Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Народная художественная культура




Излюбленным сюжетом косторезных изделий стали так называемые «поездки», изображающие охотника, сидящего в санях и погоняющего оленей или собак. Мастера умело пере­давали стремительность бега животного, динамичную позу ездока.

Мастера Тобольска создали множество скульптурных изображений жителей Севера - рыбаков, охотников. С любо­вью изображали они играющих детей, мать с ребенком. Эти маленькие скульптуры обобщенны по форме, выразительны, просты по композиции.

До настоящего времени мастера умело используют зуб кашалота, строя композицию скульптуры в соответствии с его формой, выявляя оригинальную красоту материала.

Хотьковский косторезный промысел. Это один из от­носительно молодых промыслов. Возникновение его в Под­московье, очевидно, связано со старинными традициями обычной резьбы по дереву, бытовавшей в с. Богородское еще в XVI в., а также плоскорельефной резьбы в селах Абрамцево и Кудрино. Широко употребляя простую животную кость (цевку), мастера сумели всесторонне использовать свойства этого материала. Необходимо отметить, что объемная резьба по цевке имеет свои трудности. У нее тонкие стенки, ограни­чивающие возможности объемного изображения. Кроме того, не обладая такой красивой фактурой, как мамонтовая или моржовая кость, цевка требует сложной предварительной об­работки. Тем не менее в последнее время создаются интерес­ные работы, в которых срезы простой кости соединяются ме­жду собой, образуя площадь для резьбы.

Излюбленна хотьковскими мастерами и миниатюрная скульптура, которую они выполняют из цевки и, частично, из зуба кашалота. Это персонажи русских народных сказок, а также изображения животных (играющие медвежата, лось, косуля). Значительное место в искусстве промысла занимает создание украшений из кости. Они представлены браслетами, подвесками, серьгами, отличающимися тонкой, искусной, рельефной резьбой, в которой изображаются цветы, ягоды, листья.


 

Миниатюрная живопись на папье-маше

Искусство русской миниатюрной живописи на папье-маше известно во всем мире. Это шкатулки, коробки, пудреницы, броши и другие изделия. Исходным материалом для изготовления этих изделий служит обыкновенный картон, который после многократной пропитки маслом и клеем и просушки при оп­ределенном режиме приобретает новые свойства, становится твердым как дерево, легко поддается столярной и токарной обработке.

Производство изделий из папье-маше с миниатюрной живописью, возникшее в России в конце XVIII века в с. Да-нилкове под Москвой, впоследствии было перенесено в со­седнее село Федоскино. В середине 1920 г. организуется про­изводство изделий из папье-маше с миниатюрной живописью в с.Палех. В 1930 г. появляется миниатюра с. Холуй и миниа­тюра Мстеры - поселка Владимирской области. Все четыре центра русской миниатюры обладают своими ярко выражен­ными художественными особенностями.

Федоскинская миниатюра. Развиваясь на протяжении XIX в., федоскинская миниатюра многое позаимствовала у классической русской живописи: сюжеты ее часто идут от старой русской гравюры и русского лубка. Характерны изо­бражения народных гуляний, плясок в русских народных кос­тюмах.

Создается в Федоскино и немало портретных и пейзаж­ных миниатюр. Федоскинцы правдиво и с большим чувством передают очарование русской снежной и морозной зимы, зо­лотой осени, неповторимую прелесть живописных поэтиче­ских уголков Подмосковья. Федоскинские миниатюры всегда написаны на черном фоне. Свои миниатюры федоскинские мастера пишут масляными красками в технике лессировок Часто, прежде чем написать миниатюру, мастер наклеивает на фон тонкую пластинку перламутра или листочек сусально­го золота, которые, просвечивая сквозь полупрозрачные слои


Народная художественная культура

красок, придают законченной миниатюре необыкновенную декоративность. Такой прием называется «живописью по-сквозному». Федоскинская миниатюра пишется на основной поверхности шкатулки, она занимает все плоскость и не име­ет обрамления в виде орнаментальной рамки или бордюра.

Палехская миниатюра. Всем своим художественным строем она коренным образом отличается от федоскинской. Палехские художники свои миниатюры пишут не масляными, а темперными красками, разведенными эмульсией на яичном желтке. Праздничность, нарядность и цельность колорита, яркие чистые локальные цвета характеризуют палехскую па­литру. Человеческие фигуры на палехских миниатюрах, как и в произведениях древнерусской живописи, имеют несколько вытянутые пропорции, движения их размеренны, плавны и сами по себе уже увлекают зрителя в область легенды или песни.

Искусство миниатюры требует от художника твердой руки, зоркости глаза и душевной чуткости. Палехские миниа­тюры производят впечатление подлинных драгоценностей. Нередко небольшая по размерам шкатулка расписана со всех сторон. Тончайшая разработка и занимательность сюжета позволяет подолгу и без устали рассматривать каждую ми­ниатюру. Мир палехского искусства поражает богатейшей фантазией художника. Она то увлекает в историческое про­шлое русского народа, то подводит к литературным произве­дениям, переносит зрителя с зимней вьюжной дороги в зной­ную пустыню. Вглядываясь в миниатюру, мы не только сле­дим за сюжетом, но и восхищаемся мастерством, с которым выполнено произведение.

Холуйская миниатюра. Холуйская миниатюра занимает как бы промежуточное место между федоскинской и палех­ской. В ней много непосредственности и жизненности в пе­редаче событий окружающей действительности, присущих Федоскину, и в то же время фантастичности, характерной для Палеха.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...