Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Непреднамеренное смысловое




(чел не ставит цели (связано с процессами

запомнить и не прилагает преднамеренное механическое мышления)

усилий) «само собой» (чел ставит цель (основывается на (понимание)

запомнить матер.) закреплении отд.

связей, ассоциаций)

(повторение)

 

 

Запоминание – установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека.

 

Связи между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называют ассоциацией.

 

 

 


по смежности по сходству по контрасту

Воспроизведение – процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновение в них возбуждения.

Сохранение – удержание заученного в памяти.

Узнавание – появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо.

Забывание – исчезновение, выпадение из памяти, т. е. процесс угасания, ликвидации «следов».

Индивидуальные особенности памяти.

Эти индивидуальные различия в памяти могут быть двух видов. С одной стороны, память различных субъектов отличается по преобладанию той или иной модальности - зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, память различных людей может отличаться и уровнем своей организации.

Известно, что у одних людей преобладает зрительный, у других - слуховой, у третьих - двигательный вид памяти. Это легко можно видеть, сравнивая то, как различные люди запечатлевают одну и ту же зрительную структуру, и анализируя те способы, с помощью которых они запоминают какое-либо содержание (например, номер телефона или фамилию).

Рациональные приемы запоминания

 

Часть учеников плохо запоминает материал только потому, что не знакомы с рациональными приемами запоминания. Учитель должен знать эти приемы и научить детей пользоваться ими.
1. Один из приемов — приведение материала в систему, удобную для запоминания и сохранения в памяти. На необходимость этого указывали многие выдающиеся люди. Знаменитый русский полководец А. В. Суворов, поражавший всех исключительной способностью к запоминанию, дал такое образное сравнение: «Память есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок, и поэтому надобно скорее все укладывать, куда следует».
2. Чтобы запоминаемый материал хранился памятью в определенной системе, надо провести некоторую работу над его содержанием. Начать следует с общего ознакомления. Главная цель при этом — постараться все понять (хотя с первого раза это, может быть, и не удастся) и по возможности уловить основные мысли автора. После этого следует прочитанный материал, в особенности если он большой, разбить на части (в соответствии с основными мыслями), для чего перечитать все один-два раза, подумать над содержанием и мысленно или на бумаге постараться озаглавить каждую из частей.
Таким образом, к изучаемому тексту будет составлен план или конспект, который образует как бы «скелет» изложения. Заголовки станут опорными пунктами, вехами, помогающими запомнить материал в целом.
3. Затем можно заняться усвоением каждой отдельной части текста, перечитывая ее и стараясь тут же воспроизводить (повторять про себя или вслух) прочитанное. Иногда ученик, прочитав раз-другой материал, думает, что все знает. Если же его вызовут к доске, может оказаться, что он почти ничего не может рассказать. Объясняется это тем, что ученик принял узнавание материала при перечитывании за его усвоение. В процессе воспроизведения становится ясно, что запомнилось, а что еще нет.
Когда какую-то часть материала трудно воспроизвести (она еще не запомнилась), не следует сразу же заглядывать в учебник. Усилия, употребляемые при припоминании, способствуют прочности усвоения.
Запоминать по частям надо только большой и трудный текст. Усвоив каждую часть в отдельности, необходимо повторить уже весь материал в целом, обратив внимание на связь между отдельными смысловыми частями текста. Воспроизведение полезно чередовать с повторными чтениями до тех пор, пока весь материал не будет усвоен. Воспроизведение делает более активным процесс усвоения, последнее происходит быстрее и бывает прочнее. Кроме того, когда человек сам себе пересказывает прочитанное, его внимание лучше сосредоточивается на материале.
4. Огромное значение для запоминания имеет повторение материала. Об этом говорит и народная пословица: «Повторение - мать учения». Но и повторять надо разумно, правильно. В одном из исследований учащимся давали заучивать отрывки художественных произведений, а затем проверяли, что помнят дети через некоторые промежутки времени. Результаты исследований приведены в таблице, из которой видно, что наибольшее количество материала забывается сразу после заучивания.
Следовательно, начинать повторение надо не тогда, когда уже все или многое забыто, а вскоре после того, как материал усвоен. Говоря об этом, К. Д. Ушинский приводит следующее образное сравнение: «Никто не чинит здание, когда оно уже развалилось» поправлять же его надо, пока оно еще цело».
Надо сказать, что дети очень не любят повторять забытое. Но они охотно занимаются повторением того, что еще свежо у них в памяти.
