Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура процесса социальной коммуникации




Г. Н.ШВЕЦОВА-ВОДКА

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ

ДОКУМЕНТА и КНИГИ

Учебное пособие

 

 

Москва Киев

«Рыбари» «Знання»


УДК 002.2(075.8)

ББК 73.031+76.110я73

Ш35

 

 

Рекомендовано Министерством образования и науки

Украины, (письмо № 1.4/18 Г-1214 от 30 мая 2008 г.)

 

Рецензенты:

С.Г. Кулешов, заведующий отделом документоведения Укра­инского научно-исследовательского института архивного дела и документоведения, доктор исторических наук, профессор;

II.П. Кушнаренко, проректор но научной работе Харьков­ской государственной академии культуры, доктор педагоги­ческих наук, профессор;

Г.В. Силкова, заведующая кафедрой документальных коммуникаций Ровепского государственного гуманитарного университета, кандидат педагогических паук, доцент

Швецова-Водка Г.Н.

Ш35 Общая теория документа и книги: учеб. пособие / Г.Н. Швецова-Водка. — М.: Рыбари; К.: Знания, 2009. — 487 с.

ISBN 978-5-93763-008-7 ("Рыбари", Россия) ISBN 978-966-346-518-0 ("Знания", Украина)

 

 

В пособии раскрываются основные теоретические вопросы общего документоведения — от определения "документа" до клас­сификации печатных изданий. Изложение учебного материала отражает авторскую концепцию, согласованную с распространен­ными представлениями о документе и книге, а также с исследова­ниями разных ученых, изучавших проблемы документоведения и книговедения. Пособие содержит теоретические материалы, соответствующие программе курса "Документоведение". Учебное пособие состоит из двух частей: "Основы теории документа" и "Книга как вид документа".

Пособие предназначено студентам, магистрантам, аспирантам и преподавателям документоведческих, книговедческих и библиотековедческих специальностей университетов и академий, библиоточно-информационных факультетов вузов культуры и искусств.

ББК 73.031+76.110я73

© Издательство Знания

ISBN 978-966-346-518-0 ("Знания", Украина)


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие..................................................................9

ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДОКУМЕНТА.....................13

Тема 1. Понятие "документ": историческое развитие его значений........ 14

1.1. Эмпирические представления о документе......... 14

1.2. Значения понятия "документ"..........................17

1.3. Происхождение термина "документ" и развитие его значений..............37

Выводы.......................................................................41

Вопросы и задания для самоконтроля.............................. 41

Тема 2. Функциональная сущность понятия "документ" 43

2.1. Понятие "информация" с точки зрения теории информационной коммуникации. Структура информационно-коммуникационной системы..44

2.2. Структура процесса социальной коммуникации 48

2.3. Понятие "социальной информации". Соотноше­ние информации и знания 49

2.4. Функциональное определение понятия "документ".............................52

Выводы.......................................................................56

Вопросы и задания для самоконтроля..............................57

Тема 3. Определение Документа IV..............................58

3.1. Определение документа в стандартах и словарях

по делопроизводству и архивному делу..............58

3.2. Современные определения документа в инфор­матике (в разных сферах информационной деятельности). Документ IV как "записанная информация".................................................66

3.3. Определение документа в библиотековедении. Документ как объект библиотечного дела......74

Выводы.......................................................................80

Вопросы и задания для самоконтроля..............................81

Тема 4. Функции, свойства и признаки документа.........82

4.1. Понятие "функции документа". Главная (сущ­ностная) функция документа и производные от нее.........................................................83

4.2. Другие общие функции документа. Понятие специальных и конкретных функций доку­ментов.............................................................87

4.3. Свойства документа........................................99

4.4. Признаки документа......................................113

Выводы......................................................................115

Вопросы и задания для самоконтроля.............................116

Тема 5. Информационная составляющая документа.....117

5.1. Концепция социальной информации................118

5.2. Структура и свойства социальной информации... 12 4

5.3. Требования к социальной информации.............130

5.4. Классификация социальной информации (ее виды)......................133

Выводы......................................................................143

Вопросы и задания для самоконтроля.............................143

Тема 6. Знаковая и материальная составляющие

Документа IV................................................145

6.1. Знаковая составляющая Документа IV.............146

6.2. Вещественная (физическая) основа Документа IV 153

6.3. Форма (конструкция) носителя информации

у Документа IV..............................................156

6.4. Структура документа.....................................158

Выводы......................................................................160

Вопросы и задания для самоконтроля.............................161

Тема 7. Классификация Документа IV........................163

7.1. Задачи и особенности классифицирования документов...................165

7.2. Классификация Документа IV по признакам, характеризующим знаковую систему записи информации...........................................168

