Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель и задачи производственных практик




Приложение 4.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИКИ

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ»

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с изменениями в законодательстве в области образования отечественная высшая школа в 2011 году перешла на новую – «уровневую» - систему высшего профессионального образования (ВПО). Это очередной шаг России, как участницы Болонского процесса, предусматривающего создание в Европе единого пространства высшего образования. Это и стремление согласовать цели и результаты образования с реальными потребностями студентов, выпускников вузов, работодателей и общества.

Для новой системы ВПО разработаны и новые государственные образовательные стандарты – ФГОС ВПО («образовательные стандарты третьего поколения»).

ФГОС ВПО принципиально отличаются от своих предшественников. В них, прежде всего, определены требования к результатам освоения основной образовательной программы. К этим требованиям относятся не только соответствующие знания, умения и навыки, но, в первую очередь, компетенции (общекультурные и профессиональные) выпускника вуза. Существуют различные трактовки понятия «компетенция». Во ФГОС под компетенцией понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Учебная и производственные практики являются неотъемлемой составной частью всего учебного процесса подготовки бакалавров менеджмента. Они призваны повысить уровень обладания студентами общекультурными и профессиональными компетенциями. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» практика является видом учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Учебная и производственные практики тесным образом связаны со всем теоретическим обучением студентов и являются важнейшим этапом в подготовке бакалавров менеджмента. Они направлены на приобретение необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, приобретение конкретных знаний и практических навыков, основанных на изучении дисциплин профессионального цикла, отражающих специфику деятельности туристского и сервисного предприятия.

Учебно-методические рекомендации представляют собой единый нормативно-методический документ, действующий вместе с учебным планом и служащий в качестве руководства для студентов по составлению отчета по практике. В учебно-методических рекомендациях раскрываются цели, задачи, содержание и методы практической подготовки студентов, последовательность и назначение ее конкретных этапов, их роль в формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров в области управления туристской и сервисной деятельности.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Цель и задачи практик

Практика является одним из важных этапов учебно-воспитательного процесса, позволяющего подготовить студентов к работе по выбранному направлению.

Основой современной практической подготовки менеджеров туристского профиля является непосредственное исполнение управленческих функций на туристских предприятиях, когда студенты решают разные задачи, в том числе и выбранные преподавателем в качестве индивидуального задания, обусловленного, как правило, либо темой курсовой работы, либо будущей темой бакалаврской работы.

Неизбежное расчленение в учебном процессе материала, достаточно четкая формулировка учебных задач противоречат встречающимся в производстве и в реальной жизни комплексным задачам, недостаточно конкретно сформулированным, а часто и с отсутствием необходимых для их решения данных. Это противоречие снимается в период прохождения студентами практик, где приобретаются профессиональные навыки будущими специалистами и одновременно решается комплекс учебных задач.

 

Цель и задачи учебной практики

Основная цель учебной практики – получение студентами начальной информации (знаний) о профессиональных функциях и должностных обязанностях менеджеров в сфере туризма, закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения в вузе, а также знакомство студентов с рекреационным потенциалом г. Красноярска, Красноярского края и других регионов Сибири, с индустрией и инфраструктурой туристского бизнеса.

В ходе учебной практики решаются следующие задачи:

- формирование у студентов общего представления об инфраструктуре туристского бизнеса в г. Красноярске и Красноярском крае;

- знакомство с основными направлениями деятельности туристских предприятий региона;

- выявление и описание туристско-экскурсионных объектов на территории Красноярского края и других регионов Сибири;

- анализ предприятий индустрии туризма с точки зрения предлагаемых туристско-экскурсионных услуг.

Компетенции, формируемые у бакалавра в период прохождения учебной практики:

- умение анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);

- владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);

- умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);

- стремление к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

- способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8).

Цель и задачи производственных практик

Основная цель первой производственной практики – изучение видов деятельности туристского предприятия, его структуры; получение студентами практических знаний о профессиональных функциях и должностных обязанностях менеджеров, а также закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения в вузе.

В ходе первой производственной практики решаются следующие задачи:

- углубление и закрепление знаний по дисциплинам профессионального цикла;

- формирование у студентов общего представления об управленческой деятельности;

- знакомство с основными направлениями деятельности туристского предприятия по месту прохождения практики;

- ознакомление со структурой туристского предприятия и его структурными подразделениями;

- ознакомление с должностными обязанностями менеджеров по занимаемым должностям;

- развитие умения увязывать полученные теоретические знания с реальными условиями деятельности конкретного туристского предприятия;

- приобретение необходимых практических знаний и навыков по выполнению элементов плановой, организационной, мотивирующей и контролирующей работы на туристском предприятии;

- сбор фактических данных о деятельности туристского предприятия для написания отчета по практике.

Основная цель второй производственной практики – закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин экономического профиля, а также получение навыков и знаний о деятельности современного предприятия отрасли и о роли экономиста-менеджера в управлении предприятием.

