Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Узловые проблемы военной социальной психологии




В числе основных проблем военной социальной психологии, прежде всего, следует назвать уточнение предмета этой отрас­ли психологии с целью более полного отражения ее социаль­но-психологического профиля. Если ранее предмет этой науки отождествлялся с предметом всей психологии—изучением «законов, лежащих в основе психической деятельности людей», то затем происходит конкретизация понимания предмета военной психологии, ее ориентация на изучение психоло­гических закономерностей формирования личности советского воина. В последующем благодаря усилению соци­ального аспекта достигается более конкретное определение предмета военной психологии. Военная психология понимает­ся как отрасль психологической науки, включенная в систему военной науки, изучающая закономерности формирования и проявления личности воина и воинского коллектива в услови­ях учебной, служебной и особенно боевой деятельности, и формулирующая выводы и обобщения, предназначенные в пер­вую очередь офицеру-практику, позволяющие повысить эффек­тивность его работы по управлению, обучению, воспитанию, психологической подготовке, сплочению, как отдельных воинов, так и коллективов.

В последние годы в военной социальной психологии четко определены области и задачи ее исследования. Основными ее областями являются: военнослужащий в его взаимоотношени­ях с сослуживцами, старшими товарищами, социально-психо­логические явления, протекающие в условиях воинской дея­тельности, воинский коллектив. Сложная проблематика иссле­дований в названных областях подчинена задачам повышения боеспособности и боеготовности частей и подразделений. Та­кие позиции четко определили круг проводимых исследований, придали им практическую направленность, позволили преодо­леть преимущественно описательный подход, что было свойст­венно военной психологии прошлого.

Наиболее интенсивно разрабатываются в военной социальной психологии проблемы сплочения военных коллективов, управления личным составом подразделений и частей, реше­ния задач боевой учебы, воспитания, организации службы и жизни воинов. B свою очередь, и сплочение, и управление, и воспитание не являются самоцелью. Они лишь средства до­стижения главных задач: укрепления боеготовности, дисципли­ны, повышения боевой активности. Такой подход оказался чрезвычайно плодотворен не только для науки, но и для прак­тики: он способствовал формированию ответственного отноше­ния офицерского состава к решению этих вопросов и тем самым принес реальные, значимые результаты.

Воинский коллектив понимается как высшая форма объеди­нения военнослужащих подразделения на основе единства их классовых, идейных и моральных позиций, совместной служеб­ной и боевой деятельности под руководством командира—еди­ноначальника—и партийно-комсомольского ядра.

В военной психологии выделены особенности именно воинского коллектива, которые выступают, с одной стороны, в качест­ве показателей сплоченности, а с другой — в качестве ориен­тиров, целен работы по сплочению коллектива. Учитывая это, офицер может сосредоточивать воспитательные усилия в нуж­ном направлении, проверять их результативность, давать оценку подчиненному подразделению. Специфическими особен­ностями. признаками воинского коллектива, как показали ма­териалы многочисленных исследований, являются: классовая и идейная общность, общность нравственных представлений, на­личие авторитетного руководителя, опирающегося па партий­ное ядро, общность деятельности но решению служебных и боевых задач, единый уставной уклад жизни, мастерское вла­дение оружием, высокие показатели в учебе, организованно­сти, дисциплине, службе, боеготовности. Показатели сплочен­ности и критерии их количественной оценки помогают перейти от общих характеристик боевых коллективов к конкретным, деловым характеристикам. Военными психологами разработа­ны программы изучения конкретных коллективов, которые ста­новятся инструментом руководящей и педагогической деятель­ности офицера. Варианты этих программ проходят апробацию. В последующем на основе синтеза наиболее продуктивных и простых программ будут создаваться унифицированные про­граммы для работы с воинскими коллективами конкретных боевых профилей.

Исключительно важным для практики представляется во­прос о ценностном ориентационном единстве воинского коллек­тива- как о наиболее важном показателе, характеризующем его природу, предназначение и общественные позиции. Такой подход способствует преодолению ограниченности описатель­ных схем формального подхода, упускавшего из поля зрения саму социальную сущность и природу коллектива, и дает офи­церам надежнейший ориентир в их предусмотренной уставом работе по сплочению подразделения. В подразделении, как это следует из получивших научное обоснование представлений, должен сформироваться социалистический, боевой, партийный коллектив. Работа командира в этом направлении наполняет­ся реальным содержанием, приобретает большое военно-поли­тическое значение.

