Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективные направления развития информационных технологий в сфере туризма




 

Как уже ранее упоминалось, наиболее перспективным направлением развития информационных технологий на рынке туризма в ближайшие годы является создание и внедрение систем, использующих неограниченные возможности всемирной компьютерной сети Интернет. Предпочтение на рынке отдается туристским информационным системам, сочетающим возможности автоматизированного создания и реализации туристского продукта наряду с компьютерным бронированием и резервированием туристских услуг. Как правило, подобные системы построены на основе современных компьютерных технологий, функционируют в сети Internet, используя схему “клиент – сервер”, поддерживают работу в среде Windows и учитывают особенности национального туристского рынка. Многие из систем доступны как для простых частных пользователей, так и для юридических лиц (туристских компаний и их корпоративных клиентов).

Необходим перенос всех деловых процедур профессиональных участников туристского рынка на единую технологическую и организационную платформу, ядром которой является информационный центр, выполняющий следующие функции: обеспечение документарного взаимодействия между участниками сделки, хранение документооборота участников и стандартизация их взаимодействия.

Как предполагается, такая централизованная схема построения Туристской операционной системы (ТОС) позволит успешно решать следующие организационно-технические вопросы:

• обеспечение достоверности маркетинговой информации;

• поддержка эквивалентности электронных документов и бумажных аналогов, в смысле наследования юридической силы. Разработаны договора между участниками системы, декларирующие признание правовой силы электронного документооборота;

• организационная и техническая поддержка процедур передачи ответственности на всех этапах взаимодействия;

• организация расчетов между участниками системы и процедур электронной коммерции “агент – клиент”.

Основным элементом ТОС является система бронирования туров или ТИС (Туристская информационная система), представляющая собой интернет-сервер, основной задачей которого является предоставление как профессионалам турбизнеса, так и туристам максимума полезной информации. Второй задачей ТИС является продвижение технологий электронной коммерции, т.е. предоставление участникам туристского рынка возможности вести бизнес максимально оперативно и корректно, опираясь на новейшие компьютерные технологии. В частности, система резервирования ТИС, которая находится на сервере, используется не только для поиска путевок, но и для взаимодействия туроператоров и турагентов, позволяя агентам проводить on-line бронирования и предоставляя операторам все возможности для оперативной обработки этих бронирований.

Участником ТИС может стать любая компания, которая выставляет свои турпродукты на продажу, а также пользуется системой ТИС для оформления заказа и резервирования туристских услуг у других компаний-участников системы (см. табл. 20.1).

 

Таблица 20.1 Типы участников Туристской информационной системы

Тип Описание
Информационный провайдер Компания, пока не имеющая технических ресурсов для обеспечения актуальной работы с ТИС. В этом случае персонал ТИС вводит турпакеты компании в систему от ее имени, а принципы дальнейшего взаимодействия огова-риваются после того, как достигается положительный эко-номический эффект
Корпоративный оператор Компания, использующая ТИС для работы со своими агентами (клиентами). Весь процесс взаимодействия между корпоративным оператором и его агентом скрыт от глаз посторонних, т.е. в этом случае ТИС работает как "внутренняя" система взаимодействия
Оператор Компания, представляющая информацию о своих турпакетах всем желающим. При необходимости оператор может ограничить доступность турпакетов, например, указать, что один турпакет может видеть только участник ТИС - агент, а другой турпакет - любой посетитель сервера ТИС
Агент Отличается от оператора только тем, что введенные им турпакеты доступны для чтения всем посетителям сервера ТИС
Корпоративный агент Компания, подключаемая к системе самим оператором (по аналогу частной системы резервирования)

 

Для того, чтобы стать участником ТИС, необходимо отправить заявку в туристскую компанию. Условия работы зависят от предполагаемой формы участия и объемов информации, представляемой турфирмой, и того, каким образом эта информация вводится в систему и обновляется.

Другой существенной частью проекта ТОС является единая маркетинговая система, именуемая “Технологией инициативной рекламы”. Суть этой технологии проста: сначала эффект от рекламы - потом оплата этого эффекта.

Составная часть ТОС, устанавливаемая в офисе туристской компании и позволяющая самостоятельно собирать турпакеты в подшивки и каталоги, проводит предварительную калькуляцию стоимости, регистририрует заказы, печатает прайс-листы, путевки и заявки, выставляет свои предложения на сервере ТИС. В случае отказа от системы в течение двух недель с момента ее приобретения клиенту возвращаются деньги.

Важным направлением Туристской операционной системы является виртуальный дискуссионный клуб – “площадка” для общения и обмена новостями, позволяющая разработчикам ТОС быть все время в курсе событий и продвигать туристский рынок к информационной открытости.

