Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. «Основные методологические принципы. Понятийный аппарат научного исследования».




 

1. Диалектика как общая методология научного познания

 

2. Общие методологические принципы научного исследования

 

3. Частные методологические принципы психолого-педагогического исследования

 

4. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности

 

5. Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования

 

        Литература            
1) Белашина, Т. В. Методологические основы психологии[Электронный ресурс]:
учебно-методический комплекс / Т. В. Белашина, Н. М. Клепикова; Новосиб. гос. пед. у-
нт, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск: НГПУ, 2011. - 114 МБ -
Доступна   эл. версия в   ЭБ НГПУ. -   Режим
доступа: http://lib.nspu.ru/umk/c298b740592d8a97/.              
2) Загвязинский, В. И. Методология и методы   психолого-педагогического
исследования: учебное пособие для пед.вузов по специальности"Педагогика и
психология": рек. УМО вузов РФ/ В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. -
Москва: Академия, 2012. - 208 с. - (Высшее профессиональное образование.
Педагогическое образование). - Библиогр.: с. 203-205. - Словарь: с. 197-202. - ISBN 978-5-
7695-8735-1.                      
3) Качественные и количественные методы психологических и педагогическ
исследований: учебник для вузов по направлению подготовки "Психолого-педагогическое
образование" (уровень бакалавра) / [В. И. Загвязинский и .др]; под ред. В. И.
Загвязинского. - Москва: Академия, 2013. -   с. - (Высшее профессиональное
образование. Психолого-педагогическое образование) (Бакалавриат). - Библиогр. в конце
гл.. - Авт. указ. на обороте тит. л.. - Словарь: c. 221-236. - ISBN 978-5-7695-8839-6.  
4) Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии: учебное пособие для вузов

 

по специальностям психологии: рек. УМО вузов РФ / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов; МГУ, Психол. фак.. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮРАЙТ, 2011. - 438 с. - (Основы наук). - ISBN 978-5-9916-1320-0.


 


Тема 4. «Психика как отражение».

 

1. Понятие о высших психических функциях.

 

2. Концепция Л.С. Выготского о развитии психики человека

 

3. Вклад Л.С. Выготского в психологию развития и детскую психологию, в дефектологию и специальную психологию, в психологию искусства.

 

4. Психофизическая и психофизиологическая проблема

 

5. Рефлекторные механизмы психики. И.М. Сеченов и И.П. Павлов.

 

6. Концепция А.Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга.

 

7. Концепции П.К. Анохина и Н.Н. Бернштейна о строении действия.

 

Литература

 

1) Выготский, Л. С. Мышление и речь: сборник / Л. С. Выготский. - Москва: АСТ:

 

Астрель, 2011. - 637 с.: граф. - ISBN 978-5-17-074544-9 (АСТ) (С.: Philosophy). - ISBN 978-5-271-36991-9 (Астрель). - ISBN 978-5-17-072532-8 (АСТ) (С.: Философия (звери)). - ISBN 978-5-271-36990-2 (Астрель).

 

2) Марцинковская, Т. Д. Общая психология: учебное пособие для вузов по. пед специальностям: рек. УМО вузов РФ / Т. Д. Марцинковская. – Москва: Академия, 2010. - 384 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). -

 

Библиогр.: с. 378-379. - Словарь: c. 375-377. - ISBN 978-5-7695-5702-6.

 

3) Нуркова, В. В. Психология: учебник для вузов: доп. М-вом образования и науки РФ /

 

В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮРАЙТ, 2011. - 575 с.: ил. - (Основы наук). - Библиогр. в конце гл.. - Указ. имен: c. 564-575. - Указ.: с. 557-563. - ISBN 978-5-9916-1112-1 (Юрайт). - ISBN 978-5-9692-1095-0 (Юрайт).


 

 


4.2 Экзаменационные вопросы

4.2.1 Экзаменационные вопросы по общему психологическому модулю

1. Психика как категория психологии и философии. Предмет психологии и его развитие.

 

2. Основные принципы и методы психологического исследования в общей психологии,

 

психологии развития и возрастной психологии.

