Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Особенности организационной структуры




Учреждений дополнительного образования

Учреждение дополнительного образования детей и молодёжи представляет собой тип образовательного учреждения, основное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных услуг в интересах личности, общества, государства.

Согласно теории систем, каждая система имеет свою структуру. Под организационной структурой учреждения дополнительного образования детей и молодёжи понимается совокупность его структурных элементов (отделов, служб, детских объединений, комиссий, советов и др.) и должностей (административных, педагогических, вспомогательных), расположенных в оптимальной для данного учреждения форме и взаимосвязанных процессами обучения, воспитания, развития детей для достижения общественно значимых целей и реализации социального заказа на дополнительное образование детей.

Анализ современных исследований деятельности учреждений дополнительного образования как открытой социально-педагогической системы и процесса развития его организационной структуры позволил выявить особенности организационной структуры учреждений дополнительного образования.

Структура учреждений дополнительного образования отличается от структуры других типов образовательных учреждений (школы, дошкольного учреждения).Она достаточно сложная, определяется их разными видами (центр, дворец, дом и т.д.)и реализуемыми направленностями деятельности, представлена множеством уровней иерархии, разнообразных структурных подразделений, детских объединений, должностей, предусматривает разнообразные формы организации деятельности детей.

Современное учреждение дополнительного образования реализует комплекс целей (обучения, воспитания, развития, социально-педагогических целей) и функций деятельности (образовательных, социально-педагогических, управленческих), что требует многообразия форм структурных элементов и образовательных объединений. Структурными элементами учреждения дополнительного образования детей и молодёжи могут быть административный, педагогический, методический, маркетинговый, экономический, хозяйственный и другие подразделения (отделы, отделения, секторы, учебно-опытные участки и иные структурные подразделения). Основу структуры составляет образовательный процесс, для реализации которого могут создаваться различные варианты форм детских образовательных объединений (кружки, клубы, студии, секции, школы, лаборатории и др.).

Деятельность учреждения дополнительного образования детей и молодёжи регламентируется не государственным стандартом, а социальным заказом, который состоит из заказа детей. Родителей, различных общественных институтов (государства, органов власти, различных организаций, учреждений). Изменение социального заказа влечёт за собой изменения в деятельности учреждения дополнительного образования и, в первую очередь, его структуры. Эти изменения обеспечиваются за счёт организации внутренней и внешней интеграции учреждения дополнительного образования детей и молодёжи, создания разнообразных интегративно-вариативных форм трудовых зависимостей между членами педагогического коллектива, развития социального партнёрства. В такой ситуации учреждение должно обеспечить условия для общественной оценки качества дополнительного образования детей и молодёжи заказчиками и социальными партнёрами, создавая органы государственно-общественного управления, которые не только становятся структурными элементами учреждения, но и влияют на изменение содержания, форм организации деятельности, в том числе и структуры учреждения дополнительного образования.

У коллектива учреждения дополнительного образования, состоящего из специалистов разных должностей, которых нет в других типах образовательных учреждениях, особая роль в принятии стратегических решений по поводу деятельности и развития, обусловленная правом на создание авторских программ в ситуации отсутствия государственных стандартов. Поэтому можно говорить о стремлении структуры учреждения к децентрализации, то есть принятию решений на всех уровнях управления, обусловленное инициативой и участием педагогических работников в управлении. Многие виды взаимодействия между работниками учреждения дополнительного образования не вписываются в схему формальной организации, реально существует сеть неформальных объединений, горизонтальных связей, проектных и матричных элементов (проектных, творческих, научно-исследовательских групп, советов, комиссий, интегрированных объединений и др.), позволяющих обеспечить необходимый уровень сотрудничества в учреждении.

Анализ исторического опыта развития системы дополнительного (внешкольного) образования детей и молодёжи позволил выявить основные тенденции развития структуры учреждения дополнительного образования в Республике Беларусь: изменение целей его функционирования в сторону повышения качества образования; расширение содержания деятельности структурных подразделений в соответствии с обновляющимися государственными требованиями и социальным заказом на образование; развитие многообразия структурных подразделений и должностей, реализующих новое предназначение дополнительного образования детей; переход от линейно-функциональной организационной структуры к адаптивной с матричными и проектными элементами; усиления механизмов самоорганизации и саморазвития учреждения дополнительного образования; направленность организационной структуры на улучшение результатов деятельности учреждения дополнительного образования; расширение внешних связей, появление в структуре элементов, обеспечивающих открытость учреждения дополнительного образования.

