Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Форма и формообразование (6 ч)




Основные понятия и. определения. Выразительность формы и внешний вид (стайлинг) изделия. Основные свойства объемно-пространственных форм: масса, фактура, величина, геометриче­ский вид, положение в пространстве. Графические приемы ото­бражения формы на плоскости. Графические приемы усиления визуально-эстетического воздействия формы. Эмоциональное воздействие формы Визуальная целостность формы. Тектоника формы и технология изготовления изделия. Формы и стиль. Фор­мы и мода.

Дизайн как последовательно, развивающийся творческий процесс проектирования (6 ч)

Язык дизайна и его средства – графиками объемная пласти­ка. Виды и этапы дизайн-графики – набросок (кроки), эскиз, эс­киз-рисунок, чистовой эскизный проект.

Виды и этапы объемного проектирования (в том числе и плос­костного) – эскизное макетирование, имитирующее макетирова­ние и моделирование, натурный макет. Изделие. Маркетинг.

Порядок (алгоритм) дизайн-проекта структура процесса ди­зайна и его основные принципы.


Обобщение знаний (2 ч)

Общий обзор пройденного материала. Опрос учащихся. Вы­ставка работ учащихся. Обсуждение, анализ и оценка работ учащихся.

Примерный перечень индивидуальных работ

По графическому дизайну

1. Проведение прямых линий и окружностей. Выполнение штри­ховки. Овладение техникой исправлений (срезка, подчистка и др.) на чертежах, выполненных тушью. Формат АЗ (ватман).

Тушь – разбавленная, неразбавленная черная и цветная.

2 Вычерчивание геометрического узора или орнамента (по ав­торскому сюжету и эскизу) Формат A3 (ватман) Тушь, аква­рель. Карандаш, рейсфедер, перо,кисть. Отмывка, закраска.

3. Выполнение очерка изделия – вазы, подноса, ювелирного изделия, инструмента, изделия технического дизайна и др. Фор­мат A3 (ватман).

По авторскому эскизу. Карандаш, рейсфедер, лекала, кисть, перо Тушь, акварель Отмывка, закраска.

4. Задание на шрифт и шрифтовую композицию (например, выполнение титульного листа к альбому работ по графическому дизайну). Формат A3 (ватман). Перо, кисть. Тушь, акварель.

5. Построение перспективного изображения архитектурной дета­ли (арки, крыльца, фрагмента стены с окнами и др.) или ин­терьера класса (мастерской, жилой комнаты и др.) по автор­скому чертежу в масштабе. Формат А2 (ватман). Карандаш, тушь, акварель. Кисти мягкие (беличьи, колонковые). От­мывка.

6. Выполнение цветовой композиции по авторскому эскизу. За­дание творческое. Формат A3 или А2 (ватман). Карандаш, перо. Тушь, акварель, гуашь. Задание желательно предложить после посещения учащимися художественного музея и совместного» обсуждения впечатлений,

7. Изготовление Объемно-пространственных композиций (фрон­тальных, объемных и глубинно-пространственных) из трех­мерных объектов. Бумага, картон, пластилин, пенопласт, про­волока, ткань и др.


ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное школьное образование рассматривается как система подготовки молодежи к деятельности в непрерывно изменяющихся условиях при все более ускоряющихся темпах жизни. Исходя из этого, цель обучения по разделу «Техниче­ское творчество», входящему в общий курс «Технология», мо­жет быть сформулирована так: раскрыть творческие способ­ности школьника, активизировать его потенциальные, продук­тивные силы и дать. возможность выбора пути самореализа­ции в обществе как личности.

Принципиальные положения, которые положены в основу программы:

весь материальный мир, состоящий из взаимосвязанных между собой веществ, энергии и информации, обладает все­общим свойством системности;

человек – элемент системы «природа – человек – техника»;

творчество – элемент общей культуры человека и обще­ства;

способность к творческой деятельности, выработке нестандартных, оригинальных решений присуща каждому здоровому человеку;

творчество – совокупность приемов, методов, действий по анализу и синтезу предметов материального и духовного мира от осознания проблемы и потребности до реализации идеи в проекте и реальном изделии;

результат творчества – продукт, который имеет функцию товара и может быть объектом купли-продажи;

результаты творческой деятельности несут в себе как по­ложительные, так и отрицательные последствия для человека, общества и природы.

Достижение цели обучения обеспечивается проведением взаимосвязанных теоретических, практических и самостоятель­ных занятий. Рекомендуются также занятия в кружках техниче­ского и художественного творчества во внешкольных учреждени­ях, экскурсии на выставки, в музеи, в патентную библиотеку, встречи с изобретателями, художниками, представителями на­родного художественного декоративного творчества. Эффектив­ность обучения повышается за счет организации школьных, рай­онных и региональных соревнований, выставок, конкурсов.

