Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Познавательная сфера личности




Если направленность личности характеризует человека в целом, что он имеет в своем опыте и область применения его знаний, умений, навыков, то когнитивная структура показывает возмож­ности человека. Составляющими факторами ее являются: внимание, мышление, память, восприятие, ощущение и воображение.

Внимание по своей сути - это «манипуляции» со своим сознанием, как совокупностью знаний о самом себе и об окружающем мире. Про­извольное внимание базируется на волевых усилиях (произвол с соз­нанием). Человек направляет и концентрирует свою совокупность знаний на конкретный предмет или явление окружающего мира с опре­деленной целью (познать). Часть внимания выполняет ориентировоч­ную функцию (без произвола) и называется непроизвольным. Эти два вида внимания работают в тандеме, в паре – как только сила раздражителя где-то достигает определенного уровня, произвольное внимание пе­реключается с одного объекта на другой, и если нет угрозы, то возвращается к основному объекту.

Для производственной сферы, например - диспетчер авиалиний, важны такие свойства внимания как устойчивость, распределение. Устойчи­вость - способность длительное время удерживать свое сознание на конкретном предмете или объекте и она является временным и коли­чественным критерием оценки.

Распределение является качественной характеристикой способ­ности одновременно концентрировать сознание на нескольких явлени­ях с целью видения общей картины ситуации.

Восприятие - это целостность отражения предметов или явлений действительности в совокупности их свойств, частей при непосредс­твенном воздействии их на органы чувств. Оно базируется на ощуще­ниях т.е. с частичного отражения отдельных свойств, в совокупности и взаимосвязи они дают целостную картину действительности.

На практике большую роль может играть апперцепция - опыт, знания, умения, навыки, установки человека. В процессе жизнедеятельности у каждого из нас складывается опреде­ленная система ценностей как социальных, так и материальных, складывается свое мировоззрение, установки. Вся эта совокупность позволяет нам судить о событиях, которые происходят вокруг этих позиций, но жизненный опыт не означает того, что каждый из нас, даже психолог, дает объективную оценку. Поэтому важно знать, какие стере­отипы есть у самого психолога и как поступающая информация преломляется в призме его жизненного опыта.

С этим же может быть связана избирательность восприятия - это когда принимается во внимание не вся информация, а только та, ко­торая считается значимой. В данном случае на избирательность еще влияет и направленность личности человека - на себя или на дру­гих, на материальные условия или социальные, а может быть на дело.

Необходимо помнить о том, что органы чувств не совершенны и что могут быть иллюзии, когда восприятие искажает реальную карти­ну мира, например, движение света в рекламе, движение звука в на­ушниках и другие иллюзии.

Отсюда следует то, что информация должна подтверждаться дру­гими источниками или перепроверяться иными способами.

Некоторые общие закономерности восприятия времени, людей друг друга приводят­ся далее:

- молодые люди склонны преувели­чивать возраст пожилых людей (называют старыми) и считают, что они сами, выглядят старше своих лет (юноши в большей степени, а де­вушки - в меньшей);

- пожилые люди склонны считать себя людьми средних лет, а молодых видят себя ещё более молодыми;

- высокие воспри­нимают людей среднего роста, как маленьких, а обладающие малым рос­том считают высокими людьми людей среднего роста;

- худые люди, плотных людей считают толстыми, а те себя не считают такими;

- при восприятии времени обнаруживается склонность преувеличивать небольшие и пре­уменьшать большие промежутки времени;

- время, наполненное интерес­ными, значимыми делами, течет быстро. Если же события неинтерес­ны, малосущественные, время тянется медленно.

Управленческая деятельность обязывает кадровиков, менеджеров вести наблюдения, т.е. вести целенаправленное восприятие людей, событий, явлений, предметов - подмечать те или иные изменения, связывать их с другими явлениями и делать логические выводы. В результате наблюдений у них развивается наблю­дательность, которая помогает быстро ориентироваться в обстанов­ке, принимать правильные решения, эффективно выполнять в целом производственные задачи.

