Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 35. Этические принципы и правила работы социального психолога




Этический кодекс: 1) Принцип «не навреди!» - организация работы должна быть такой, чтобы ее процесс и результат не наносили вреда человеку. 2) П. компетентности - психолог имеет право браться за те проблемы, по которым он профессионально подготовлен. 3) П. беспристрастности - недопустимо предвзятое отношение к клиенту. Формулирование выводов и осуществление действий только на основе научных знаний. 4) П. конфиденциальности — материал не подлежит разглашению без согласованных с испытуемым / клиентом условий. 5) П. осведомленного согласия - необходимо извещать клиента об этих принципах и правилах психологической деятельности. Правила: 1) Взаимоуважение психолога и клиента - уважение личного достоинства, прав и свобод личности. 2) Безопасность и адекватность применяемых методов - все применяемые техники, методики должны быть хорошо проработаны, освоены психологом. Должны использоваться диагностические средства валидные и надежные, то есть не дающие искаженной информации. 3) Предупреждение неправильных действий заказчика - психолог таким образом формулирует результаты исследования, организует хранение, публикацию и т.д., чтобы исключить их применение вне согласованных с клиентом / испытуемым границ (П. осведомленного согласия). 4) Сотрудничество психолога и клиента. 5) Психологическое общение психолога и клиента - психолог обязан владеть методами психодиагностической беседы, психологическим воздействием на таком уровне,- который позволяет решить поставленную задачу и поддержать у клиента чувство симпатии, безопасности, доверия. 6) Обоснованность результатов исследования, научность - психолог должен владеть методами статистической обработки данных, научной терминологией. 7) Взвешенность сведений психологического характера, предлагаемых заказчику - результат выдается в терминах, понятных заказчику, в форме рекомендаций, не располагающих к домысливанию. 8) Кодирование имеющихся материалов - для каждого клиента / испытуемого свое условное обозначение, понятное только психологу. 9) Контролируемое хранение сведений психологического характера - психолог согласовывает с заказчиком список лиц, имеющим доступ к материалам, сроки хранение информации и т.д. 10) Корректное использование - психолог должен достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного сообщения результатов, которые могут его травмировать, и создать условия выполнения соглашения. Этические стандарты нормы для психологов - консультантов: 1) конфиденциальность;2) избегание физического контакта с клиентом (кроме определенных техник); 3) избегание социальных контактов; 4) недопускание манипулирования с обеих сторон.

 

 

36 Вопрос. Основные этапы социально-психологического консультирования. Задачи, содержание, требования к проведению.

Консультирование - изменение чувств, мыслей людей для эффективности их жизнедеятельности.

Разные авторы выделяли разные схемы процесса консультирования. В общем консультирование состоит из шести этапов:

1. решение клиента заключить контракт должно быть осознанным, поэтому психолог обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации об основных целях психокоррекции; о своей квалификации; об оплате за работу; о приблизительной продолжительности психокоррекции; о риске временного ухудшения состояния в процессе психокоррекции; о границах конфиденциальности. Конфиденциальность нельзя возводить в абсолютный принцип, чаще всего приходится говорить о ее границах. Психолог, обеспечивая конфиденциальность, должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается:

- повышенный риск для жизни клиента или других людей

- преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними

- необходимость госпитализации клиента

- участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих тяжких преступных деяниях.

2. Исследование проблем клиента.

На этой стадии психолог устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия. Положительная установка к другому человеку может быть создана благодаря безоценочному отношению и безусловному принятию личности другого, а также способности быть самим собой в процессе межличностного взаимодействия.

Одним из важнейших условий эффективной работы психолога является хороший контакт с клиентом. Гарантия такого контакта - профессиональное владение как вербальными техническими средствами, так и невербальными параметрами: контакт глаз, паузы, интонация и т.д.

Позиция психолога - это ролевые стратегии, применяемые психологом во взаимоотношении с клиентом.

Выделяют три варианта: - позиция сверху;- позиция на равных;- позиция снизу.

Авторитарная позиция характерна для реализации поведенческих методов, партнерская позиция характерна для клиент-центрйрованного взаимодействия. Нейтральная позиция «зеркала» соответствует психодинамическим методам.

3. Поиск способов решения проблемы.

