Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Национальные формы народного художественного творчества




Народное художественное творчество несет на себе выраженные приметы национальной принадлежности. Богатство и специфика разговорного языка нации, особенности склада мышления, соци­альной психологии, национального характера и темперамента — вот основные компоненты, определяющие неповторимость и уни­кальность народного творчества. Оно предстает как хранитель на­циональных художественных традиций, национального опыта и самосознания; является выражением специфических эстетических, нравственных, философских настроений нации, отражает ее соци­ально-этнический образ.


164 ____________________ Раздел П. Лекция 11


Национальные формы народного творчества __________ 165


 


"Посмотрите, — писал Н.В.Гоголь, — народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец; русский не так, как француч, как азиат. Даже в провинциях одного и того же государства изме­няется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн; у одного танец гово рящий, у другого бесчувственный, у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другот легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцен'1 Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий"1.'

Национальное своеобразие народного творчества — категория не только эстетическая. Она включает в себя комплекс разнооб­разных компонентов духовного, материального, социально-пси­хологического, этнического характера, находящихся в сложном диалектическом взаимодействии. Форма и содержание творчества несут национальные характеристики, подчиняют себе другие ком­поненты — художественно-выразительные и изобразительные средства, образность, способ эстетического осмысления окру­жающего мира, склад мышления и т.п. Стилевые, художествен­ные, языковые национальные особенности народного творчества обусловливают содержательные и формообразующие элементы.

Аккумулятором национального своеобразия в искусстве, по мысли М.С.Кагана, выступает прежде всего содержание. Но для того чтобы выявить, закрепить и передать национальный момент содержания, искусству необходимы национальные формы. Таким образом, национальное своеобразие присуще и содержанию, и форме искусства, но приоритет принадлежит содержанию2.

Отмечая диалектическое соподчинение формы и содержания и искусстве, необходимо отметить особенности проявления этой соподчиняемости в народном художественном творчестве. Здесь форма нередко не только подчиняется содержанию в ней зало­женному, служит раскрытию его национального своеобразия, но и определяет национальную принадлежность творчества. Известная простота форм народного творчества обеспечивает доступность и легкость в овладении содержанием и, что не менее важно, воз­можность каждому легко подключаться к творческому процессу.

В каждом народе исторически сложились свои предпочтитель­ные формы и жанры творчества. Так, для России, Украины, Бело­руссии характерны народное пение, народное инструментальное


музицирование с элементами игр и драматического действа. В 11 ранах Средней и Центральной Азии, Казахстане распространено 1-ольное пение с музыкально-инструментальным сопровождением. * 'истязания акынов — народных исполнителей песен собственного сочинения — выражают национальные особенности художествен­ной культуры. Академическое хоровое пение имеет богатые и древние традиции в Грузии, Армении, странах Прибалтики.

Праздники песни в Эстонии и Латвии имеют более, чем вековую историю. Н.Якелайтис, один из исследователей праздника песни в Литве, пишет: "Праздник песни нельзя подготовить, не располагая для этого богатым арсеналом хоровой и инструментальной музыки, а в настоящее время - и без самодеятельного искусства в целом, его высокого художественного уровня, слаженных и спаянных коллективов, богатого опыта организаторов, дирижеров, балетмейстеров, режиссеров"1.

Яркие, самобытные, неповторимые формы народного художественного творчест-иа сложились у народов России. Это относится прежде всего к народному хоровому пению, танцевальному, драматическому творчеству, музыкальному инструментарию. Непревзойденные образцы, известные всему миру, - "Калинка", "Коробейники", "Дубинушка", "Вдоль по Питерской" - стали символами русского национального духа, национальной самобытности.

Русское народное пение органично переплетено с музыкой, драматической игрой, танцевальными движениями. Существует огромное количество образцов народного творчества, в которых трудно определить, что же является главным - пение, танец или музыка. Всемирно известные "Камаринская", "Барыня" или "Во поле береза стояла" - русские народные песни, но они являются также и танцем, и музыкальной пьесой. Их образность, богатство содержания, простота и высокая отточенность форм вдохновляли композиторов (М.И.Глинка, П.И.Чайковский и др.) на создание симфо­нических полотен.

"Русский народный танец, - пишет один из известных знатоков народной хорео­графии А.Климов, - неотделим от песни, она наложила отпечаток на его характер и стиль, определив особенности русской манеры исполнения, наполнив танец содержа­тельностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой"2.