Наблюдательность тесно взаимосвязана со зрительными и слухо­выми ощущениями. Через органы зрения человек получает до 80% ин­формации, поэтому чувствительность зрительных анализаторов наибо­лее важная, хотя при помощи слуха человек быстрее получает инфор­мацию и даже может локализовать источник звука. Необходимо пом­нить, что

- сильные раздражители понижают чувствительность, слабые повышают. Отсюда следует, что перед работой в ночь человеку не следует утомлять себя;

- что зрение адаптируется полностью к темноте через 45 - 50 минут;

- при определении на слух локализации источника звука, надо помнить, что ваши уши должны быть открыты, чтобы не нарушалась бинокуляр­ность;

- в сидячем положении слух утомляется в два раза меньше;

- в вечернее и ночное время фиксировать объект необходимо боковым зрением, так как центр сетчатки приспособлен для работы в дневное время [6].

Еще одним свойством восприятия является константность или способность достраивать недостающие детали до постоянного образа. Например, фуражка, висящая за сплошным забором и несколько возвы­шающаяся над ним, будет восприниматься со стороны, как человек в фуражке, который скрывается за забором. Зрительно наблюдатель не видит человека, но константность восприятия достраивает картину до логического завершения, при этом, чем больше вероятности ожи­дания, тем большая вероятность константности. В некоторой литера­туре это свойство называют как обобщенность восприятия. Не смотря на названия, суть свойства заключается в том, что зафиксированные образы (форма, величина и т.п.) сохраняют относительное постоянс­тво в нашем восприятии.

Благодаря восприятию из отдельных картинок (образов) окружающего нас мира сознание создает, озвучивает, заставляет двигаться субъективную кар­тину мира, а личность, как часть этого мира старается приспосо­бить его к своим потребностям или приспособится к жизни в нем.

Восприятие опосредуется через мышление - это психический про­цесс анализа, синтеза и обобщения информации [11]. Само мышление обусловлено обществом, в котором нахо­дится человек, из общественного сознания личность приобретает знания, присваи­вает их и делает своими. В процессе мышления любой из нас использует данные, полученные при помощи других психических про­цессов - внимания, памяти, восприятия, ощущений, воображения. При этом мысль формируется в образах (представлениях), понятиях, суждениях и умозаключениях.

Всякая деятельность наполнена множеством умственных действий. Это, прежде всего анализ, синтез, затем сравнение, конк­ретизация, абстрагирование.

Анализ поведения объекта заключается в том, что наблюдатель при помощи мышления делит поведение на составляющие эле­менты, исходя из нормативных критериев. После этого происходит новое соединение всех частей поведения - синтез, и в заключение делается вывод или обобщение.

Довольно часто после анализа - разложения явления на состав­ные части происходит сравнение (сопоставление) этих составляющих с нормативными эталонами, с целью обнаружения несоответствия (различия) или нахождения общих признаков (сходство). Выявление соответствия или несовпадения признаков лежит в основе принятия решения.

Кроме анализа, синтеза, обобщения и сравнения есть абстраги­рование и конкретизация. Это два противоположных мыслительных процесса. Если абстрагирование предполагает выделение наиболее значимых, общих признаков предмета или явления, то конкретизация, концентрирует внимание на каждом частичном признаке (конкретном поступке).

Так, исследуя вопрос о конкретном лице, как возможной кандидатуре для определенного вида работы психолог в поведении этого лица, должен всесторонне исследовать только один фактор - мотива­цию, как бы пренебрегая на время массой других: сложившимися от­ношениями, ценностью поставляемых сведений, симпатией или антипа­тией со стороны других лиц и т.д. (абстрагироваться). Классифи­цируя мотивацию поведения конкретного лица как подходящего под необходимые признаки поведения, нужно соединить выявленные элементы с его личностью и проанализировать конкретные поступки и поведение этого лица. Потребностью мотивирующей пове­дение человека, является стремление скрыть свое подлинное лицо и предстать в нужном свете перед психологом (мотивация самопрезентации). Абстрагирование помогает выявить этот факт, но обращение к конк­ретным поступкам помогает уточнить: почему он это делает, как это делает, по каким причинам или чьим либо указаниям. Благодаря конкретизации мышление человека становится жизненным.

