Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Основы художественной обработки материалов




Тема 3. Художественная обработка металла в народном искусстве России Притуловский П., Красулина Жанна

История литья в народном искусстве России. Особенности технологического процесса, основные виды изделий. Развитие меднолитейных мастерских на русском Севере (медная посуда, колокольчики, гребни, бляхи коновалов, предметы культа – иконы, кресты, складни, удовлетворявшие потребности раскольников). Центры старообрядческого медного литья в Москве, Подмосковье, в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири. Основные мотивы орнаментального декора. Профессиональная основа развития художественной промышленности в сфере металлургии на Урале (XVIII – XIXв.).

История кузнечного дела в России. Особенности технологического процесса, оборудование, инструменты и материалы. Ассортимент изделий, их применение в архитектуре и в быту. Древние центры кузнечного ремесла – Великий Устюг и Ярославль. Просечной металл. Искусство декорирования сундуков. Влияние профессионального искусства на развитие художественной ковки (с конца XVIII в.). Использование кованого металла при создании архитектурных ансамблей эпохи классицизма и последующих периодов.

Искусство русской скани (филиграни) в творчестве золотых и серебряных дел мастеров. Ассортимент сканых изделий. Применение зерни. Основные мотивы декора. Своеобразие изделий серебряников Великого Новгорода (XIV – XVI в.). Особенности московской скани. Сканые изделия северных русских городов, Красносельского и Мстерского промыслов.

Искусство русской эмали. Эмальерное искусство в домонгольской Руси. Значение новгородской школы для развития общенациональной стилистики. Технология выемчатой эмали, ее традиционное сочетание с сканой техникой, особенности техники финифти (расписной эмали).

Дипломатические отношения и обмен дарами как предпосылка развития ювелирного дела и взаимовлияния культур. Деятельность кремлевских мастерских золотого и серебряного дела, сохранение национальных традиций несмотря на широкое привлечение иностранных ювелиров Специализация мастеров (знаменщики, чеканщики, сканщики). Контроль церкви за иконографией изображений. Влияние традиций мусульманского Востока (XVIIв.). Широкое применение расписной эмали в иконописи. Влияние мотивов книжной миниатюры на ювелирное дело и распространение образов барокко в орнаментации скано-финифтяных изделий. Основные центры художественной обработки металла и особенности их эмалевых и скано-финифтяных изделий (Сольвычегодск, Вологда, Вятка, Великий Устюг), обусловленные потребностями заказчиков. Развитие в эмалевой миниатюре жанровой живописи и портрета. Формирование петербургского эмальерного художественного центра (нач. XVIIIв.), связь его деятельности со станковыми видами искусства. Ростовско-ярославская школа финифти.

Влияние традиций русской эмали на развитие неорусского стиля в профессиональном творчестве ювелиров России.

История серебряного дела России. Основные свойства и области применения серебра. Значение изделий из драгоценных металлов в атрибутике церковного культа. Формирование московского (XIV – XV в.), новгородского и псковского (XVI в.) ювелирного дела. Основные ювелирные техники - чеканка, литье, чернение, гравирование, насечка. Развитие великоустюжского черненого серебра в форме городского ремесла.

 

Тема 4. История гончарного искусства и керамических промыслов Корнеев П., Гильфанова А.

Керамика древних эпох и цивилизаций. Южноуральская археологическая керамика в контексте основных тенденций развития гончарного искусства. Основные технологии изготовления изделий из глины. Типы и принцип действия гончарного круга, приемы работы с материалом.

Формирование гончарных ремесленных центров в России вXII - XVI в. (Гончарный конец в Новгороде, Гончарная слобода в Москве, Горшечные ряды в др. городах). Производство бытовой посуды, изразцов. Становление керамических промыслов (начало XVIIIв.). Своеобразие скопинской, гжельской керамики. Способы декорирования изделий (глазурованный полив, ангобы, рельефное скульптурное изображение по поверхности изделия). Развитие керамических промыслов от фаянса и майолики к полуфаянсу и фарфору.

Керамические производства и гончарные мастерские на Южном и Среднем Урале.

Искусство глиняной игрушки. История становления и образно-стилистическая специфика дымковской, каргопольской, филимоновской игрушки.

 

Тема 5. Художественная обработка дерева и других растительных материалов Бычкова А., Исмагомбетова А.

Распространенность материала на территории России. Основные породы дерева, инструменты. Массовый характер домашнего производства предметов обихода, сельскохозяйственного инвентаря, транспортных средств, традиционных женских орудий труда, инструментов для мужских занятий, обрядового инвентаря, архитектурной домовой резьбы. Характеристика типов резьбы: геометрическая (трехгранно-выемчатая, скобчатая или ногтевая, плоскорельефная) и скульптурная (объемная). Значение солярной символики для формообразования предметов. Основные орнаментальные мотивы. Прялка: анализ семантики формы и декора предмета.

Основные промысловые центры художественной обработки дерева: богородская, абрамцевско-кудринская (хотьковская) резьба. Развитие старейших школ росписи по дереву: северодвинской, мезенской, новгородской. Формирование центров росписи по дереву в конце XVIII – начале XIX в. Нижегородской губернии (Городец и Хохлома) и на Урале (Нижний Тагил и его окрестности).

Деревянная резная и токарная игрушка.

Ремесла, связанные с изготовлением изделий из бересты, лыка и луба. Берестяные изделия Архангельской, Вологодской, Вятской губерний. Шемогодская прорезная береста. Бурачный промысел на Урале, технология изделий из пластовой бересты. Плетение изделий из берестяных лент.

Основные виды лубяных изделий и изделий из лыка. Лапотное ремесло, особенности заготовки материала. Плетение из ивового прута.

Особенности ландшафта как предпосылка развития деревообрабатывающих ремесел на Южном Урале. Традиционная архитектура Челябинской области. Использование резьбы по дереву во внешнем декоре жилища. Основные мотивы орнамента глухой и пропильной резьбы, варианты сочетания резьбы разных типов.

История создания и характеристика коллекции Нижнесинячихинского государственного музея народного искусства и деревянного зодчества.

 

Тема 6. Народный текстиль

Ручное ткачество. Краснов Значение ручного ткачества в производстве тканей в крестьянском быту. Основной принцип ткачества – переплетение нитей основы и утка. Тканье на дощечках и на берде. Основные этапы развития ткацкого станка.

Сырье для ручного ткачества – волокна растительного и животного происхождения: лен, конопля, крапива, овечья шерсть. Основные этапы обработки льна.

Основные виды узорного ткачества: закладное, браное, выборное, переборное, ажурное, многоремизное. Орнаментальные мотивы бранного ткачества, особенности их локализации.

Особенности тканей, применяемых для изготовления основных видов изделий: портов и рубах, сарафанов, юбок и понев, скатертей, настольников, полотенец, налавочников, насундучников,половиков.

Декорирование крашеных тканей способом ручной набойки. Развитие набойно-красильного промысла.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...