Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

16 билет. Мое отношение к произведениям М.М.Зощенко (авторы и произведения по выбору экзаменуемого).




16 билет. Мое отношение к произведениям М. М. Зощенко (авторы и произведения по выбору экзаменуемого).

Немного биографии.

Биография замечательного русского писателя Михаила Михайловича Зощенко насыщена разнообразными событиями. В 20 лет ушел добровольцем на Первую мировую войну. Был ранен, четырежды награжден. После февральской революции, при Временном правительстве, работал начальником почт и телеграфов.

Судьба не раз испытывала этого человека. Он был и пограничником, и командиром пулеметной команды, и секретарем полкового суда. Демобилизовавшись, он попробовал себя в роли писателя. Богатый жизненный опыт пригодился, стал материалом его сатирических рассказов.

Ответ.

Я не знакома с творчеством М. М. Зощенко в полной мере, но произведения, которые я прочла не оставили меня равнодушной. Он, как и многие другие люди, имел свои взгляды на мир, на взаимоотношения людей в обществе, на поведение людей в различных критических ситуациях. Он большую часть своей жизни посвятил именно изучению человеческого нрава и культуры. Главные герои сатирических произведений М. М. Зощенко — обычно простые и недалекие люди. Они являются пешками в обществе, то есть относятся к низшему слою иерархической структуры и обычно не имеющие сильного влияния в социуме. Такими людьми очень легко управлять, ведь они не способны подстроить ситуацию под себя и получить от нее выгоды. Именно поэтому, мне кажется, М. М. Зощенко, с помощью своих произведений, хотел показать нам, что люди советского времени похожи на марионеток. Подобно марионеткам, которыми управляет кукловод, народом управляет советское правительство. По мнению автора, люди советского времени не способны подстраиваться под новые законы и порядки. Они слабы и беспомощны в большом обществе.

Данная проблема поднимается в рассказе Зощенко «Баня». В данном рассказе он повествует о нравах советского общества, разоблачает ужасные коммунальные порядки и сферы услуг в советской России. Также мы видим, как общество воспринимает простого человека, оно относится к нему пренебрежительно. Баня в России была совершенно непродуманным и некомфортным местом. В них свободно могли произойти кражи, совершенно нечем было мыться. Также многие люди и вовсе приходили в баню, чтобы постирать свои грязные вещи, что свидетельствует об ужасных санитарных нормах в общественных учреждениях. Помимо всего этого, автор приводит в сравнение отличные американские бани: «Туда, например, гражданин придет, скинет белье в особый ящик и пойдет себе мыться. Беспокоиться даже не будет – мол, кража или пропажа, номерка даже не возьмет». Благодаря этому произведению мы видим, насколько отстало и нецивилизованно выглядит Россия в советское время.

В произведении «Нервные люди» также поднимается проблема ужасных условий проживания людей в коммунальных квартирах. Из-за обычного недопонимания между двумя героями происходит массовая драка, вследствие чего погибает человек. Автор описывает нам простых, приземленных и примитивно мыслящих людей. Они не стремятся к какому-либо совершенству, для них драка — это единственное интересное шоу в жизни. Автор высмеивает проблему того, что многие люди не живут, а просто существуют. Они проживают свою жизнь, обращая внимание лишь только на бытовые проблемы, не развиваются, не мечтают. И многих людей устраивает такая жизненная позиция, они не готовы ничего менять. Именно об этом пытается заставить нас задуматься Зощенко.

М. М. Зощенко во многих своих произведениях пытался донести до людей, что следует изменить что-то в своей жизни, стать образованнее, не стоять на месте, стремиться достичь каких-то новых высот. Зощенко выступает за то, что люди не пешки и не марионетки в обществе. Они должны творить свой жизненный путь и судьбу сами. Зощенко также утверждает, что ценность личности для человека должна быть превыше всего. Человек должен постоянно развиваться, не останавливаться на достигнутом и не быть духовно опустошенным, а культурно развиты

 

 

17 билет. Ужасы гражданской войны на страницах М. А. Шолохова/И. Бабеля.

Исаак Эммануилович Бабель (1894—1940). Мастер малой формы - рассказа, автор нескольких циклов, из которых наиболее известны «Одесские рассказы» (1921 — 1923, опубл. 1931) и «Конармия» (1926). Яркие национальные (еврейские и казачьи) типажи, сочный юмор и отточенные бытовые описания сочетаются у Бабеля со сложной религиозной, космогонической и фольклорной символикой, призванной выразить эволюцию народного сознания в переломный период. В циклах Бабеля ведущая структурная роль принадлежит не сюжетным связям, но системе повторяющихся лейтмотивов, организующих разрозненные зарисовки в единое художественное целое.

 

Казаки-красноармейцы показаны глазами интеллигента Лютова, который постоянно чувствует и переживает свою на них непохожесть, «ущербность», неготовность всецело предаться идее, научиться казачьей жертвенности и боевой жестокости. Так, например, неспособность Лютова в рассказе «Смерть Долгушова» пристрелить умирающего конармейца, просящего его об этом, воспринимается и им самим, и его товарищамиказаками как слабость и ложный гуманизм. Бабель не щадит своих героев, подвергает сложным нравственным испытаниям, при этом сострадая им. Автор по-своему возвышает казаков, показывает цельность и силу их натур по контрасту (ключевой художественный прием «Конармии») с образованным и мятущимся Лютовым, подчиняющимся не «классовой борьбе», а нравственному закону. Примечателен в этом отношении рассказ «Мой первый гусь», в котором Лютову, чтобы доказать свою боеспособность, приходится убить... гуся себе на прокорм. Автор как бы посмеивается над никчемностью и неумелостью случайно попавшего на фронт героя.

