Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И коррекционных мероприятий




В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО

ДОМА-ИНТЕРНАТА

С учетом полученных сведений, на основе психолого-педагогического изучения воспитанников определяются основные шаги в организации коррекционного простран­ства, в котором живет детский коллектив. Детям необходи­мо обустроить места для предметов индивидуального поль­зования (расчески, носовые платки, собственные вещи), в спальном помещении должны быть локальные источники света, помогающие охранять покой спящих в тех случаях, когда ночью няня проводит гигиенические процедуры с не­которыми детьми (высаживание на горшок, смена мокрого белья и др.). В спальне необходимо оборудовать сенсорные уголки (светящиеся гелевые формы, аквариум, тикающие часы с подсветкой), для тех детей, которые легко возбужда­ются, часто просыпаются и долго не могут уснуть.

Стены спальни, можно украсить детскими яркими ри­сунками, художественными эстампами. Их должно быть немного и периодически менятся для развития сенсорных и эмоциональных впечатлений. Очень важен общий уют в спальне: цвет стен, шторы на окнах, цветы, уголок игру­шек, создают необходимый психологический комфорт, при­ближают общественное учреждение к образцам домашнего воспитания. К сожалению, большинство детских домов-ин­тернатов еще отличаются казенно-казарменным духом, хотя материальных ограничений для правильного обустройства жизни детей и персонала, с каждым годом становится все меньше и меньше. Более устойчивым является другое яв­ление, которое ошибочно определяется тем, что «дети боль­ные, они ничего не понимают, им не нужны уют и комфорт, все разобьют, все испачкают».

Нужно внимательным материнским взглядом осмотреть помещение, в котором большую часть дня находятся дети, продумать его оформление. Хорошо бы подготовить специ­альные функциональные площадки (зоны) внутри общего пространства.

Например: площадка двигательной коррекции предпо­лагает шведскую стену, цветные маты, мягкие подушки, безопасные тренажеры, кресла-качалки, сухой бассейн и пр. Оборудование этой части согласуется с врачом, инструк­тором ЛФК.

Столовая зона включает столы, стулья, приспособления для обездвиженных детей с учетом индивидуальных воз­растных показаний. Важно, чтобы дети, как и в семье, во время еды сидели вокруг стола, видели друг друга. Воспи­татели и няни должны сидеть вместе с детьми за столом, чтобы видеть как дети едят, помочь тем, кто самостоятель­но есть не может. Перед едой дети и взрослые желают друг другу приятного аппетита, стараясь, при этом держать за руку сидящего рядом, смотреть в глаза тем, кто сидит на­против. Так как речь идет о социальном воспитании умест­но напомнить, что развитие социального поведения вклю­чает в том числе умение пользоваться ложкой, вилкой, ножом, салфеткой.

Столовая часть помещения в свободное время преобразу­ется в зону коллективных занятий, игр, конструирования, поэтому очень важно, чтобы столы трансформировались для коллективных действий: рисунков, аппликаций, поде­лок и т. д.

Особого внимания заслуживает игровая часть помеще­ния, где обычно ставятся легкие раздвижные шкафы, полки с игровым и дидактическим материалами в специальных коробках и корзинах. Эта часть комнаты застилается ков­ром, ставятся пуфы, мягкие надувные кресла. На потолке закрепляется передвижной трос с фиксированными приспо­соблениями для детей с поражениями позвоночника, верх­них и нижних конечностей. Это позволяет им также прини­мать посильное участие в деятельности сверстников.

При отсутствии современных технологий в оснащении детских домов, определенная часть воспитанников «прожи­вает» жизнь в госпитализированных условиях, они прико­ваны к постельному режиму, что во многих случаях совер­шенно не оправдано. Для этих детей все виды коммуникаций в форме зрительных, слуховых, тактильных и других ощущений — окно в окружающий мир, средство их развития. Кажущаяся невосприимчивость — педагогическая ошибка, так как даже нейтральное присутствие среди сверстни­ков — это способ признания их личности окружающими, способ социальных контактов, а значит возможность вклю­чения в жизнь.

