Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Остряки (остряковые рельсы)




Остряки представляют собой отрезки рельсов, остроганные на одном конце по расчетным координатам для плотного их прилегания к рамному рельсу и для накатывания на них колес подвижного состава. Строжка, отсекающая часть остряка в горизонтальной плоскости, называется горизонтальной, а строжка по высоте носит название вертикальной.

Горизонтальная строжка выполняется по плоскости с наклоном в 1/5. Вертикальная строжка согласно опыту и расчету связана с понижением верха остряка относительно поверхности катания рамного рельса. Для отечественных стрелок в сечении остряка 50 мм понижение равно 0; 20 мм – 2 мм; 5 мм – 15 мм; 0 мм – 25 мм.

Остряковые рельсы по поперечному сечению можно разделить на рельсы нормального профиля и рельсы специального профиля, пониженные и равновысокие с рамными рельсами.

Остряковые рельсы нормального профиля имеют много недостатков, поэтому в настоящее время в РФ они не изготовляются, а встречаются лишь в старых стрелках легкого типа.

Остряковые рельсы специального профиля пониженные применяются у нас и стрелках типов Р75, Р65 (рис. 6) и Р50 несимметричного профиля, а в стрелках типа Р43 – симметричного профиля. Такие рельсы в наибольшей степени удовлетворяют требованиям, предъявляемым к острякам. Они значительно мощнее рельсов нормального профиля, не требуют ослабления рамного рельса прострожкой подошвы для примыкания к нему остряка и обладают большей устойчивостью против опрокидывания, нежели высокие рельсы. К их недостаткам относят необходимость выпрессовки корневой части под профиль нормального рельса для корневого устройства вкладышно-накладочного типа и гибких остряков.

Рис. 6 – Поперечное сечение острякового рельса ОР65

Остряковые рельсы специального профиля одной высоты с рамными рельсами нормального профиля в настоящее время в РФ не изготовляют. Они встречаются в старых переводах.

Корневое устройство

Корневое устройство предназначено для закрепления остряка в его корне и для обеспечения подвижности остряка в горизонтальной плоскости. Различают три его типа:

  • шкворневое;
  • вкладышно-накладочное;
  • в виде обычного стыка с гибкими остряками.

Корневое устройство шкворневого типа имеет много недостатков и потому уже много лет не изготовляется, но на дорогах такие устройства можно увидеть в стрелках типов Р38, Р43 и Р50 старых конструкций.

Корневое устройство вкладышно-накладочного типа (рис. 7) у нас применяют в стрелках почти всех типов (Р75, Р65, Р50), и оно является по сути дела основным. Конструкция его такова. Стык в корне – на весу, он смонтирован на мостике. В корне остряка между закрепленными упорками, рамным рельсом и остряком с примыкающим к нему рельсом переводной кривой вставлен чугунный или стальной вкладыш. Со стороны оси пути остряк и подходящий к нему рельс соединены 4-дырной накладкой, которая в середине несколько отогнута в сторону оси пути. Поэтому между остряком и накладкой имеется зазор, допускающий перевод остряка из одного положения в другое. Чтобы предварительно изогнутая в середине накладка при стягивании болтами не разгибалась, между ней и вкладышем (в шейке остряка) на первый от начала остряка болт надевают распорную втулку. Преимущества такой конструкции состоят в том, что она прочна, проста и малодетальна. Однако вкладышно-накладочному корневому устройству присущи и недостатки:

  • при выпрессовке корневой части остряка в нем изменяется структура металла, поэтому износ остряка по длине происходит неравномерно;
  • при высоких скоростях движения поездов и большой грузонапряженности пространство между остряком и вкладышем и между остряком и накладкой в его корне забивается пылью и мелким песком до такой степени, что затрудняется перевод остряка из одного положения в другое. Для удаления уплотненных засорителей корневое устройство надо разбирать.

Рис. 7 – Корневое устройство вкладышно-накладочного типа: 1 – 4-дырная накладка; 2 – распорная втулка; 3 – остряк; 4 – рамный рельс; 5 – упорки; 6 – чугунный или стальной вкладыш; 7 – рельс переводной кривой; 8 – мостик

Обычный стык при гибких остряках (рис. 8) применяется для стрелок типа Р50 в переводах марки 1/18 и типа Р65 марок 1/11 и 1/22. Конструкция его следующая. В корне остряка стык ничем не отличается от обычного стандартного стыка. В корне остряк закреплен неподвижно. Через 1–3 шпальных пролета от корня подошву остряка сострагивают заподлицо с его головкой на протяжении 800–900 мм, делая отводы к полной ширине подошвы по 200–250 мм в каждую сторону. Это делают для того, чтобы уменьшить жесткость остряка в горизонтальной плоскости и позволить ему изгибаться в этом месте при его переводе из одного положения в другое. Поэтому остряки и называют гибкими. Ослабленная часть монтируется на лафете. В последнее время гибкие остряки стали применять и без острожки подошвы в месте их изгиба.

Конструкция корневого устройства с гибкими остряками считается наилучшей. Она проста, удобна в эксплуатации, прочна, устойчива и полностью лишена второго недостатка, присущего корневому устройству вкладышно-накладочного типа.

Стрелки с гибкими остряками применяют также в Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Франции, ГДР и ФРГ.

Рис. 8 – Корневое устройство при гибких остряках: 1 – рамный рельс; 2 – упорка; 3 – остряк; 4 - лафет

Переводной механизм

Переводной механизм осуществляет перемещение остряков из одного положения в другое и может иметь ручное или централизованное управление. При этом необходимо обеспечивать плотное прижатие остряков, правильное положение сигнальных фонарей и дисков.

Ручной рычажный переводной механизм, принятый на дорогах РФ (рис. 9), состоит из станины, переводного рычага, противовеса, служащего для облегчения перевода стрелки и плотного прижатия остряка к рамному рельсу, переводной тяги, соединенной с нижним концом переводного рычага, фонарной стойки с фонарем и поводка фонарной тяги, поворачивающего на 90° фонарную стойку при переводе стрелки.

Рис. 9 – Конструкция переводного механизма (станка): 1 – станина; 2 – рычаг переводной; 3 – рычаг противовеса и противовес (баланс); 4 – переводная тяга; 5 – фонарь; 6 – подводка фонарной тяги

На централизованных стрелках, управление которыми осуществляют при помощи гибких тяг (механическая централизация) или электроэнергии (электрическая централизация) с поста централизации, вместо ручного переводного механизма устанавливают специальные механизмы, переводящие остряки из одного положения в другое.

Для движущегося поезда от крестовины к стрелке положение ее является пошерстным, при обратном направлении – противошерстным.

К другим частям стрелки относят стрелочные подушки и башмаки, металлические листы – лафеты, связные полосы, упорные болты или скобы, костыли, шурупы, болты с гайками и другие детали. Подробное описание этих частей можно найти в лекциях «Соединения путей» и «Верхнее строение пути».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...