Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек, индивид, личность, индивидуальность




МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

ОБРАЗ И ЛОГИКА

В ИЗЛОЖЕНИИ КУРСА

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ, СИСТЕМЫ

И ТЕХНОЛОГИИ»

(ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ)

 
 

 

МАГНИТОГОРСК – 2000


 

Образ и логика в изложении курса «Педагогические теории, системы и технологии»: Пособие для студентов педвузов / В.А. Беликов – Магнитогорск: МаГУ, 2000. – 67 с.

 

 

Настоящее пособие составлено с учетом содержания базового компонента курса «Педагогические теории, системы и технологии».

Приведенные в пособии рекомендации могут быть исключительно полезны как для студентов очного отделения всех факультетов, так и сту­дентов заочных отделений педагогических институтов.

Кроме того, пособие может быть использовано преподавателями педагогики, психологии и других дисциплин педвузов при подготовке учебных занятий, а также для приготовления плакатов, кодограмм, компьютерных материалов.

 

Составитель - доктор педагогических наук,

профессор В.А. Беликов

 

Рецензент - доктор педагогических наук,

профессор В.П. Ушачев

 

© кафедра педагогики Магнитогорского государственного университета;

профессор В.А. Беликов

Педагогика в наши дни является одним из самых популярных, наряду с по­литикой и экономикой, предмет для обсуждений и споров. Так же как в политике и экономике, в педагогике каждый человек считает себя боль­шим специалистом. А между тем, для многих людей все основные вопросы педагогики, ее проблемы и достижения остаются неизвестными.

К сожалению, основное содержание педагогики как НАУКИ неиз­вестно (а чаще просто забыто) учителям, воспитателям, а также студентам педвузов после сдачи ими экзамена по этому предмету.

Между тем, всякая деятельность человека, в том числе и педагоги­ческая, представляет собой единство ТЕОРИИ и ПРАКТИКИ. Владение пе­дагогической теорией необходимо для выполнения без ошибок практиче­ских образовательных действий.

Напомнить студентам, учителям, воспитателям основы педагогиче­ской теории и ставит своей целью наша работа.

Исходным мотивом ее написания послужила необходимость чтения обзорных лекций по педагогике для выпускников Магнитогорского университета, когда всего за несколько часов необходимо изложить огромный по объему и сложный по содержанию материал. При чтении лекций было отмечено, что в памяти выпускников педагогическая теория остается небольшими, раз­розненными кусками, не имеющими никакого практического значения.

Показать целостность педагогики как науки, ее логику, рассмотреть основные вопросы с помощью граф-схем и таблиц, играющих роль опор­ных сигналов, являлось нашей главной задачей при написании работы. Применение граф-схем и таблиц дал возможность наглядно и кратко изло­жить основные вопросы педагогики. По наиболее трудным граф-схемам и таблицам нами даны разъяснения, которые располагаются рядом с пояс­няемым графом или таблицей.

При составлении пособия были использованы некоторые ма­териалы (графы и таблицы), впервые примененные в учебном процессе преподавателями кафедры педагогики: Т.Е Климовой, М.В. Панасенко, Н.В. Сычковой, Л.И. Савва, Н.Я. Сайгушевым и другими. Также использовался опыт подготовки подобных пособий другими педагогами России (Д.М. Гришин, И.Ф. Исаев, В.Г. Крысько и другие). Кроме того, в пособие включены отдельные графические схемы, составленные студентами факультета информатики Магнитогорского госуниверситета.

Мы в этой работе не претендуем на полное изложение всех вопросов педагогики. И особо обращаем внимание читателей на необходимость изучения литературы, в которой названные нами аспекты решения проблем образования личности рассмотрены более детально и глубоко. Это учебные пособия, монографии, педагогические журналы, сборники научных статей, методические рекомендации.

 

В целом изучению подлежат следующие вопросы курса «Педагогические теории, системы и технологии»:

1. Современные подходы в решении педагогических проблем.

2. Воспитательная (образовательная) система. Дать характеристику одной из них.

3. Предмет, задачи педагогики.

4. Основные категории педагогики. Связь между ними.

5. Понятие и структура личности.

6. Факторы развития личности. Их учет в решении педагогических проблем.

7. Цель и содержание воспитания в различных его аспектах.

8. Процесс воспитания: понятие, структура, этапы, особенности.

