Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 8. О постах. I. О важности поста




Глава 8. О постах

Протестанты и православные по-разному относятся к посту. Если на вопрос: «в чем состоит эта разница? » ответить совсем кратко, то можно сказать так: православные часто постятся; протестанты же постятся редко, от случая к случаю, или вообще не постятся. Регулярно постящийся протестант явление в принципе возможное, но не типичное и даже странное. Если же отвечать на вышепоставленный вопрос подробнее, то можно обозначить три пункта, по которым протестантское отношение к посту отличается от православного.

I. Православные придают весьма большое значение посту. Протестанты же считают пост делом несущественным, маловажным, частным и «не влияющим на спасение», как они бы сказали.

II. Православные имеют общие посты, установленные на все времена, обязательные для всех членов Церкви. К ним относятся четыре многодневных поста в течение года, включая самый важный – Великий Пост; еженедельные однодневные посты каждую среду и пятницу566 и ещё 4 однодневных поста: на рождественский и крещенский сочельник (6-го и 18-го января), в день памяти усекновения главы Иоанна Крестителя (11-го сентября) и на праздник Крестовоздвижения (27-го сентября). У протестантов же ничего подобного нет; они считают, что нельзя человека заставлять регулярно поститься в определенные дни: посты это личное дело каждого, как, например, милостыня: хочешь – подавай часто, хочешь – редко или никогда. Никаких общебаптистских постов не имеется, разве что иногда пастор может призвать свою общину попоститься какое-то время, как правило, один день, ради какой-либо нужды (как он может призвать общину сделать пожертвование на определенное дело), но и такой призыв (равно как и призыв к пожертвованию) не вменяется членам общины в обязанность. Да и то, многие современные, особенно западные, протестанты не практикуют и таких редких, по назначению пастора, общих постов. Кроме того, в общеизвестных православных постах протестанты усматривают противоречие со словами Христа: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.   6: 16–18). Православные же, объявляя о своих постах, уже постятся не «втайне».

III. Православные практикуют час­тичное пощение, когда они отказываются не от всякой пищи, а только от скоромной. Протестанты же не признают и не используют такого поста. Более того, в связи с тем, что православные разделяют пищу на постную (разрешённую в пост) и скоромную (в посты запрещённую), некоторые протестанты сравнивают их с упоминаемыми ап. Павлом отступниками от веры, которые в частности запрещают «употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» (1Тим.   4: 3).

О сказанном в этих трёх пунктах и пойдёт речь в настоящей главе.

I. О важности поста

В Православии пост занимает весьма значимое положение в духовной жизни как одно из важнейших средств аскетизма и борьбы духа с плотью, о чём уже был начат разговор в предыдущей главе. Но так как протестантизм не признаёт необходимости аскетизма и усмирения плоти в деле спасения человека, то и пост протестант считает вещью маловажной и не имеющей большого смысла. Итак, насколько важен пост в духовной жизни истинного ученика Христова?

Для начала рассмотрим несколько отрывков из Библии о посте. Христос предсказал, что после Его отшествия верующие «будут поститься... » (Мф.   9: 15). Ап. Павел свидетельствовал о себе, что он был «часто в посте» (2Кор.   11: 27). Пророчица Анна «день и ночь служила Богу постом и молитвой» (Лк.   2: 37). Пророк Давид говорит о себе: «Колена мои изнемогли от поста» (Пс.   108: 24). О православных всё это можно сказать: они действительно, по слову Христа, постятся, и постятся, подобно ап. Павлу, часто; многие же из них, как пророчица Анна, постоянно пребывают в посте, нередко при этом, как праведный Давид, даже изнемогают от него. О себе такого протестанты, положа руку на сердце, никогда не скажут. Для исследования я нарочито спрашивал многих своих знакомых баптистов-активистов о том, как часто они постятся. Некоторые не постились ни разу в жизни; другие – два или три раза в жизни (по одному дню). То есть протестантское отношение к посту явно не библейское.

Теперь посмотрим, как относилась к посту древняя Церковь.

Св. Поликарп Смирнский (Ι -Ι Ι вв. ), ученик Иоанна Богослова, заповедует христианам: «Потому, оставив суетные и ложные учения многих, обратимся к преданному изначала слову; будем «бодрствовать в молитвах», пребывать в постах…»567. Из этих слов понятно, что в первенствующей Церкви не один ап. Павел часто был в постах, но частое пощение заповедовалось всем верующим.

Св. Ерм (Ι в. ) описывал обычную свою жизнь: «Однажды во время поста сидел я на горе, благодарил Господа за то, что сделал Он со мною, и увидал вдруг пастыря рядом с собою. И спрашивает он у меня:

– Что так рано пришел ты сюда?

– Потому, господин, что нахожусь на стоянии.

– А что такое «стояние»?

– То есть пощусь, господин, – объяснил я.

– Каким же образом, – спросил он, – постишься ты?