Иногда частое повторение может мешать закреплению материала. Это происходит тогда, когда оно превращается в бессмысленную зубрежку, при которой ученик не вникает в содержание материала, не понимает его, не проявляет к нему никакого интереса. С физиологической точки зрения здесь возникают однообразные раздражители, происходит «долбление в одну точку». Это вызывает в коре полушарий не процессы возбуждения (необходимые для усвоения), а процессы торможения, человека начинает клонить ко сну.
Повторение дает хороший результат, когда оно проводится не только своевременно, но и осмысленно и вызывает интерес у учащихся. Для этого повторение надо разнообразить, предлагая детям взглянуть на материал с другой стороны, увидеть в нем что-то новое, сравнивая факты и события, подмечая то, что ранее не могло быть замечено.
Словом, работу по повторению надо всемерно оживлять, привлекая иллюстрации или примеры, которых раньше не было или они уже оказались забытыми.
Сам процесс школьного учения способствует развитию и укреплению памяти ребенка. Однако и семья может помогать в этом отношении школе и учителю. А. С. Макаренко в своей «Книге для родителей» описывает семью Назаровых, где отец и мать намеренно давали ребенку поручения, с каждым годом все новые и более сложные, которые он должен был запоминать и выполнять. Это воспитывало мальчика и, в частности, укрепляло его память.
Приемами запоминания люди интересовались с древних времен. Еще до начала нашей эры в древней Греции существовала особая наука — мнемоника. Она представляла собой собрание различных приемов запоминания посредством таблиц, ранее усвоенных слов и фраз, условных знаков, стихов, с которыми связывался запоминаемый материал. Мнемические приемы применяются и в наше время. Так, для запоминания числа пи, выражающего отношение длины окружности к ее диаметру, рекомендуют запомнить фразу: «Это я знаю и помню прекрасно», в которой число букв в каждом слове соответствует цифрам числа 3,14159.
Существует немало искусственных мнемических приемов. На основе сказанного можно кратко сформулировать следующие рекомендации для успешного усвоения учебного материала:
1. Поставить задачу быстро и прочно запомнить учебный материал на длительное время.
2. Сосредоточить все внимание на том, что надо усвоить.
3. Хорошо понять учебный материал, связав его с тем, что уже известно.
4. Составить план запоминаемого текста, выделив в нем основные мысли, разбить текст на части.
5. Если материал большой, последовательно усваивать одну часть за другой, а затем уже излагать все в целом.
6. После прочтения материала надо его воспроизводить (рассказывать прочитанное). В случае забывания не надо спешить заглядывать в учебник, следует стараться припомнить забытое.
7. Повторять материал, пока он еще не забыт.
8. Распределять повторения на более продолжительное время (не повторять «залпом», например, только перед самым экзаменом).
9. Использовать при запоминании разные виды памяти (прежде всего смысловую) и некоторые индивидуальные особенности своей памяти (зрительную, слуховую или двигательную).
10. Трудный материал следует повторять перед сном, а затем утром, «на свежую память».
11. Стараться применять полученные знания на деле. Это лучший способ их сохранения в памяти (недаром говорят: «Настоящая мать учения не повторение, а применение»).
12. Надо больше приобретать знаний, связывая новое с тем, что уже известно, что усвоено. Чем больше запас сведений, тем легче прибавлять к ним новые знания.

 

 

Вопрос № 16

Мышление.

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия существенно-нового; процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Мышление это высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Оно возникает на основе практической деятельности из чувственного познания, и далеко выходит за его пределы.

Человек много знает об окружающем мире. Например, химический состав звезд, знает что существует ультразвук, рентгеновские лучи и т.д. Но разве все эти знания получены только с помощью анализаторов? Разумеется, нет. Человек очень мало бы знал об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось только теми показаниями, который дают зрение, слух, осязание и некоторые другие анализаторы. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление.

Такие знания как например квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов невозможно увидеть непосредственно. Такого рода познания не являются непосредственным показанием наших анализаторов, а является опосредованным познанием. Опосредованное познание предмета или явления осуществляется посредством восприятия другого предмета или явления, закономерно связанного с первым. Например, человек узнал о химическом составе звезд опосредованно, не подвергая звездное вещество анализу в лаборатории, что невозможно. Таким образом, Мышление есть опосредованное познание. К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:

1)когда непосредственное познание невозможно из за несовершенства наших анализаторов(не воспринимаем ультразвук) или отсутствия соответствующих анализаторов(у нас нет анализаторов кот воспринимают рентгеновские лучи)

2)когда непосредственное познание принципиально было бы возможным, но в современных условиях оно совершенно исключено.(при изучении истории, археологии)

3)когда непосред. познание возможно, но не рационально.(в солнечный день можно измерить высоту высокого дерева с помощью его тени)

Мышление есть познание(отражение)отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека.

