Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раскрытие информации в финансовой отчетности по МСФО




Денежные средства и эквиваленты денежных средств представляются в Отчете о финансовом положении отдельной строкой.

Компания раскрывает следующую информацию относительно денежных средств и их эквивалентов в примечаниях к Финансовой отчетности:

· состав денежных средств и их эквивалентов;

· данные об остатках денежных средств и их эквивалентов, выраженных в иностранной валюте;

· сумму имеющихся у компании значительных остатков денежных средств и их эквивалентов, которые ограничены в использовании, с комментариями руководства относительно причин данных ограничений;

· взаимоувязку денежных средств в Отчете о финансовом положении и Отчете о движении денежных средств.

Отчет о движении денежных средств является перечнем денежных поступлений и выплат, которые позволяют согласовать входящий и исходящий остатки денежных средств и их эквивалентов на балансе, что позволяет оценить изменения чистых активов компании, ее финансовой структуры, а также способность компании влиять на объемы (и сроки) денежных потоков.

Потоки денежных средств – притоки (поступления) и оттоки (выплаты) денежных средств и их эквивалентов.

В Отчете о движении денежных средств представляются потоки денежных средств и эквивалентов денежных средств за отчетный период, сгруппированные в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Операционная деятельность – основная приносящая выручку деятельность компании и прочие виды деятельности, не отнесенные к инвестиционной или финансовой деятельности.

При этом поступления – это денежные потоки от продажи товаров или оказания услуг, выплаты – это оплата поставщикам за товары и услуги, выплата зарплаты работникам и т.д. Потоки от операционной деятельности возникают из основной, приносящей доход деятельности компании, такие потоки являются результатом операций и других событий, которые учитываются при определении прибыли или убытка. Такая информация полезна для прогнозирования будущих денежных потоков от операционной деятельности, которая подтверждает достаточность денежных средств, например, для погашения кредитов, поддержания производственных мощностей или выплаты дивидендов.

Инвестиционная деятельность представляет собой приобретение и реализацию долгосрочных активов и прочих вложений, не относящихся к эквивалентам денежных средств.

Денежные платежи/поступления, связанные с приобретением/продажей:

· основных средств и нематериальных активов;

· долевых или долговых инструментов других компаний, а также долей в совместных предприятиях.

Финансовая деятельность – деятельность, которая приводит к изменению в размере и составе собственного капитала и заемных средств компании.

В состав денежных средств от финансовой деятельности входят денежные поступления от эмиссии:

· акций или других долевых инструментов;

· облигаций, займов, векселей и других заимствований;

· денежные погашения заимствований.

Движение денежных средств по операционной деятельности в основном представляется косвенным методом, т.е. прибыль или убыток до налогообложения за отчетный период корректируется на величину изменения чистых оборотных активов.

Денежные средства по инвестиционной и финансовой деятельности представляются в финансовой отчетности прямым методом.

Отчет о движении денежных средств предоставляет информацию, которая позволяет оценить:

· изменения чистых активов компании;

· изменения финансовой структуры (в том числе ликвидность и платежеспособность компании);

· способность компании контролировать объемы и время возникновения денежных потоков.

 

2. Какой бухгалтерской записью следует отразить доход от реализации ценных бумаг? Ответ:

Для целей бухгалтерского учета выделяют следующие категории ценных бумаг:

предназначенные для торговли – ценные бумаги, приобретенные с целью погашения их в краткосрочном периоде (до 1 года) и получения дохода в результате краткосрочных колебаний цен. К этой категории относят акции, облигации, векселя, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги, находящиеся в обращении;

удерживаемые до погашения – активы, которые организация твердо намерена удерживать до погашения. По этим ценным бумагам определены суммы и даты платежей их владельцам, а также даты погашения основного долга. К данной категории могут быть отнесены облигации, векселя, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги, которые содержат долговое обязательство эмитента.

При приобретении и реализации ценных бумаг руководствуйтесь нормами Инструкции по бухгалтерскому учету ценных бумаг, утвержденной постановлением Минфина РБ от 22.12.2006 № 164 (далее – Инструкция № 164).

Метод учета ценных бумаг зависит от того, к какой категории они отнесены. Существуют следующие методы учета:

1) по справедливой стоимости. Данным методом учитывают ценные бумаги, относимые к категории "ценные бумаги для торговли". При наличии активного рынка справедливая стоимость ценных бумаг –это их рыночная стоимость. Балансовую стоимость ценных бумаг изменяют (переоценивают) на величину изменения их справедливой стоимости;

2) по цене приобретения. Учитывают ценные бумаги, удерживаемые до погашения. При этом методе учета балансовая стоимость ценных бумаг не изменяется.

