Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационная составляющая документа




 

Информационная составляющая является непременной со­ставной частью документа, или его атрибутом (неотъемле­мым свойством объекта). Поэтому неправильно представлять документ только как материальный, физический объект. До­кумент всегда является информационным объектом. В связи с этим характеристике информации в документоведении уде­ляется значительное внимание.

В документоведческих исследованиях используют разные эпитеты, характеризующие информацию. В частности, доку­ментальная информация — это информация, которая пере­дается с помощью документа, когда документ служит каналом коммуникации. Но существуют и другие значения прилага­тельного "документальный". Например, Н.Н. Кушнаренко по­нятие "документальная информация" объясняет так: "Инфор­мация, основанная на документе(-ах), подтвержденная документом(-ами)". Документную информацию она понима­ет как "информацию, содержащуюся в документе". Ею выде­ляется также понятие информация документа, которая со­стоит из "документной информации" и "информации на документе". Последняя — это "автографы, различные помет

ки авторов или выдающихся личностей на документе, резолю­ции, подписи, печати, штемпели библиотек, архивов, музеев, информационных центров и т. п., свидетельствующие об осо­бых обстоятельствах бытования документа во времени и про­странстве"1.

Государственным стандартом Украины ДСТУ 2732:2004 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения понятий" предлагается следующее определение понятия доку­ментная информация: "Вся информация документа (содер­жание, отпечатки печатей, штампов, регистрационные номе­ра, резолюции, подписи, другие реквизиты и служебные отметки, а также маргиналии, филиграни, элементы бланка и защиты)"2. Очевидно, понятие "документная информация" приравнивается здесь к понятию "информация документа". Отдельно определяется "содержание документа" — как "ин­формация в документе, потребность зафиксировать которую — основная цель его создания". Вообще нужно отметить, что терминология документоведения еще не устоялась, существу­ют разные трактовки одних и тех же терминов и синонимичес­кие обозначения одних и тех же понятий.

5.1. Концепция социальной информации

Современной науке известно огромное количество трудов, посвященных понятию или феномену информации3. Относи­тельно их содержания можно сделать вывод из названий разде­лов указателя литературы об информации: 1. Точные и естест­венные науки об информации; 2. Информация как предмет познания социо-гуманитарных наук; 3. Дисциплины докумен­тально-коммуникационного цикла об информации; 4. Фило­софское осмысление феномена информации; 5. Наступление эры информационной цивилизации. В данном учебном посо­бии не ставится задача рассмотреть все перечисленные труды. Обратим внимание лишь на концепции, наиболее существен­ные для определения социальной информации как атрибута документа.

Известно, что сформировались определенные подходы отно­сительно определения понятия "информация". Обычно их на­зывают атрибутивной и функционально-кибернетической концепциями информации1. Но в действительности их намно­го больше.

Атрибутивная концепция — это трактовка информации как неотъемлемого внутреннего свойства всех естественных и социальных систем. Она делится на два подхода. Первый озна­чает признание так называемой "структурной информации", которая составляет внутреннее достояние любой системы, меру ее организации, присущую ей при любых условиях. Второй провозглашает трактовку информации как "относительной", свидетельствующей о взаимодействии определенных объектов и возникающей как его результат2. Именно во втором значении информация определяется как "отраженное разнообразие", характеризующее перенесение определенной упорядоченности (структуры, формы) от одного объекта к другому. Согласно этой концепции информация возникает в определенном объек­те в результате отражения в нем структуры (формы, состояния) другого объекта (системы, процесса). Понятия "структурной" и "относительной" информации не являются видами информа­ции, они лишь свидетельствуют о разном понимании самого феномена информации.

Выражением атрибутивного подхода к информации вообще как явлению, присущему любым объектам живой или нежи­вой природы, творениям человеческих рук или разума являет­ся ее деление на такие виды:

1. Элементарная информация — возникающая в неживой природе и характеризующая процессы отражения в ней (ее разновидности: механическая, химическая, электрическая, электромагнитная, оптическая, электронная).

2. Биологическая информация — возникающая в живой природе (разновидности: генетическая, физиологичная, сен­сорная, зоокоммуникационная).

3. Социальная информация — та, что возникает в челове­ческом обществе, передается в процессе коммуникации между людьми (синонимы: семантическая, семиотическая).

