Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Теоретические основы изучения народного декоративно-прикладного искусства




Тема 1. Народное искусство: понятие, функции, генезис, видовые особенности. Понятие «народное искусство» в отечественной историографии, вклад в его разработку В. В. Стасова, И. Э. Грабаря, В. С. Воронова.Народное искусство как объект изучения этнологии, искусствоведения, фольклористики. Отражение в произведениях народного искусства процессов адаптации этноса к условиям окружающей среды и системы этнического мировоззрения, сублимация знаний об окружающей среде и природных силах в мотивах и формах народного искусства. Связь развития декоративно-прикладного искусства с основными видами хозяйственной деятельности. Характеристика внешних (природная среда, контакты между этносами и их взаимовлияние, социально-экономические факторы, влияющие на эволюцию быта) и внутренних связей народного искусства (материальная и духовная культуры этноса). Приоритетность народного искусства в понимании той или иной региональной культуры. Источниковая база изучения народного декоративно-прикладного искусства. Основные монографии, справочные издания, каталоги выставок и учебные пособия по курсу. Проблемно-типологический подход к структурированию курса.

Особенности формообразования в народном искусстве.

Понятие синкретичности народного искусства. Синкретичность и коллективность в системе других отличительных особенностей народного декоративно-прикладного искусства (целостность, традиционность, эстетика ручного труда, ансамблевое единство).

Функции народного декоративно-прикладного искусства: информационная, коммуникативная, практическая (бытовая, утилитарная), риткальная (обрядовая, мифологическая), художественно-эстетическая, воспитательно-образовательная, культуроформирующая, художественно-творческая.

Генезис народного декоративно-прикладного искусства. Характеристика основных стадий как результата переплетения в народном искусстве хронологических и региональных пластов (в случае освоения новых территорий): слой тотемистических верований, мифологических представлений, господства мировых религий.

Видовая структура народного искусства (по материалу и функциональному назначению).Основные типы русской народной художественной культуры (зональный, региональный, локальный). Образно-сюжетные и идейно-смысловые особенности народного декоративно-прикладного искусства русских. Основные формы функционирования народного искусства в зависимости от статуса носителя - крестьянское домашнее производство (работа «для себя»), крестьянский кустарный промысел (работа для заказчика), сельское или городское мелкотоварное ремесло, городской посадский промысел (работа на рынок), цеховое ремесло или производство (объединение в артели), частная фабрика или завод, монастырское ремесло (обслуживание внутренних потребностей и рынка). Формы функционирования народного искусства в зависимости от сферы бытования - бытовое народное декоративно-прикладное творчество, связанное с жизнью демократических сословий; официальное декоративно-прикладное творчество, обслуживавшее сословную верхушку и потребности церкви, но сохранявшее исходную традицию. Дифференциация ремесел по гендерному признаку.

Народное искусство и современность. Пути адаптации народного искусства к современным условиям жизни.

 

Тема 2. Основные этапы развития русского народного декоративно-прикладного искусства. Особенности формирования русского этноса и их влияние на становление единого художественного стиля декоративно-прикладного искусства и различных творческих школ. Жреческое славянское язычество и система его культов как источник формирования образно-символической системы русского искусства. Ассимиляция восточнославянских племен докиевского периода, взаимопроникновение культур Востока и Запада, социальных верхов и низов. Появление ремесленных поселений – будущих городов. Христианизация Руси и формирование феномена народного православия в Древней Руси.Широкое распространение солярных форм, особенности древнеславянской орнаментики. Развитие языческого декора под влиянием византийской культуры.

Образование централизованного московского государства и подъем в развитии декоративно-прикладного искусства.

Развитие литья в раннехристианский период. Ювелирные изделия периода домонгольской Руси, сочетание в них языческих символов и христианских изображений, византийских сюжетов с древневосточными. Развитие искусства бытовой резьбы и росписи по дереву.

Становление форм городского ремесла (новгородские златокузнецы), развитие торговли и ярмарочных центров, переход к работе на рынок, формирование промыслов.

Русское народное декоративно-прикладное искусство в XVIII в. Влияние преобразований Петра I и становления абсолютизма на развитие декоративно-прикладного искусства. Приобщение к опыту мировой культуры, влияние европейской традиции профессионального искусства на развитие элитарного искусства в России. Автономизация народного искусства от «господского» как результат сословной политики государства. Крестьянство как хранитель исконных традиций. Влияние на развитие народного искусства церкви и светской культуры. Дальнейшее развитие основных видов ручного труда – деревянной бытовой резьбы и круглой скульптуры, кузнечного и гончарного дела, ткачества и декорирования тканей, кружевоплетения. Причины формирования и специфика локальных традиций. Формирование кустарных производств и ремесленных центров. Развитие железоделательной и медеплавильной промышленности и центров чугунного и бронзового литья, росписи по металлу. Значение уральской школы.

Русское народное декоративно-прикладное искусство в первой половине XIX в.Политические реформы первого периода правления Александра I и подъем национального самосознания как основные предпосылки развития культуры России. Формирование интереса к народному искусству в среде образованного дворянства.

Развитие монументально-декоративной, бытовой резьбы по дереву и мелкой пластики. Миниатюрная лаковая живопись (Лукутинская фабрика). Ручное ткачество и ковроткачество. Крестьянская вышивка, золотное монастырское шитье. Угасание гончарного промысла в связи с развитием керамических производств. Керамика Гжели и Скопина. Глиняная народная игрушка.

Русское народное декоративно-прикладное искусство во второй половине XIX - начале XX в. Социально-экономические изменения (рост капиталистического производства, разрушение натурального хозяйства, «раскрестьянивание» крестьянства) как предпосылки вытеснения и упадка многих форм народного декоративно-прикладного искусства. Широкая промысловая деятельность и расцвет центров, которые не конкурировали с фабричной продукцией (хохломская роспись, резьба по кости, курское ковроткачество, жостовское подносное производство). Специализация промыслов, массовое производство товаров на рынок. Вытеснение утилитарной функции в предметах декоративно-прикладного искусства функцией эстетизации быта. Влияние профессионального искусства.

География промыслов. Различия в развитии декоративно-прикладного искусства, ориентированного на потребности города и деревни. Преобладание производств, связанных с обработкой дешевых и доступных материалов – дерева, бересты, глины, льна, шерсти. Развитие элитарных промыслов, связанных с обработкой серебра, мамонтовой кости, стекла, фарфора. Исчезновение к началу XXв. бронного ремесла, набойки, бранного ткачества. Динамика изобразительных мотивов. Широкое распространение бытовых сюжетов, сцен из жизни мещанства.

Организация целенаправленного обучения мастерству в специальных учебных заведениях. Создание Кустарного музея в Москве (1885) и Музея этнографии в Санкт-Петербрге, значение их деятельности по сохранению и развитию художественных промыслов. Формирование коллекции русского народного искусства в Русском музее, первая выставка русского искусства в Санкт-Петербурге.

Развитие частного коллекционирования предметов современного народного быта и творчества в конце XIX – начале XX в. Коллекционерская деятельность М. К. Тенишевой и С. И. Мамонтова. Музей русского народного искусства Е. Г. Мамонтовой. Значение деятельности ремесленных мастерских в Талашкино и Абрамцево.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...