 

3. Развитие психики и форм поведения в животном. миреКачественные отличия психики человека от психики животных.

 

4. Психология как наука. Психика и мозг. Психические явления.

 

5. Сознание как высшая форма отражения.Возникновение сознания в истории человеческого общества.

6. Сознательное и бессознательное.Составные образующие сознания(по А.Н. Леонтьеву). Механизмы психологической защиты личности.

 

7. Понятие деятельности. Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву. Деятельность как условие развития. Навыки, умения, привычки и их роль в освоении деятельности.

 

8. Личность и ее структура. Человек как личность, индивидуальность, субъект деятельности и общения, индивид.

 

9. Понятие о мотивах и потребностях как побудителях деятельности. Классификация потребностей и мотивов.

10. Кризисы развития. Особенности протекания основных кризисов развития(детство, отрочество, взрослость).

 

11. Самооценка и уровень притязаний личности. Развитие самооценки в онтогенезе.

 

12. Самосознание личности. Я - концепция. Ее развитие и структура.

 

13. Понятие о группах и коллективах.Виды и уровни развития групп.Референтная группа.

 

14. Виды деятельности. Классификация деятельностей по А..НЛеонтьеву. Понятие о ведущей деятельности.

15. Понятие о межличностных отношениях в группе.Место общения в развитии личности подростка.

 

16. Общение, его формы и функции. Общение как условие развития.

 

17. Социализация как социокультурное явление. Понятие социализации в отечественной

 

и зарубежной психологии. Понятие о социальной ситуации развития.

 

18. Основные положения культурно-исторической концепции развития личностиЛ.С.

 

Выготского. Понятие о высших психических функциях.

 

19. Ощущение как психический процесс. Его свойства, виды и развитие.

 

20. Восприятие и его свойства.Виды восприятий. Исследование восприятий в гештальтпсихологии. Развитие восприятия в онтогенезе.

 

21. Мышление как процесс решения мыслительных задач.Процессы мышления и его виды. Развитие мышления.

22. Память. Процессы и механизмы памяти. Виды памяти. Развитие памяти в онтогенезе.


 

 


23. Воображение и творчество.Виды воображения. Особенности воображения в онтогенезе.

24. Эмоции и чувства. Эмоциональные состояния, виды чувств и эмоций,развитие эмоций у детей.

 

25. Воля как волевое действие.Структура волевого акта. Развитие произвольных и волевых действий в онтогенезе.

26. Внимание как психическое состояние. Свойства и виды внимания. Развитие внимания

 

в онтогенезе.

 

27. Речь и язык. Виды и функции речи.Развитие речи у детей и роль общения для развития ребенка.

28. Темперамент. Свойства темперамента, физиологическая основа темперамента. Особенности детского темперамента.

 

29. Характер. Структура и развитие. Акцентуации характера у подростков.

 

30. Понятие способностей. Способности и задатки. Виды и развитие способностей.

 

31. Направленность в структуре личности. Виды направленностей.

 

32. Условия, факторы и движущие силы психического. развитияОсновные

 

закономерности развития, соотношение обучения и развития, периодизация развития в

 

разных теориях.        
33. Понятие о психологических новообразованиях,характеристика основных
новообразований в разных возрастных периодах,сензитивность на разных этапах
развития личности.      

 

34. Характеристика основных парадигм исследования в общей психологии,психологии  
развития и возрастной психологии(естественно-научная, гуманистическая и
гуманитарная).      

 

35. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Структура игры, ее развитие.

 

 

4.2.2 Экзаменационные вопросы по модулю клинической психологии

1. Предмет и структура клинической психологии.

 

2. Основные понятия (дефиниции) клинической психологии.

 

3. История зарождения и становления клинической психологии.

 

4. «Психология здоровья», двоякий смысл этого понятия в клинической психологии.

 

5. Практические задачи и функции клинических психологов.

 

6. Теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии.

 

7. Базовые категории теоретического аппарата(симптом, синдром, норма, патология,

 

здоровье, болезнь).

