Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последовательность развития и основные методы исследования двигательных навыков.




 

Разнообразные двигательные действия формируется в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия в таких условиях принято систематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем – от умения к навыку (рис. 1) (Матвеев Л.П., 1991). Разумеется, это не более чем условная и сильно упрощённая схема. В ней отражён в первую очередь тот несомненный факт, что возможность научиться рациональным двигательным действиям (как, впрочем, и любым другим разумным действиям) зависит от приобретения верных знаний о сути, правилах и условиях их выполнения, но превращение знаний в действие может произойти лишь на основе его практического осуществления.

Осмысленное построение действия начинается с направленного формирования его ориентировочной части как ориентировочной основы действия (ООД), выполняющей роль его программы. ООД включает в себя общий логический проект действия (его общую смысловую основу), исходящей из понимания сути решаемых задач, и основных опорных точек (ООТ) программы её реализации, т.е. более или менее четко выделенные представления об основных моментах действия, входящих в него операциях и условиях его выполнения. При стихийном формировании действия путём проб и ошибок выработка относительно целесообразной ООД происходит замедленно, с излишними затратами времени и сил; при системно организованном же обучении сроки формирования ООД сокращаются, она приобретает полноценные качества, что решающим образом складываются на всём процессе формирования действия и его эффективности.

Полноценная ООД создаётся в том случае, если в неё включаются необходимые достаточные представления о решаемой задаче, способе и условиях её решения, конкретизированные в виде реальных ООТ. В целом эти представления складываются как на логической (смысловой), так и на сенсорной (зрительной, кинестетически и вообще чувственно формируемой) основе. Специфическое значение в создании реальной основы двигательных действий имеет, естественно, формирование его кинетического (мышечно-двигательного) образа, который возникает с опорой на ранее накопленный двигательный опыт, на идеомоторное представление и кинестетические ощущения, появляющиеся уже при первых попытках выполнения действия.

Нередко, однако, особенно при попытках выполнять новое координационно-сложное двигательное действие сформировать его верный кинестетический образ бывает не просто (либо потому, что отсутствует необходимый предварительный двигательный опыт, либо из-за «конкуренции» ранее сформированных и вновь возникающих двигательных представлений, либо по другим причинам). В преодолении возникающих в связи с этим трудностей заключается одна из проблем обучения двигательным действиям.

Если сформирована достаточно полная ООД и созданы другие необходимые предпосылки к овладению действием, оно может быть совершенно, хотя бы в упрощённой форме. Обычно двигательное действие выполняется вначале с повышенным напряжением и лишними движениями, вынужденными задержками между входящими в него операциями, скованно и замедленно по сравнению с его целевыми параметрами. Это обусловлено неотлаженностью операций и отсутствием прочных связей между ними, необходимостью детально контролировать движения и контролировать внимание на всех опорных точках ООД, а также другими особенностями управления движениями, характерными для начальной стадии формирования двигательного действия. В этой стадии действие воспроизводится со значительными отклонениями от заданной программы, относительно легко нарушается под влиянием различного рода сбивающих факторов.

В результате формирования двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение. Понятие «двигательное умение» как и понятие «двигательный навык», относится преимущественно к технической стороне способности совершать двигательные действия и вместе с тем отражает определённую степень их освоенности.

Двигательное умение представляет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательные действия на основе неавтоматизированных (или не доведённых до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций.(Матвеев Л.П., 1991)

К числу отличительных признаков первоначального двигательного умения относятся:

1. Постоянная концентрация внимания в процессе действия на составляющих его частных операциях, минимальная или относительно не высокая степень участия двигательных автоматизмов в управлении движениями.

2. Относительная нестандартность параметров и результата действия при его воспроизведении, избыточная (не заданная программой действия) изменчивость техники движений (вплоть до её нарушений), особенно под влиянием сбивающих факторов.

3. Расчленённость или мало выраженная сложность операций, обусловленная этим избыточная растянутость действия во времени.

В данной характеристике двигательного умения подчеркнуты, кроме всего прочего, его отличие от двигательного навыка. Но отличия эти относительны. Двигательное умение и двигательный навык – это как бы последовательные ступени (стадии) на пути формирования двигательного действия. По мере многократного воспроизведения действия операции, входящие в его состав, становится постепенно отглаженными и привычными, а связь между ними – прочными, гарантирующими естественную сложность движений, отпадает необходимость постоянной концентрации внимания на ряде частных моментов действия, сокращается число опорных точек ООД, требующих направленного осознания, возрастает вклад двигательных автоматизаторов в осуществление действия. В результате двигательное умение автоматизируется, – превращается в двигательный навык.

Автоматизация движений и есть основной отличительный признак двигательного навыка.

Отсюда следует, что двигательный навык представляет собой такую форму реализации двигательных возможностей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения. Но это определение далеко не полностью отображает конкретные признаки навыка. К числу таковых, в отличие от признаков двигательного умения, относятся:

 

 

- 13 -

1. Повышенная степень участия двигательных автоматизаторов в осуществлении частных операций, составляющих действие, и связей между ними; направленность сознания по ходу действия не сколько на его детали, сколько на реализацию общей цели.