7.3. Классификация Документа IV по признакам, характеризующим материальный носитель документа......................................181

7.4. Классификация документа по его информационной составляющей...184

7.4.1. Виды документа по сфере возникновения информации и объекту отражения..186

7.4.2. Представление о первичных и вторичных документах...................188

7.5. Классификация Документа IV по обстоятельст­вам его существования во внешней среде.......193

7.5.1. Понятия "опубликованные" и "неопубликован­ные" документы..........193

7.5.2. Документы — оригиналы и копии...................200

7.5.3. Аутентичный (подлинный) и фальшивый (поддельный) документы....202

Выводы......................................................................203

Вопросы и задания для самоконтроля.............................206

Тема 8. Документоведений как наука..........................208

8.1. Основные этапы развития и главные концепции документоведения........208

8.2. Объект, предмет и структура документоведения 215

8.3. Место документоведения в системе наук..........227

8.4. Методы документоведения..............................236

Выводы......................................................................245

Вопросы и задания для самоконтроля.............................246

ЧАСТЬП. КНИГА КАК ВИД ДОКУМЕНТА.....................247

Тема 9. Определение книги........................................248

9.1. Дифференциация понятия "книга" по особен­ностям материального носителя информации....249

9.2. Дифференциация понятия "книга" по особен­ностям знаковой формы и способа восприятия человеком....................................................252

9.3. Место книги в социальном коммуникационно-информационном процессе..............................255

9.4. Соотношение книги с документами первоначаль­ными и архивными........................................259

9.5. Соотношение понятий "документ", "книга", "издание", "произведение печати", "литература", "публикация"...............................................260

Выводы......................................................................265

Вопросы и задания для самоконтроля.............................266

Тема 10. Функции и свойства книги..............................267

10.1. Сравнение функций документа и книги............268

10.2. Сравнение свойств документа и книги..............272

10.3. Специфические функции и свойства книги.......281

Выводы......................................................................291

Вопросы и задания для самоконтроля.............................294

Тема 11. Общие понятия типологии книги.....................295

11.1. Понятие типологии книги..............................295

11.2. Способы типологического познания книги........299

11.3. Основные категории книги.............................302

11.4. Основные категории типологического познания книги.................312

11.5. Принципы типологии книги...........................316

Выводы......................................................................317

Вопросы и задания для самоконтроля............................. 318

Тема 12. Типы и жанры литературы.............................319

12.1. Понятие "типы литературы"...........................319

12.2. Типы литературы по социальному назначению..............................322

12.3. Типы литературы по дополнительным при­знакам...........................333

12.4. Жанры литературных произведений: общая характеристика..........337

12.5. Жанры политических первоисточников...........345

12.6. Жанры правовых первоисточников.................346

12.7. Жанры художественной литературы...............354

12.8. Жанры публицистической литературы............358

12.9. Жанры массово-информационной литературы... 364

12.10. Жанры мемуарной литературы.......................368

12.11. Жанры научно-исследовательской литературы... 372

12.12. Жанры научно-популярной литературы...........376

12.13. Жанры учебной литературы...........................376

12.14. Жанры производственной литературы.............376

12.15. Жанры рекламной литературы.......................383

12.16. Жанры научно-информационной литературы...383

12.17. Жанры справочной литературы......................392

12.18. Типы и жанры религиозной (духовной) литературы....................393

12.19. Жанры развлекательной литературы...............396

Выводы......................................................................398

Вопросы и задания для самоконтроля.............................399

Тема 13. Виды печатных изданий................................. 400

13.1. Классификация всех печатных изданий

по определенным признакам...........................403

13.2. Виды непериодических изданий......................420

13.3. Виды периодических и продолжающихся изданий...........................425

13.4. Пересмотр стандартов на виды изданий............431

Выводы......................................................................445

Вопросы и задания для самоконтроля............................. 446

Список литературы в помощь изучению курса.................447

Приложение. Возможные пути развития терминосистемы документоведения……………………457

Именной указатель......................................................472

Предметный указатель.................................................475


ПРЕДИСЛОВИЕ

Понятие "документ" является одним из наиболее распро­страненных в профессиональной деятельности специалистов документально-информационной сферы общества. О нем идет речь, когда рассматривают основные процессы, из которых со­стоит труд библиотекаря, библиографа, сотрудника научно-информационного учреждения, архива, музея и многих других социальных институтов документально-информационного обеспечения общества.