Концепция воинского коллектива—одна из прикладных проблем, разрабатываемых военной социальной психологией,— имеет огромное практическое значение, заключающееся не просто в формулировке отдельных рекомендаций, но прежде всего в создании единой для всех руководителей доктрины о работе с коллективами и разработке необходимого для этого инструментария и системы процедур.

Большую теоретическую и практическую значимость в во­енной социальной психологии приобретают исследования массовидных психических явлений в воинском коллективе: общих установок, мнений, настроений, традиции и т.. д., оказывающих существенное влияние на формирование взаимоотношений в коллективе и на психологическую атмосферу в нем, его психо­логический климат, складывающийся из преобладающих наст­роений, отношения к окружающему, к выполняемой деятельно­сти. Он характеризуется степенью выраженности настроений, отношений взаимоотношений в определенный момент существования коллектива и оказывает существенное влияние на его дееспособность. Психологический климат зависит от руководителя актива, содержания и успешности выполняемой деятельности, наличия согласованных целевых установок и оценочных суждений по важнейшим аспектам жизни и деятельности коллектива. Влияние руководителя на психологический климат осуществляется на основе формирования у членов коллектива устойчивых активных жизненных позиции, на основе использования всего арсенала форм и методов партийно-политической работы. Значительное влияние на психологический климат коллектива оказывают решения руководителя, его суждения, высказывания, поведение, специфика контактов с окружающи­ми. Стиль руководства является, следовательно, не просто фактором организации, но и фактором духовной мобилизации коллектива. Правильная регуляция психологического климата в коллективе имеет большое практическое значение, помогая преодолеть многие затруднения в руководстве коллективом.

В военной социальной психологии уделяется большое внимание проблеме взаимоотношений различных категорий воен­нослужащих в военном коллективе и их влиянию на боеспо­собность подразделения. Известно, что уставные отношения составляют живую ткань военной организации. Их прочность зависит от того, насколько они подкрепляются формирующими­ся на их основе межличностными взаимоотношениями. Совпа­дение межличностных отношений со служебными отношениями укрепляет военный организм, расхождение — ослабляет. Вы­деление межличностных взаимоотношений как надстроечных над базовыми, служебными, должностными отношениями по­могает военным руководителям глубже понять необходимую для боевой деятельности субординационную систему военной службы, сознательно устранять то, что нарушает ее гармонию, ослабляет воинский коллектив. Стихийному формированию межличностных отношений в воинском коллективе противопо­ставляется сознательная организация и управление этим про­цессом со стороны командира. Это требует рассмотрения таких проблем, как взаимоотношения в коллективе, их детерминация, типология и классификация, изучение методов их выявления и оценки, совершенствование путей и средств их регуляции. Большой научный материал по этой проблеме, накопленный военными психологами, представляется весьма ценным как в теоретическом отношении, так и с точки зрения его практиче­ской реализации.

Для успешного осуществления руководства военными кол­лективами необходимо учитывать определенные социально-психологические закономерности. Это со всей серьезностью ставит вопрос о повышении педагогической и психологической грамотности военных руководителей, работающих с людьми. Недостаточная психологическая культура руководителя нередко является причиной конфликтов в коллективе, снижения де­ловой эффективности коллектива и ослабления его устойчиво­сти к различного рода трудностям. В практике руководства воинскими коллективами исключительно, большое значение имеет правильное решение многих социально-психологических проблем, среди них такие проблемы, как выявление психологи­ческих особенностей людей в процессе их подбора, расстанов­ки и использования по службе; регулирование процесса адап­тации молодых воинов; управление формированием и развитием коллектива в подразделении; управление информационными про­цессами, и в частности всей системой агитационно-пропагандист­ской работы в подразделениях; управление деятельностью под­чиненного коллектива; осуществление своих функций офицера.

