Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отечественная психология о структуре личности




В личности, психологи выделяют, прежде всего, познавательную (когнитивную) сферу, в которую включены такие психические процессы как:

1) Внимание - процесс концентрации и направленности сознания («манипуляции» со своим со - знанием).

Виды внимания: а) произвольное; б) непроизвольное; в) постпроизвольное.

2) Память - процесс запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения информации.

Виды памяти: а) механическая; б) словесно-логическая; в) ассоциативная; г) образная.

3) Мышление - процесс анализа, синтеза и обобщения информации. Оно базируется на основе чувственного познания и выходит за его пределы.

Виды мышления: а) наглядно-действенное; б) наглядно-образное; в) отвлеченное.

4) Воображение - процесс создания новых образов, на основе имеющейся информации

Виды воображения: а) активное; б) пассивное; в) репродуктивное; г) творческое.

5) Ощущение - процесс частичного отражения в сознании каких либо свойств предметов или явлений действительности при их непосредственном воздействии.

6) Восприятие - процесс целостного, комплексного отражения явлений или предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Всего шесть психических процессов «сделали» каждого из нас та­кими какими мы есть. Они функционируют постоянно, все вместе, комплексно - взаимно дополняя, и взаимно обусловливая друг друга в оп­ределенной структуре и системе.

Если только нарушается работа одной составляющей познаватель­ной сферы, так вся система начинает выдавать неадекватный ре­зультат - знания, умения, навыки и, в конечном итоге, поведение. В результате этого происходит адаптация личности к реальным условиям или её деформация.

Аффективная или эм­оциональная сфера включает в себя: а) эмоции; б) состояния; в) чувства; г) аффекты. Они выполняют регуляторную функцию и отража­ют наше отношение по поводу деятельности или активности в разных областях жизнедеятельности и удовлетворения наших потребностей. Если процессы познания продуцируют знания, соответствующие нашим потребностям, то сознание присваивает переживанием положительное значение, а если происходит так, что информации не хватает для логического объяснения того или иного явления, то сознание оцени­вает такое состояние как плохое.

Принято классифицировать (К.Изард), что каждый человек имеет семь отрицательных эмоций, две положи­тельные и одну нейтральную. Такое распределение обусловлено тем, что отрицательные эмоции заставляют человека постоянно находится в состоянии активности, что является непременным условием разви­тия личности и сохранением человека как биологического вида в процессе развития жизни на земле [4].

Волевая сфера личности состоит из таких качеств, как целеустремленность, настойчивость и упорство, са­мостоятельность и инициативность, смелость и решительность, выдержка. Все эти свойства, в своей совокупности, позволяют преодолевать лич­ности различные препятствия как внутреннего, так и внешнего плана (например, из множества мотивов выбрать тот, который в наибольшей степени соответствует цели или принять решение, что именно эта цель отражает потребность и в конечном итоге приступить к практи­ческой реализации задач). Очевидно, что каждая личность имеет свои индивидуальные особенности - сильная воля, слабая воля; у кого-то все качества воли проявляются в практической деятельнос­ти, а кто-то только играет роль самостоятельного, инициативного и т.п.

В блок типологических особенностей (индивидуально-психологи­ческих) личности психологи относят: задатки, способности, темперамент и ха­рактер.

Задатки - это анатомо-морфологические особенности структур головного мозга. Из задатков развиваются способности при соответс­твующих условиях. Если условий в течение жизни не будет, то за­датки так и останутся не реализованными. Один задаток может дать начало нескольким способностям.

Способность - это возможная успешность в каком либо виде деятельнос­ти. Способность проявляется только в соответствующем виде деятельности и проявляется только в ди­намике.

Темперамент - переводится как "соотношение частей" - это со­вокупность психических динамических свойств - возбуждение, торможение, перек­лючение, которые напрямую связаны с деятельностью нервной системы. Принято (Гиппократ) условно делить людей по типу темперамента на четыре группы: те, у кого возбуждение больше торможения - холери­ки; те, у кого возбуждение не более чем торможение - сангвиники; людей, у которых торможение преобладает над возбуждением, относят к меланхоликам, а те, у кого торможение не более чем возбуждение к флегматикам.

Их индивидуальные особенности проявляются во внешнем поведе­нии, в общении, в характере. Так, например, холерик - подвижен, ак­тивен, часто первая реакция на полученную информацию не адекватна и характеризуется эмоциональным взрывом; сангвиник - увлекающейся человек, словоохотливый, может взять на себя много обязанностей, но в процессе деятельности он их выполнять не может, так как ув­лекается чем-то другим новым.

Флегматик - спокойный, уравновешенный, рассудительный, но ни кто, ни когда не может сказать, а что на самом деле он думает, так как он по своей природе интроверт (скрытен). Информацию перерабатывает постепенно и изменяется только в силу своей внутренней переоценки.

Меланхолик - медлительный, эмоционально-чувствительный, высо­ко тревожный тип личности, который требует к себе индивидуального отношения. Речь меланхолика не может быть такой громкой и быст­рой, как у холерика и сангвиника. Информация анализируется посте­пенно, от него нельзя требовать скоростных методов деятельности.