Определение и классификация документов приобретают не только научное, но и сугубо практическое значение. Обычные, бытовые представления о документе и его видах оказываются недостаточными для организации деятельности информацион­ных учреждений. Необходим научный анализ как самого по­нятия "документ", так и тесно связанных с ним понятий, обо­значающих процессы и операции создания, обработки и использования документов в разных сферах общественной де­ятельности.

Поэтому в наше время большое значение уделяется разви­тию и преподаванию работникам сферы социальных информа­ционных коммуникаций общепрофессиональной дисциплины

"Документоведение", способной обеспечить единство в реше­нии многих вопросов, связанных с определением, классифика­цией и характеристикой документов.

Обязательной вводной частью документоведения должен быть раздел "Основы теории документа". Общая теория доку­мента активно развивается в настоящее время, существуют разнообразные подходы и взгляды относительно многих науч­ных понятий, терминов, концепций документоведения. Одна из задач учебной дисциплины "Документоведение" — познако­мить с ними студентов, помочь определить наиболее приемле­мые, обоснованные концепции, сделать соответствующие вы­воды. Именно основы теории документа являются наиболее общим содержанием данной дисциплины, необходимым для обучения не только библиотекарей-библиографов, но и студен­тов других специальностей.

Весомой составляющей основ теории документа является типология документа. Типология — это "учение о типах", а также об определении главных понятий (категорий), которые касаются документа и его видов; о разных способах классифи­кации документов; о соотношении между разными видами до­кумента и др.

Для библиотековедения и библиографоведения важно так­же определить соотношение категорий "документ" и "книга", возможности их применения относительно явлений, с которы­ми имеет дело библиотекарь или библиограф. Поэтому второй частью курса является раздел "Книга как вид документа". По­строение второй части курса в известной степени соответствует построению первой части — от общего к частному.

Следует отметить, что характеристика книги с позиций до­кументоведения нужна также всем работникам, связанным с информационным обеспечением общества, потому что именно в книге (согласно ее трактовке, принятой в данном пособии) находится наибольший объем общедоступной информации.

Содержание пособия ограничено главными теоретическими вопросами документоведения: от определения документа до классификации печатных изданий. Безусловно, за пределами пособия остается множество проблем, как теоретических, так и сугубо практических, касающихся характеристики отдельных видов, типов, жанров документов. Автор осознает, что данное пособие освещает далеко не все вопросы документоведе­ния. Даже характеристика книги здесь не полна, поскольку в пособии отсутствует характеристика нетекстовых произведе­ний печати и других видов изданий, кроме печатных (в част­ности, электронных, аудиальных, экранных). Но общая тео­рия документа и книги, представленная в пособии, дает возможность правильно сориентироваться во всем многообра­зии существующих документов, используя разные источники для ознакомления с ними.

Предлагаемое пособие ставит целью быть теоретическим введением к документоведению и книговедению, обеспечить единый подход к классификации документов вообще и книг в частности. Оно отражает авторскую концепцию, основанную на собственных научных исследованиях и согласованную с рас­пространенными представлениями о документе и книге, а так­же с исследованиями многих ученых, изучавших проблемы документоведения и книговедения. Пособие знакомит с дости­жениями современного документоведения, дискуссиями по до-кументоведческим проблемам, предлагает альтернативные подходы к их решению, которые должны стимулировать само­стоятельную творческую деятельность студентов. Дидактичес­кий потенциал пособия заложен в последовательности изложе­ния материала (от общих вопросов к частным), его делении на конкретные темы, наличии выводов, вопросов и заданий для самоконтроля по каждой теме.

Данное издание представляет собой перевод учебного посо­бия "Документоведение", вышедшего на украинском языке, с некоторыми изменениями и дополнениями. Измененное на­звание больше соответствует его содержанию, в котором отра­жено не все документоведение, а только его вводная часть. От­сутствие детальной характеристики отдельных видов докумен­тов в данном пособии объясняется необходимостью создания системы документоведческих учебных дисциплин и их соот­ветствующего учебно-методического обеспечения. На самосто­ятельный статус заслуживают такие учебные дисциплины, как "Управленческое документоведение", "Электронное доку­ментоведение", "Кинофотофонодокументоведение" и другие, посвященные разным видам документов. Кроме перечислен­ных, в этой системе должны быть и такие учебные дисципли­ны, как "Социальные коммуникации", "Документный ресурс", "Документные потоки и массивы" и т. п.