Исключительно важное значение для военной психологии имеет понятие «воинская деятельность». В военной социальной психологии в настоящее время воинская деятельность понима­ется как основанное на высоких идейных мотивах, направлен­ное на достижение общественно значимых целей мастерское использование воином и воинским коллективом оружия и бое­вой техники, осуществляемое в условиях угрозы для жизни с целью уничтожения противника и боевых объектов, предупреж­дения нападения или подготовки к выполнению боевых за­дач для обеспечения безопасности социалистического общества. Такое содержательно-психологическое понимание воинской деятельности, выделяющее ее общественную значимость, идей­ную мотивацию, практическую целевую направленность, кол­лективную сущность, напряженность и ответственность, откры­вает возможности для анализа и углубления понимания ее конкретных видов, в то время как на основе ограниченных оп­ределений боевой деятельности, сводящих ее к затрате сил, реализации мотивов, динамике переживаний и т. д., при всей их важности трудно осуществлять исследование конкретных видов деятельности. Содержательное определение воинской дея­тельности позволяет раскрыть боевую деятельность в главном: бой выступает как сложная динамика личностных проявлений и межличностного взаимодействия в группе, выполняющей боевую задачу по уничтожению противника, по замыслу и под руководством командира. С такой позиции боевая деятель­ность раскрывается как социально значимый, морально ответ­ственный, психологически насыщенный, физически напряженный, целесообразно-активный процесс. Выделение его социально-пси­хологических компонентов, установление их динамики позво­ляют раскрыть содержание всесторонней подготовки солдата к войне, процедур и средств воспитательной работы с личным составом.

Одной из специфических особенностей воинской деятельно­сти является то, что управление ею осуществляется не просто руководителем, а командиром-единоначальником. Несмотря на то, что права, обязанности и руководящие действия командира определены уставами, их эффективность записи ряда социально-психологических факторов. Военным руководитель наиболее качественно выполняет свои функции, если его офи­циальная роль подкреплена высоким социально-психологиче­ским статусом—авторитетом. Борьба за авторитет руководителя—это борьба за высокие боевые возможности и показате­ли подразделения. Поэтому проблема авторитета офицера, командира является исключительно актуальной в военной со­циальной психологии. Авторитет командира—это такая осо­бенность его профессионального служебного и личного положе­ния в воинском коллективе, которая проявляется в специфике взаимоотношений и усиливает его руководящее влияние на решение стоящих задач;. Авторитет связан с политическими, военно-профессиональными, личностными качествами команди­ра, с отношением к нему подчиненных, с их оценочными суж­дениями, с общей морально-политической атмосферой в кол­лективе, с уровнем развития коллектива и показателями уров­ня боевой готовности, дисциплины, боевой и политической подготовки. Следовательно, авторитет командира обеспечива­ется системой практических мероприятий и совершенствовани­ем стиля руководства.

Командиры и политработники в войсках выполняют слож­ную социально-психологическую функцию, состоящую в по­стоянном изучении, как каждого подчиненного, так и всего коллектива, что создает необходимость в разработке и совер­шенствовании соответствующих методов и средств. В военной социальной психологии применительно к войсковой практике создаются различные методики, предназначенные для руково­дителей разных уровней. Имеются программы изучения лично­сти и коллектива, по которым успешно работают офицеры. Такие программы составлены с учетом военного профиля, временных и групповых особенностей службы воинов, родов оружия. Созданы карты регистрации получаемой информации, которые облегчают офицеру ее накопление, анализ и выявле­ние тенденций развития. Широк и арсенал методов. К их чис­лу относятся анкетирование, наблюдения, специальные беседы.

Получили распространение и такие приемы исследования, как выявление специфики отношений в группе на основе экспертных оценок, что позволяет избежать предвзятости в оценках, имеющей место при сборе случайных высказываний и мнений и порождающей серьезные ошибки. Перспективной является методика оценки реальных межличностных отноше­ний на основе набора матричных описаний типичных ситуа­ций. встречающихся в процессе военной службы с учетом прогноза их развития. Доступность создаваемых методик для широкого круга офицеров способствует успешному решению ряда социально-психологических проблем военной службы: сплочения коллективов, повышения боеспособности подразде­лений и др.

Особое внимание в военной социальной психологии уделено анализу мотивирующего содержания пропаганды, механизмов усвоения информации и перехода сообщаемых знаний в убеж­дения воинов, изучению личностных и групповых особенностей аудитории, специфики групповых реакций на устное выступле­ние. изучению различных аудиторий, личности пропагандиста, эффективности пропагандистского воздействия и ряда органи­зационно-психологических вопросов, связанных с деятельно­стью агитационно-пропагандистского аппарата части. Это дает возможность политработникам глубже анализировать свою пропагандистскую деятельность, полнее учитывать закономер­ности аудитории и на этой основе добиваться больших успехов в деле формирования у личного состава идейной убежденно­сти и политической сознательности—решающей основы эффек­тивной учебы и службы.

