Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инфляция в экономике Республики Беларусь. Антиинфляционная политика.




В условиях перехода к рыночным отношениям обычно проявляются структурные кризисы, в Республике Беларусь структурный кризис порождён переходом от командно-административной системы к рыночным отношениям. Произошли существенные изменения в области собственности: кроме государственной собственности появились различные другие формы собственности. Стали образовываться местные рынки, и на некоторые виды продукции отсутствует государственное ценообразование, т.е. «конкурентная среда» белорусской экономики вынуждает приспосабливаться либо регулировать рыночные отношения. Необходимы постепенные реформы, т.к. белорусская экономика оказалась неподготовленной к рыночной среде, что и породило инфляцию в таких гигантских размерах и безработицу в меньших размерах, но в связи с рядом факторов не менее пагубно влияющую на наш уровень жизни, благосостояние население и т.д. Многие экономисты утверждают, что в Республике Беларусь цикличность отсутствует как таковая. Ранее рассмотренная зависимость Филлипса инфляции и безработицы в Беларуси не действует (как и многие мировые экономические теории), у нас одновременно растёт и инфляция, и безработица.

Белорусская экономика длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась высоким уровнем монополизации и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. Наряду со структурными особенностями экономики Беларуси постсоветского периода, в качестве причин инфляции в нашей стране можно назвать:

1. кризис в сфере производства, обусловленный его технической отсталостью, дефицитами, хроническими неплатежами;

2. либерализацию цен в условиях высокого монополизма, замедляющего структурную перестройку;

3. слабую вовлеченность белорусских производителей в мировое разделение труда, обусловленную неконкурентоспособностью отечественной продукции;

4. рост цен на сырье и энергоносители.

Сочетание перечисленных факторов привело к тому, что отечественные товаропроизводители повышают цены на продукцию в соответствии с мировым уровнем, мало считаясь с падением спроса, компенсируя его уменьшением объемов производства.

С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. Она будет эффективна лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.

Во всем мире на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного регулирования как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика). Для успешной реализации долгосрочной стратегии необходимо правительство, пользующееся доверием большинства граждан и твердо придерживающееся курса на подавление инфляции. Большое значение для обуздания инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы не инфляционную линию поведения, а, осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения.

Долгосрочное антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться мерами по решению стратегической задачи — уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны дополняться методами краткосрочной антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос без уменьшения предложения.

Для наращивания объема предложения применяется такой метод, как льготное налогообложение предприятий, повышающих уровень товарности национальной экономики, особенно в тех ее секторах, где формируются рыночные отношения, например информационное производство, охваченное товарными отношениями только на 30%. Средствами антиинфляционной тактики могут быть импорт потребительских товаров и реализация части государственных резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности.

Цель краткосрочного регулирования текущего спроса состоит в увеличении объема сбережений и уменьшении уровня их ликвидности. Это можно осуществить, например, путем повышения процентов по срочным вкладам, временного замораживания вкладов до востребования, широкого распространения акционерной формы собственности. В любом случае меры краткосрочного регулирования, предпринимаемые правительством, должны сочетаться с долгосрочной антиинфляционной стратегией, направленной на установление равновесия денежного и товарного рынков.

За очень скромное увеличение объема производства и занятости эко-номика платит высокую цену в виде инфляции.

Наши экономисты считают, что в нашем случае оптимальным будет симбиоз подходов, в частности, в самое ближайшее время надо:

1. изменить распределение собственности;

2. государство должно начать выдавать кредиты для развития производства;

3. субсидировать начинающего производителя;

4. привлечь инвесторов новыми проектами развития экономики в целом;

5. прекратить эмиссию;

6. отказаться от политики «дешёвых» денег.

 

 

51. Социальная политика РБ и направления её развития.

Образование-крупнейшая отрасль комплекса которая

рассматривается как система организаций и учреждений,осуществляющих образовавательную деятельность.Гос.политика РБ в сфере образования основывается на принципах приоритетности образования, обязательности общего базового образования, осуществления перехода к обязательному общему образованию и т.д.Основное образование включает:

-дошкольное образование,которое явл.первой ступенью целостной системы образования(формирует умение и навыки для формирования ориентации и одекватных действий в познаваемом ребенком мире;выявление и развитие индивидуальных способностей,формирование личности и т.д.)

-общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности,подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе.Включает:начальное ообразование-является обязательной ступенью и условием для обучения в базовом учебно-воспитательном учреждении;базовое;полное среднее.

-професионально техническое образование осуществляет подготовку молодёжи к профессиональной деятельности в соответствии с призвнием и способностями.

-среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности,получение специальной теоретической и практической подготовки,решает задачи обеспечения отраслей национальной экономики страны квалифицированными специалистами среднего звена.