Часть I

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДОКУМЕНТА

Тема 1

ПОНЯТИЕ "ДОКУМЕНТ": ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЕГО ЗНАЧЕНИЙ

Понятие "документ" в наше время является наиболее рас­пространенным в науках, изучающих разные способы хране­ния и передачи в обществе знания (или информации). Сущест­вует множество определений документа, которые зафикси­ровали представления о нем.

Прежде всего, считаем нужным рассмотреть эмпирические представления о документе, исторические корни термина "до­кумент" и постепенное развитие его значений до XX в.; обоб­щить имеющиеся в литературе определения документа; пока­зать соотношение между существующими в наше время значениями понятия "документ".

1.1. Эмпирические представления о документе

Эмпирические представления возникли как следствие или как итог наблюдений, как обобщение многих реальных явле­ний, но не как следствие теоретического познания, для которо­го нужны определенные методологические принципы, теория, которая бы объясняла смысл и происхождение явления.

Эмпирически документ представляется, во-первых, как оп­ределенная вещь, как "материальный объект" или "субстанци­альный" (вещественный, в отличие от энергетического) носи­тель информации. Иначе говоря, документ — это вещь, которую можно увидеть, к которой можно прикоснуться или ощутить другими органами чувств.

Во-вторых, документ — это такая вещь, которая несет в себе некую информацию, то есть может что-то (какие-то сведения, знания) передать тому, кто будет знакомиться с документом, изучать его, читать или иным образом "потреблять информа­цию". Документ прежде всего нужен человеку именно для того, чтобы ознакомиться с этой информацией.

С другой стороны, документ создается человеком (точнее — об­ществом) для того, чтобы сохранить определенное знание во вре­мени и передать его другим людям (потребителям информации).

Для того, чтобы передать информацию с помощью докумен­та, человек использует разные средства. Во-первых, выбирает материальные объекты, вещи, которые могут быть "вещест­венным носителем" информации. Во-вторых, устанавливает, каким способом можно "закрепить информацию" на данном носителе. В-третьих, разрабатывает способы извлечения ин­формации из этого носителя.

Все эти свойства документа отражаются в его определениях. Например, в таких: "документ — материальный объект, содер­жащий информацию в закрепленном виде"; "документ — ма­териальный объект, содержащий закрепленную информацию, специально предназначенный для ее передачи в пространстве и времени и используемый в общественной практике"; "доку­мент — материальный объект, содержащий информацию в за­фиксированном виде и специально предназначенный для ее передачи во времени и пространстве"; "документ — матери­альный объект, содержащий закрепленную информацию и специально предназначенный для ее передачи и использова­ния"1; "документалистика толкует документ в широком плане как информацию, зафиксированную на материальном носите­ле..."; документ — это "информация, закрепленная на носите­ле, позволяющем осуществлять ее передачу.... Документ — это воплощенная в физической форме информация".

Некоторые ученые в определениях документа подчеркива­ли, что он создается и используется именно человеком, то есть обществом, и поэтому содержит не любую информацию, а именно "социальную", или "нооинформацию". Например: "до­кумент — это любой материальный носитель, на котором чело­веком зафиксирована (закреплена) социальная информация"4; "документом считается любая зафиксированная в пространс­тве и во времени нооинформация (информация, созданная че­ловеческим разумом; в отличие от информации, зафиксиро­ванной в явлениях природы, биологии и т. п.)"5; "документом считается любая нооинформация (информация, созданная че­ловеческим разумом, в отличие от информации, зафиксиро­ванной в явлениях неживой природы, или биологии), зафикси­рованная на специальном вещественном носителе в целях ее использования, передачи и хранения. Форма и способ фиксации здесь допускаются любые, то есть на бумаге, пленке, в виде ко­декса, ленты, диска и т. п."6 (Выделено автором). По отноше­нию к двум последним определениям следует заметить: социальная или нооинформация, которая передается в обществе, то есть от человека к человеку, может быть зафиксирована не только "на специальном вещественном носителе", но и на пред­метах, принадлежащих к сфере неживой природы (например, камнях в минералогическом музее), и даже на представителях живой природы (животных в зоопарке). Утверждение о том, что "форма и способ фиксации здесь допускаются любые", оп­ровергается следующим перечнем, который свидетельствует о том, что имеются в виду материалы и формы носителя инфор­мации, приспособленные только для записи информации.