Признак, используемый в этом делении, — по природе сиг­налов, которыми передается информация, и сферам ее бытова­ния.

Особое место занимает машинная информация, которая передается и воспринимается техническими устройствами. Считают, что она является одновременно элементарной и соци­альной.

Данный перечень деления информации на типы (или виды) характерен, прежде всего, для трактовки информации как от­носительной, свидетельствующей о взаимодействии разных объектов. "Социальная информация" здесь — лишь одна из разновидностей информации, выделяющихся "по сфере воз­никновения"1 или "по типу отражательных процессов, соот­ветствующих разным уровням организации материи"2.

Функционально-кибернетическая концепция связывает существование информации с самоуправляющимися система­ми: техническими (машинами), биологическими (живыми ор­ганизмами), социальными (обществом). Сторонники этой кон­цепции не признают существования информации в неживой природе. Согласно этой концепции информация трактуется как содержание сообщения, связанного с управлением; как со­держание сигнала, имеющего синтаксическую, семантичес­кую и прагматическую характеристики.

Существует еще концепция социальной информации, ха­рактеризующая ее не как один из видов информации, а как единственный объект теории социальной информации, изуча­ющей информационные процессы в обществе. Согласно этой концепции информация может быть только социальной, сле­довательно, термины "информация" и "социальная информа­ция" используются в данном случае как синонимы. Социаль­ная информация понимается как информация, передающаяся в обществе в процессе общения людей, то есть в социальной ин­формационной коммуникации. Подается она в форме знаков, понятных членам общества и способных изменять их знания.

Наличие разнообразных подходов к определению и пони­манию информации позволяет сделать вывод, что понятие "информация" — лишь средство познания в пределах инфор­мационно-коммуникационного подхода, согласно которому информация не существует в объективной действительности, не зависящей от субъекта познания1. Такой подход назван Ар­кадием Васильевичем Соколовым "методологической трак­товкой" информации, в соответствии с которой информация — это "инструментальное понятие информационного подхода, содержание и объем которого переменны и зависят от изучае­мых коммуникационных и организационных явлений"2. Со­гласно методологическому информационному подходу поня­тие "социальная информация" свидетельствует лишь о "движении идеального в обществе"; соответственно, информа­ция не существует в виде материальных объектов.

Рассмотрев разные концепции социальной информации, Юрий Николаевич Столяров пришел к выводу, что "информация в строгом, онтологическом смысле — это семантическое преобразование отражения реальности субъектом", и потому "информация представляет собой субъективную реальность, то есть она реально существует лишь в сознании субъекта, в процессе восприятия им сигналов, поступающих из внешней среды или в результате саморефлексии". Однако, по мнению Ю.Н. Столярова, одновременно существует "метонимическая трактовка информации". Метонимия — это замена одного сло­ва другим, смежным по одному из его признаков. Метоними­ческий подход заключается в переносе словесного обозначения одного предмета или явления на другое. При таком подходе слово "информация" условно используется для обозначения "знаковой формы, изобретенной человеком для выражения, закрепления и передачи информации". Только в таком пони­мании можно утверждать, что информация существует как объективная реальность1.

По мнению одного из исследователей, информация — это "система смысловых значений, функционирующих в психике человека", "информация идеальна в своей основе, поскольку совпадает с пониманием идеальности психики человека в це­лом"2. Однако это не значит, что информация не существует в действительности и не имеет объективного содержания. Укра­инская исследовательница Евгения Андреевна Медведева до­казывает, что в онтологическом аспекте сущность информации заключается в выявлении структурно-функционального (смыс­лового) разнообразия объективной реальности, существующей вне сознания человека3.

Одним из наиболее подходящих для сферы библиотечно-ин-формационной деятельности является определение информации, данное Феликсом Семеновичем Воройским в "Российской библиотечной энциклопедии": "Информация — это сведения или данные, объективно отражающие разные стороны и эле­менты окружающего мира и деятельности человека на опреде­ленном этапе развития общества, представляющие для него не­который интерес и материализованные в форме, удобной для использования, передачи, хранения и/или обработки (преобра­зования) человеком или автоматизированными средствами".

