Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

14. Диффузионистское направление в этнологии и его виднейшие представители




14.    Диффузионистское направление в этнологии и его виднейшие представители

В основе этого направления лежит представление о культурной диффузии как основы изменения культуры. Это механистическая концепция, которая обозначала миграцию вещёй и идей как основу «исторического» развития.

 

В трудах Фридриха Ратцеля была впервые обоснована связь истории и культуры с окружающей средой. По логике диффузионистов элементы культуры возникают один раз в одном месте, а дальше только заимствуются.

 

Направления диффузионизма:

1) культурная морфология Лео Фробениуса

2) культурные круги Фридриха Гребнера

3) культурно-историческая школа Вильгельма Шмидта

 

Основные положения:

а) все разнообразие культуры связано с пространственными перемещёниями и заимствованиями

б) считали, что для человеческого общества исконно были характерны монотеизм и моногамия (культурно-историческая католическая школа В. Шмидта).

15.    Структурно-функционалистское направление в этнологии и его виднейшие представители

Функционализм.

Теоретические основы этой школы были сформулированы Рихардом Турнвальдоми Брониславом Малиновским. В GER это направление не имело широкого успеха, ну а в UK стало чуть ли не господствующим.

 

Ключевое слово – функция. Любой элемент культуры надо изучать с точки зрения его функциональности. Функциональная необходимость того или иного явления вызывает его появление.

Так, Малиновскийрезко критиковал Тайлора и его теорию пережитков. Он считал, что при переходе на новую стадию развития культурный элемент приобретает новую функцию.

 

Структурализм.

– структура элементов, как целостность

– основной элемент – социальная структура, которая изучается на основе выделения взаимосвязей между различными элементами культуры

 

Так, в UK структурализм связан с именем Эванса Причерда, выдвинувшего теорию структурного производства. Во FR структуралистское направление было представлено в основном структурной лингвистикой Де Соссюра.

 

Под социальной структурой они часто понимали конкретную этническую общность.

16.    Этнографическая деятельность Н. Н. Миклухо-Маклая

(1846-1888)

 

1. 1871-1874 – Новая Гвинея и Папуа-Кавиай. Его именем назван С-В берег Новой Гвинеи. Побывал и на Ю-З берегу. Затем – Малаккский полуостров. Западная Микронезия. Плавал с торговыми судами.

2. 1875-1877 – острова Океании. Назад в Гвинею.

3. 1879-1881 – Австралия. Меланезия.

4. За это время был несколько раз в Европе и России. Не прекращал планировать новые экспедиции и писать статьи, отчеты, доклады.

5. Метод. Комплексный подход. Собирал наблюдения на самые разные темы, сводил их в систему. Никаких личных впечатлений и показаний туземцев – только то, что видел своими глазами. Умел находить необычные и оригинальные решения. Все пробовал на себе. Главная особенность метода Маклая – взгляд изнутри. Хотя даже при этом методе нельзя исключить влияния исследователя на исследуемую среду.

6. Цель – развенчание стереотипов и подлинное изучение народов. Все это – на фоне активной колонизации, так что еще одна цель: доказать, что папуасы – не низшая раса, и прекратить их истребление, эксплуатацию.

7. С этим связана утопия Маклая – Папуасский союз, который он попытался создать под своим руководством с целью сплотить папуасов перед неизбежным европейским вторжением, законсервировать этнос. Ненаучный шаг: пытался предотвратить межплеменные конфликты. Вообще прославился как борец за права папуасов перед лицом колонизаторов. Иногда специально публиковал свои доклады с опозданием, чтобы они не могли принести колонизаторам пользы.

8. Оказалось, что контакт с европейцами для папуасов всегда гибелен. Нарушается первородный баланс. Эксплуатация. Неравноценный обмен. Рабство. Истребление. Падение нравов.

9. Во время второй экспедиции Маклай оказался в вынужденной изоляции, без еды, патронов, спичек, сахара, медикаментов Но – не терял хорошего настроения, полностью окунулся в объект своего изучения, «взглянул изнутри».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...