Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика социально-психологического климата в группе




 

В отечественной психологии наметились 4 основных под­хода к пониманию природы СПК.

1. Климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллектив­ного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическим климатом, считает Е. С. Кузьмин, необходимо понимать такое социально-психологическое состояние малой группы, которое отражает харак­тер, содержание и направленность реальной психологии членов орга­низации (Е. С. Кузьмин, Н. Н. Обозов, К. К. Платонов).

2. Сущностной характеристикой СПК является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей.

3. Авторы третьего подхода (В. М. Шепель, В. А. Покровский, Б. Д. Парыгин) анализируют социально-психологический климат че­рез стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата склады­вается система межличностных отношений, определяющих социаль­ное и психологическое самочувствие каждого члена группы.

4. Создатели четвертого подхода (В. В. Косолапов, А. Н. Щербань, Л. Н. Коган) определяют климат в терминах социальной и психологи­ческой совместимости членов группы, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.

При изучении климата необходимо иметь в виду два его уровня. Первый уровень - статический, относительно постоянный. Это ус­тойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический кли­мат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не раз­рушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается организация.

Второй уровень - динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы, их пси­хологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «пси­хологическая атмосфера». В отличие от социально-психологическо­го климата психологическая атмосфера характеризуется более быст­рыми, временными изменениями и меньше осознается людьми. Из­менение психологической атмосферы влияет на настроение и работоспособность личности в течение рабочего дня.

На формирование СПК оказы­вает влияние ряд факторов макро- и микросреды.

Факторы макросреды - это тот общественный фон, на котором стро­ятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся:

1. Общественно-политическая ситуация в стране -ясность и чет­кость политических и экономических программ, доверие к правитель­ству и пр.

2. Экономическая ситуация в обществе - баланс между уровнями технического и социального развития.

3. Уровень жизни населения - баланс между заработной платой и уровнем цен, потребительская способность населения.

4. Организация жизни населения - система бытового и медицин­ского обслуживания.

5. Социально-демографические факторы - удовлетворение по­требностей общества и производства в трудовых ресурсах.

6. Региональные факторы -уровень экономического и техничес­кого развития региона.

7. Этнические факторы - наличие или отсутствие межэтничес­ких конфликтов.

Факторы микросреды - это материальное и духовное окружение личности в организации. К микрофакторам относятся:

1. Объективные - комплекс технических, санитарно-гигиеничес­ких, управленческих элементов в каждой конкретной организации.

2. Субъективные (социально-психологические факторы):

а) формальная структура - характер официальных и организаци­онных связей между членами группы, официальные роли и статусы членов группы;

б) неформальная структура - наличие товарищеских контактов, сотрудничества, взаимопомощи, дискуссий, споров, стиль руковод­ства, индивидуальные психологические особенности каждого члена группы, их психологическая совместимость,

Благоприятный климат каждым человеком переживается как со­стояние удовлетворенности отношениями с коллегами по работе, ме­неджерами, своей работой, ее процессом и результатами.

Неблагоприятный климат индивидуально переживается как не­удовлетворенность взаимоотношениями в фирме, с менеджерами, условиями и содержанием труда. Это, естественно, сказывается на настроении человека, его работоспособности и активности, на его здоровье.

Судить о состоянии СПК в орга­низации можно по такому важному показателю, как удовлетворен­ность-неудовлетворенность. Нужно знать: довольны или недоволь­ны отдельные работники своим статусом, заработной платой, содер­жанием своего труда, отношениями в организации.

Удовлетво­ренность-неудовлетворенность человека работой может быть выз­вана разными обстоятельствами. Среди них наиболее существенны­ми являются:

а) характер труда;

б) размер заработной платы;

в) престиж профессии;

г) перспективы повышения квалификации, разряда, должностно­го статуса и пр.;

д) специфические особенности и условия работы: месторасполо­жение; фирма, в которой много друзей; удобный режим работы; ува­жаемый и даже знаменитый руководитель и т. п.;

е) сопутствующие работе возможности интересных встреч, поез­док; возможности узнать и научиться новому.

Итак, изучение социально-психологического климата, по сути, представляет собой исследование общественного мнения членов орга­низации по вопросам отношения к труду, содержанию работы, ме­неджерам и коллегам.

Методы изучения климата могут быть самыми разнообразными. Наиболее часто используются:

- наблюдение - самый главный метод работы психолога;

- интервью с руководителями и работниками;

- опрос работников по специально разработанной анкете;

- анализ документации фирмы, отражающей трудовую активность,производительность, качество труда;

-тест «Социально-психологический климат» О. С. Михалюк, Шалыто;

- тест «Удовлетворенность трудом» В. П. Захарова";

- тест «Самочувствие - активность - настроение»;

- тест «Цветопись» А. Н. Лутошкина;

- тест конкретных ситуаций А. А. Ершова;

- тест «Стиль руководства» А. А. Журавлева;

- тест «Пульсар» Л. Г. Почебут.

 

 

Вопрос 92

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...