Ваше предприятие заключило договор на приобретение акций. Исходя из критериев, перечисленных выше, данную ценную бумагу относят к категории "ценные бумаги, предназначенные для торговли". Следовательно, учет необходимо вести методом справедливой стоимости. Порядок определения справедливой стоимости нужно предусмотреть в учетной политике. Как уже говорилось выше, при наличии активного рынка справедливая стоимость ценных бумаг – это их рыночная стоимость. Рыночную стоимость ценных бумаг рассчитывают по результатам торгов в системе ОАО "БВФБ", информацию о ней можно получить на сайте www.bcse.by. Иными словами, в учетной политике необходимо закрепить, что учет акций ведется по справедливой стоимости и при наличии оснований производится их переоценка. Основанием для переоценки будет служить опубликованная на сайте БВФБ информация о рыночной стоимости ценных бумаг.

Отметим, что в случае, если с ценными бумагами определенного выпуска в течение последних 90 торговых дней было совершено менее 10 сделок, то рыночную цену по ценным бумагам указанного выпуска не рассчитывают (п. 1 постановления Минфина РБ от 08.04.2010 № 44 "О некоторых вопросах расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг"). В этом случае просто отсутствует основание для переоценки стоимости акций.

В учетной политике также необходимо определить периодичность проведения переоценок. Ее организация устанавливает самостоятельно, но переоценка обязательно должна быть произведена в последний рабочий день месяца.

В бухгалтерском учете операции по приобретению ценных бумаг отражают по счету 58 "Финансовые вложения" в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов, внереализационных доходов и расходов (п. 9 Инструкции № 164).

Отражение операций по приобретению, реализации и прочему выбытию ценных бумаг производят на дату перехода права собственности и иных вещных прав, определяемую в соответствии с законодательством РБ либо условиями договора (п. 8 Инструкции № 164).

Приобретение акций отражают в учете следующей записью:

 

Д-т 58 – К-т 76.

 

Теперь давайте разберемся, как следует отразить расходы, связанные с приобретением акций.

При отражении в бухгалтерском учете доходов и расходов по операциям с ценными бумагами необходимо учитывать нормы следующих инструкций (п. 6 Инструкции № 164):

– Инструкции по бухгалтерскому учету "Доходы организации", утвержденной постановлением Минфина РБ от 26.12.2003 № 181;

– Инструкции по бухгалтерскому учету "Расходы организации", утвержденной постановлением Минфина РБ от 26.12.2003 № 182 (далее – Инструкция № 182).

Так, расходы по видам деятельности включают в себя затраты, формирующие:

– себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг;

– расходы на управление, обслуживание и организацию производства;

– расходы на реализацию товаров, продукции, работ, услуг (п. 6 Инструкции № 182).

Стоимость активов, приобретенных за плату, определяют путем суммирования стоимости активов, указанной в первичных учетных документах, и стоимости фактически произведенных затрат, связанных с их приобретением, в т.ч. осуществляемых другими лицами на основании договоров. Данную норму содержит ст. 11 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (с изменениями и дополнениями).

Таким образом, расходы организации, связанные с приобретением ценных бумаг (акций), необходимо отразить на увеличение их стоимости. В изложенной ситуации к ним относят услуги депозитария по зачислению ценных бумаг, вознаграждение комиссионера за выставление заявок на покупку акций и затраты комиссионера по оплате биржевого сбора и передаче электронных сообщений, связанные с приобретением ценных бумаг.

В бухгалтерском учете следует сделать запись:

 

Д-т 58 – К-т 76

– отражены расходы организации, связанные с приобретением акций.

 

Расходы по открытию счета "Депо" в изложенной ситуации необходимо отразить как расходы, связанные с осуществляемым организацией видом деятельности, и сделать в учете следующую запись:

 

Д-т 20 (26), 44 – К-т 76

– отражены расходы организации по открытию счета "Депо".

 

Теперь давайте рассмотрим понесенные расходы с точки зрения налога на прибыль.

Объектом обложения налогом на прибыль признают валовую прибыль (п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).

Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств, нематериальных активов) определяют как положительную (отрицательную) разницу между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемыми при налогообложении. Для целей исчисления налога на прибыль в отношении реализации иных активов применяют положения, установленные для реализации товаров (работ услуг), если иное не определено гл. 14 НК (пп. 1, 3 ст. 127 НК).

Затраты организации, неучитываемые при исчислении налога на прибыль, поименованы в ст. 131 НК. Расходы по открытию счетов данной статьей не предусмотрены.

Таким образом, расходы по открытию счета "Депо", отраженные по дебету счета 20 (26, 44), следует отнести к затратам организации, учитываемым при исчислении налога на прибыль.

Расходы, связанные с приобретением акций и отнесенные организацией на увеличение их стоимости (счет 58), учитывают при налогообложении прибыли только при реализации ценных бумаг (акций). Особенности определения валовой прибыли от операций с ценными бумагами закреплены в ст. 138 НК.

4. Объекты учета затрат. Ответ:

Аналитическое построение производственного учета предопределяет выбор объектов учета затрат и объектов калькулирования, которые во многих отраслях не совпадают. Объектами учета затрат являются места их возникновения, виды и группы однородных продуктов: предприятия, производство, цехи, участки, бригады, агрегаты, стадии, переделы, заказы, полуфабрикаты, готовые изделия, бригадо-комплектные группы однородных продуктов и т.п. На выбор объекта учета затрат существенное влияние оказывают особенности технологических процессов, технические параметры вырабатываемой продукции, тип производства, состояние внутреннего хозрасчета. Под объектом калькулирования понимают вид продукции определяют потребительской стоимости. Однако в ряде отраслей происходит укрупнение объектов калькулирования относительно одного вида продукта или, напротив, их разукрепление. Номенклатуру объектов калькулирования вырабатывают на предприятиях с учетом типа производства ассортимента продукции, ее сложности уровня специализации и кооперирования, унификации деталей и узлов в изделиях и других признаков, характеризующих принадлежность затрат. Отрасли добывающей промышленности, энергетики применяют единый объект учета затрат и калькулирования – вид продукции, поскольку здесь отсутствует незавершенное производство и, как правило, выпускается один вид продукции, а комплексные статьи имеют не большой удельный вес. В производствах, где применяются физико-химические методы переработки сырья, объектом калькулирования становится продукт каждого законченного передела, включая и такие переделы в которых одновременно получают несколько продуктов. Отрасли машиностроительного комплекса легкой промышленности черной и цветной металлургии, строительных материалов, отличающихся большой номенклатурой, значительным уровнем унификации, вынуждены укрупнять калькуляционные объекты по принципу однородности выпускаемых изделий, при этом однородность определяется общностью технологии, конструкции, наличием больших деталей, узлов и т.д. Рассмотренные общие принципы формирования объектов учета затрат на производства и объектов калькулирования конкретизируется на каждом предприятии при разработке номенклатуры этих объектов. Объекты калькулирования имеют экономическую связь с калькуляционными единицами, которые представляют собой единицу измерения калькуляционного объекта. Последний не может подменить объект калькулирования, а служит средством измерения потребительской стоимости продукта связанные с их физическими и другими свойствами. На практике существует следующие группы калькуляционных единиц Натуральные единицы: – шт., т., кг., квт, погонные метры, м3, литры и т.д. Условно-натуральные единицы (обезличенные, укрупненные) – 100 пар обуви, 1 т. чугуна определенного вида, 1 м3 железобетонных изделий и т.д. Условные (приведенные) единицы – спирт 100 % крепости, сода каустическая с содержанием едкого нарта 92 % и т.д. Стоимостные единицы – на 1000 руб. автомобильных запчастей и т.д. Единицы работ – 1 т. перевозимого груза. Единицы времени – машино/день, машино/час, нормо/час. Эксплуатационные единицы – мощность, производительность, параметры продукции. Из всего комплекса калькуляционных единиц для калькулирования себестоимости используется один измеритель, который рассматривается как основной.
 
К косвенным относятся общепроизводственные расходы, которые не удается быстро и экономично отнести на конкретный носитель затрат. Однако и общехозяйственные расходы также следует признать косвенными, так как они участвуют в калькулировании полной себестоимости продукции и также могут быть отнесены на изделие прямым путем. Поэтому ниже речь пойдет об учете и участии в калькулировании себестоимости продукции общепроизводственных и общехозяйственных расходов. В литературе их часто называют накладными расходами. Общепроизводственные расходы возникают в производственных подразделениях – участках, цехах, производствах, переделах. Назначение, характер и функциональная роль этих затрат связаны непосредственно с производством. Состав общепроизводственных расходов (см. ниже).  
 