В организации игры с воспитанниками следует сосредото­чить внимание на том, что игра носит условный характер, так как предлагаемые воспитателем игровые этюды, сюжеты, или действия в своей основе строятся как проигрывание жизнен­ных ситуаций, социально-бытовых фрагментов с использо­ванием игрушек, замещением их ролевыми действиями. На­пример, игра «В магазине». Сюжет: покупка продуктов для завтрака. Эту игру в младшем возрасте и до 12 лет можно про­водить в групповой комнате с помощью игровых предметов: куклы и других атрибутов, тогда как с подростками следует сходить в ближайший магазин, внимательно осмотреть про­дукты, послушать беседу продавца с покупателями, произве­сти небольшую покупку, посмотреть — где и как оплачивают­ся продукты, как их правильно упаковать (уложить) в пакет, хозяйственную сумку.

Каждое воспитательное мероприятие специально органи­зуется и готовится педагогами, поэтому игра «В магазине» строится как закрепление, уточнение и развитие получен­ных впечатлений, где одни дети выполняют роли продав­цов, другие — покупателей, третьи — кассиров. С учетом интеллектуальных возможностей и возраста детей игра осуществляется в несколько этапов: ознакомительный, под­готовительный, сценарно-игровой (репетиционный), прак­тический. Эти этапы и обозначают весь спектр действий, ко­торым обучают детей, что потребует не менее 6—8 занятий на одну тематическую игру с заданным сюжетом. Оборудо­вание игровой площадки будет периодически меняться, по­этому нет необходимости держать в шкафах и на полках излишнее количество игровых предметов.

Для свободной игры детей достаточно перечня из 10—15 игрушек, строительных элементов, настольных игр коррекционно-развивающего содержания. Они также перио­дически убираются на хранение, заменяясь новыми. Дети быстро привыкают к знакомым игровым предметам, легко пресыщаются, поэтому бывает трудно сохранить их интерес к игрушкам, игра превращается в механическое манипули­рование игровыми предметами, снижается ее познаватель­ная ценность.

Для успешной организации коррекционной среды, необ­ходимо обратить внимание на такие элементы, как стенды с фотографиями детей для поздравлений воспитанников, спе­циальную доску (фланелеграф) с пиктограммами для всех детей (говорящих и не владеющих речью). Пиктограммы по мере их освоения постепенно переводятся в индивидуальные альбомчики (книжки) так, чтобы дети их использовали при общении друг с другом. Символы пиктограмм передают про­стейшие действия и потребности: пить, есть, спать, играть, туалет, слушать музыку, гулять и т. д.

В групповой комнате также, как и в спальне должны быть уголки релаксации, сенсорного и психического отды­ха. Их можно оборудовать с помощью световых и звуковых панелей, дорожек, раздвижного шатра (полога) и мягкого мата, куда можно помещать на некоторое время детей, про­являющих агрессию, беспокойство. Если такие состояния приобретают длительный, затяжной характер, воспитателю следует получить консультацию врача и психолога, так как это может быть связано с заболеваниями или рецидивом со стороны психического статуса, что также нередкое явление у части детей, особенно с текущими заболеваниями голов­ного мозга.

Основой воспитательной работы является планирование. Даже в условиях семейного воспитания нельзя обойтись без плана действий. Он определяется повседневным режимом членов семьи, характером деятельности ребенка и взрос­лого. Планирование в интернатах, как правило, осущест­вляется в двух видах: перспективном (на год), на его основе разрабатывается повседневный (или еженедельный) план. В перспективном плане, который может иметь свободную форму, отражаются разделы воспитания, конкретные за­дачи, перечень возможных мероприятий к каждому из раз­делов, календарные сроки их реализации, а также средства обеспечения и др. Рассмотрим примерный образец фрагмен­та перспективного плана.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...