Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Феноменология межличностных отношений




1. Проблема взаимодействия людей интересовала многих учёных во все времена. Одной из характеристик межличностного взаимодействия являются межличностные отношения. Межличностные отношения могут рассматриваться как отношения между людьми, входящих в общую для них группу - семью, школьный класс, спортивную команду, бригаду рабочих и т.д. В этих случаях они проявляются в характере и способах взаимных влияний, которые оказывают люди друг на друга во время совместной деятельности и общения. Изучением межличностных отношений в малой группе мы и займёмся в данной теме.

МЛО являются предметом изучения различных наук. Так, МЛО изучаются социологией. Здесь МЛО отношения рассматриваются на макроуровне, т.е. как общественные отношения влияют на отношения между людьми, как типы общества влияют на характер этих отношений.

В политологии МЛО рассматриваются во взаимосвязи с политическим строем общества, т.е. как политика данного общества влияет на систему МЛО. В зависимости от типа общества (авторитарное, демократическое, капиталистическое и др.) и определяются взаимоотношения между его членами.

В истории МЛО рассматриваются на различных этапах развития человечества от древнего мира до наших дней.

В психологии проблема МЛО рассматривается в курсе социальной психологии. Основными феноменами, которые изучаются социальной психологией, можно назвать:

* совместную деятельность (взаимодействия в совместной деятельности, мотивация совместной деятельности);

* социальную психологию личности (социализация личности, структура личности, регуляция социального поведения личности);

* группы (малые группы, коллективы, большие и стихийные группы);

* взаимодействия людей (общение и МЛО в малой группе).

С точки зрения социальной психологии:

Межличностные отношение - это переживаемые, личностно-значимые, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процесс межличностного взаимодействия.

Общение в данном случае есть тот наблюдаемый процесс, в котором внутреннее состояние личности актуализируется и проявляется. А МЛО - это внутренний, скрытый процесс отношения между людьми. МЛО - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Проблема МЛО изучалась и изучается с точки зрения различных психологических концепций.

Так, с точки зрения психоанализа, основу МЛО составляет такой феномен как бессознательное или половая энергия (либидо). Проявление этого бессознательного в поведении человека и определяет характер МЛО между людьми в малой группе. Представители данной теории (в частности Юнг) немалую роль в системе МЛО отводил и коллективному бессознательному. Сводя до минимума роль индивидуального бессознательного, заменяя его коллективным бессознательным, утверждали, что содержание второго (коллективного бессознательного) составляют архетипы - первичные образы, проявляющиеся в основном в сновидениях и заставляющие человека вести себя в определённых ситуациях так, как это свойственно представителям всех культур.

Адлер, ученик З.Фрейда, пошёл дальше: отвергнув роль бессознательного и ведущую роль в развитии личности и в системе МЛО отвёл "стремлению к власти", которое, по его мнению, присутствует у каждого человека с рождения. С первых лет жизни этот импульс вступает в конфликт с требованиями мира взрослых людей, заставляя ребёнка чувствовать бремя собственной неполноценности. Именно из-за этого чувства неполноценности впоследствии развивается специфический для каждого человека стиль жизни, с помощью которого человек пытается приобрести способности, необходимые для решения социальных, профессиональных и любых других проблем, а также строит свои МЛО в рамках своего индивидуального стиля жизни.

С точки зрения бихевиористической теории МЛО складываются в результате наблюдений над такими социальными моделями, как родители, учителя, товарищи по играм или герои романов и телевизионных фильмов. Люди переносят данные способы поведения в ситуации связанные с ними и строят свои МЛО по аналогу с этими моделями.

Культурно-историческая теория представляет МЛО как систему взаимоотношений передаваемых из поколения в поколение с помощью мифов, легенд, традиций, опыта взрослого поколения, литературы, искусства и т.д.

Деятельностный подход объясняет МЛО с точки зрения совместной деятельности. Представители данной теории утверждают, что только в рамках совместной деятельности возможно построение МЛО, и именно совместной деятельностью определяется характер взаимоотношений людей.

