Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

12.  Отечественная этнология в 20 - нач21в.: достижения, кардинальные проблемы и противоречия




12.  Отечественная этнология в 20 - нач21в.: достижения, кардинальные проблемы и противоречия

Основные тенденции в развитии постсоветской этнологии 90‑ е годы XX века — начало XXI в

Изменение общественно-политического контекста во второй половине 80‑ х гг. открыло возможность критики советского «тоталитарного наследия» в этнографии, которая в своих радикальных проявлениях отчасти перерастала в отрицание вековых конструктивных традиций науки. Произошел отход не только от марксистского монизма, но и (в трудах отдельных авторов) разрыв с позитивной наукой как таковой, фактический отказ от концепта научной истины.

Некоторые российские этнологи испытали влияние постмодернизма с его неумеренным критическим пафосом и безудержным релятивизмом. Результаты этого влияния неоднозначны. С одной стороны, произошло избавление от методологического диктата «единственно верного метода». Но с другой стороны, радикальной ревизии подверглись социальные функции науки. Советская этнография хотя бы номинально основывалась на идеях служения прогрессу общества, освобождения человечества и укрепления «первого в мире государства рабочих и крестьян». Эти ценности подверглись уничтожающей критике, что со всей остротой и определенностью поставило вопрос о новом оправдании научного знания. В новую эпоху получение знания — как и поиск объективной научной истины — перестало быть самоцелью. Существование научного знания стало оправдываться возможностью его продажи; все, что не могло быть реализовано, становилось ненужным.

Основным научным центром этнологии в наше время остается Институт этнологии и антропологии РАН. Размывание предметно-тематического поля этнологии привело к некоторому сужению научной проблематики: значительно уменьшились масштабы экспедиционных исследований по традиционной этнографии и этнологии народов мира. Тем не менее традиции научной (классической) этнологии живут и в современную эпоху. Общетеоретические труды С. А. Арутюнова и Ю. И. Семенова, этнополитологические исследования В. А. Тишкова и С. В. Чешко, этнолингвистические работы М. Н. Губогло, этнологические ретроспекции Б. А. Калоева и немало других научных произведений новейшего времени говорят о существенном потенциале отечественной этнологии.

В силу традиционного консерватизма университетского образования новейшие тенденции в меньшей степени затронули систему подготовки кадров. Некоторая автономность кафедры этнологии исторического факультета МГУ обеспечила относительную беcкризисность развития университетской науки (с 1986 по 2006 г. кафедрой руководил проф. В. В. Пименов).

Рост межэтнической напряженности, вылившийся в череду конфликтов и войн на территории бывшего СССР, обусловил возрастание преподавания специальных дисциплин (этносоциологии, этнического конфликтоведения и др. ). Разнообразие спецкурсов, семинаров и других форм обучения способствует росту интереса студентов к этнологической и этнополитической проблематике.

Подготовка этнологов в России осуществляется также на кафедрах С. ‑ Петербургского, Казанского, Омского, Томского, Новосибирского и других университетов.

В конце XX в. отечественная этнология была поставлена перед необходимостью адаптации к кардинально изменившемуся общественно-политическому и экономическому контексту. Этнологи продолжают работать над сохранением и усилением научной направленности своей деятельности, над тем, чтобы этнология служила фундаментальным интересам общества — конструктивному сотрудничеству между народами.

13.    Эволюционистское направление в этнологии и его виднейшие представители

Наука этнология складывается только во 2 половине XIX века, но, не смотря на это, этнологические знания накапливались с древнейших времен. В это время во всех областях науки преобладал эволюционизм – и этнология не стала исключением.

 

Основные принципы эволюционистской школы:

1) развитие человека и культуры – некое поступательное движение

2) концепция единого развития человеческого общества и культуры

3) Но: есть разные стадии человеческого развития. В силу этого причины отсталости кроются не более чем в задержке дописьменных народов в своем развитии. Следовательно, считалось, что историю разных социальных институтов можно проследить на примере какого-нибудь более отсталого племени.

 

Представители эволюционистской школы:

Edward Taylor, L. G. Morgan, A. Bastian, Mc. Lennon, J. Frazer, Миклухо-Маклай.

Так, Taylor изучал « пережитки »; считал, что, изучая архаические явления сохраняющиеся на последующих стадиях развития, можно выяснить происхождения того или иного явления (напр. в общественной жизни).

Bastian разработал концепцию «элементарных» и «народных» идей. Первым поставил вопрос о роли этнических факторов, о значении связи этнологии с историей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...