Одна из насущных проблем туристских компаний - расчеты с контрагентами и гарантии сделок. В этом направлении в рамках ТОС развивается проект “Туристский клиринговый центр”, который будет выступать финансовым гарантом по сделкам профессиональных участников туррынка. На сегодняшний день разработана финансовая технология, позволяющая выполнять мгновенное подтверждение сделки в случае платежеспособности участника, причем обеим сторонам сделки будет гарантированно исполнение всех штрафных обязательств в том случае, если сделка по той или иной причине сорвется. Для создания такого центра необходимо плотное взаимодействие с банковскими и страховыми организациями, поэтому в настоящее время ведутся переговоры с представителями обеих сторон. Предполагается, что клиринговый центр не будет брать на себя поддержку прямых расчетов своих участников, тем самым, с одной стороны, оставаясь в рамках легитимности, а с другой стороны, гарантируя участникам полную конфиденциальность их финансовых потоков.

Одним из самых узких мест отечественного туристского бизнеса является организация чартерных перевозок, так как именно на этом этапе возникают самые драматические риски.

В этой системе все заявители чартерных программ будут выставлять на продажу лоты - борта самолетов. По результатам предварительных заявок от покупателей лоты, которые привлекут клиентуру и будут признаны обеспеченными спросом, останутся в системе для продажи, остальные же будут автоматически сниматься. Естественно, что чартерная биржа должна обладать механизмом, обеспечивающим надежность клиентских заявок, поэтому, так же как и на других биржах, покупатель будет включен в общую систему ответственности за исполнение сделки.

Другой информационный проект в рамках ТОС касается непосредственного обучения работников туристской индустрии нормам и стандартам, принятым в международной практике. В качестве учебных пособий будут выступать видеокассеты с курсами, мультимедийные компакт-диски и семинары в сети Интернет. После завершения первого этапа обучения “студенты” сдают экзамены и получают сертификат об окончании курсов.

Чем дальше продвигается проект ТОС, тем сильнее его участники осознают, как много еще предстоит сделать: нужны совместные усилия всех передовых представителей турбизнеса, профессионалов банковского дела, страхования, компьютерных технологий и других отраслей, чтобы в итоге создать систему технологий и рыночных соглашений, которая станет катализатором развития отечественного турбизнеса. Кроме того, результат такой деятельности позволит создавать аналогичные системы на других рынках и направлениях, что, безусловно, будет способствовать процессам экономического подъема.

Предварительный расчет эффективности внедрения отобранных на этапе исследования рынка вариантов информационных и компьютерных технологий является необходимым условием обеспечения руководства туристской компании и инвесторов информацией для принятия решений и обоснования приемлемости (неприемлемости) того или иного проекта.

Традиционно основную роль при анализе эффективности проекта играют показатели ЧДД - чистого дисконтированного дохода (NPV и индекс доходности - PI), внутренней нормы доходности (IRR), нормы прибыли на капитал, годовой нормы прибыли и срока окупаемости (PP). Немалое значение при расчете показателей эффективности играют инвестиционные, маркетинговые, эксплуатационные и иные издержки, способные повлиять на финансовую осуществимость проекта.

В зависимости от стадий автоматизации расходы предприятий туристского бизнеса делятся на:

· прединвестиционные: издержки, связанные с проведением исследований рынка информационных компьютерных технологий, платным консультированием, сбором, обработкой и анализом полученных данных, включая накладные и прочие расходы;

· инвестиционные: расходы, связанные с арендой, покупкой или выделением необходимой площади; установкой, подключением, наладкой и тестированием необходимого оборудования и программного обеспечения (ПО), выводом их из эксплуатации в конце сроков жизни проекта, получением кредитов, переобучением или наймом дополнительных сотрудников;

· операционные: затраты, связанные с эксплуатацией внедренных технологий (замена или модернизация оборудования, абонентские платежи провайдерам услуг сети Интернет и операторам систем, оплата труда и связанные с ней отчисления в страховые фонды, амортизационные отчисления, проценты по кредитам, налоги и сборы, накладные и маркетинговые расходы).

В настоящее время существуют разнообразные методы оценки издержек, из которых наиболее распространенными являются следующие:

1. Экспоненциальный - оценка затрат, основанная на данных прошлых проектов, аналогичных настоящему по техническим рамкам и технологиям. Например, если относительный размер двух проектов (приобретаемое оборудование и внедряемые информационные технологии) обозначить как S1/S2, то относительные издержки составят (С1/С2) n, где n – экспоненциальный коэффициент издержек, публикуемый в специализированной литературе.

2. Факторный – определение затрат на оборудование и суммирование расходов по его установке, обслуживанию и эксплуатации, рассчитываемых с помощью определенных коэффициентов. Например, стоимость приобретаемых компьютеров и средств оргтехники оценивается в 15 тысяч долларов, затраты же на установку и тестирование, а также создание локальной сети могут составлять до 20% (3 тыс.$). При этом составляется карта технологического процесса с указанием необходимого оборудования, перечня работ, технических данных и реальных расценок.

3. Метод типовой структуры – определение процентного распределения затрат по статьям. Как показывает опыт, практически все основные издержки по внедрению информационных технологий распределяются по таким статьям, как оборудование, установка и тестирование, оплата услуг поставщиков информации и т.п. Несмотря на то, что эти расходы значительно изменяются в зависимости от вида внедряемых технологий и их поставщиков, типовая структура все же может быть разработана и успешно применена как при анализе издержек по проекту в целом, так и при подготовке их первичных оценок.