Безусловно, уточнения относительно того, что документом передается социальная или нооинформация, верны, но в дейс­твительности они ничего не меняют в упомянутой выше трак­товке документа, потому что в любом случае имеются в виду именно такие материальные объекты, которые используются для передачи нооинформации (как информации, доступной только человеческому разуму) или "социальной информации", если ее понимать как любую информацию, которая создается и передается в человеческом обществе.

Наряду с такими определениями "документа", которые охва­тывают очень широкий круг явлений, существуют и другие толкования, связывающие понятие "документ" с определен­ными ограничениями его материальной или знаковой формы, а также функций.

1.2. Значения понятия "документ"

Анализ множества разнообразной литературы, касающейся толкования значения понятия "документ", позволяет сделать вывод о том, что для разных ученых, в разных контекстах, раз­ных науках понятие "документ" имеет разный объем. Объем понятия — это класс обобщенных в понятии предметов. Объем понятия взаимосвязан с содержанием понятия, то есть сово­купностью (обычно существенных) признаков, по которым проведено обобщение и выделение предметов в данном поня­тии.

Разные значения понятия "документ" имеют общее основа­ние: самое широкое значение поглощает, охватывает все дру­гие, менее широкие. Иначе говоря, соотношения между разны­ми значениями понятия "документ" строятся по "принципу матрешки": каждое более широкое значение поглощает менее широкое (рис. 1.1).

  Документ I — любой материальный (субстанциальный) объект используемый для передачи информации в обществе  
  Документ II — предмет материальной культуры человечества (любой материальный объект "второй природы")
  Документ III — созданный человеком материальный объект, специально предназначенный для передачи зафиксированной в нем информации в обществе Документ IV — любая запись информации  
  Документ V — запись, являющаяся непосредственным результатом определенной деятельности и свидетельствующая о ней  
Документ VI — запись, содержащая сведения о юридическом факте  
Документ VII — запись о юриди­ческом факте, имеющая необходи­мый набор элементов засвидетель­ствования  
Документ VIII — запись о юридическом факте, удостоверяющая личность  
             

 

Рис. 1.1. Соотношение разных значений понятия "документ"

Чтобы показать это, обозначим разные значения понятия "документ" таким образом: Документ I, Документ II, Доку­мент III, Документ IV, Документ V, Документ VI, Документ VII, Документ VIII. Что же означает понятие "документ" в раз­ных значениях?

Документ I — наиболее широкое значение, охватывающее все остальные. Это любой материальный (субстанциальный) объект, как искусственный, так и природный, который может быть использован для передачи информации в обществе. Для этого он должен быть включен в определенное собрание или коллекцию. К таким документам относятся не только произве­дения письменности или другие документы, в которых инфор­мация "записана" тем или иным способом, но и любые вещи, предметы, которые могут быть представлены в музеях, на вы­ставках и т. п. В объем понятия Документ I включают даже представителей живой природы — в том случае, если они ис­пользуются для передачи знаний (информации) о них. Дефи­ницию Документа I сформулировала, например, Сюзанна Брие, бывшая вице-президентом Международной федерации по до­кументации: это — "всякое свидетельство — конкретное или символичное, закрепленное или зарегистрированное, служа­щее для представления, воспроизведения или доказывания оп­ределенного физического или интеллектуального явления". Она дала также широко известный комментарий к этой дефи­ниции: "Является ли документом звезда? Или камень, обто­ченный струями воды? Нет. Но документами являются фото­графии и каталоги звезд, камни в минералогическом музее, животные, описанные в каталоге и выставленные в зоологи­ческом парке"1.

Второе по объему понятия значение — Документ II — охва­тывает также разнообразные материальные объекты, за ис­ключением объектов естественного происхождения. Документ II — это предмет материальной культуры человечества или лю­бой материальный объект так называемой второй природы, со­зданной человеком. Это — вещи, свидетельствующие об уме человека, об уровне развития человеческой цивилизации. В та­ком значении понятие "документ" использовал, например, не­мецкий пропагандист идей документации Отто Франк2.