В ходе второй производственной практики решаются следующие задачи:

- углубление и закрепление знаний по специальным дисциплинам;

- изучение теоретических основ и закономерностей функционирования рыночной экономики, включая переходные процессы;

- изучение и анализ маркетинговой деятельности предприятия;

- анализ основных экономических показателей деятельности предприятия;

- изучение законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих производственно-хозяйственную, а также финансово-экономическую деятельность предприятия, используемую систему бухгалтерского учета;

- приобретение необходимых практических знаний и навыков по выполнению элементов аналитической, экономической и предпринимательской деятельности;

- сбор фактических данных о деятельности туристского предприятия для написания отчета по практике.

Компетенции, формируемые у бакалавра в период прохождения производственных практик:

- умение анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);

- владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);

- умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);

- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

- стремление к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

- понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18);

- способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);

- способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);

- способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

- способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

- способность использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала (ПК-11);

- знание современных концепций организации операционной деятельности и готовность к их применению (ПК-22);

- знание современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23);

- способность к экономическому образу мышления (ПК-26);

- способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);

- способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);

- знание экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способность проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);

- владение методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);

- умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);

- умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37);

- владение навыками составления финансовой отчетности и осознание влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации (ПК-39);

- способность анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40);

- способность оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способность принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41);

- владение техниками финансового планирования и прогнозирования (ПК-45);

- способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47);

- способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49);

- способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).

По итогам практики производится проверка и оценка уровня сформированности указанных компетенций в форме защиты подготовленного отчета по практике.

 

Содержание задания и распределение времени прохождения практик

Учебная практика состоит из трех этапов.

На первом этапе происходит сбор информации об индустрии и инфраструктуре туристского бизнеса в Красноярском крае посредством знакомства с объектами туристского интереса, участия в походах и экскурсиях.

На втором этапе происходит знакомство с выставочной деятельностью в туризме путем посещения международной туристской выставки «Енисей» (г. Красноярск).

На третьем этапе студент анализирует информацию относительно предприятий индустрии туризма региона с точки зрения предлагаемых туристско-экскурсионных услуг и оформляет результаты, полученные за период практики, в виде итогового отчета, требования к которому отражены в п. 3.2.

Студентом выполняется индивидуальное задание по учебной практике, которое определяется и конкретизируется руководителем практики от института совместно со студентом.

Индивидуальное задание предусматривает более глубокое изучение студентом той или иной стороны деятельности туристского предприятия. В нем отражаются личные цели, достигнутые студентом за период учебной практики. Содержание задания зависит от:

- уровня теоретической подготовки студента и объема компетенций, сформированных к моменту проведения практики;

- доступности и практической возможности сбора исходной информации;

- конкретных условий и возможностей туристской индустрии.

Первая производственная практика состоит из нескольких этапов.

На первом этапе практики происходит знакомство с местом прохождения практики с целью изучения системы управления, масштабов и организационно-правовой формы предприятия, а также основного продукта, предлагаемого предприятием на рынок.

На втором этапе практики происходит анализ квалификационного потенциала предприятия, состав и содержание функций, выполняемых менеджерами данного предприятия; а также выявляется механизм взаимодействия сотрудников в организации.

На третьем этапе студенты оформляют результаты практики, основываясь на фактических данных о деятельности предприятия.

Вторая производственная практика также состоит из нескольких этапов.

На первом этапе практики происходит знакомство с местом прохождения практики с целью изучения системы управления, масштабов и организационно-правовой формы предприятия, а также основного продукта, предлагаемого предприятием на рынок.

На втором этапе практики происходит анализ квалификационного потенциала предприятия, состав и содержание функций, выполняемых менеджерами данного предприятия; а также выявляется механизм взаимодействия сотрудников в организации.

На третьем этапе проводится анализ маркетинговой деятельности предприятия (внешней среды, системы маркетинговой информации, организации работы по стимулированию продаж), а также анализ финансово-экономической деятельности предприятия, учитывающий систему бухгалтерского учета на предприятии.

На четвертом этапе студенты выполняют индивидуальное задание, выдаваемое руководителем практики от института. В отчете данный этап может быть отражен в виде описания личных функциональных обязанностей, реализуемых студентом на рабочем месте, и практических результатов, достигнутых в процессе практики.

На пятом этапе студенты оформляют результаты практики, основываясь на фактических данных о деятельности предприятия.

По первой и второй производственным практикам студентом выполняется индивидуальное задание, которое определяется и конкретизируется руководителем практики от института совместно со студентом.

Индивидуальное задание предусматривает более глубокое изучение студентом той или иной стороны деятельности туристского предприятия. В нем отражается личный опыт студента, приобретенные им за период учебной практики знания и умения. Содержание задания зависит от:

- уровня теоретической подготовки студента и объема компетенций, сформированных к моменту проведения практики;

- доступности и практической возможности сбора исходной информации;

- потребностей организации, выступающей в качестве базы практики бакалавра;

- конкретных условий и возможностей туристской индустрии.

При прохождении производственных практик студенты должны собрать, изучить и проанализировать статистическую и финансово-экономическую отчётность о деятельности конкретной туристской или сервисной фирмы, ознакомиться с её организационной структурой управления, изучить положения о функциональных подразделениях системы менеджмента организации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...