 

 


Текущий уход и ремонт оборудования   Энергетические затраты на оборудование   Услуги вспомогательных производств по обслуживанию оборудования и рабочих мест   Заработная плата и отчисления на социальные нужды рабочих, обслуживающих оборудование Расходы на внутризаводские перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции   Износ малоценных и быстроизнашивающихся приспособлений   Прочие расходы, связанные с использованием оборудования Затраты, связанные с подготовкой и организацией производства   Содержание аппарата управления производственными подразделениями   Амортизация зданий, сооружений, производственного инвентаря   Содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря   Затраты на обеспечение нормальных условий работы   Затраты на профориентацию и подготовку кадров   Износ МБП Расходы по производственному управлению   Расходы по управлению снабженческо-заготовительной деятельностью; на управление финансово-сбытовой деятельностью   Расходы на рабочую силу: на набор, отбор, подготовку, руководителей, обучение, переподготовку и на повышение квалификации   Оплата услуг, оказываемых внешними организациями   Содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря   Обязательные сборы, налоги, платежи и отчисления по установленному законодательством порядку

 

Объединение названных видов расходов в единую группу под названием «Общепроизводственные расходы» связано с тем, что они имеют ряд общих характеристик:

– носят комплексный характер (в составе расходов отражаются все экономические элементы затрат);

– не могут быть отнесены прямо на изделия, если их выпускается более одного;

– контролируются бюджетно-сметным методом.

Общепроизводственные расходы можно отнести к условно-переменным, так как они объединяют расходы энергоресурсов, необходимых для приведения в движение производственного оборудования, машин, механизмов и транспортных средств; расходы на текущий уход за оборудованием и рабочими местами (стоимость смазочных и обтирочных материалов, оплата труда наладчиков, ремонтных и других вспомогательных рабочих). Размеры этих расходов во многом зависят от объема производства, чего нельзя сказать о второй группе накладных расходов – общехозяйственных.

Общепроизводственные расходы состоят из: 1) расходов на содержание и эксплуатацию оборудования; 2) общецеховых расходов на управление.

Общим для обеих групп является то, что они:

– состоят из комплексных статей;

– возникают в производственных подразделениях;

– планируются и учитываются по местам их возникновения;

– контролируются бюджетно-сметным методом;

– распределяются косвенным путем между видами готовой продукции и незавершенным производством.

В то же время каждая из рассматриваемых групп состоит из расходов разного экономического содержания. Различия должны определять выбор и обоснование без затрат и источников их возмещения. И с этих позиций усиливается значение классификации производственных накладных расходов, принятой внутри предприятия.

Аналитический учет общепроизводственных расходов осуществляется по подразделениям предприятия, а в их разрезе – по установленной номенклатуре общепроизводственных (цеховых) расходов. Статьи расходов предусматриваются отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию.

Наиболее распределена следующая типовая номенклатура статей расходов:

1. Содержание аппарата управления цеха.

2. Содержание прочего цехового персонала.

3. Содержание и ремонт производственного оборудования.

4. Содержание и ремонт производственных зданий.

5. Расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности.

6. Перемещение грузов внутри предприятия.

7. Потери от простоев, порчи материальных ценностей и пр.

8. Износ МБП.

9. Прочие общепроизводственные расходы.

10. Общепроизводственные расходы непроизводственного характера.

Внутри каждой статьи можно организовывать аналитический учет для более подробной расшифровки затрат с целью их конкретизации.

Общепроизводственные расходы учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, расчета с персоналом по оплате труда, расчетов по специальному обеспечению и страхованию, кассы, расчетного счета и др.

Обычно в организациях предварительно составляют смету общепроизводственных расходов, чтобы руководители производства знали размер допустимых затрат, могли аргументированно принимать решения. Для получения информации, пригодной для принятия решений, смету общепроизводственных расходов обычно корректируют с учетом фактически достигнутого объема производства и сопоставляют с фактическими расходами.

В конце отчетного периода на суммы фактических общепроизводственных расходов составляют запись:

Д-т сч. 20 «Основное производство» – в части подразделений основного производства

Д-т сч. 23 «Вспомогательные производства» – в части подразделений вспомогательных производств

Д-т сч. 28 «Брак в производстве» – в доле расходов, относящихся к забракованной продукции

К-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы».