На основе обобщения обширного теоретического материала по проблеме развития организационных структур в управленческой и педагогической литературе технологию формирования организационной структуры учреждения дополнительного образования детей можно представить следующим образом.

 

Схема (наверное)

 

Формирование организационной учреждения дополнительного образования представляет собой процесс создания внутренней упорядоченности между компонентами его педагогической системы (целевого, содержательного, структурного, должностного и результативного) и фиксированных связей между ними на определенном этапе развития учреждения. Основными подходами к формированию организационной структуры являются системный, синергетический, структурно-функциональный, ситуационный, процессный, интегративно-вариативный. Под технологией формирования организационной структуры учреждения дополнительного образования понимается алгоритм целенаправленных, специально организованных действий всех участников образовательного процесса, обеспечивающий достижение намеченного результата. Она включает в себя следующие взаимосвязанные этапы.

Первый - анализ организационной структуры, который осуществляется по следующим критериям: целевому (соответствие целей и задач учреждения социальному заказу и внешней среде); содержательному (соответствие направлений, форм, методов, образовательных программ запросам социальных заказчиков), структурному (адекватность состава структурных подразделений и связей между ними условиям внешней и внутренней среды); должностному (достаточность необходимых должностей для осуществления активной деятельности учреждения); результативному (адекватность результатов работы поставленным целям и условиям внешней среды). Анализ организационной структуры позволит выявить проблемы в деятельности учреждения дополнительного образования.

Второй - формирование организационной структуры учреждения дополнительного образования, которое предполагается проводить по целевому, содержательному, структурному, должностному и результативному направлениям с использованием следующих механизмов:

- целевое направление - изучение запросов потребителей с помощью социологических исследований. На основе результатов исследований вносятся коррективы в систему целей и задач учреждения, в образовательную деятельность, а также в его взаимоотношения с внешней средой и др.;

- содержательное направление — изменение количества направлений работы, их объединение, изменение содержания, форм и методов работы в связи с повышением интереса к ним социальных заказчиков, обогащение содержания образовательных программ, форм и методов работы, применение новых технологий обучения и др.;

- структурное направление — переименование, формирование, разделение, объединение или исключение структурных подразделений, детских образовательных объединений;

- должностное направление - изменение количества должностей, введение или сокращение штатных единиц, переименование должностей, разработка требований к персоналу, системы повышения квалификации руководителей и педагогов и др.;

- результативное направление - осуществление перехода от внешнего результата (сохранность контингента, победы на выставках, смотрах, соревнованиях) к комплексному (результатам обучения, воспитания, развития, а также результатам на уровне ребенка, педагога, учреждения), разработкой механизмов контроля качества образования и системы мониторинга образовательных результатов и др.

Третий этап формирования организационной структуры учреждения дополнительного образования - оценка ее эффективности по взаимосвязанным системным критериям (удовлетворенность персонала, гибкость деятельности учреждения, конкурентоспособность учреждения, стремление учреждения к развитию, результативность деятельности учреждения) и структурным критериям (степень централизации, звенности, структурной напряженности).

Условия формирования организационной структуры учреждения дополнительного образования:

• соответствие целей деятельности учреждения дополнительного образования социальному заказу, потребностям личности общества, государства и учет их при изменении структурных и функциональных компонентов деятельности учреждения дополнительного образования;

• гибкое изменение состава структурных подразделений, педагогических должностей и связей между ними в соответствии с изменениями содержания и форм образовательной деятельности учреждения дополнительного образования;

• подготовка кадров к реализации процесса формирования организационной структуры учреждения дополнительного образования;

• учет взаимосвязи структурных и системных изменений деятельности учреждения дополнительного образования при отслеживании уровня сформированное™ его организационной структуры.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...