Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реализация принципов дифференцированного подхода в воспитании детского коллектива




 

Приведенные выше примеры психолого-педагогической характеристики отдельных детей иллюстрируют принципы подходов к дифференцированной и индивидуальной кор-рекционной помощи, которую необходимо осуществлять в повседневной работе воспитателю, а также педагогу-дефектологу на специально организованных занятиях в подгрупповой или индивидуальной форме обучения. Здесь уместно еще раз напомнить, что обучение при организации всех ви­дов деятельности детей с тяжелыми формами психического недоразвития значительно шире, чем учебная деятельность в школе, т. е. воспитание и обучение — слитное, неразделимое единство, будь это обучение гигиеническим навыкам, еде, са­мообслуживанию, или обучение элементам письма, чтения, счета, другим интеллектуальным умениям. Тактика педа­гогического выбора определяется конкретными задачами с учетом индивидуальных возможностей воспитанников, по­нимания того, что в данный период является наиболее важ­ным для поступательного развития того или иного ребенка. Наряду с текущими задачами обучения, воспитателю в ор­ганизации своей работы необходимо видеть перспективные (стратегические) направления, содержание которых будет охватывать всех воспитуемых без исключения, т.е. воспита­тель должен хорошо знать характеристику всей группы, без которой невозможно планирование воспитания на какой-то обозримый промежуток времени: на месяц, полугодие, или учебный год (до летнего отдыха, каникул и т. д.).

Рассмотрим и этот аспект на примере краткой характери­стики группы воспитанников 14—16 лет из детского дома-интерната. В группе 12 воспитанников, из них подростков (14—15 лет) — 7; (15,5—16,5 лет) — 5.

Клинический диагноз у большей части воспитанников — органическое поражение ЦНС, осложненное ДЦП со специфическим недоразвитием речи, движения и моторных функций (7 случаев). С особой синдромальной характери­стикой — 5 воспитанников, в их числе с синдромом Дауна 4 случая, синдромом Рейно — один случай. Из общего числа 5 подростков с тяжелой патологией психофизического раз­вития, нуждаются в повседневном медицинском контроле и социальной помощи во всех видах жизнедеятельности: ги­гиенический уход, кормление, одевание и др., что совокуп­но ограничивает возможности их интеллектуального разви­тия (группа «Милосердие»).

Вместе с тем, остальные 7 детей, несмотря на те или иные нарушения двигательно-моторных функций, недо­развитие познавательных и речемыслительных процессов, рассматриваются как перспективные с точки зрения фор­мирования социально-бытовых умений, коммуникации, общения, доступных видов познавательной деятельности. К этой группе относятся Женя С, Дима Ф., Виталий К., Юрий М.,...Среди названной группы выделяются Женя С. и Виталий К., они проявляют выраженное стремление к социокультурным контактам, элементарным видам интел­лектуальной деятельности: счет, чтение, письмо, ручной труд (вязание, склеивание, лепка и т. д.). Для названной группы доступно понимание речевых инструкций, 4 под­ростка владеют простой фразой, они адекватно реагируют на своих сверстников, проявляют желание сотрудничать со взрослыми.

На основе индивидуального психолого-педагогического изучения детей и подростков выявились три подгруппы вос­питанников, из них наиболее сложной с точки зрения на­правленной педагогической работы стала группа из 5 чело­век, которая была обозначена как группа «Милосердие».

Основными направлениями работы с детьми с тя­желыми множественными нарушениями (подгруп­па «Милосердие») являются:

1. Комплексное сопровождение и обеспечение всех видов жизнедеятельности: уход, кормление, прогулки, соблю­дение щадящего режима и др.

2. Врачебный и гигиенический контроль: лечение, консультирование воспитателей по уходу и здоровьесбережению детей-инвалидов, неспособных к самостоятельному жиз­необеспечению. Преодоление госпитализма и изоляции в повседневном режиме детского дома (интерната).

3. Активизация и закрепление сенсорных реакций с ис­пользованием зрительно-слуховых ощущений, телесно­го контакта, речи музыки; организация направленного
общения с воспитанниками при проведении режимных
моментов и специальных занятий в группе.

4. Организация детей, владеющих навыками самообслужи­вания, на оказание доступной помощи инвалидам: ката­ние на коляске, качелях, помощь няне по уходу, соблюде­нию опрятности внешнего вида: умыть, расчесать, одеть, поправить салфетку, застегнуть (расстегнуть) пуговицы,
шнурки и др. С учетом индивидуальных показаний и ре­комендаций врача — включение детей-инвалидов в обще­групповые мероприятия: коллективные виды занятий,
праздники и др.

Направления работы с подгруппой 2:

1. Обучение взаимодействию со взрослыми и сверстниками
во всех видах деятельности: самообслуживании, хозяй­ственно-бытовом труде, коррекционно-развивающих ме­роприятиях.

2. Закрепление знаний о себе как «я», «других людях», фор­мирование правил социального поведения: приветствие, прощание, благодарность за внимание и услуги, помощь
другому и т. д.

3. Развитие познавательных действий и интереса к окру­жающему миру во время коррекционных занятий, прогулок, поездок, праздников и др. Активное вовлечение
детей в содержательную деятельность на основе показа,
упражнений, игры, игровых действий, конструктивного
праксиса, других развивающих видов коррекционных
мероприятий (по ежедневному плану воспитателя).

Закрепление и расширение коммуникативных умений с
использованием речевых и неречевых средств, активизация и развитие опыта самостоятельных речевых, речеподражательных умений в том числе — с помощью жестовых, мимических, знаковых средств общения. 5. Систематическое использование приемов поощрения в лю­бых проявлениях самостоятельности, положительной мо­тивации к взаимодействию с окружающими людьми.

Для детей, проявляющих устойчивые интеллек­туальные предпосылки (подгруппа 3), наряду с указанными выше направлениями коррекционного воспитания:

1. Организовать систему доступного обучения с элементами

учебной деятельности: грамота, чтение, счет, природознание, индивидуальный труд с возможным переводом на допрофессиональный (профильный, прикладной).

2. Закрепление освоенных учебных знаний в разных видах
самостоятельной деятельности.

Таким образом, комплексное психолого-педагогическая изучение всей группы воспитанников, выявление наиболее типичных их характеристик внутри той или иной подгруп­пы, учет наиболее устойчиво проявляющихся особенностей их физического и психического развития позволяют воспи­тателю выработать конкретный план собственных действий, а также способы сотрудничества с другими специалистами учреждения: врачом, специальным психологом, учителем-дефектологом, инструктором ЛФК, учителем музыки и др. Это необходимо для правильной организации коррекционно развивающей среды, где каждый элемент: подъем, гигие­нические процедуры, занятия детей строятся на принципах развивающего воспитания, итогом которого должна стать са­мостоятельная практическая деятельность во взрослой жиз­ни. Необходимо педагогическими средствами уменьшить тя­жесть социальной зависимости инвалида во всех случаях, где это возможно и «по силам» самому воспитаннику.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...