Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о взаимодействии в социальной психологии. Типы взаимодействий.




В истории СП существовало несколько попыток описать структуру взаимодействия. Основная идея - фиксирование некоторых компонентов взаимодействия: люди, их связь, взаимодействия друг на друга и, как следствие, их изменения.

Теория Парсонса. Попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она - результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно, с точки зрения абстрактной схемы: 1. Деятель. 2. «Другой». 3. Нормы (по которым организуется взаимодействие). 4. Ценности (которые принимает каждый участник). 5. Ситуация.

Критика. Методологически некорректным здесь явился сам принцип - выделение некоторых абстрактных элементов структуры индивидуального действия. При таком подходе вообще невозможно схватить содержательную сторону действий, так как она задается содержанием социальной деятельности в целом.

Щепаньский – попытка описания ступеней развития взаимодействия.Центральное понятие - понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление:

1. пространственного контакта.

2. психического контакта (взаимная заинтересованность).

3. социального контакта (совместная деятельность).

4. взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера»).

5. социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).

Транзактный анализ - направление, предлагающего регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуации и стиля взаимодействия. Каждый участник взаимодействия может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Позиция Ребенок может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого - объединение «Хочу» и «Надо». Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, то есть совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться.

Типы взаимодействия. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. АН. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

Конкуренция. Виды: - соревнование (все остаются), - соперничество (1 остаётся), конфронтация - может привести к конфликту.

Под конфликтом понимается противоречие в намерениях, целях, ценностях сторон. Конфликт связан с понятием «противоречие».

Структура конфликта:

1. стороны конфликта;

2. конфликтная ситуация (объективная ситуация противоречия);

3. осознание конфликтной ситуации участниками (образ конфликтной ситуации);

4. конфликтное взаимодействие (поведение);

5. исход (результат) этого конфликтного взаимодействия.

Функцииконфликта: конструктивная; деструктивная.

Уровни конфликта:

1. внутриличностный; 2. межличностный; 3. внутригрупповой; 4. межгрупповой.

Доценко. Континуум типов отношений. На одном полюсе – Я-Ты (как к партнеру), на втором – Я-Они (как к объекту воздействия).

Содружество: другой – как самоценность, основной инструмент – согласие. Партнерство: учет целей, интересов, желаний другого человека, его личностных особенностей, основной инструмент – договор, который предполагает подспудно силовой способ контроля за отношениями. Мы договорились и договор – внешнее средство.

Соперничество: возникает в ситуациях, когда партнер настолько силен, что им манипулировать невозможно. Инструмент – борьба, соревнование. Манипуляция: предполагает воздействие на партнера, цели которого (воздействие) от партнера скрыты, попытка выдать достижение собственных целей манипуляторов.

Доминирование: открытые, насильственные способы воздействия, направленные на подавление.

Вывод по типам: При исследовании как кооперативных, так и конкурентных форм взаимодействия недопустимо рассматривать их обе вне общего контекста деятельности.

Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий (Бейлс). Разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия в группе. Бейлс фиксировал при помощи метода наблюдения те реальные проявления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Считал, что в принципе каждая групповая деятельность может быть описана при помощи 4-х категорий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем. Тогда все зафиксированные виды взаимодействий были разнесены по четырем рубрикам.

Получившиеся 12 видов взаимодействия были оставлены Бейлсом, с одной стороны, как тот минимум, который необходим для учета всех возможных видов взаимодействия; с другой стороны, как тот максимум, который допустим в эксперименте.

Хоманс. Основа — взаимный обмен издержками и вознаграждениями, кот имеют место в диадическом контакте. Правило - «распределенная справедливость».

Подход к взаимодействию в концепции «символического интеракционизма».

Это направление связано с именем Г. Мида. Мид использовал идею о так называемом «зеркальном Я», где личность понимается как сумма психических реакций человека на мнения окружающих. В ситуациях взаимодействия формируется личность, в них она осознает себя, не просто смотрясь в других, но действуя совмест­но с ними.

Таким образом, центральная мысль интеракционистской кон­цепции состоит в том, что личность формируется во взаимодей­ствии с другими личностями, и механизмом этого процесса явля­ется установление контроля действий личности теми представле­ниями о ней, которые складываются у окружающих.

 

Вопрос 85

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...