2. Выраженная стереотипность частных операций и параметров действия (если не возникнет объективных условий, требующих варьирования их), повышенная устойчивость техники движений по отношению к сбивающим факторам.

3. Выраженная слитность операции и сокращение времени выполнения действия.

Действия человека, как и вся человеческая деятельность, в норме всегда сознательны. Двигательный навык не выключает сознание, а освобождает его от мелочной опеки по непосредственному регулированию деталей движений и тем позволяет сосредоточивать внимание на решающих операциях и качественной сторона выполнения действия в целом, на контроле за переменными условиями действия, предвидении и осуществлении необходимых корекций по ходу его выполнения для достижения намеченного результата. При этом выполняющие действие может, коль скоро возникает такая необходимость, взять под сознательный контроль те или иные детали движений, целесообразно вмешаться в автоматизированный процесс управления ими.

Рационально сформированный двигательный навык характеризуется, таким образом, оптимальным соотношением функций сознания и автоматизмом в управлении движениями, при котором действие в целом направляется сознанием, а составные операции (не требующие в привычных условиях непосредственного регулирования сознанием) доведены до определённой степени автоматизации.(Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 1999)

Лежащий в основе сформированного двигательного навыка динамический стереотип позволяет технически верно повторять действие, не отступая от заданных параметров, в одних и тех же условиях и наряду с этими целесообразно изменять его в тех или иных моментах в зависимости от изменения условий (в единоборствах с разными соперниками). Одна из серьзных проблем методики обучения двигательным действиям состоит именно в том, чтобы не допустить костной стериотипизации двигательного навыка,– обеспечить оптимальное соотношение его стабильности и вариативности.

Рассмотренные черты двигательных умений и навыков выражают не только их особенности, но и взаимосвязь. Органическая взаимосвязь двигательных умений и навыков состоит, прежде всего, в том, что умение служит основной предпосылкой формирования навыка в процессе обучения двигательному действию. Навык в этом отношении представляет собой ни что иное, как умение, доведённого до определённого уровня автоматизации. В свою очередь, навык возникший на основе первоначального умения («умения первого рода»), может стать предпосылкой нового, более сложного умения («умение второго рода»), включающего в себя в качестве частного элемента этот навык, а оно – перейти в новый навык («навык второго рода») и т. д. Поэтому навык можно рассматривать как конечный результат обучения отдельно взятому двигательному действию, поддающемуся автоматизации. В целом же необходимым результатом обучения в многолетнем процессе обучения в многолетнем процессе физического воспитания должен являться богатый фонд разнообразных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Весьма существенное значение для рационального построения процесса обучения двигательным действиям имеют закономерности так называемого переноса двигательных умений и навыков. Известно, что определённое влияние и взаимовлияния обнаруживаются между одновременно формируемыми двигательными умениями и навыками. Все эти отношения могут иметь различный характер: быть одновременно направленными, когда какое-либо одно двигательное умение или навык влияет на другое умение или навык, а обратного влияния не обнаруживается, и обоюдными, взаимовлияющими, взаимодействующими. Положительными, когда одни умения, навыки способствуют формированию, совершенствованию других, и отрицательными, когда одни умения, навыки препятствуют формированию других, вносят в них искажения, как бы конкурируется сними. Прямыми, сразу же, непосредственно проявляющимися – прямой перенос, и косвенный, вначале не обнаруживающимися, а затем, спустя некоторое время, проявляющимися через промежуточные связи – косвенный перенос.

Одна из центральных проблем теории и практики обучения двигательным действиям состоит именно в том, чтобы полноценно использовать эффект положительного переноса двигательных умений и навыков, ограничить эффект отрицательного переноса. Решение этой не простой проблемы предполагает тщательное программирование учебного материала.

Решение этой не простой проблемы предполагает тщательное программирование учебного материала с учётом закономерностей переноса двигательных умений и навыков, соблюдение.

 

 

- 15 –

 

определённого порядка в сочетании и распределении упражнений во времени, оптимальное сочетание, и распределение упражнений во времени, оптимальное построение процесса обучения двигательным действиям в целом.

Роль условно рефлекторного механизма образования двигательных навыков доказывается в частности тем, что выработанные навыки во многом угасают при перерывах в тренировке (при отсутствии подкрепления). Однако двигательные навыки отличаются от классических слюнных условных рефлексов, описанных И. П. Павловым (сенсорных или рефлексов 1 рода). Навыки, в основном, представляют условные рефлексы 2 рода – оперантные или инструментальные условные рефлексы. В них новым отделом рефлекторной дуги является её эффекторная часть, т.е. создаётся новая форма движения или новая комбинация из ранее освоенных действий (Солодков А. С. Сологуб Е. Б. 1999г). Построение новой формы движений на основе имеющих доминантах, т.е. господствующих очагах в центральной нервной системе на различных этажах нервной системы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...