Развитие национальных форм и жанров творчества тесно связано с историей того или иного народа. У русского народа сложились и длительное время были в актив­ном обиходе песни, связанные с конкретными событиями в жизни человека, общины, организацией быта и т.д. Таковы песни свадебные, величальные, трудовые, хоровод­ные, обрядовые и т.д. Н.В.Гоголь в 1836 г., находясь под впечатлением от первой постановки оперы М.И.Глинки "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя"), писал: "Покажите мне народ, у которого бы больше было песен. Наша Украина звенит песнями. По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлац­кие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни ме­чутся из рук в руки кирпичи и, как грибы, вырастают города. Под песни баб пелена­ется, женится и хоронится русский человек"3.


 


1 Гоголь Н.В. Собр. соч. Т. 6. М., 1953. С. 115.

2 См.: Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1971. С. 644-
645.


1 Якелайтис В. Праздники песен. Вильнюс, 1985. С. 6.

2 Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник. М., 1981. С. 7.

3 Гоголь Н.В. Собр. соч. Т. 6. С. 114.


166


Раздел II. Лекция II


 


Знаток русской народной песни Т.В.Попова пишет, что "на протяжении многих столетий в нашей стране возникали, развивались и достигали высокого расцвета раз­нообразные песенные жанры, разнохарактерные виды устного музыкального и музы­кально-поэтического народного творчества"1. В обширной сокровищнице русских народных песен автор различает артельные, трудовые припевки, трудовые земле­дельческие песни, игровые, обрядовые, величальные, хороводные, плясовые, эпичес­кие (повествовательные), лирические, солдатские походные и другие песни. В зави­симости от среды бытования выделяются песни семейно-бытовые, бурлацкие, ям­щицкие, батрацкие, песни крепостной неволи, мятежные песни вольницы, разбойни­чьи, тюремные, солдатские, матросские, бытовые фабрично-заводские и рабочие революционные песни. Таков обширнейший круг подвидов лишь в одном жанре на­родного творчества России! Аналогичный пример можно привести из области рус­ской народной музыкально-исполнительской культуры. Здесь богатейший набор на­родного инструментария (струнного, духового, ударного и т.д.) определяет богатство жанрового, стилевого, ансамблевого исполнительства. Все это является глубоко на­циональным по характеру и формам2.

Национальное своеобразие народного творчества проявляется применительно к группе родственных наций (славянской, тюрк­ской и т.д.), одной нации (русской, украинской, молдавской, гру­зинской и т.д.), узкому региону или местности (Хохлома, Палех, Мстера и т.п.). В народном творчестве существуют жанры и фор­мы наиболее развитые, в них сложились прочные традиции и школы. По отношению к ним другие жанры и формы могут зани­мать более "скромное" положение. Однако это не означает отсут­ствия у них национальной основы, национального своеобразия. Неравномерность в развитии разных жанров народного творчества объясняется, по-видимому, особенностями социально-эконо­мического и бытового уклада жизни нации, а также исторически сложившимися предпочтениями к определенным формам творче­ства. Каждая эпоха, изменяющиеся социально-экономические и политические условия вызывают к жизни новые формы и жанры творчества, а также перемены (иногда весьма значительные) в уже сложившихся. Происходит отказ от форм и жанров, исчерпавших свои ресурсы, не отвечающих духу и эстетическим запросам вре­мени. Эти изменения, эволюция форм и жанров наблюдаются не в одном или нескольких жанрах. Изменяется вся их структура, способ взаимодействия и соподчиняемости.

Углубление и обогащение национального своеобразия, нацио­нального колорита народного художественного творчества, сохра-


пение стилевых, формообразующих, образно-эстетических осо­бенностей органично сочетаются с его общеэтническим и общече­ловеческим значением.

Полиэтничность содержания народного творчества включает несколько моментов: 1) отражение в народном творчестве каждой нации идей, образов, героев, традиций гуманистического, эстети­ческого, социально-нравственного характера, имеющих общечело-кеческий смысл; 2) выход народного творчества за рамки своей "национальной замкнутости" на полиэтнический уровень; 3) ас­симиляцию образцов, традиций, жанров, выразительных и изобра­зительных средств творчеством одной нации из творчества другой. Народное творчество каждой нации является составной частью единого художественно-исторического процесса. Достижения, наиболее яркие образцы народного творчества одной нации ста­новятся достоянием других народов и наций. В истории известно немало случаев не только значительного совпадения и идентично­сти образцов народного творчества (по мелодике, ритмике, выра­зительным и изобразительным средствам и т.д.), но и возникнове­ния и развития аналогичных или принципиально новых форм и жанров под воздействием примеров других народов.