В отечественной психологии принято выделять три вида мышления:

а) наглядно - действенное;

б) образное;

в) отвлеченное (абстрактно – логическое);

Наиболее ранним в онтогенезе является наглядно-действенное мышление, и оно сопровождает личность на протяжении всей жизни, т.к. мышление опирается, прежде всего, на чувственное познание. Работник манипулирует предметом - показ действия или рассказ, следование примеру, позволяет приобретать практические навыки (ме­тод проб и ошибок). Данный метод в практической деятель­ности не всегда эффективен, но в учебно-познавательной практике именно этот вид мышления позволяет формировать необходимые опыт, знания, умения, навыки.

Образное мышление - формируется на базе воображения, когда появляется способность держать в памяти образ предметов или явле­ний действительности. В практической деятельности такое мышление позволяет наглядно, образно представить ситуацию, описать объект внимания.

При постановке задач, например работнику, у которого преобла­дает наглядно-действенное мышление необходимо обязательно проиг­рывать ситуации, чтобы тот полностью и правильно уяснил смысл. Для человека с преобладанием образного мышления, задачи подкрепля­ются примерами соответствующего содержания (фильм, передача по телевидению и т.п.).

Абстрактно-логическое или словесно-логическое мышление опира­ется на способность строить конструкты из отвлеченных форм (сло­ва, понятия), которые подчас не связаны с прямым образом конкрет­ного предмета или явления (например, безопасность, стоимость и т. д.). Этот вид мышления характеризуется большей обобщенностью, эф­фективностью и скоростью переработки информации.

Психологическая деятельность, как и любая другая умственная деятельность, несомненно, накладывает от­печаток на мыслительные процессы работника и его мышление должно представлять синтез всех видов мыслительной дея­тельности. Оно должно обладать: а) высокой степенью проникновения в сущность явлений (глубина);

б) способностью использования зна­ний различных наук (широта);

в) гибкостью и критичностью;

г) са­мостоятельностью.

На практике мышление осуществляется и достигает определенно­го результата путем использования (кроме общих мыслительных опе­раций: анализа, синтеза, обобщения) таких процессов, как - классификация, систематизация, структурирова­ние. Суть этих процессов сводится к группированию предметов или явлений по определенным общим признакам. Если признаки частные, то образуются классы. В классах выделяются общие признаки - про­исходит систематизация. Структурирование - это сам алгоритм дейс­твий по упорядочиванию и объединению элементов практических задач.

Если мышление оперирует набором понятий, суждений, то сами понятия, суждения (информация) сохраняются и делаются доступными благодаря еще одному психическому процессу памяти. Память - пси­хический процесс, запоминания, сохранения, узнавания и воспроиз­ведения информации. По сути дела информация, поступающая из вне кодируется, перекодируется (запоминание и сохранение) и декодиру­ется (узнавание и воспроизведение). В этом же заключаются основ­ные функции памяти.

Память может быть кратковременной, оперативной и долговремен­ной, в основу такой классификации положен временной принцип. Распространена и другая классификация, по которой выделяют:

1) наглядно-образную;

2) словесно-логическую;

3) двигательную;

4) эмоциональную.

Наглядно-образная память подразделяется: на зрительную, слухо­вую, вкусовую, обонятельную, температурную и т.п., т.е. базируется на ощущениях.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспро­изведении слов, мыслей.

Двигательная память зависит от мышечных ощущений, от следов возбуждения и торможения соответствующих нервных проводящих путей.

Эмоциональная память - это память на состояния переживания, которые были в прошлом опыте человека.

Одним из основных элементов памяти является запоминание. Практический психолог должен знать, что

1) Объём памяти ограничен.

2) Запоминается лучше всего первая и последняя информация.

3) Прочнее запоминается структурированный материал.