4. Метод оценок “снизу-вверх” – основанный на расчете затрат по определенным работам с последующим их суммированием для оценки затрат по всему проекту. Реализуется с помощью куба стоимости, отражающего наименования работ, статей затрат и исполнителей, им соответствующих.

5. Метод полного расчета – базируется на подробном и полном расчете каждого компонента проекта в соответствии с конкурентными расценками, принятыми на период осуществления проекта. Данный метод является наиболее точным.

В условиях продолжающегося кризиса многие турфирмы вынуждены искать нетрадиционные варианты и методы решения своих проблем, одной из которых является проблема информатизации. Несмотря на то, что существующий рынок информационных технологий предоставляет на выбор более 30 вариантов специализированных программных продуктов для автоматизации работы турфирм, уровень технической оснащенности последних весьма низок. Этому сопутствует непонимание важности информации и возможностей информационных и компьютерных технологий как инструментов создания, продвижения и реализации турпродукта, а также стихийный характер управления ходом информатизации индустрии туризма – отсутствие разумного государственного регулирования сферы информационных технологий в туризме (что показал анализ существующего законодательства) и неразвитость национальных информационных сетей и систем, обеспечивающих взаимодействие всех участников рынка туристских услуг. Недостаточно внимания уделяется изучению состояния информатизации туристского бизнеса в наиболее развитых странах и анализу зарубежных программ внедрения информационных компьютерных технологий, автоматизирующих деятельность туристских фирм.

Вместе с тем, внедрение систем автоматизации деятельности офисов туристских компаний позволяет повысить качество продукта и сократить затраты на поиск, сбор и обработку информации, обеспечить взаимодействие в режиме реального времени с участниками рынка, расширить ассортимент услуг, а также автоматизировать процессы ведения документации, отчетности, бухгалтерского учета.

Что же касается сферы туристских продуктов и услуг, то будущее принадлежит системам автоматизации, ориентированным на внутренний туризм, обеспечивающим независимость в работе, высокую степень защиты информации и надежность хранимых данных, обмен информацией, бронирование туруслуг в режиме on-line, а также интеграцию с аналогичными западными и отечественными системами в национальные и глобальные сети.

 

Резюме

· Туристские фирмы, сумевшие осознать роль информационных ресурсов и компьютерных технологий в организации и ведении туризма, не только оптимизировали производство и реализацию своих продуктов, но и приобрели конкурентные преимущества.

· К этапам автоматизации деятельности турфирм относятся: осознание потребности в автоматизации процессов формирования, продвижения и реализации турпродукта; поиск и анализ информации; принятие окончательного решения по вопросу автоматизации; планирование; переговоры с поставщиками информационных услуг; подключение, установка и эксплуатация ИС; контроль изменений и анализ опыта.

· Перспективным направлением развития информационных технологий на рынке туризма в ближайшие годы является создание и внедрение систем, использующих возможности Интернет. В этом случае ТИС будет представлять собой интернет-сервер, основными задачами которого являются предоставление как профессионалам турбизнеса, так и туристам полезной информации; продвижение технологий электронной коммерции.

· Участником туристской информационной системы может стать: информационный провайдер, корпоративный оператор, агент, оператор, корпоративный агент.

· Туристская операционная система (ТОС), составной частью которой является ТИС, позволит решить следующие вопросы: обеспечение достоверности маркетинговой информации, поддержка эквивалентности электронных документов и бумажных аналогов, организационная и техническая поддержка процедур передачи ответственности на всех этапах взаимодействия, организации расчетов между участниками системы и процедур электронной коммерции «агент-клиент».

· В рамках ТОС планируется также разработка единой маркетинговой системы, именуемой «Технологией инициативной рекламы»; создание виртуального дискуссионного клуба; проектирование «Туристского клирингового центра».

· Будущее принадлежит системам автоматизации, ориентированным на внутренний туризм, обеспечивающим независимость в работе, высокую степень защиты информации, надежность хранимых данных, обмен информацией, бронирование туруслуг в режиме on-line, а также интеграцию с аналогичными западными и отечественными системами в национальные и глобальные сети.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Расскажите этапы автоматизации работы офиса туристской компании.

2. С чего начинается процесс внедрения автоматизированной системы бронирования?

3. Назовите цели внедрения современных систем бронирования.

4. Каковы принципы этапа поиска и анализа информации о системе бронирования?

5. С чего начинается и какие действия выполняются на этапе планирования?

6. Опишите, какие затраты несет туристская организация при внедрении автоматизированной системы бронирования?

7. Что представляет из себя пятый этап автоматизации деятельности турфирмы?

8. Что является основным элементом ТОС?

9. Перечислите существующие типы участников Туристской информационной системы?

10. Какие направления развития ИТ в сфере туризма Вы знаете?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...