Первый вариант развития народного творчества демонстрирует, например, появ­ление и распространение гармоники в России. В начале 30-х годов ХГХ в. она была завезена в Россию и попала в Тулу, где мастер И.Сизов стал изготавливать гармони­ки по аналогии с образцом, купленным им на Нижегородской ярмарке в июле 1830 г. Спрос на гармоники породил бурное развитие их производства, и уже менее чем че­рез два десятка лет выпускалось около 10 тыс. гармоник в год. По свидетельству многих современников, уже к середине ХГХ в. гармоники тульского производства были известны не только в Тульской губернии, но и в Нижегородской, Тверской, Ярославской, Петербургской, Вятской'.

Известный художник А.Г.Венецианов написал в середине 1840-х годов картину «Девушка с гармоникой», на которой инструмент (гармоника-пятиклапанка) был изображен с фотографической точностью. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что гармоника стала широко известным инструментом.

Менее чем через столетие в России появилось огромное число разновидностей гармоники, которые различались и формой, и построением звукоряда, и технически­ми возможностями. Во многих местностях России конструкция инструмента менялась с учетом национальных и региональных особенностей музыкально-песенного творче­ства. Появились гармоники "татарские", "кабардинские", "азиатские", "сибирские", "саратовские", "елецкие", "ливенские" и др. Композитор М.Ипполигов-Иванов пи­сал: "Нет ничего удивительного в том, что гармоника благодаря своим небольшим размерам, богатству динамических отгенков и обширному звуковому диапазону по-


 


1 Бачинская Н.М., Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество: Хресто­
матия. Изд. 4-е. М., 1973. С. 8.

2 См.: Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. М.,
1997; Верткое К. Русские народные музыкальные инструменты. Л., 1975; Васильев
М., Широков А.
Рассказы о русских народных музыкальных инструментах. М., 1979.


См.: Мирек А. И звучит гармоника. М., 1979. С. 8-9.


лучила совершенно исключительную распространенность и настоящее интернацио­нальное право гражданства во всех государствах.

Последующее усовершенствование гармоники происходило как по линии углуб­ления национальной специфики, улучшения механики, так и по пути создания прин­ципиально новых видов инструментов, в частности баяна в России, аккордеона и Австрии и т.д. В свою очередь баян явился родоначальником целого семейства орке­стровых, тембровых гармоник, а также принципиально новых конструкций - готово-выборного баяна, электронного баяна и т.п.

По словам известного музыковеда Т.С.Вызго, активный про­цесс взаимообмена в народном творчестве наблюдался во все пе­риоды развития древних среднеазиатских государств. Новая мощ­ная струя культурных влияний начала воздействовать на жизнь среднеазиатских народов после присоединения к России. Русская музыка, песня с характерными для нее ритмодекламациями стали проникать в "звуковую атмосферу" региона, откладываясь в соз­нании людей, расширять круг мелодических, ритмических, гармо­нических интонаций2. Взаимодействие наблюдается не только ме­жду народным творчеством пограничных наций и народов, но и расположенных далеко друг от друга. В ранние эпохи это осуще­ствлялось благодаря торговле, а нередко и путем завоевания од­ного государства другим. В быт, культуру завоеванного народа привносились элементы культуры завоевателей. Зачастую они ис­кусственно насаждались. Однако приживались в первую очередь элементы не только наиболее близкие по духу и характеру, освое­ние которых протекало в рамках естественной эволюции, но и наиболее прогрессивные, высокохудожественные.

В условиях активного политического, экономического, духов­ного общения народов культурный взаимообмен связан с двусто­ронними и многосторонними культурными заимствованиями.

Например, существует версия о том, что далеким предком русской домры явился инструмент тюркского происхождения - танбур, бытующий и поныне у народов Ближнего Востока, Азии и Закавказья. На Русь он был завезен, по мнению сторонни­ков этого предположения, купцами в ГХ-Х вв. Бесспорных доказательств этой точки зрения нет. Однако важно подчеркнуть, что инструменты подобного типа в те дале­кие времена появились не только на Руси, но и в других сопредельных государствах. Претерпевшие с течением времени существенные изменения, эти инструменты у разных народов стали называться по-разному - пандури, чонгури (Грузия), думбрак (Узбекистан, Таджикистан), дутар (Туркмения), домбра (Казахстан, Калмыкия), дом-бур (Монголия) и т.д. Однако все они сохранили много общего в контурах формы, устройства, способах игры и т.п.


______________ Национальные формы народного творчества _______________ №_

Очевидно, процесс интернациональных заимствований в облас­ти народного творчества носит многоуровневый и многоаспект­ный характер. Он зарождается в глубокой древности и протекает по нарастающей до сегодняшнего дня.