Лютов учится у казаков, но не их «священному веселью» боя и умению быть безжалостным к врагам, а их жертвенному служению революции, их готовности не рассуждая отдать жизнь во имя будущего.

Среди произведений реалистического направления, посвященных теме гражданской войны, можно отметить тенденцию к глубинному обобщению, стремление на конкретном жизненном материале исследовать социальные и культурные причины гражданского противостояния, сущностные характеристики «красных» и «белых», «своих» и «чужих», их человеческие стороны и подчас трагические конфликты между личным и общественным, революционным долгом и нравственным законом. В очень показательной в этом отношении повести Б. А. Лавренева (1891 — 1969) «Сорок первый» (1924) основой повествования становится любовь, внезапно вспыхнувшая между пленным белогвардейским офицером Отроком-Говорухой и стрелком-снайпером Красной армии Марюткой на необитаемом островке в Аральском море. Автор сочетает романтическую и ироническую стилистику изложения, обыгрывая и хрестоматийный для классической литературы сюжет любви образованного дворянина, офицера и простолюдинки со всеми их культурными и мировоззренческими различиями, и почти библейскую ситуацию «райского блаженства» двоих влюбленных, отделенных от остального мира. При этом каждый из влюбленных остается приверженцем собственной правды о мире и революции, носителем противоположных идей и идеалов. Трагический финал, в котором Марютка убивает любимого и плачет над содеянным, свидетельствует не только о психологизме повести, но и о масштабах национального разобщения, о вытеснении частного идеологическим, а также об определенной героизации драматического нравственного выбора, совершенного Марюткой.

 

Михаил Александрович Шолохов (1905—1984) — создатель романов- эпопей, обогативший реалистическую литературу неомифологическими, фольклорными, архетипическими художественными чертами и приемами, обновивший представление о принципах эпопейного повествования, о соотношении в нем национального, социального, психологического.

Рассказывая о Донщине и казаках, Шолохов стремился разобраться в истоках глубокой народной драмы и обозначить пути построения мирной гармоничной жизни. Шолоховским героям характерен нравственный максимализм, заставляющий их участвовать в переустройстве мира. Писатель далеко не всегда делит действующих лиц на «своих и чужих», «плохих и хороших», «белых и красных», он старается объективно показать правоту или заблуждения человека. Шолохов оставляет за героями право на бунтарские поступки, на собственное мнение, на несогласие с общепринятым. В духе народной морали он не прощает черствости, эгоизма, лености, небрежения интересами других людей, долгом перед родным очагом. Обретение семьи (возвращение Григория Мелехова к сыну в «Тихом Доне», любовь Давыдова к Варе Харламовой в «Поднятой целине», усыновление Андреем Соколовым сироты в «Судьбе человека») служит у Шолохова символом духовного просветления героя, обретения надежды на возрождение. Это не отменяет трагического звучания большинства шолоховских финалов, отражающих сложность, противоречивость жизни.

«Донские рассказы» тематически и стилистически близки бабелевской «Конармии»: тот же казачий мир с его воинским культом доблести, разветвленная лейтмотивная структура, объединяющая разрозненные тексты в единый цикл, использование сказа (повествования от лица простонародного персонажа) — формы отражения народного сознания. При этом Шолохов отдает дань советской идеологии «своих» и «чужих», сталкивая старых казаков, держащихся за прежние порядки, и молодежь, отстаивающую идеалы новой социальной правды («Червоточина», «Коловерть», «Лазоревая степь», «Родинка»). Истоки гражданской войны писатель видит не только в социальном расслоении общества, но и в универсальном для всей истории человечества конфликте поколений. Автор показывает разрыв вековых патриархальных отношений, свидетельствующий о коренных сдвигах в народном мировоззрении («Родинка», «Семейный человек» и др. ). Так, Микишара из рассказа «Семейный человек», будто исповедуясь первому встречному, эгоистично оправдывает себя за убийство двух сыновей — за нарушение завета отцовского долга, завета связи поколений, осевых для казачьего мира. Герой «Родинки» показан иначе, верным казачьим традициям. Узнав в убитом им красноармейце родного сына, он сам предает себя смерти. Мотивы общественного разлада, нарушения принципа преемственности поколений уравновешиваются мотивами любви, примирения («Шибалково семя», «Жеребенок», «Чужая кровь»). Так, Яков Шибалок («Шибалково семя»), несмотря на злую волю товарищей по оружию, сохраняет жизнь новорожденному сыну, прижитому от шпионки. Кровно-родственные связи для него важней идеологической вражды.

 

В «Донских рассказах» Шолохов отображает конфликт социальных и общечеловеческих установок, при этом вольно или невольно призывая читателей следовать вневременным нравственным ценностям. Смысловым финалом цикла служит рассказ «Чужая кровь». С одной стороны, здесь утверждается советская идея о братском союзе пролетариата и крестьянства: казак Гаврила, чей сын служил и погиб в рядах белых, выхаживает после ранения продотрядника рабочего Михаила, испытывая к юноше вполне отеческие чувства. С другой стороны, в образе Гаврилы Шолоховым показаны лучшие стороны «поколения отцов»: сострадание, сочувствие, готовность подарить отцовскую любовь чужаку, принять его как своего. И сирота-продотрядник, не отступаясь от своих убеждений, проникается благодарностью к спасшим его старикам, старается помочь им по хозяйству, отплатить за добро. Он, пусть ненадолго, включается в парадигму семейно-родственных отношений, которые, по мысли автора, важнее социальных и мировоззренческих различий.

«Донские рассказы» — повествование о крушении прежнего миропорядка, о кризисе жизни, восстановление которой автор видит в следовании исконным категориям добра, взаимопонимания, работы во имя будущего.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...