Документ III — это материальный объект, созданный чело­веком специально для передачи информации в обществе. Из разнообразных произведений человеческих рук и мышления к объему понятия Документ III принадлежат лишь такие, кото­рые создавались именно для передачи определенных знаний, чувств, представлений человека. Это, кроме разнообразных форм "записи информации", еще и трехмерные произведения изобразительного искусства (скульптуры, архитектуры), а также модели, макеты, муляжи, наглядные пособия и другие подобные объекты.

Документ IV — это материальный объект, в котором зафик­сирована любая запись информации, выполненная любым раз­работанным человеком способом. Записью называют, прежде всего, письменную фиксацию слов (естественных языков) лю­быми знаками. Но записью является и любая фиксация инфор­мации графическими знаками, в том числе и музыкальными — нотами, и знаками, изображающими предметы (изобрази­тельными), и знаками, условно обозначающими определенную территорию (картографическими). С развитием техники раз­нообразие записей увеличилось благодаря возможностям не "ручных", а опосредованных техническими средствами запи­сей звука (в том числе устной речи, музыки, шумов и т. п.); фо­тографических "записей" изображений; кинематографических записей движущихся изображений и звука и т. п. Записью ин­формации является также ее фиксация электронно-вычисли­тельной машиной на разнообразных носителях и разными спо­собами, обусловленными техническими характеристиками применяемой для записи электронно-вычислительной техни­ки.

Понятие "запись информации" является достаточно широ­ким и охватывает разные способы записи. Вместе с тем, оно еще не определено достаточно четко. Например, не ясно, мож­но ли считать "записанными" произведения живописи в ориги­нале.

Некоторые авторы распростаняют понятие "записанная информация" на все материальные объекты, которые могут использоваться для передачи информации в обществе. Напри­мер, Наталья Николаевна Кушнаренко считает, что определение документа как записанной информации "позволяет при­числить к документам все материальные объекты, которые могут быть использованы для передачи информации в обще­стве (включая экспонаты музеев, архитектурные памятники, образцы пород и т. п.)"1. На наш взгляд, такая трактовка по­нятия "документ" возможна только в том случае, когда в его определении нет указания на способ фиксации информации (то есть на "запись"); тогда объем понятия "документ" равняет­ся значению Документа I.

Краткая дефиниция Документа IV звучит так: "Записанная информация". Нет необходимости доказывать, что запись ин­формации может быть осуществлена лишь человеком, разрабо­танным человеком (точнее, обществом) способом. Именно это значение понятия "документ" принято как главное во многих трудах, посвященных информационной деятельности. Оно было закреплено в международном стандарте "ИСО 5127-83. Документация и информация. Словарь": это "записанная ин­формация, которая может использоваться как единица в документационном процессе". Такое определение не означает, что документ перестал быть "материальным объектом". Оно толь­ко подчеркивает, что информация в таком документе сущест­вует в виде записи. Этот вывод подтверждается и следующей редакцией международного стандарта ИСО 5127, где документ определяется как "записанная информация или материаль­ный объект, который может рассматриваться как единица в документационном процессе"2.

В объем понятия Документ IV не включаются трехмерные произведения искусства (скульптуры) и трехмерные нагляд­ные пособия, а также другие произведения материальной куль­туры человечества и природные объекты.

Именно Документ IV является тем значением понятия "до­кумент", которое используется в библиотечном деле, в библио­графической и научно-информационной деятельности, в архив­ном деле.

Документ V — это такая запись информации, которая явля­ется "остатком" (или непосредственным результатом) опреде­ленной человеческой деятельности и свидетельствует о ней. К объему понятия Документ V относят, прежде всего, материалы деятельности государственных учреждений, общественных организаций, должностных лиц, а также другие документы, создаваемые в процессе административной или производствен­ной деятельности. За пределами понятия документа в этом зна­чении остаются материалы, описывающие ту деятельность, которая изучается историком, но создаваемые вне ее. Такое по­нимание документа является относительным, характерным именно для исторической науки.

Объем понятия Документ V может изменяться в зависимости от того, какой вид деятельности изучается историком. Напри­мер, при изучении деятельности государственного учреждения документами считаются его планы, отчеты, протоколы заседа­ний и т. п., а недокументальными материалами — научные ис­следования об этом учреждении, публицистические статьи, учебные пособия, воспоминания, описывающие эту деятель­ность. Но при изучении деятельности ученого, автора научных трудов, учебных пособий именно они (научные исследования, учебные пособия и т. п.) будут рассматриваться как докумен­тальные материалы, если они являются произведениями этого лица; при изучении деятельности писателя такими будут его произведения, принадлежащие к художественной, публицисти­ческой, научно-популярной или другой литературе.