Особый размах заимствование приняло в условиях советского времени. В некоторых бывших республиках Советского Союза сформировались такие жанры народного творчества, которые бы­ли ранее им несвойственны. Так, по образу и подобию созданного в конце прошлого века В.В.Андреевым оркестра русских народных инструментов в 30-50 годы стали возникать оркестры националь­ных инструментов в Казахстане, Узбекистане, ряде других респуб­лик. По аналогии с русскими 3-струнной домрой и балалайкой была проведена реконструкция казахской домбры, украинской 4-струнной домры и т.д. Под влиянием хоровых традиций России и Украины стали возникать хоры в республиках Средней Азии, Ка­захстане, Молдавии, где хоровое пение в силу национальных осо­бенностей как жанр раньше не культивировалось.

Возьмем в качестве примера молдавскую песню, которая из од­ноголосной "в результате тесного общения с музыкальной культу­рой братского русского и особенно украинского народов... приоб­ретает черты многоголосия... Четырехголосное исполнение не только песен, созданных композиторами, но и молдавских народ­ных песен стало художественной нормой для большинства хоров республики"1.

Заимствования наблюдаются в области формы, инструмента­рия, образно-стилистических и выразительных средств. Однако эти заимствования осуществляются не механически, не носят прямых аналогий, а отличаются глубоким переосмысливанием, приспосабливанием, учетом национальных традиций. "Заимст­вование отдельных инструментов, как и включение в музыкаль­ный быт иноземных мелодий, не лишало музыку каждого народа своеобразия, явившегося результатом многовекового развития в определенных исторических условиях"2. Образцы народного твор­чества, переработанные в рамках сложившихся, устойчивых на­циональных традиций, включались в их привычную систему, ста­новились "собственностью" этих традиций. Заимствованные об­разцы по существу порывали со своей прежней традицией, со своими привычными условиями бытования и превращались в ка­чественно иные образования.


 


1 Ипполитов-Иванов М.М. Воинствующая гармоника//Комсомольская правда.
1928. 25 января.

2 См.: Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии: Исторические очерки.

ЛЛ 1ПОП «~ П1


1 Мануйлов М. Самодеятельное искусство Советской Молдавии. Кишинев, 1960. С.
35.

2 Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии. С. 171.



Раздел II. Лекция 11



 


Процесс заимствований тесно соприкасается и развивается од­новременно с другим важным и интересным процессом — преодо­лением национальной замкнутости, выходами творчества народа на интернациональный уровень звучания.

В России народное творчество стало активно "перешагивать" национальные границы в конце XIX в. Поездки великорусского оркестра под руководством его основателя В.В.Андреева в конце XIX начале XX в. в Германию, Францию, Америку продемонстри­ровали всему миру уникальные пласты русского народного твор­чества. Впечатление от него было велико. Европа и Америка впер­вые открывали для себя народное творчество России. Под влия­нием концертов многие жители стали обучаться игре на балалайке и домре. В Германии, Франции, Америке стали организовываться оркестры и ансамбли русских народных инструментов. В настоя­щее время в этих странах немало русских оркестров ведут актив­ную творческую деятельность.

Особенно активизировался процесс международного обмена фольклорными коллективами в последнюю четверть века. В боль­шинстве европейских стран, во многих странах Азии, Африки, Латинской Америки, США, Канаде сложилась стабильная система проведения ежегодных фестивалей фольклора, на которые съез­жаются коллективы из многих стран, в том числе из России1.

На празднование 25-летия СИОФФ (Международного комитета организаторов фольклорных фестивалей), проходившее в июле 1996 г. в Брунсуме (Голландия) в рамках Первой Всемирной фольклориады, съехались коллективы из более чем 60 стран мира.

Взаимопроникновение национального и интернационального в на­родном творчестве носит диалектический характер. Интернациональ­ное лежит внутри национального, неразделимо с ним, и в то же время национальное остается в границах заданной традиции, сохраняет свою индивидуальность. Национальное творчество обогащает обще­народное. Каждый народ отражает в своем творчестве вечные истины о справедливости, добре и зле, красивом и безобразном по-своему. Но они не могут не восприниматься другим народом и не входить в общечеловеческий фонд культуры. В этом заключено гуманистиче­ское звучание художественного творчества любого народа.

Проблема национального и интернационального в народном

• ■ I ценном творчестве относится к числу малоисследован-

I ■ изучение тлит в себе множество интересных открытий и

..... им поиюлит во нсей полноте выявить динамику взаимо-

> и шин т..,,-...... щ пародов России и других стран.

■ щи.|................ фпщ.клора. Опыт. Проблемы. Перспективы. М,


ЛЕКЦИЯ 12

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...