-высшее образование призваное обеспечить наиболее полное развитие способностей и интеллетуально-творческого потенциала личности с целью удовлетворения потребностей общества и государства в специалистах высокой квалификации.

Здравоохранение представляет собой систему гос.,общественных и медицинских мероприятий,направленных на сохранение и укрепления здоровья людей,профилактику и лечение заболеваний.Развитие здравоохранения ориентировано на обеспечение надлежащего состояния окружающей среды,в которой живёт человек;создание блогоприятных условий труда,быта и отдыха для его активного долголетия;своевременного оказания полноценной мед. помощи больным,предупреждение возникновения и распространения болезней среди населения.

Осн. Направления гос.политики в области охраны здоровья населения:создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;профилактическая направленность здравоохранения;приоритетное мед.обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей.

Анализ функционирования здравоохранения как отрасли нац. экономики проводится по следующим структурным подразделениям:лечебно-профилактическая помощь;здоровья матери и ребёнка; медицинская наука и образовние;медицинская экспертиза;санитарно-эпидемиологическая служба;лекарственное обеспечение населения.С целью повышения эффективности функционирования системы здравоохранения правительством страны и Министерством здравоохранения разработана Концепция развития здравоохранения РБ на 2003-2007г.

Физическая культура и спорт относятся к числу важных факторов повышения долголетия,продления жизни населения,активного отдыха.Физическая культура определяется как часть общей культуры общества,одна из сфер социальной деятельноси,направленная на укрепление здоровья,развитие физических способностей человека. Основными показателя состояния физической культуры является: уровень здоровья и физического развития людей;степень использования физических упражнений в сфере воспитания и образования,в производстве и быту. Физкультурно-массовая и спортивная работа в стране развивается на основе Закона РБ «О физической культуре и спорте».Руководство этой деятельностью осуществляет Министерство спорта и туризма. В области туризма сохраняется тенденция преобладания выездного туризма над въездным.Для дальнейшего эффективного развития туризма в РБ необходимо формирование привлекательного туристского имиджа,дальнейшая интеграция и вхождение страны в международные туристские системы и рынки.

Социальное обслуживание -деятельность государства,юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки,предоставлению мед.,психолого-педагогичсеких,правовых услуг,материальной помощи,созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей,находящихся в трудной жизненной ситуации.Оно основывается на принципах адресности,гуманизма,социальной справедливости,социального равенства и т.д. различные виды соц.обслуживания можно раздлить на 3 большие группы:

-социальный уход –деятельность,направленная на удовлетворение повседневных потребностей,связанных с воспроизводством жизнедеятельности людей;

-социальная реабилитация включает экстренную психотерапевтиескую помощь,психологические консультации и т.д.

-социальный приют-это организация проживания,воспитания,содержания и обеспечения всем необходимым детей-сирот,безнадзорных детей,а также предоставление помещений для длительного или кратковременного пребывания людям,не имеющим крова.

Цели соц.обслуживания:оказание содействия гражданам в приодолении трудных жизненных ситуаций,которые они не в состоянии разрешить при помощи собственных средств и имеющихся возможностей;прогнозирование и предупрежедние возникающих трудных жизненных ситуаций;ция собственных усилий граждан и семей,создание условий для самостоятельного решения возникающих проблем. Основу современной системы социального обслуживания составляют формирующиеся территориальные центры социального обслуживания населения,главная цель которого обслуживание на дому пожилых людей и инвалидов. Приоритетным направлением дальнейшего развития системы социального обслуживания является удовлетворение специфических потребностей наиболее уязвимых слоёв населения: инвалидов, пожилых людей и т.д.

 

52 Пок-ли характеризующие уровень и качество жизни народа.

Уровень и качество жизни населения – историческая категория, отражающая на каждом отрезке времени обеспеченность граждан материальными и духовными благами. Качество жизни населения включает 4 блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, соц. безопасность, качество окружающей среды.

Блок 1 включает демографические, воспроизводственные показатели, способность образовывать семьи, уровни образованности и проф. квалификации.

Блок 2 охватывает как качественные так и количественные характеристики. В первую группу входят пок. состояния здоровья, качества питания, качества жилья. Во вторую группу входят характеристики реальных доходов и расходов населения, экономической активности, обеспеченности населения услугами здравоохранения, образования, культуры и искусства, обеспеченность населения жильем, соц. обеспечение.

Блок 3 включает хар-ки уровня физической и имущественной безопасности, качества морально-политического здоровья общества и гос-ва.

Блок 4 охватывает пок-ли антропогенного воздействия на воздушный и водный бассейны, состояние почв и лесов

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...