В рамках социальной психологии МЛО рассматриваются с позиции следующих концепций.

Трансактный анализ (Эрик Берн)

Основные идеи:

* В каждом человеке в процессе общения, совместной деятельности и МЛО можно наблюдать проявление трёх основных эго-состояний: "Родитель", "Взрослый" и "Дитя".

* Эго-состояние - это актуальный способ существования Я-субъекта

* Эго-состояние "Родитель" содержит в себе нормы поведения.

* Эго-состояние "Взрослый" содержит рациональность, компетентность, независимость.

* Эго-состояние "Дитя" включает в себя аффективные комплексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями.

* Один и тот же человек в различных ситуациях может находится в различных эго-состояниях.

Единица взаимодействия, состоящая из стимула (воздействия на собеседника) и реакции (ответа на воздействие) в социальной психологии называется трансакцией. Трансакции, в свою очередь, бывают параллельные, пересекающиеся и скрытые.

Параллельные трансакции мы наблюдаем тогда, когда два собеседника взаимодействуют между собой с позиции одинаковых эго-состояний. Например, разговор двух преподавателей английского языка (В - В). Параллельные трансакции мы можем видеть и тогда, когда воздействие на собеседника идёт с позиции Я - Родитель, а реакция базируется на позиции Я - Дитя. Например, разговор отца с сыном. В данном случае общение складывается легко, МЛО гармоничны.

Пересекающие трансакции - стимул расчитан на один тип отношений, а собеседник отвечает по другому типу отношений, общение затруднено.

Скрытые трансакции - взаимодействие происходит на двух уровнях: социальном (то, что говорится) и психологическом (то, что выражается невербально). Т.е. общение и отношение протекает с двойственным смыслом, подтекстом.

Стратометрическая концепция внутригрупповой активности, предложенная А.В.Петровским связывала МЛО в малой группе с совместной деятельностью членов данной группы.

В системе отношений в группе можно выделить 4 уровня (страты):

1. Центр (ядро) групповой активности - совместная деятельность;

2. Феномены, возникающие в результате опосредования МЛО совместной деятельностью. Это ценностно-ориентационное единство (совпадение оценок, установок членов группы по отношению к различным объектам и явлениям действительности); коллективистское самоопределение (избирательное отношение индивида к воздействиям группы, при котором он принимает одни из групповых влияний и отвергает другие. КС противостоит как полному соглашательству (конформизму), так и полному отрицанию (нонконформизму) мнений участников группы; адекватность возложения и принятие ответственности при успехах и неудачах (АВО); референтность и действенно-групповая эмоциональная идентификация (ДГЭИ - переживания одного члена группы даны другим как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на блокирование действий фрустратора) и др.

3. МЛО опосредованные совместной деятельностью (симпатии - антипатии, притяжение - отталкивание);

4. Непосредственно эмоциональные контакты.

Социометрия - это психологическая теория, базирующаяся на понимании социальных отношений как результате эмоциональных взаимоотношений людей (Я.Марено). Основные идеи:

* В основе всех социальных процессов лежат эмоциональные отношения между людьми;

* все проблемы современного общества могут быть разрешены путём перестановки людей в соответствии с эмоциональными предпочтениями (симпатиями);

* МЛО определяются "теле" - способностью человека притягивать других людей;

* простейшими элементами микроструктуры группы выступает социальный атом, состоящий из внутреннего ядра (люди с которыми поддерживаются отношения), внешнего ядра (люди с которыми хотелось бы поддерживать отношения) и круга людей не имеющих личностной значимости для индивида;

* структуру МЛО можно изучать при помощи теста "Социоментрии".

3.Если проследить иерархию отношений в социальной психологии, то можно увидеть следующую картину:

 

Общественные отношения

(отношения на макроуровне)

 

Психологические отношения

(политические, религиозные, культурные и т.д. отношения)

 

Межличностные отношения

(возможны лишь в малой группе между её членами).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...