Мышление есть обобщенное познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений. Например с помощью мышления человек познает общие и сущест-ые свойства металлов, жидкостей, и т.д.

Мышление играет поистине огромную роль в познании. Оно расширяет границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление дает возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает.

 

Виды мышления.

В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают 3 основных вида мышления: предметно-действенное(наглядно-действенное), наглядно-образное и абстрактное.

Предметно-действенное мышление- это мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом.

Наглядно-образное опирается на восприятие или представлении(характерно для дошкольников и отчасти для мл.школьников)

Абстрактное мышление лишено наглядности, это мышление понятиями(характерно для старш. школьников и взрослых)

По характеру протекания мышления можно говорить об умозаключительном мышлении, которое проходит ступеньку за ступенькой, интуитивное мышление, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов.

Также есть репродуктивное мышление, когда мы четко прослеживаем ход мысли другого человека и творческое мышление, когда создаем что то новое.

Мышление разделяется по действенности контроля на критическое и некритическое.

В зависимости от направленности на практику или на теорию можно говорить о теоретическом и практическом мышлении. Работа теор.мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей и принципов рвзвития, организации и прочих явлений и фактов действительности. Работа практ.мышления в основном направлена на разрешение частных, конкретных задач любого масштаба.

Мышление и речь.

Мышление неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т.е. мышление происходит в речевой форме. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

Специальными приборами можно даже зарегистрировать скрытые речевые микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например во время решения задач.

Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой.

Речь и ее функции.

Речь имеет общественно-историческую природу. Общаясь друг с другом, люди употребляют слова и пользуются грамматическими правилами того или иного языка. Язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь-это процесс использования языка в целях общения людей. Речь и язык неразрывно связаны. Связь между зыком и речью выражается в том, что язык как орудие общения существует исторически до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится мертвым языком. Как например, латинский.

Язык есть средство закрепления и передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки и искусства. Каждый человек в процессе обучения усваивает знания, приобретенные всем человечеством и накопленные исторически.

Итак, одна из функций речи- служить средством общения между людьми.

Другая важнейшая функция речи в том, что она является средтвом мышления

 

Виды речи

Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь бывает устная и письменная. В свою очередь устная речь бывает монологической и диалогической.

Внешняя речь служит общению, поэтому ее основной признак-доступность восприятию(слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную и письменную речь. Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Часто автор даже не знает читателя, не поддерживает с ним связь. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи. Пишущий лишен возможности использовать выразительные средства(интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей, как это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычно менее выразительная чем устная. Но письменная обладает другим преимуществом- на в отличии от устной допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на отделку фраз нет.

В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи. Диалогическая речь это разговор, беседа двух и более лиц. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь поддержанная. Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания чем монологическая или письменная, здесь не нужна специальная подготовка.

Монологическая речь предполагает что говорит одно лицо, другие только слушают., не учавствуют в разговоре. К монологическим формам речи относят лекции, доклады, выступления на собраниях.

Внутренняя речь это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей, не следовательно не может быть средством общения. К помощи внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления.

Операции мышления.

Мыслительная деятельность совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения, и конкретизации.

Сравнение это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. В учебной деятельности школьника сравнение играет большую роль. Ученик сравнивая различные предметы и явления, глубже познает их особенности. Успешное сравнение предметов и явлений возможно лишь тогда, когда оно целенаправленно, т.е. происходит с определенной точки зрения, ради ответа на какой то вопрос.

Анализ и синтез.

Анализ это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания.

Анализ и синтез важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.

 

Абстракция. Мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

В процессе познания возникает необходимость не только проанализировать какой либо предмет или явление, но и выделить для более углубленного изучения какой либо один признак, одно свойство, одну часть, отвлекаясь(абстрагируясь) на время от всех остальных, не принимая их во внимании. Как правило, выделяются не просто какие-то признаки и свойства, а важные, существенные признаки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...