Работая с подчиненным коллективом, офицер иногда вы­нужден принимать профилактические, предупредительные и даже пресекающие меры против таких негативных социально-психологических явлений в воинском коллективе, как страх и паника. Военная социальная психология занимается разработ­кой этих проблем. Страх понимается как негативно окрашен­ное переживание человека, обусловленное действием реальной или мнимой опасности и проявляющееся в дезорганизации выс­ших психических функций и поведения личности. Паника трактуется как групповая реакция на мнимую или реальную опасность, связанная с переживанием состояния чрезмерной напряженности и утратой групповой сплоченности. Попытки объяснить страх и панику на уровне физиологии не давали возможности надежно управлять этими явлениями. Понимание страха и паники как многоуровневых процессов, подчиненных действию комплекса закономерностей, позволяет определить основные и сопутствующие причины и условия их возникнове­ния и протекания и разработать систему мер, направленных на предупреждение, пресечение и ликвидацию этих явлений и их последствий. В результате теоретического и эксперимен­тального изучения страха и паники был разработан ряд мето­дик, позволяющих выявить влияние этих негативных явлений на боеспособность группы в различных условиях. На этой основе были также определены и способы сохранения или вос­становления боеспособности войск.

.Серьезного внимания заслуживают и возможные конфлик­ты—между военнослужащими, возникновение которых снижает сплоченность коллектива, а значит, и его боеспособность. Вы­явление сущности конфликтов, их классификация, установле­ние причин, условий их возникновения, динамики развития, отрицательного влияния на личность и воинский коллектив позволило разработать систему воспитательных воздействий для предупреждения и пресечения конфликтов в воинских кол­лективах.

Большое внимание в поенной социальной психологии уде­ляется разработке проблемы группы с отрицательной направ­ленностью внутри коллектива, подрывающего единство пос­леднего, отвлекающего его усилия от основных целей деятель­ности.. Изучаются роль искаженной ориентации как группообразующего фактора, структура такой группы, поведение ее лидера, исполнителей и отверженных, роль внешней поддерж­ки в зарождении подобной группы и специфика межличностных отношений ее членов. Социально-психологическая топография этого. явления позволила разработать систему мер по пере­ориентации такой группы, нарушению деспотических межлич­ностных зависимостей внутри отрицательно направленной мик­рогруппы, включению ее членов в активную общественно зна­чимую деятельность и т. д. Как показала экспериментальная проверка, подобные меры приводят, как правило, к весьма эффективным результатам в борьбе с групповщиной, круговой порукой и другими негативными явлениями.

Объектом изучения для военной социальной психологии яв­ляется также буржуазная армия как особая организованная и вооруженная общность исполнителей воли господствующего класса, создаваемая с целью ведения агрессивных войн. Со­циально-психологический подход к ее изучению позволяет вы­членить специфику установок, стремлений, мнений, настрое­ний, без выявления которых трудно вскрыть сильные и слабые стороны этой армии. Прежде всего изучаются черты и особен­ности солдат и офицеров, обусловленные классовой принад­лежностью военнослужащих империалистической армии, а так­же особенности, обусловленные усвоенными идеологическими и нравственными стереотипами, политическими штампами. Большую практическую значимость имеет анализ националь­но-психологических особенностей личного состава различных армий и обусловленных ими стереотипов поведения, боевой деятельности. В результате этого анализа выявляются харак­терные реакции на боевые раздражители, специфика поведения в ситуациях современного боя, в несправедливой войне. Полу­ченный таким образом на основании определенных программ обобщенный материал о конкретном противнике представляет серьезную ориентировочную основу для соответствующей рабо­ты в реальных условиях, и прежде всего для изучения мораль­но-политического состояния и боевых возможностей против­ника.

В военной социальной психологии осуществляются исследо­вания широкого круга проблем. Повышение роли морального фактора в войне, как это определено марксистско-ленинским учением о войне и армии, роль и размах военных социально-психологических исследований будут расти, а их выход в практику будет способствовать укреплению оборонной мощи Советских Вооруженных Сил.

Н. В. Кучевская

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...