Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Осязание и тактильная чувствительность.




 

Осязание – один из основных видов ощущения. Чувство осязания помогает нам ориентироваться в темноте, дает возможность не только наличие предмета, но и его форму, размеры, температуру, влажность, характер поверхности (гладкая, шероховатая и т.д.). Чувство осязания складывается из целого комплекса сигналов, поступающих в головной мозг от нервных окончаний (рецепторов), расположенных в мышцах, суставах, на поверхности кожи и слизистых оболочек, воспринимающих прикосновение и давление, температуру и боль, изменение положения тела в пространстве и т.д.

Необходимым условием для нормальной мышечной деятельности является получение сигналов о положении тела в пространстве и о степени сокращения каждой мышцы. Сигналы такого рода поступают от рецепторов мышц и суставов и воспринимаются человеком в виде «мышечного чувства». Человек во многом полагается на это чувство. Передвигаясь в привычной обстановке, он уверенно и точно совершает любые движения, обходя препятствия. Однако оценка расстояния до предметов вырабатывается не только с помощью «мышечного чувства», но и при обязательном участии зрения. У людей лишенных зрения, осязание играет ведущую роль в познании окружающего мира. Пользуясь осязанием, слепые способны выполнять очень тонкую и сложную работу. Особенно высокой степени развития осязание достигает у людей, лишенных как зрения, так и слуха. Специальное обучение таких людей речи, письму, трудовым навыкам особенно на совершенствовании у них чувства осязания.

Нарушение чувства осязания выражается в полной или частичной его потере, что связанно с поражением центральной нервной системы. Нередко у людей наблюдается повышенная чувствительность определенных участков кожи к прикосновению. Повышение чувствительности кожи может быть следствием заболевания ряда внутренних органов. Эта связь помогает врачам диагностировать и лечить ряд заболеваний внутренних органов, воздействуя на чувствительные участки кожи с помощью поверхностного массажа и других методов лечения.(Петровский Б.В., 1979г)

Оказывается, что осязание, т.е. прежде всего кожное «ощущение», фактически складывается, по меньшей мере, из трех различных видов чувств, а именно из осязания (тактильного чувства), которое сравнительно быстро адаптируется и реагирует только на первое впечатление соприкосновения. Так, например мы чувствуем одежду, как правило, лишь тогда когда мы ее надеваем или же в ней двигаемся. От него следует отделить чувство давления, медленно адаптирующееся и приспособленное для восприятия также длительных нагрузок, пример, при сидении или лежании. Далее чувство вибрации, являющаяся частью так называемой механорецепции. Оно срабатывает при изменяющихся давлениях и у низших животных, таких как насекомых, пауков. У некоторых позвоночных животных, оно развито значительно более тонко, чем у человека, у которого это чувство имеет лишь рудиментарные функции. Во всяком случае, его используют слепые и глухие для того, чтобы хотя бы частично заменить им утраченный слух, например при восприятии музыки. Три названных подраздела чувства могут быть объединены понятием механорецепции. Вторым обобщающим аналитичным понятием является терморецепция. Наконец третей группой видов чувств является ноцицепция, или болевое ощущение. (Кейдель В.Д., 1975)

Как уже было написано выше в коже представлена тактильная, температурная и болевая рецепция. На 1 квадратный сантиметр кожи, в среднем, приходится 12 – 13 холодовых точек, 1 –2 тепловых, 25 тактильных и около 100 болевых. В тактильной чувствительности наиболее чувствительным рецептором является тельце Пачини, которое вызывает ощущение прикосновения при смещении капсулы на 0.0001 мм. Чем больше размеры тельца Пачини, тем более толстые и быстропроводящие афферентные нервы отходят от него. Они проводят кратковременные залпы (длительностью 0.005 с.), информирующие о начале и окончании действия механического раздражителя. Пути тактильной информации следующий: рецептор – 1-й нейрон в спинномозговых узлах – 2-й нейрон в спинном или продолговатом мозге – 3-й нейрон в промежуточном мозге (таламус) – 4-й нейрон в задней центральной извилине коры больших полушарий (первичная соматосенсорная зона (Солодков А.С. Сологуб Е.Б. 2000).

Роль осязания и тактильной чувствительности при ведении боя на ближней дистанции нельзя переоценить. Хочу привести слова Джона Кари,- (создателя системы рукопашного боя "American Combatives") "Хулиганские нападения нередко происходят в тёмное время суток, зачастую в неосвещённом месте - я не хочу, чтобы способность моих учеников защитить себя зависела от освещения". Сам Джон Кари ослеп, после полученного ранения на войне но это не помешало ему разработать свою систему подготовки для военнослужащих.

Чрезвычайно важным фактором, влияющим на эффективность в ближнем бою, Кари считает тактильную чувствительность. "Чувствительность - это то, что дает возможность мне, слепому, вести бой против зрячих и побеждать их. Слепота не мешает, а, наоборот, помогает мне. В ближнем бою нельзя полагаться на глаза. Вы должны чувствовать движения противника, не видя их, иначе Вы будете побеждены." На тренировках ученики Кари практикуют различные упражнения на развитие чувствительности - например, ведение боя с завязанными глазами или в темноте. (Левитас А. 1999)

Техника «липких рук» позволяет также вести бой в темноте или с завязанными глазами, тем самым развивая тактильную чувствительность бойца (фото 1, 2, 3).

Сегодня очень важно уметь вести ближний бой, так как, во-первых, достаточно высока вероятность того, что бой будет проходить в стесненных условиях (в автомобиле или автобусе, в лифте, на лестничной площадке, в баре и т.п.), где не будет места для манёвренного боя и амплитудных ударов, и, во-вторых, многие бойцы - каратисты, боксёры, кикбоксёры и т.д. - неплохо подготовлены к ведению боя на дальней или на средней дистанции, но мало кто умеет эффективно сражаться на ближней дистанции, "нос к носу", поэтому человек, хорошо владеющий приёмами ближнего боя может получить значительное преимущество в схватке.

Мастера создавали новые стили, новые методики, передавали их следующим поколениям, которые в свою очередь сохраняли, дополняли и совершенствовали это направление, делая его, на свой взгляд, более практичным. Впрочем, в те воинственные времена слабые стили умирали вместе со своими создателями. До нас дошли проверенные временем направления, стили и методики. Но есть вещи, которые скрупулёзно передавались из поколения в поколение, «от сердца к сердцу» учителя к ученику. Именно эти «жемчужины» особенно ревностно хранили Патриархи Школ, и передавали своим ученикам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...