4) Запоминание зависит от цели и направленности личности.

5) Запоминание зависит от средств предъявления информации.

6) Мнемонические приемы улучшают эффективность запоминания.

7) Эмоционально значимая информация запоминается лучше.

8) Изменение первичной целевой установки в процессе воспроизведения снижает результат.

Сохранение информации во многом предопределяется предшествую­щим процессом, но чтобы объем сохраняемой информации не уменьшал­ся, необходимо регулярно полученную информацию повторять (актуализировать).

По воспроизведению информации, довольно часто, судят о памяти вообще, поэтому на практике используют различные прие­мы, которые помогают воспроизводить информацию. Достаточно расп­ространенный прием - опознание (узнавание) при опоре на восприя­тие, когда предъявляются конкретные лица, фотографии, предметы; припоминание осуществляется на основании узнавания путем ассоциа­ций - сначала необходимо свободно воссоздать материал, информа­цию, которая может быть связана с необходимой информацией по вре­мени, ситуации, месту и т.п. В том случае, когда необходимая ин­формация не воспроизводится, приходится представлять возможные варианты описания событий, явлений.

Память - это та основа, на которой базируется любая професси­ональная деятельность. Хороший работник должен обладать хоро­шей памятью, но для этого необходимо тренировать ее:

1) на точ­ность без исключений, воспроизведения;

2) на увеличение объема запоминаемой информации;

3) на готовность мобилизовать усилия по воспроизведению необходимой информации.

Таким образом, когнитивная структура личности формирует зна­ния, умения, навыки; показывает возможности для будущего успешно­го решения производственных задач.

Волевые свойства личности

Воля - это способность человека к преодолению внутренних и внешних препятствий для достижения поставленной цели. Исходя из определения, волевые свойства выполняют регуляторную функцию активности. В волевые действия включают "борьбу мотивов" - внутренняя преграда, когда происхо­дит подавление одних желаний другими, когда какой-то интерес оце­нивается как приоритетный. Одновременно с этим происходит "приня­тие решения" - выбор цели. Человек соотносит мотивы деятельности с определенной целью, что является также преодолением внутренних препятствий. Третьим составляющим компонентом волевого действия является переход к практической деятельности или определение программы деятельности (постановка и решение задач).

Поведение ответственного работника по своей сущности является сознательным и целенаправленным, т.е. волевым поведением. По сути дела, воля связывает интеллект и моральные качества личности.

В структуру воли входят такие качества, как целеустремлен­ность - умение ставить и достигать поставленные цели или подчи­нять свое поведение поставленным целям; решительность - это воле­вое качество работника, благодаря которому он ока­зывается способным принимать решения без лишних колебаний. Здесь же, быстрый и продуманный выбор цели, определение способов ее достижения.

Показателем высокой волевой активности является нас­тойчивость - способность длительное время направлять и контроли­ровать поведение и действия согласно намеченной цели. Сила воле­вого натиска по мере преодоления препятствий и движения к цели у волевых настойчивых людей не ослабевает, а возрастает. При этом нельзя путать упрямство с настойчивостью. Упрямство - это не спо­собность отказаться от сиюминутных желаний, какими бы ни были перспективные цели; смелость - выражается в готовности бороться и преодолевать опасность т.е., здравое осознание опасности в сложной обстановке. Не оправданный риск, не обдуманная дерзость не означает того, что перед вами волевой и смелый человек.

Самостоятельность и инициативность - это способность, умение по собственной инициати­ве ставить цели, находить наилучшие средства и пути для выполне­ния любой поставленной задачи; самообладание и выдержка - включают в себя способность работника сдерживать психическую и физическую напряженность, которая мешает достижению цели, не поддаваться влиянию внешних воздействий.

Воля, по К.К.Платонову обусловлена в значительной степени со­циальными факторами, интенсивностью определенных видов деятель­ности и базируется на биологических структурах индивида, в част­ности на состоянии и индивидуальных особенностях нервной деятель­ности. " [12].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...