9. Закономерности процесса воспитания.

10. Принципы и правила процесса воспитания, их связь с закономерностями.

11. Понятие методов, приемов и средств воспитания.

12. Необходимость и способы классификации методов воспитания.

13. Методы формирования сознания личности. Раскрыть особенности применения одного из них.

14. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Раскрыть особенности применения одного из них.

15. Методы мотивации и стимулирования деятельности, сознания и поведения личности. Раскрыть особенности применения одного из них.

16. Формы организации процесса воспитания.

17. Понятие детского ученического коллектива.

18. Типы и структура коллектива.

19. Особенности воспитательной работы с детским ученическим коллективом. Коллективные творческие дела.

20. Этапы развития детского ученического коллектива.

21. Закономерности, принципы развития детского ученического коллектива.

22. Роль личности в коллективе и влияние коллектива на личность.

23. Основные виды воспитания. Раскрыть особенности духовно-нравственного воспитания.

24. Основные виды воспитания. Раскрыть особенности интеллектуального воспитания.

25. Основные виды воспитания. Раскрыть особенности трудового воспитания.

26. Воспитательные системы школы. Внеклассная и внешкольная работа.

27. Особенности работы классного руководителя.

28. Основы семейного воспитания. Педагогическая помощь семье.

29. Понятие, предмет, задачи дидактики.

30. Основные категории дидактики. Их взаимосвязь.

31. Понятие процесса обучения, его компоненты.

32. Функции процесса обучения.

33. Содержание образования в современной школе. Школьные образовательные стандарты.

34. Закономерности процесса обучения.

35. Принципы и правила процесса обучения.

36. Методы, приемы, средства обучения.

37. Необходимость и способы классификации методов обучения.

38. Характеристика методов обучения (по группам в зависимости от выбранного варианта классификации).

39. Формы организации обучения: признаки и система.

40. Урок как основная форма организации обучения: понятие, типы, структура.

41. Характеристика форм организации обучения: лекция, семинар, практикум и другие (по указанию экзаменатора).

42. Контроль и оценка в процессе обучения.

43. Образование как целостный процесс обучения, воспитания, обеспечивающий развития личности учащихся.

 

Основными учебниками и учебными пособиями по данному курсу являются:

1. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1993

2. Ильина Н.А. Педагогика. - М., 1984

3. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого - М., 1996

4. Подласый И.П. Педагогика. - Киев, 1996

5. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1997

6. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Минск, 1999.

 

По окончании изучения курса студенты должны:

· знать основные теории, концепции, законы и закономерности теории воспитания, дидактики, системного, деятельностного, технологического и личностно ориентированного подходов как методологии педагогики, а также методы, проблемы и перспективы ее развития;

· владеть базовыми понятиями по курсу (узнавание терминов, определение понятий, раскрытие содержания понятий, воспроизведение полного объема каждого понятия, установление межпонятийных связей, практическая интерпретация терминов в различных аспектах);

· уметь применять теоретические знания на практике;

· иметь собственные суждения в области теории и практики образования, мыслить творчески, используя теоретические знания;

· уметь правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

ВВЕДЕНИЕ

ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

 

Человек – понятие многогранное. Человек, прежде всего, - живое, природное существо, обладающее сравнительно устойчивым генотипом.

Индивид – это отдельный живой организм, человек как вид.

Личность – это общественное существо, носитель общественного сознания. Помимо этого, личность – это человек как субъект активной дея­тельности, следовательно, носитель сознания и самосознания. Свойства личности включают в себя и общее, и особенное, и единичное.

Индивидуальность – это особенности характера, психического склада, совокупность характерных признаков, отличающих одну личность от другой.

Пояснения:

1. Индивидуальность можно трактовать только как взаимосвязь свойств личности с качествами человека как вида.

2. Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном пре­ломлении в ней представлено всеобщее (С.Л. Рубинштейн).

Структура личности

 
 

 


 

 
 

 


 

Пояснения:

1. Ядро личности – самосознание как осознанное отношение чело­века к своим мотивам, переживаниям и мыслям.

2. Источник активности личности – его потребность, переживае­мая в виде желаний и влечений. Проходя через сознание и само­сознание, потребность становится мотивом его поведения и дея­тельности.

3. Сознание и самосознание – нравственно-психологический, ха­рактерологический стержень личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...