Характер переводится с греческого как "признак, особенность, черта". Совокупность социально обусловленных черт составляет со­держание характера, который базируется на особенностях темпера­мента. Формирование характера происходит в определенных социаль­ных условиях - семья, детсад, школа, институт, производственный кол­лектив. В этих микро и макро средах закладывается отношение лич­ности к себе, к делу, к людям, обществу, отсюда – развиваются черты характера. Сформированные черты, в большей или меньшей степени, проявляется в поведении человека и на базе этого происходит оцен­ка характера - эгоцентричность, себялюбие, трудолюбие, доброта и т.п.

Рассмотренная структура личности представляет традиционный подход в отечественной психологии. Однако это не означает, что он единственный. Например, в книге "Структура и развитие личности" К.К. Платонов подходит к этой проблеме несколько иначе. По его мнению, личность включает в себя четыре составляющих:

1-ая подструктура личности объединяет направленность и отно­шения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непос­редственных врожденных задатков, а отражают индивидуально прелом­ленное групповое общественное сознание. Эта структура формируется путем воспитания.

2-ая подструктура личности объединяет знания, умения, навыки, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже за­метным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко называть опы­том.

3-ья подструктура личности объединяет индивидуальные особен­ности отдельных психических процессов или психических функций, понимаемых как формы психологического отражения; памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Данная структура, взаимодействуя с тремя остальными подструктурами, формируется в основном путем упражнения.

4-ая подструктура личности объединяет свойства темперамента или типологические свойства личности. Сюда же входят половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые "органические" изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее переделывается путем тренировки, если эта переделка вообще возможна) [12].

Не смотря на несколько другой подход к организации структуры личности, не трудно в первой подструктуре личности найти поня­тия, категории традиционного подхода.

Психоанализ о личности

В последнее время стала популярной теория психоанализа, а вместе с ней взгляд на личность с позиции организа­ции и работы сознания. Известно, что З.Фрейд [21] выделял - бессозна­тельное (Ид-оно) и сознательное, которое состоит из Супер-Эго и Эго. При этом Супер-Эго отводится функция цензора со сверх норма­тивными социальными установками, а Эго - функция реального состо­яния в данный промежуток времени определенной ситуации. Бессозна­тельное, как часть сознания, накапливает огромную массу информа­ции, которая специфическим образом структурируется во время сна. Между этими частями (Ид, Супер-Эго, Эго) существуют определенные механизмы взаимосвя­зи, проявляющиеся в виде так называемых психологических защит. Самыми распрост­раненными среди них являются: вытеснение, проекция, рационализация, реактивные образования, замещение и т.д.

Суть вытеснения заключается в том, что неприятная информация, которая накапливается на уровне Эго и Супер-Эго просто вытесняет­ся другой информацией в бессознательное и человек забывает о ее существовании. Во время сна она перерабатывается, переживается и остается в "недрах" Ид.

Механизм проекции более сложен - сначала негативная информа­ция обесценивается, а затем основная часть, за ненадобностью, вы­тесняется, а какая-то часть остается и распределяется между Су­пер-Эго и Эго (в виде маркера для ориентации). Но как только этот маркер обнаруживается на другом объекте внимания, сознание начи­нает активно бороться с этим недостатком у другого человека.

Рационализация идет под давлением Супер-Эго (надо, должен). На уровне Эго, негатив анализируется по составляющим частям. Происходит переоценка каждой составляющей отдельно («обстоятельства не позволяют», «объект не готов еще» и то, что в целом казалось негативом, в отдельности уже не стоит того, чтобы на это обращать внимание.

При длительном пребывании человека в условиях отрицательных переживаний, когда всю информацию Супер-Эго классифицирует как несоответствующую нормативам, Эго не в состоянии переработать, происходит блокировка Супер-Эго под воздействием эндоморфинов (биологическая регуляция за счет секретов внутренних желез) или медикоментозного воздействия. Человек уходит в себя, не замечает или слабо реагирует на внешние раздражители - такой механизм наз­ван экранированием.

Если блокировка устанавливается между Эго и Ид, то в этом случае наступает оглушение. Контроль сознания практически отсутс­твует, тело, поведение, речь подчинены подсознательному. Данное состояние может быть при глубоких психических расстройствах, при приеме наркотиков, алкоголя или психотропных препаратов.

Несмотря на необычность представления о личности, как о сово­купности трех взаимосвязанных (Супер-Эго, Эго, Ид) составляющих сознания, данная теория объясняет множество аспектов поведения, общения человека как, в жизни, так и в профессиональной деятель­ности. Психоанализ помогает диагностировать индивидуальные осо­бенности личности и прогнозировать поведение, смоделировать поведение или об­щение между людьми.

Знание механизмов психологической защиты позволит практическому психологу более эффективно организовать процесс взаимо­действия с объектом и получить ннеобходимые результаты.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...