Документ VI — это такая запись, которая не только создается в процессе определенной деятельности, но и обязательно содер­жит сведения о юридических фактах. Юридическими фактами считают предусмотренные законом обстоятельства, являющие­ся основанием для возникновения (или видоизменения, прекра­щения) конкретных правоотношений. Правоотношения — это отношения между отдельными личностями (или лицами и уч­реждениями), которые определяют их права и обязанности, правила поведения в обществе. Правоотношения закрепляются в договорах, соглашениях, административных актах и других официальных письменных документах, направленных на регу­лирование общественных отношений. Документом в значении Документа VI уже нельзя называть научные труды или худо­жественные произведения.

Документ VII — это запись о юридических фактах, имею­щая необходимый набор засвидетельствований. Например, протокол заседания, в котором нет подписей председателя и секретаря, уже не считается документом в таком понимании. Для разных видов документов (в этом значении) нужны разные формы засвидетельствования: подписи должностных лиц, пе­чати, специальные бланки документов и т. д. Даже внутренняя форма записи, наличие и последовательность тех или иных сведений имеет определенное значение при установлении сте­пени "документальности" таких материалов. Особенности под­готовки и оформления таких документов изучают в курсах де­лопроизводства.

Наконец, в значении Документа VIII документом считается только такая запись о юридическом факте, которая удостове­ряет личность. Документы, принадлежащие к этому значению, неоднородны. Это могут быть личные документы официально­го происхождения, удостоверяющие факты жизни граждани­на (свидетельства о рождении, браке, смерти), его обществен­ное состояние, партийную принадлежность (а также членство в разных общественных организациях), награды, права (иму­щественные, водителя) и т. п. Другой класс документов в зна­чении Документа VIII — служебные документы, удостоверяю­щие личность: служебные удостоверения, свидетельства (на командировку), доверенности (на ведение дел, представитель­ство в суде), другие мандаты. Именно в значении Документа VIII употребляют термин "документ", когда просят, например, "предъявить документы".

Это значение понятия "документ" самое распространенное в быту. Оно известно каждому человеку. На первый взгляд, оно не имеет ничего общего с Документом I или с Документом IV, но оказывается, что определенные общие черты у них есть. Безусловно, за пределами понятия Документ VIII остается мно­жество таких материальных объектов, которые в других зна­чениях тоже считаются документами.

С точки зрения любого значения понятия "документ" все, что не входит в объем этого понятия, не может считаться доку­ментом. Так, исходя из объема понятия Документ I, документами нельзя считать: 1) невещественные (точнее, незакреп­ленные на вещественном материале) объекты (например, представление на сцене, радиопередачу, телерепортаж в пря­мом эфире и т. п.); 2) материальные объекты, невключенные в собрание или коллекцию с целью их экспонирования и исполь­зования для передачи некоторого знания (например, камни в горах, а не в музее); 3) материальные объекты, не имеющие вербального (словесного) сопровождения, хотя бы в виде эти­кетки, которая должна зафиксировать название объекта и дру­гие сведения о нем.

Взаимосвязь между разными значениями понятия "доку­мент" можно показать как дихотомическое деление объема понятия, то есть деление на две части: класс предметов, имею­щих определенный признак, выбранный как основание деле­ния, и класс предметов, не имеющих этого признака.

Все, что не входит в понятие "документ" на той или иной ступени деления, считается недокументом (или не считается документом). На каждой ступени деления не признается ника­ких других документов кроме того, который определяется дан­ной ступенью (рис. 1.2).

Схема показывает, что:

1) все значения Документа имеют общую основу (или стер-

2) каждое из значений Документа отличается объемом по­нятия (то есть тем, какие явления принадлежат к объему поня­тия Документ в данном значении, а какие — нет);

3) каждое значение Документа можно сопоставить с другим, показать, в чем они совпадают и чем отличаются;

4) постепенное сужение объема понятия Документ связано с увеличением количества явлений, которые не считаются доку­ментом.

Тот, кто считает документом только Документ VIII, отрица­ет применение термина "документ" к другим явлениям, напри­мер, в значении Документ IV; тот, кто считает документом только Документ VII, отрицает возможность называть "доку­ментом" Документ VI и т. д. Такие примеры случаются не толь­ко в повседневной жизни, но и в науч<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...