– Как постился по обыкновению, так и пощусь.

– (…) Итак, если соблюдешь заповеди Господа и к ним присоединишь эти стояния, то получишь великую радость, особенно если будешь исполнять их согласно с моим внушением... Этот пост, – продолжал он, – при исполнении заповедей Господа очень хорош, и соблюдай его таким образом: прежде всего, воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти и очисти сердце свое от всех сует века сего. Если соблюдать это, пост у тебя будет праведный. Поступай же так: исполнив вышесказанное, в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды; а то из пищи, что ты в этот день сбережешь, таким образом, отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом, ты смиришь свою душу; а получивший от тебя насытит свою душу и будет за тебя молиться Господу. Если будешь совершать пост так, как я повелел тебе, то жертва твоя будет приятна Господу, и этот пост будет написан, и дело, таким образом совершаемое, прекрасно, радостно и угодно Господу»568. Итак, как мы видим, в жизни древних христиан пост был частым и обычным явлением, на что указывают выражения: «однажды во время поста» и «как постился по обыкновению, так и пощусь», а также существование особого термина «стояние», для обозначения еженедельных всеобщих христианских постов в среду и пятницу (подтверждение этой мысли см. ниже, абз. 28).

Св. Иоанн Златоуст наставлял свою паству: «…пребудем в постах, молитвах и в великом воздержании»569. «Пребывать в постах» значит не что иное, как регулярно и часто поститься.

Св. Василий Великий одну из своих бесед570 перед наступлением страстной седмицы посвятил пространному объяснению происхождения, назначения и великой пользы поста. Приведу несколько отрывков из сего замечательного поучения: «И Господь говорит: не будьте унылы, но умой лице твое и помажь голову твою (Мф.   6: 16–17). Поэтому будем себя вести, как научены, не сетуя в наступающие дни (т. е. дни всеобщего для христиан поста), но встречая их светло, как прилично святым… Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от дерева познания добра и зла не ешь от него» (Быт.   2: 17). А сие: «не ешь», есть узаконение поста и воздержания. Если б постилась Ева, и не вкусила с древа; то мы не имели бы теперь нужды в этом посте. Ибо не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф.   9: 12). Мы повреждены грехом: уврачуемся покаянием; а покаяние без поста не полно… Поелику мы не постились, то изринуты из рая. Потому будем поститься, чтоб снова взойти в рай… Приведи на память святых, бывших от начала века, которых весь мир не был достоин, которые скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления (Евр.   11: 37–38). Подражай их образу жизни, если домогаешься части с ними. Что упокоило Лазаря в недрах Авраамовых? Не пост ли? А жизнь Иоаннова была единый пост. У Иоанна не было ни одра, ни стола, ни возделанной земли, ни вола земледелателя, ни пшеницы, ни человека, кому приготовить хлеб, ни иного чего нужного для жизни. Потому из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф.   11: 11). А Павла, между прочим, и пост, о котором он также упоминает, хвалясь своими скорбями, возвел на третье небо… Ибо плоть и дух противоборствуют друг другу. Поэтому, если хочешь сделать крепким ум, обуздай плоть постом. Это и значит то самое, что сказал Апостол: в какой мере внешний человек тлеет, в такой внутренний обновляется (2Кор.   4: 16), и еще: когда я немощен, тогда силен (12: 10). Ужели не презришь снедей тленных? Ужели не возжелаешь трапезы во царствии, которую, без сомнения, предуготовляет здешний пост? Или не знаешь, что неумеренностью в пресыщении готовишь себе упитанного мучителя – червя? Ибо кто, при обильной пище и непрестанной роскоши, принимал какое-либо общение в духовном даровании? Моисей, чтоб принять второе законоположение, имел нужду во вторичном посте. Если б с Ниневитянами не постились и безсловесные, то им не избежать бы угрожавшего превращения. Чьи кости пали в пустыни (Евр.   3: 17)? Не тех ли, которые желали мясоястия? Пока довольствовались они манною и водою из камня, – побеждали Египтян, путешествовали по морю, и не было в коленах их болящего (Пс.   104: 37). А когда вспомнили о котлах с мясами, и вожделением своим возвратились в Египет, тогда не увидели земли обетования. Ужели не боишься сего примера? Не страшишься того, что объядение может и тебя не допустить до чаемых благ? И мудрый Даниил не увидел бы видений, если б не просветлил душу свою постом. Из грубой пищи, наподобие густого облака, выходят как бы дымные испарения, и преграждают путь озарениям Святого Духа, осиявающим ум… Пост есть оружие для ополчения против демонов, потому что род сей не выходит иначе, как от молитвы и поста (Mк. 9: 29). И столько благ от поста!.. ».

Таким образом, нетрудно понять, что православные, которые много постятся, а не протестанты, которые не постятся или почти не постятся, ближе к библейскому и древнецерковному учению о посте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...