На данном этапе необходимо согласие клиента на исследование собственных психологических трудностей, принятие на себя ответственности за выбираемые решения.

При критической оценке выбранных альтернатив решения проблемы необходимо помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы: одни проблемы требуют слишком много времени, другие требуют значительного ресурса сил, которыми клиент на данном этапе не располагает, третьи могут быть решены лишь частично, посредством уменьшения их деструктивного воздействия

на поведение.

4. формирование психологом коррекционной программы и обсуждение ее с клиентом.

Цель психолога на данном этапе состоит в том, чтобы помочь клиенту сформулировать как можно большее число вариантов поведения, затем внимательно проанализировать их вместе с клиентом, выбрать наиболее подходящие для данного человека в его ситуации и помочь в овладении этими поведенческими стереотипами и навыками.

Психолог отвечает за обоснованность программы коррекции, а за ее осуществление отвечает клиент.

5. Реализация намеченной программы в соответствии с заключённым контактом.

Психолог помогает клиенту организовать свою деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также учетом возможных неудач в достижении цели.

6. Оценка эффективности проведенной работы.

На этой стадии клиент вместе с психологом оценивает уровень достижения цели и обобщает результаты.

Выделяют следующие возможные результаты коррекционной работы, в зависимости от уровня изменений, происходящих в клиенте:

- усиление внимания к собственным потребностям, переживаниям и мыслям.

- развитие способности к самопознанию и осознанию нового опыта.

 

- изменение отношения к себе и к окружающему миру.

- способность принимать решения Поиск и изучение альтернатив

- новое реагирование на действия других людей и ситуацию.

Необходимо отметить, что в процессе реальной практической работы важны не столько общие схемы (хотя представление и понимание хода коррекционного процесса обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция психолога.

Оценка клиента.

На первом этапе психолог оценивает клиента, особенности его личности как по его рассказам, так и по некоторым невербальным проявлениям.

Например:

Манера подходить к кабинету.

- Твердый размеренный шаг - мужество

- Запинающаяся походка - нерешительность, робость, тайное желание избежать встречи с консультантом.

Рукопожатие.

- Вялое, краткое - словно говорит о том, что человек не желал этой встречи; такой человек либо робок со всеми, либо боится именно этой встречи.

- Грубоватое, крепкое рукопожатие - желание предстать этаким потомком мужественных первопроходцев, что само по себе может оказаться попыткой скрыть глубокое чувство неполноценности.

- Если выражает искреннее дружелюбие, - говорит о душевном здоровье личности.

Одежда. - Неопрятность в одежде, неухоженные волосы, рваные шнурки ботинок и пр. - говорит само за себя. Если это постоянное

явление - отсутствие всякого интереса к окружающим, если только на встрече с консультантом — неуважение. - "Вылизанный до пят" - как правило, склонен придавать чрезмерное значение мелочам и в других сферах жизни. Расстояние, на котором общается клиент. - Придвигает свой стул поближе к консультанту - дружелюбие. - Если разделяет существенное пространство, - есть невидимый барьер. - Норма и признак идеального душевного здоровья - свободное движение навстречу, распахнутое отношение к жизни, то есть состояние объективной любви. Кроме того, консультант улавливает неприметные мускульные реакции человека на изменчивый поток его мыслей. Оценивает позы: клиент может нервничать - закидывает ногу на ногу, напряженно сжимает руки, держится скованно. В чтении характера большое значение имеет мимика (у вечно улыбающегося человека оптимизм наигранный, а тот, кто всегда демонстрирует безукоризненную выдержку, лишь прикрывает глубокую обеспокоенность своими проблемами). Чаще всего углы рта у невротиков опущены вниз, что удлиняет лицо, придавая выражение пессимизма; обычно такой человек медлителен в движениях, склонен к критическим и саркастическим замечаниям, весьма нерешителен. Взгляд напряженный, глаза широко открыты. Следует обратить внимание на различные оговорки и забывчивости, - рассматриваются с позиции психоанализа. Требования к проведению исходят их кодекса психолога: 1) конфиденциальность; 2) избегание физического контакта с клиентом (кроме определенных техник); 3) избегание социальных контактов; 4) недопускание манипулирования с обеих сторон; 5) Принцип «не навреди».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...