Наиболее сложной оказывается задача более глубокого распределения общепроизводственных расходов. Речь идет об организации аналитического учета внутри синтетического счета 20, когда необходимо на каждый носитель затрат отнести соответствующую ему долю общепроизводственных расходов.

Процесс распределения общепроизводственных затрат состоит из трех элементов:

1. Выбор объекта, на который относятся затраты, то есть носителя общепроизводственных затрат (например, продукция, услуга, контракт, цех).

2. Выбираются и собираются затраты, которые следует отнести на объекты.

3. Выбирается база распределения, которая соотносит затраты с учетным объектом (носителем затрат).

Методы распределения выбираются произвольно по решению бухгалтера-аналитика. В качестве базы распределения должен выбираться тот показатель, который наиболее соответствует накладным расходам каждого производственного подразделения. База для распределения затрат обычно сохраняется в течение длительного времени, поскольку она представляет элемент учетной политики предприятия. Иногда, когда ее несоответствие становится очевидным, она может пересматриваться.

На практике для распределения производственных накладных расходов между носителями затрат применяются следующие базы:

1. Время работы производственных рабочих (чел.-часы) – широко применяется по двум причинам: отражает затраты прямого труда; информация о затраченных чел.-часах на производство конкретной продукции обычно содержится в нарядах и рабочих картах.

Коэффициент распределения определяется путем деления общей суммы производственных накладных расходов на общее число затраченных чел.-часов.

2. Заработная плата производственных рабочих. Использование этого показателя желательно в тех случаях, когда заработная плата занимает больший удельный вес в общепроизводственных расходах, чем расходы на содержание оборудования.

3. Машино-часы. В прошлом этот показатель применялся редко в связи с отсутствием информации о времени работы какого-либо оборудования, затраченного на выпуск конкретной продукции. Компьютеризация бухгалтерского учета позволяет решить эту трудоемкую задачу.

4. Прямые затраты. Косвенные производственные расходы распределяются пропорционально стоимости потребленных на продукт основных материалов и основной заработной платы производственных рабочих.

5. Стоимость основных материалов. В этом случае применяются ставки распределения накладных расходов в процентах от стоимости использованных основных материалов.

6. Объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении. Этот метод применим лишь при условии, что подразделением производится один вид продукции. При использовании этого показателя в качестве базы распределения на продукцию с разной трудоемкостью будут приходиться равные накладные расходы.

7. Распределение пропорционально сметным (нормативным) ставкам. Ставка рассчитывается либо по предприятию в целом, либо для каждого подразделения отдельно. Единую ставку распределения накладных расходов целесообразно использовать лишь тогда, когда на все работы во всех подразделениях затрачивается примерно одинаковое время. Если на эти работы затрачивается разное время, то необходимо установить ставки распределения накладных расходов отдельно по каждому подразделению, чтобы на все виды продукции распределялись фактически соответствующие им накладные расходы.

Важнейшим принципом выбора способа распределения накладных является максимальное приближение результатов распределения к фактическому расходу на данный вид продукции. Это влияет на достоверность определения себестоимости продукции и в конечном счете – на прибыль организации. Вместе с тем выбранный способ должен соответствовать принятым производственным и технологическим процессам, более обоснованным принципам учета и калькулирования и быть нетрудоемким и простым для понимания. При выборе базы распределения следует руководствоваться содержанием отраслевых методических рекомендаций по учету, планированию и калькулированию себестоимости, если таковые имеются, а там, где таких рекомендаций нет, – экономическим смыслом и особенностями производственной и коммерческой деятельности предприятия.

В соответствии с п. 2.5 Инструкции ГНС №37 (10) предприятие наказывается налоговыми органами за реализацию продукции по ценам не выше стоимости. Это происходит в том случае, если оно не докажет, что рыночные цены на изготовленную продукцию не превышают ее фактическую себестоимость. Поэтому важным условием при выборе базы распределения является и то, чтобы в конечном счете произведенные виды продукции оказались прибыльными.

Общехозяйственные расходы связаны с общим обслуживанием и организацией производства и управлением организации в целом. Они учитываются на одноименном счете 26.

Аналитический учет общехозяйственных расходов строится по группам этих расходов, а внутри групп – по статьям, что позволяет предприятию контролировать исполнение сметы общехозяйственных расходов.

Типовой номенклатурой предусмотрено выделение следующих статей общехозяйственных расходов промышленных предприятий:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...