие действия (кидали игрушку, играли в перетягивание и т. д. ), только вторая группа собак ощущала совместную деятельность как игру. Собаки первой группы ощутили ситуацию больше как обучение и продемонстрировали стрессовую реакцию (Horvá th et al., 2008).

Ощущение игры

Взгляд на игру изнутри

Й. Хейзинг сформулировал определение, которое пытается описать чувства и опыт игры: «Игра — добровольная деятельность или занятие, выполняемое в определенных установленных лимитах времени и места, в соответствии со свободно принятыми правилами, но абсолютно обязательными, имеющее своей целью саму себя и сопровождающееся чувством волнения, радости и осознания, что это «отличается» от «обычной жизни». (Huizinga 1949)

Наряду с непринужденной обстановкой и ощущением от игры, особая атмосфера игры также включает в себя воображение, фантазию и творческий потенциал. Собаки делают вид, что палка, мяч или их приятель — добыча, которую необходимо поймать в одиночку или компанией. Собаки делают вид, что они борются друг с другом или за игрушку. Это очевидно, потому что они действуют не в полную силу во время «охоты», добровольно уступают при перетягивании и контролируют силу укуса во время игровых боев.

Игра как состояние сознания

Игровое поведение — это не незрелые формы поведения взрослых, а отдельные поведенческие категории, опирающиеся на собственные нервные структуры. Яак Панксепп, психобиолог и ведущий научный сотрудник по эмоциям, обнаружил различные базовые эмоциональные «системы», одна из которых называется «игровая система» (Panksepp 1998). Во время игры эта система — а следовательно и определенная область мозга — активируется, в отличии от ситуаций охоты, агрессии и страха. Игровая система связана с другими областями мозга, например, такими, которые отвечают за радость и движения.

По мнению Стюарта Брауна, игра является особым состоянием ума, как сон, бодорстование, мечтание, поскольку области мозга, активные во время игры не активируются во время другой деятельности (Brown 2009). Он считает, что мотивацией для социальной игры является стремление к принятию и потребность принадлежать. Только через опыт совместной игры развивается чувство принадлежности.

Бекофф указывает, что во время игры можно чувствовать себя спокойно, возбужденно и радостно одновременно, и он подчеркивает, что это уникальное эмоциональное состояние возникает только во время игры (Bekoff 2008).

Ирбис и Марта. Фото Е. Молодцовой

Почему игра — это так весело?

Одна вещь, касающаяся игр неоспорима: игра — это весело! но почему? Различные исследователи (Panksepp 1998, Siviy 1998, Pellis 2009) пытались разгадать физиологические процессы, происходящие в организме животных во время игр. Гормоны и медиаторы, такие как дофамин, норадреналин, окситоцин и эндогенные опиоды (эндорфины) несут ответственность за опыт игры и положительные эмоции во время игры. Кроме того, эти природные вещества гарантируют, что обучение является особенно эффективным во время игры. Наряду со многими положительными краткосрочными эффектами химических веществ в организме от игры, заядлые игроки имеют более низкий уровень кортизола в целом, а, значит в их жизни меньше стресса. Животные, которые выращиваются в социальной изоляции, не имеющие или имеющие очень мало возможности играть в детстве, страдают от постоянного сокращения уровня дофамина, норадреналина и серотонина.

Дофамин является нейромедиатором, эндогенным веществом, которое играет важную роль в передаче импульсов между нервными клетками головного мозга. Система дофамина активируется в ситуациях, которые связаны с ожидаемым вознаграждением, например, в виде пищи, секса, игры или других позитивных социальных контактов. Дофамин отвечает за радостное предвкушение перспективы игры и имеет особое значение в начале игры. Это, в свою очередь, приводит к поведению, связанным с увеличением двигательной активности, например, усилением ориентировочного поведения, которое увеличивает вероятность того, что животное может получить положительное подкрепление. Развивается обратная связь — игра приводит к вознаграждению, которое, в свою очередь, вызывает желание повторить игровую ситуацию. Таким образом, дофамин является одним из химических веществ, ответственных как за желание играть, так и за радость от игры. Более высокие уровни дофамина приводят к увеличению движения в игре, в то время как эксперименты показали, что искусственное снижение дофамина снижает желание двигаться во время игры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...