Теоретическое обучение осуществляется в два этапа. В 3 – 4-й четвертях Х класса изучается раздел «Введение в техническое творчество», в 3 – 4-й четвертях XI класса – раздел «Осно­вы проектирования».

Практические занятия, проводимые с классом или бригадами (группами) школьников по 7 – 10 человек, начиная с 3-й четверти Х класса и до конца XI класса, связаны с изучением и освоением всех этапов создания нового объекта техники или декоративного изделия: от зарождения идеи до ее воплощения в материале. Кроме того, в ходе обучения школьники выполняют два проекта. Темы проектов выбираются индивидуально для каждого школь­ника. Проект (изделие) может выполнять также группа школь­ников, но при этом для каждого из них должна быть определена индивидуальная часть проекта. Темы проектов на данном этапе изучения и освоения технического творчества должны быть, как правило, типовыми (с внесением небольших усовершенствований в создаваемое изделие) и иметь учебный ознакомительный ха­рактер.

Примерные темы: совершенствование элементов оснащения класса (парта, указка, классная доска, стол учителя, наглядные пособия, светильники, механизм зашторивания окон, жалюзи, дверь, окно, шкафы, полки и т.д.); совершенствование элементов оснащения мастерской (инструмент режущий, измерительный, сборочный, приспособления, приборы, оборудование, стелла­жи, тумбочки и др.); совершенствование простейших бытовых устройств, игр, игрушек и спортивно-развлекательных приспо­соблений. Темы проектов школьников, занимающихся в кружках технического или декоративно-прикладного творчества, могут выбираться в соответствии с направлениями этих кружков.

Проект должен завершаться созданием законченного объекта техники в натуральном виде или в виде макета с простейшим его техническим описанием, в котором обязательно должно содержаться объяснение того нового, что внес школьник в конструк­цию или технологию и какой положительный (полезный) эффект дает это изменение.

По завершении проекта необходимо предусмотреть выставку работ, конкурс или участие в соревнованиях по спортивному мо­делизму Для решения сложных технических вопросов целесооб­разно привлекать к занятиям в качестве консультантов ведущих специалистов предприятий, вузов и исследовательских органи­заций.

Самостоятельная работа школьников состоит в «придумыва­нии» вариантов решений задачи, их анализе и выборе лучших, составлении эскизов решений, чертежей, схем и рисунков, посе­щении библиотеки во внеурочное время Направления творче­ской деятельности школьников определяются с учетом материально-технических, кадровых возможностей, региональных и на­циональных особенностей школы. Однако выбранные направле­ния должны в наибольшей степени учитывать личные интересы и склонности, как девушек, так и юношей на основании психолого-диагностического тестирования и рекомендаций педагогов. Направления технического творчества и примеры разрабаты­ваемых объектов техники:

1. Техническая игрушка. Игрушки и игры: статические и ди­намические, механические, электрические, электронные, электро­механические, оптические и др.; уникальные и для массового из­готовления; индивидуальные и коллективные; атрибуты для де­монстрации физических эффектов и фокусов и т.п.

2. Технические виды спортивного моделизма: авиамодельный, судомодельный, космический, автомодельный, радиотехнический и др. Изделия: макеты, модели-копии, модели-схемы, спортивные модели, экспериментальные (оригинальные) модели и средства технологического оснащения для их изготовления, сборки, испы­таний, регулировки и др.

3. Транспортная техника. Изделия: велосипед, вездеход, аэросани, самокат, дельтаплан, карт, средства передвижения инва­лидов, а также отдельные функциональные узлы, принадлежно­сти и модели этой техники и др.

4. Техника и технология для дома, приусадебного участка и домашней мастерской. Изделия: мотоплуг, мини-трактор, косилка, транспортная тележка, подъемник, насос, сеялка, светильник. деревообрабатывающее устройство, устройство для c6opa, переработки и хранения урожая, приспособления для ухо­да за животными, устройства охраны и сигнализации для дома, автомобиля и др.

5. Техника для спорта и здоровья. Изделия: массажеры, спор­тивные снаряды, спортивно-развлекательные устройства для до­ма и мест отдыха и др.

6. Радиотехника. Изделия: радиоприемник, радиопередатчик, магнитофон, телевизор, калькулятор, часы, блок управления зажиганием автомобиля, сигнальное устройство, радиоэлектрон­ная игра, система радиоуправления, игровая приставка к теле­визору и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...