Для практической деятельности социальных информацион­ных систем, а также их теоретического познания, есть необхо­димость в определенном обозначении того, что является объек­том деятельности и познания. Существует потребность в одновременном понимании информации как явления, су­ществующего в объективной действительности и не зави­сящего от сознания субъекта познания, а также существую­щего в субъективной реальности, в сознании человека. С этой точки зрения информация определяется как "сведения, предназначенные для передачи в процессе социальной ком­муникации" или как "знания, рассматриваемые в аспекте коммуникации". При этом "знания" трактуются не только как научно достоверный идеальный образ реального мира, но и как любые результаты познания, эмоции, волевые побуждения, верования и другие элементы общественного сознания. Выска­зывание "предназначенные для передачи" тоже понимается не дословно, потому что некоторые сведения (знания) субъектив­но не всегда предназначены для передачи другим людям или предназначены для передачи лишь ограниченному кругу лиц, но они тоже могут быть названы информацией (тайной, секрет­ной или "ограниченного распространения").

Следовательно, во многих случаях при исследовании фе­номена информации и использовании понятия "информация" существует потребность в онтологическом понимании инфор­мации как явления, существующего в объективной действи­тельности. Осознавая условность такого подхода, нужно все же признать его необходимым.

Онтологический подход к социальной информации позво­ляет, прежде всего, определить ее структуру и свойства.

 

5.2. Структура и свойства социальной информации

Социальная информация имеет смысловую и формальную структуру. С точки зрения смысловой структуры социаль­ная информация приравнивается к понятию "знания". Знания делят на концепции, методы и факты1.

Концепции — это системы взглядов на те или иные явле­ния, теоретические конструкции, идеи. Концепции произво­дятся в процессе абстрактного логического мышления для объ­яснения наблюдаемых фактов; определения взаимосвязей между фактами, их признаками и ситуациями; выработки ди­ректив, управляющих деятельностью людей, или определения законов деятельности природы, общества и мышления.

Методы — это совокупность приемов, технологий в сфере научно-исследовательской и производственной деятельности или в сфере быта человека.

Факты — это конкретные данные об объектах, событиях, явлениях, которые реально существовали или существуют в данное время. В содержании социальной информации отмеча­ется их наличие, качественные и количественные характерис­тики.

Следовательно, социальная информация с точки зрения смысловой структуры — это описание в определенной знако­вой системе концепций, методов и фактов.

С точки зрения формальной структуры социальная ин­формация — это совокупность знаков. Внешний вид знаков, их форма (или "план выражения") всегда предусматривают оп­ределенное значение (смысл), соответствующее тому или ино­му знаку ("план содержания"). Взаимосвязь между планом вы­ражения и планом содержания называется семантической связью и является предметом исследования семантики как составной части науки семиотики. Семантическая связь меж­ду формой и содержанием знаков всегда присуща социальной информации, поэтому ее называют семантической информа­цией. Чаще всего формой выражения социальной (семантичес­кой) информации является естественный язык.

Некоторые авторы считают, что не вся социальная инфор­мация является семантической, а только та ее разновидность, которая выражена вербальными (словесными) языковыми знаками. Тогда социальную информацию делят на "семанти­ческую" и "эстетическую"1, но это деление недостаточно обо­сновано. На наш взгляд, семантической следует считать всю социальную информацию, независимо от вида и характера зна­ков, которыми она передается, потому что она всегда имеет оп­ределенный смысл (содержание), воспринимаемое человеком, а не только внешнюю форму.

Свойства социальной информации тоже разными автора­ми определяются по-разному2. На наш взгляд, следует выде­лять такие свойства социальной информации:

1) осмысленность;

2) неотрывность от материального носителя;

3) знаковый (семиотический) характер;

4) семантический характер;

5) относительная независимость плана содержания от пла­на выражения;

6) целенаправленность;

7) ценность;

8) новизна;

9) старение;

10) дискретность;

11) непрерывность;

12) кумулятивность;

13) способность к рассеиванию;

14) повторяемость;

15) способность к росту;

16) способность к многократному использованию, сохране­ние информации при ее передаче и использовании;

17) неаддитивность;

18) некоммутативность;

19) неассоциативность.

Свойство осмысленности означает, что социальная инфор­мация является результатом осмысленного отражения дейс­твительности человеком. Это свойство обусловлено тем, что в процессе социальной информационной коммуникации комму­никантом и реципиентом являются люди. Коммуникант при формировании сообщения осмысливает информацию, которая передается, а реципиент может получить информацию только в процессе ее осознания.

