Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие аудита и его виды. Контрольно - советующие аудиторские системы




Аудит - это проведение независимого финансового контроля и оказание консультативных услуг по улучшению финансового состояния.

Под аудитом следует понимать независимую экспертизу и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций действующему законодательству, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия.

Контрольно-оценочная функция осуществляется в двух направлениях:

- оценка правильности применяемой на предприятии системы учета;

- оценка правильности действий учетного персонала в процессе фиксации хозяйственных и финансовых операций в бухгалтерской документации. Такая оценка включает:

· проверку учета операций с денежными средствами;

· проверку расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

· проверку операций с производственными запасами, материальными ценностями и товарами;

· проверку соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда;

· проверку учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;

· проверку учета готовой продукции и ее реализации и т. д.

Консультативно-советующая функция предполагает консультативную деятельность, выполняемую в форме услуг. К ним относятся:

· консультации по правильному составлению отчетности;

· анализ эффективности используемой формы учета, в частности, компьютерной;

· анализ и оценка действий администрации за отчетный период;

· поиск путей повышения уровня эффективности хозяйствования в после­дующем периоде.

Аудит существует в двух формах: внешний и внутренний. Под внешним аудитом понимают независимую экспертизу финансовой отчетности хозяйствующего субъекта, а под внутренним - внутрихозяйственный контроль за источниками затрат и резервами, осуществляемый силами предприятия и подотчетный его руководству. Поэтому и цели внешнего и внутреннего аудита разные.

Цель внешнего аудита заключается в проверке системы учета и отчетности для того, чтобы обеспечить информацией внешних по отношению к предприятию субъектов (акционеров, налоговых служб, страховых компаний и т. д.).

Цель внутреннего аудита иная и заключается в снабжении информацией руководства предприятия в основном по таким направлениям:

• анализ системы учета;

•анализ статей затрат, остатков на бухгалтерских счетах;

•прогноз прибылей и продаж;

•финансовый анализ.

Аудит - область специфическая: с одной стороны, это проверка финансовой и иной документации, а с другой - выдача профессионального совета по улучшению учета и финансово-хозяйственного состояния предприятия. Иными словами, такие системы должны совмещать контрольные и советующие функции, что вносит дополнительные трудности в их разработку. Эти системы называются контрольно-советующими аудиторскими системами (КСАС). КСАС состоит из контролирующей и обеспечивающей частей.

Анализируя цели внешнего аудита, а также охватываемых им потенциальных субъектов, можно выделить следующие задачи контролирующего аудита:

• аудит учета готовой продукции и ее реализации;

• аудит затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции;

• аудит уставного капитала и расчетов с учредителями;

• аудит учета труда и расчетов по заработной плате;

• аудит учета материальных ценностей;

• аудит учета денежных средств и т.д.

Перечисленные задачи контролирующего характера можно представить в форме контролирующих процедур (тестов), реализуемых множеством требований и сообщений системы.

К задачам консультативно-советующего аудита можно отнести:

• аудит стратегии заемных средств;

• аудит финансовой прочности;

• аудит дивидендной политики;

• аудит платежеспособности;

• комплексный аудит.

Эти задачи представляются экономико-математическими моделями и решаются обычно с помощью методов математического программирования и нечеткой логики.

Выбор стратегии создания КСАС зависит от следующих факторов:

• находится ли данное предприятие на постоянном обслуживании аудиторской фирмы;

•компьютеризирован ли учет на предприятии клиента и в каком объеме;

•согласно ли данное предприятие предоставлять свою информационную базу для функционирования КСАС и если да, то каким образом (по сети или непосредственно).

В зависимости от ответов на данные вопросы можно выбрать эффективную стратегию создания КСАС, обслуживающую сеть клиентов.

Например:

Вариант 1.1. Предприятие находится на постоянном обслуживании аудиторской фирмы и согласно предоставлять свои файлы с помощью компьютерной сети.

Вариант 1.2. То же, что и в варианте 1.1, но предприятие не согласно передавать данные по компьютерной сети. Данные предоставляются на месте.

Вариант 2.1. Предприятие не является постоянным клиентом. Предполагается полный отказ от ввода данных. Основная нагрузка ложится на аудитора.

Вариант 2.2. То же, что и в варианте 2.1, но предполагается частичный ввод бухгалтерских документов, представляющих наибольший интерес для аудитора.

Варианты 1.1 и 1.2 гарантируют минимальный аудиторский риск, вариант 2.1 - максимальный, а вариант 2.2 - средний уровень риска.

Аудиторское заключение формируется из множества найденных в специальном файле фраз (сообщений), сопровождающих действия аудитора. Вызов сообщения происходит по его коду, указанному в правиле.

Информационное и программное обеспечения советующей части КСАС по сравнению с контролирующей частью строится на иных принципах, т. к. здесь используются методы линейного программирования. Большинство задач оценки финансового состояния предприятия и поиска путей его улучшения применяют методы поиска наибольшего и наименьшего значений целевой функции (финансовый или производственный рычаг, устойчивость или платежеспособность и т.д.). При этом ограничения, очерчивающие область поиска неизвестных, линейны. При наличии непрерывной целевой функции в большинстве случаев обеспечивается получение наибольшего (наименьшего) из всех значений.

Информационное обеспечение КСАС создается в форме базы оперативных данных, состоящей из набора файлов. Файлы содержат отчетность за различные периоды. Кроме базы оперативных данных, используются справочные данные из контролирующей части КСАС.

База оперативных и справочных данных обслуживает два программных модуля, модуль локальной оценки и модуль комплексной оценки.

Модуль локальной оценки представляет собой комплекс программ, предназначенных для расчета локальных, т. е. мало связанных между собой экономических показателей. Такие показатели характеризуют лишь одну из сторон многогранной деятельности предприятия. Однако и на их основе можно принять решение на последующий период.

Модуль комплексной оценки и принятия решений объединяет программы, позволяющие осуществлять расчеты множества взаимосвязанных показателей, интегрированные результаты которых воплощаются в таких показателях, как:

• результаты хозяйственной деятельности,

• результаты финансовой деятельности,

• результаты финансово-хозяйственной деятельности

Методом, обеспечивающим поиск решения, служит модифицированная матрица финансовых стратегий в сочетании с деревом целей лица, принимающего решение.

Аудиторское заключение не только констатирует уровень профессионализма в управлении предприятием, но и содержит советы, т. е. шаги, которые следует предпринять для улучшения финансово-хозяйственного состояния в последующий период.

В процессе функционирования оба модуля используют, кроме оперативных данных, и справочные файлы, содержащие ставки налогов, граничные значения финансовых и других коэффициентов, средние ставки за кредит и т д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...