Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие об эмоциях и чувствах.




Чувствами или эмоциями называют переживание человеком сво­его отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.

«чувства» и «эмоции» эти два понятия отличаются друг от друга.Сравните, например, чувство долга с такими чув­ствами, как радость, гнев и т. д., и вы сразу уловите разницу. Собственно чувство (чувство долга, чувство ответственности и т. д.) — это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях (на­пример, чувство долга может выражаться в эмоции радости в связи с нашими успехами), но не беспрерывно и в данный момент могут не выражаться в каком-либо конкретном пережива­нии.

Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источ­ник эмоций — объективнаядействительность в ее соотнесении с потребностями человека. То, что связано с прямым или косвен­ным удовлетворением потребностей человека — как простейших, органических, так и потребностей, обусловленных его обществен­ным бытием,— вызывает у него положительные эмоции (удоволь­ствие, радость, любовь). То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные эмоции (неудоволь­ствие, горе, печаль, ненависть).

Возникновение чувств обусловлено общественным бытием че­ловека. Иначе говоря, чувства носят социальный характер. В основе чувств лежат прежде всего потребности, возникшие в про­цессе общественного развития человека и связанные с отношени­ями между людьми: потребность во взаимном общении, потреб­ность в трудовой деятельности, потребность поступать в соответ­ствии с моральными нормами, принятыми в обществе, и т. д.

Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, поста­новку им тех или иных жизненных целей. Равнодушный, безраз­личный ко всему человек не способен ставить ирешать большие жизненно значимые задачи, добываться настоящих успехов и достижений.

Физиологические механизмы эмоций и чувств. Каждый чело­век по опыту знает, что сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений — изменяется ритм дыхания, деятель­ность сердечно-сосудистой системы, меняется работа слюнных (пересыхает во рту), слезных и потовых желез. Физиологически это значит, что возникшийв коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения (при восприятии человеком какого-либо объекта) при определенных условиях распространяется и на подкорку, где находятся центры, управляющие деятельностью внутренних органов, что и обусловливает соответствующие изме­нения в организме.

И. П. Павлов связывал появление тех или иных эмоций у человека с подкреплением или нарушением динамических стере­отипов. Смена, ломка динамических стереотипов создает труд­ности для нервной системы и вызывает отрицательные эмоции. Всем известны факты неприятных переживаний, когда наруша­ется привычный распорядок нашей жизни. Поддержание, со­хранение динамического стереотипа вызывает состояние удовлет­ворения, удовольствия.

Внешнее выражение эмоций. Изменяя жизнедеятельность чело­века, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений. Сильные чувства связаны с изменением кровообращения — в состоянии гнева, страха человек бледнеет, так как кровь отливает от внешних покровов кожи. От стыда или смущения человек краснеет, кровь приливает к лицу. Страх усиливает потоотделе­ние, сердце начинает усиленно биться или, наоборот, «замирает». При гневе и радости учащается дыхание.

 
Эмоции проявляются и в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомимике (выразительные движения всего тела — поза, жест), а также в так называемой вокальной (голосовой) мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловые ударения). Раз­личная интонация при произнесении, например, слова «что» может выражать радость, удивление, испуг, растерянность, гнев, равнодушие, презрение и т. п. По мимике и пантомимике мы, в частности, и судим о переживаемых человеком эмоциях.

Переживая радость, человек улыбается, смеется, глаза его блестят, руки и ноги не находят покоя.И горе очень выразительно внешне человек весь согнулся, поник, плечи его опущены, у рта — горестная складка, он рыдает или, наоборот, цепенеет от горя.

Для выражениянаиболее глубоких исложных эмоций и чувств человечество в процессе развития создало искусство: музыку, живопись, скульптуру, поэзию. Произведения искусства, отражая боль­шие чувства художников, писателей, ком­позиторов, всегда волнуют,вызывают у людей ответные эмоциональные реакции.

Положительные и отрицательные эмо­ции. Если какие-то предметы, явления, факты соответствуют нашим потребностям или требованиям общества, они вызывают у нас положи­тельное отношение, положительные эмо­ции. Если нет, они вызывают отрица­тельное отношение и соответствующие переживания. Таким образом, эмоции человека имеют положительный или от­рицательный характер. Положительное отношение человека к чему-либо выра­жается в таких эмоциях, как удовольст­вие, радость, счастье, веселье, ликование, любовь. Отрицательное отношение выра­жается в эмоциях неудовольствия, стра­дания, печали.

Стенические и астенические эмоции. Эмоции можно рассмат­ривать и с точки зрения того, вызывают ли они активное или пассивное состояние, повышают или угнетают жизнедеятельность человека. С этой точки зрения эмоции делят на две группы — стенические (от греческого слова «стенос» — сила) и астени­ческие («астенос»— слабость, бессилие). Стенические эмоции повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность. Этопечаль, тоска, уныние, подавленность.

Настроение — это относительно слабо выраженное эмоциональ­ное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении чело­века. Настроение часто бывает длительным, устойчивым, может продолжаться днями, неделями, месяцами, а иногда захватывать целый период жизни человека. Оно, как и вообще все эмоции, может быть стеническим или астеническим — радостным и пе­чальным, жизнерадостным и вялым, сердитым и добродуш­ным.

Аффект (в переводе с латинского — душевное волнение, воз­буждение) — это кратковременная, бурно протекающая эмоцио­нальная, реакция, носящая характер эмоционального взрыва. Та­ковы, например, вспышки гнева, горя, радости.

Страсти скорее чувства, чем эмоции. Страсть — это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой лич­ности. Страсть связана с какими-либо стремлениями, интересами, деятельностью, направляет все помыслы и действия человека.

Стрессовые состояния. Эмоциональные стрессовые (от англий­ского слова «стресс»—напряжение) состояния возникают в не­обычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью. Эти переживания, возникающие при опасности, при больших физических и умственных перегрузках, при необхо­димости принять быстрые и ответственные решения и т. д. Существуют 2 вида стресса: Дистресс -наносит вред организму. Эустресс -полезен,мобилизует силы организма.

Виды чувств

Высшие чувства. Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей (в отличие от низших чувств, связанных с удовлет­ворением или неудовлетворением органических потребностей в пище, воде, тепле, свежем воздухе и т. д.). К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Высшие чувства имеют ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении человека как общественного существа к различным сторонам и явлениям жизни.

Моральные чувства — это чувство патриотизма, чувство долга, чувство ответственности перед коллективом, чув­ство коллективизма и т. п.

Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познаватель­ной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Интел­лектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения.

Большое место в жизни человека занимают эстетические чувства, прежде всего чувство красоты, восхищение прекрас­ным. Источник эстетических чувств — произведения искусства: музыка, живопись, скульптура, художественная проза и поэ­зия, а также произведения архитектуры и замечательные дости­жения в области технических сооружений. Глубокие эстетические переживания мы испытываем при созерцании природы.

Переживания человека могут быть как глубокими, так и повер­хностными. Глубокие чувства связаны со всем строем личности, т. е. с основными сторонами ее внутренней жизни: мыслями, желаниями и стремлениями. Иначе говоря, человек глубоко пере­живает лишь то, без чего он не может ни жить, нп существовать, что составляет цель его жизни, основную сущность его интересов. В тесном единстве с глубиной переживания находится устойчи­вость чувств. Глубокое чувство устойчиво и прочно, оно не под­вержено влиянию побочных и несущественных обстоятельств. Чувства неглубокие, хотя, может быть, и сильные, временны и преходящи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...