Свойство неотрывности от материального носителя оз­начает, что социальная информация всегда передается с помо­щью материального носителя. Носители информации могут быть разными по происхождению и физическим характерис­тикам. Различают вещественные и энергетические носители. Конечно, при "потреблении" информации материальный носи­тель остается неизменным, так же, как и знаки на нем, переда­ющие информацию. "Отчуждение" информации от материаль­ного носителя, на котором она была зафиксирована, происходит мысленно, в психике человека-реципиента, где информация получает новый материальный носитель, принципиально от­личающийся от носителей информации, существующих вне человека. Информация (точнее, знаки, ее фиксирующие) мо­жет быть также перенесена с одного материального носителя на другой, оставаясь при этом неизменной по содержанию.

Знаковый (семиотический) характер информации озна­чает, что она всегда фиксируется и передается с помощью знаков. Знаки могут быть разными, но чаще всего они принадле­жат к знакам естественного языка. Знаки, используемые в социальной коммуникации, должны быть понятными членам

общества.

Семантический характер информации связан с предыду­щим свойством, вытекает из нее, потому что каждый знак име­ет определенное значение, или семантику. Наличие смысла, значения, содержательности — обязательное свойство соци­альной информации.

Относительная независимость плана содержания от плана выражения означает, что одно и то же содержание мо­жет быть зафиксировано разными знаками: в виде текста, схе­мы, рисунка, графики и т. п. Кроме того, одно и то же явление или процесс, объект могут исследоваться разными науками, следовательно, информация о них будет подана по-разному, "языками" разных наук.

Свойство целенаправленности — это способность приво­дить к определенному результату, к определенной цели. Соци­альная информация всегда направлена на достижение опреде­ленной цели: влияния на индивидуальное или общественное сознание; влияния на поведение человека, социальных групп или общества в целом. Информация влияет на все сферы жиз­недеятельности человека.

Ценность информации связана с ее способностью содей­ствовать достижению определенных целей. Она происходит от предыдущего свойства — целенаправленности. Ценность ин­формации проявляется при ее сопоставлении с потребностями реципиента и с целью передачи (или получения) информации. Ценность информации имеет противоречивый характер. Она является одновременно относительной и объективной. От­носительной — потому что она зависит от особенностей потре­бителя информации, его предыдущих знаний, его потребнос­тей (для одного потребителя определенная информация является ценной, для другого — нет). Вместе с тем ценность информации имеет объективный характер, если она, во-пер­вых, объективно отражает определенные знания, факты, зако­ны природы и общественного развития; во-вторых, отвечает задачам и содержанию определенной деятельности человека, помогает ее выполнению; в-третьих, соответствует уровню зна­ний потребителя информации, является для него понятной и, вместе с тем, новой.

Свойство новизны информации тесно связано с предыду­щим (ценностью информации). Как правило, ценной является новая информация, а новая информация — это та, которая не была известна потребителю. Социальная информация должна нести новое, неизвестное потребителю, знание. Новизна ин­формации зависит как от ее объективного содержания (если она отражает новейшие факты, новейшие знания), так и от субъективной характеристики потребителя информации (ка­кими предыдущими знаниями он владеет). Следовательно, но­визна информации может быть абсолютная и относительная.

Свойство старения информации заключается в том, что ее новизна и, соответственно, ценность со временем уменьшают­ся, потому что появляется новая информация, которая уточня­ет или отрицает, заменяет предыдущую. Старение информа­ции происходит также с потерей ее актуальности, когда она не отражает современных событий и отношений в обществе. Ста­рение информации можно проследить по показателю уменьше­ния использования того или иного источника информации при том, что сам источник не изменился.

Свойство дискретности означает возможность деления ин­формации на определенные части, то есть ее квантификации. Информация передается в виде отдельных сообщений; ее мож­но разделить на отдельные частицы (кванты информации).

Свойство непрерывности информации как будто отрицает предыдущее (то есть свойство дискретности), но в действитель­ности они совмещаются. Хотя информация состоит из отдель­ных сообщений, в сознании человека они объединяются в одно целое.

Кумулятивность означает способность информации на­капливаться, объединяться и концентрироваться так, чтобы в меньшем объеме отразить все содержание предыдущих сооб­щений. Кумулятивная информация передает их содержание в более сжатом, обобщенном, виде.