 

8. Характеристика основных разделов клинической психологии(специализаций) и

 

перспективы их развития.

 

9. Патопсихология: определение, предмет, задачи, научные основы, актуальные проблемы.

 

10. Нейропсихология: определение, задачи, проблемы, методологические основы. 28


11. Проблема мозговой локализации психических функций.

 

12. Проблема восстановления нарушенных высших психических функций и

 

коррекция.

 

13. Психосоматическая проблема в клинической психологии.

 

14. Концепция «субъективной картины болезни»как психологическая основа психосоматических заболеваний.

15. Психологические исследования в клинике соматических заболеваний.

 

16. Психологические аспекты проблемы телесности и интерпретации в клинической психологии.

17. Дизонтогенетические механизмы психического развития(ретардация, асинхрония,

 

регресс) и их основные формы.

 

18. Классификации психического дизонтогенеза.

 

19. Понятие аномального развития. Психологическая характеристика детей и подростков при различных формах аномального развития.

20. Направления и задачи психологической коррекции детей с психич недоразвитием.

 

21. Асинхронное психическое развитие(искаженное, дисгармоническое психическое развитие).

22. Соотношение биологического и социального в природе аномалий развития личности. Роль времени в возникновении симптомов дизонтогенеза.

 

23. Типология нарушений психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека.

24. Нарушения восприятия при психических расстройствах.

 

25. Нарушения речи и памяти при психических расстройствах.

 

26. Принципы построения патопсихологического исследования в диагностике нарушений интеллекта.

27. Патология мышления, сознания, самосознания.

 

28. Отклоняющееся поведение: структура, типы и основные клинические формы.

 

29. Роль клинической психологии в решении общих проблем психологии.

 

30. Проблемы взаимосвязи души и тела, мозга и психики.

 

31. Цели и задачи психологической диагностики клиента с личностными нарушениями в связи с коррекцией и психотерапией.

 

32. Личность и ее изменения и аномалии.

 

33. Агрессивное поведение. Основные направления коррекции.

 

34. Суицидология: клинико-психологические характеристики суицидального поведения.

 

35. Аддикции и аддиктивное поведение:феноменология, классификация,

 

диагностические критерии.


 

 


4.2.3 Экзаменационные вопросы по методологическому модулю

1. История преподавания психологии

 

2. Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины;

 

3. Базовое психологическое образование.

 

4. Преподавание психологии студентам других специальностей.

 

5. Последипломное психологическое образование.

 

6. Обучение психологии в средних учебных заведениях.

 

7. Роль и место психологии какучебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов;

8. Общеобразовательные программы и преподавание психологии

 

9. Содержание психологического образования

 

10. Психология как учебный предмет в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов

 

11. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии

 

12. Таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания;

 

13. Способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-

 

воспитательных ситуаций в средней и высшей школе;

 

14. Виды и формы контроля знаний в процессе обучения психологии

 

15. Разработка учебного курса по психологии в средней и высшей школе

 

16. Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии

 

17. Понятие о методологии науки. Методология психологии

 

18. Понятия: теория, метод, методика и их взаимосвязь

 

19. Понятие объекта и предмета научного исследования в методологии

 

20. Субъективное и объективное знание в теориях познания

 

21. Понятие парадигмы и научной революции в методологии по (Т. Кун и др.)

 

22. Классическая и постклассическая парадигма науки

 

23. Специфика психологического знания

 

24. Научное и ненаучное психологическое знание

 

25. Методологическая проблема объективности

 

26. Основные принципы психологии: активность, развитие, детерминизм, системность

 

27. Категории психологии: деятельность, отражение, личность

 

28. Сознание как реальность и его структура.

 

29. Возникновение и развитие психоанализа.

 

30. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме.

 

31. Принцип целостности (целостный подход) в гештальтпсихологии.

 

32. Возникновение и развитие гуманистической психологии.

 

33. Постановка и сущность психофизической проблемы в работах Р.Декарта

 

34. Сущность психофизиологической проблемы

 

35. Соотношение психофизической и психофизиологической проблем


 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...