Способность к рассеиванию, распылению как будто отри­цает предыдущее свойство, но она объясняется дискретностью информации, ее противоречивым характером (одновременно дискретная и непрерывная, кумулятивная и рассеянная). Одно и то же содержание может быть отражено в разных сообщени­ях. Сообщения, касающиеся одного предмета, одной темы или отрасли знания, могут быть рассеяны по разным источникам, в пространстве и во времени.

Свойство повторяемости связано с предыдущим, потому что одна и та же информация может повторяться в разных со­общениях, в разных источниках, рассеянных в пространстве и времени.

Способность к росту, увеличению информации означает, что в процессе общественной деятельности объем знаний лю­дей постоянно увеличивается, растет. Соответственно растет объем информации, которая циркулирует в обществе.

Способность к многократному использованию, сохране­нию информации при ее передаче и использовании — одно из самых известных свойств информации. Информация, передан­ная коммуникантом реципиенту, не только становится достоя­нием последнего, но и остается в сознании коммуниканта. Одну и ту же информацию могут получить сразу несколько реципи­ентов, и от этого объем полученной информации у каждого из них не уменьшится.

Свойства неаддитивности, некоммутативности, неас­социативности заключаются в том, что информация не под­чиняется законам формальной логики: аддитивности, комму­тативности, ассоциативности.

Аддитивный (от лат. additivus — добавляющий) — связан­ный с прибавлением. Аддитивность означает, что значение целого равняется сумме его частей при любом делении его на части (например, А = at + а2+ а3). Для информации данный за­кон не действует. Сообщение А не равнозначно сумме сообще­ний alt a2, а3. Объем и качество информации не зависят от коли­чества предоставленных сообщений. Вместе с тем, объем информации, полученной из нескольких сообщений, может превышать сумму той информации, которая содержится в са­мих сообщениях, потому что человек делает такие выводы из анализа предоставленных сообщений, которых не было в их со­держании.

Коммутативность (от лат. commutatus — переменный)

— неизменность результата математической (или логической) операции при перестановке слагаемых, сомножителей и т. п. Для информации данный закон не действует. Если некоторые сообщения передаются в определенной последовательности, то они не являются равнозначными таким же сообщениям, пере­данным в другой последовательности.

Ассоциативность (от лат. associo — соединяю, связываю)

— свойство математического действия, которое выражается формулой (а • Ь) • с = а • {Ь • с). Например, прибавление и умно­жение чисел являются ассоциативными, а именно: (а + Ь) + с = = а + (Ь + с); (ab)c = а(Ъс). Если сообщения обозначить буквами а, Ъ, с, то влияние сообщений (а + Ъ) + с не равняется влиянию сообщений а + (Ь + с). Это — свойство неассоциативности ин­формации.

Перечисленные свойства социальной информации объек­тивно ей присущи, они не зависят от того, какие требования к ней выдвигаются и как информация оценивается потребите­лем.

5.3. Требования к социальной информации

Социальная информация трактуется как отражение всей системы социальной практики, всех общественных явлений и процессов. Она ведет к социальным превращениям, реализует­ся в процессе организационно-преобразовательной деятельнос­ти общественного субъекта. Удовлетворение информационных потребностей потребителя информации — основное требование к функционированию информации в обществе. Ее действен­ность проявляется в формировании и совершенствовании теза­уруса потребителя информации. Тезаурусом в информатике называют систематизированный набор данных о какой-то от­расли знаний, который дает возможность человеку или вычис­лительной машине ориентироваться в ней. Социальная инфор­мация способна изменять знание человека, то есть изменять его тезаурус.

Для того, чтобы социальная информация смогла выполнить поставленные задачи, нужно обеспечить:

— циркуляцию информации по каналам, доступным потре­бителю;

— выделение необходимой потребителю информации из всего потока доступной информации;

— однозначное толкование информации субъектом в соот­ветствии с уже накопленной им информацией о существую щей действительности1.

Существуют определенные характеристики, которые мож­но считать требованиями к информации. Они формулируются потребителями и потому могут считаться субъективными. Од­нако их нужно знать коммуникационным посредникам, чтобы обеспечить информационное обслуживание.

Эти характеристики разделяют на качественные, количест­венные и ценностные2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...